Развитие интегративных качеств дошкольников

Доклад «Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога»

В настоящее время в нашей стране идет интенсивное обновление системы образования. Отличительной чертой ее развития на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного обучения.

Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной дошкольной общеобразовательной программы внесли значительные изменения в систему дошкольного обучения. Теперь весь образовательный процесс строится не только в соответствии с ФГТ, но и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция обучения – важный шаг в структуре программного материала. В настоящее время система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания и становится, более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые знания, умения и навыки, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Под интегративным качеством понимается системное образование, которое:

1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2. является показателем и характеризует 3 сферы развития ребенка – личностную, интеллектуальную, физическую;

3. способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем, соответствующих возрасту.

Федеральными государственными требованиями определены следующие интегративные качества:

1."Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

• Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.

• Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2."Любознательный, активный"

• Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) .

• Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

• Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности) .

• В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3."Эмоционально отзывчивый"

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

- ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) ;

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

5."Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения"

• Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

• Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

• Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

6."Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту"

• Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

• Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

7."Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления

• о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

• об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

• о мире.

8."Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"

• Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9."Овладевший необходимыми умениями и навыками"

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированность таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь очень важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие формы и методы обучения применяются. Для развития интегративных качеств дошкольников подготовительной группы нашего детского сада воспитатели в своей работе с детьми используют интегрированные занятия. Интегрированные занятия – это совместные занятия воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, многообразии мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в интересной игровой форме, что поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, не позволяя ему заскучать и отвлечься, а также они включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии мы используем большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

При планировании и организации интегрированного занятия мы тесно взаимодействуем с родителями воспитанников: сообщаем за месяц до проведения его тему и содержание, даем рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми, подборе книг, иллюстраций, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр).

Для достижения высокого уровня развития интегративных качеств дошкольников, помимо интегрированных занятий, мы используем ежедневно различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Дидактические игры. Дидактические игры тренируют ручную ловкость ребенка, незаметно подготавливая его к следующему, школьному этапу жизни. В их процессе осуществляется познание окружающего мира, целенаправленная подготовка к технике письма, ознакомление с математическим и геометрическим материалом, закладываются основы пространственного мышления, формируются коммуникативные навыки.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры позволяют детям сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, установить эмоциональный контакт с другими участниками игры

Театрализованные игры. Театрализованные игры развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей, организаторские умения, совершенствуются формы и средства поведения и общения, складываются взаимоотношения детей друг с другом.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество и в других различных видах деятельности. Подвижные игры. Двигательная активность не только приносит удовольствие, но и полезна для здоровья. Подвижные игры – это замечательный способ проводить время увлекательно и с пользой. Они помогают формированию здорового образа жизни, укрепляют здоровье детей, помогают познавать окружающий мир, осваивать различные модели поведения, стимулируют активность мышления, что необходимо для полноценного и всестороннего развития дошкольников.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника в нашем детском саду осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка.

Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

www.maam.ru

Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников

Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют впечатления детей от общения с людьми. Мировосприятие ребёнка определяется той или иной информацией, которую он получает по телевидению, из окружающего мира.

Дошкольнику несвойственна созерцательность. Он стремится к активному взаимодействию с предметами, старается познать его отличительные особенности. Но это же и порождает у ребенка вопросы на которые он не сможет самостоятельно ответить.Поможем же мы, педагоги, проникнуть в суть доступных явлений, приоткроем тайны растительного и животного мира,

сформируем у детей правильное отношение к общественной жизни, систематизируем и углубим знания о Родине, людях разных профессий, о нормах поведения и т. д.

Дидактическим играм в настоящее время уделяется большое внимание, т. к. это сложное многоплановое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Социализация» и т. д.

Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания и игровых организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание сформировано как цель, т. е. чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступном ребенку задании в игровой форме, которая заинтересовывает ребенка и побуждает выполнять правила игры. В правилах игры заложен более глубокий смысл-познание мира и реализация потенциала ребенка, использование возможностей возраста, развитие интегративных качеств «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми навыками и умениями», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Детям же правила важны для решения игровой задачи и для достижения успеха.

Каждый из структурных компонентов имеет своё особое исключительное назначение, а главное - вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность, позволяет им быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями, принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе, развивать умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, применять самостоятельно усвоенные знания, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Педагог учит и играет, а дошкольники, играя учатся. Важно обрести в общении с детьми демократичный стиль общения, который важен для развития интегративных качеств ребёнка, развития его потенциала, творческих способностей, использование возможностей возраста. Создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует независимости мышления детей, аргументированно видеть свои недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Для развития интегративных качеств нам, педагогам, следует отказаться от привычки «говорить детям», а научиться разговаривать с ним. Создать благоприятные условия для реализации разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни. Эти игры описаны в разных методических пособиях по определённому разделу работы. Так же дидактические игры способствуют для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться, но не всегда хотят выполнять все требования. Через усвоение игровых заданий, а следовательно с помощью дидактических игр воспитатель способствует развитию интегративного качества» Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. " На протяжении своего детства дети усваивают - нельзя не выполнять правила игры. Большое значение для развития этого интегративного качества имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения. Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если развитию интегративных качеств не придается должного внимания, то в центре может оказаться выигрыш. Но в центре игры должна быть честность, справедливое отношение друг к другу, ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, способность планировать свои действия и др. так и отрицательные – несоблюдение правил поведения, неприятие образовательного процесса, неспособность применять усвоенные знания, эгоизм. Так с помощью игр выявляются компоненты, которые недостаточно развиты, требующие работу специалистов или помощь педагога. Посредством этих же игр воспитатель «устраняет» нежелательные проявления в характере своих воспитанников, в развитии интегративных качеств. В последнее время родители стали больше уделять внимания развитию детей, они пытаются научить их считать, читать, записывают их во всевозможные кружки, загружая его память и обучая его по образцу. В то же время они не всегда понимают важность развития интегративных качеств ребёнка, реализации потенциала ребёнка. Родители должны знать о значении интегративных качеств, о приемах их развития. Только тесный контакт через родительские собрания, совместное проведение мероприятий, индивидуальные беседы расширят возможности развития дошкольников. Однако существуют такие родители, которые считают, что развитие способностей и возможностей детей удел профессионалов.Дети таких родителей и составляют основной контингент дошкольников наших детских садов. Таким родителям следует объяснять, что без взаимодействия в семье невозможно добиться положительных результатов в формировании культуры ребенка, развитии способностей управлять своими эмоциями, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, потребности следовать правилам поведения, проявлять сострадание, сочувствие и бескорыстную помощь. Родителям следует напоминать, что для развития интегративных качеств проводить общение с детьми при помощи положительных эмоций, что является основой доверительного отношения друг к другу и раскрывает детский потенциал. Одной из форм на благо развития интегративных качеств являются дидактические игры в семье. Игровая деятельность детей и родителей не только сближают их, приносят удовлетворение от результатов сотворчества, но и позволяет увидеть своего ребёнка с необычной стороны. Родителям следует рекомендовать помочь ребенку в выборе друзей для совместного проведения дидактических игр, продумать содержание, определить задачи, игровые правила и действия, которые будут способствовать развитию силы воли, использовать свои знания, делать правильные умозаключения, учатся достойно проигрывать, помогать друг другу, что является важными факторами подготовки к жизни в современном обществе.

www.maam.ru

Семинар "Формирование интегративных качеств у дошкольников".

документы образовательной организации

Слайд 2.

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования к его качеству. ФГТ определяют интегративные качества, которые представляют собой достижения воспитанников во всех сферах психофизического развития.

Педагог должен строить образовательный процесс с ориентацией на общие закономерности развития воспитанников в разные возрастные периоды, развитие эмоций, чувств, мыслей, интересов, мотивов, склонностей, способностей в разных видах деятельности, взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, а так же его индивидуальные характеристики развития.

Слайд 3.

Мониторинг планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми Программы становится важной составляющей педагогической деятельности.

Для проведения обследования разработан комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Слайд 4.

Интегративные качества можно разделить на физические, личностные и интеллектуальные.

Слайд 5.

Физические качества – качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка. Данная категория качеств проявляется через освоение определенных двигательных умений и навыков и иллюстрирует отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка. К физическим относится интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками».

Слайд 6.

Личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки) , в том числе его морально-нравственное развитие.

К личностным качествам относятся:

-Эмоционально отзывчивый.

-Овладевший средствами общения и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

-Способный управлять своим и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Слайд 7.

Интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта) .

К интеллектуальным качествам относятся:

-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту.

-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

-Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 8.

Слайд 9.

Интегративное качество "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Слайд 10.

Интегративное качество "Любознательный, активный".

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Слайд 11.

Интегративное качество "Эмоционально отзывчивый".

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного Искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Слайд 12.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) . Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Слайд 13.

Интегративное качество "Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения".

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила) , в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Слайд 14.

Интегративное качество "Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту".

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Слайд 15.

Интегративное качество "Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Слайд 16.

Интегративное качество "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности".

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Слайд 17.

Интегративное качество "Овладевший необходимыми умениями и навыками".

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Слайд 18.

Развитие интегративных качеств осуществляется через различные виды детской деятельности.

В ФГТ указано семь видов детской деятельности:

-игровая;

Подробней на сайте estalsad26.edumsko.ru

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста

Дата публикации: 2013-03-03 | Просмотров: 9875 | Автор: Ольга Богданова

Доклад.

как средство для развития интегративных качеств детей.

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники во время пребывания в детском саду.

Оценив результаты, педагог может определить повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.

Использование развивающего обучения и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности детей.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени - дошкольной.

Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?

Первое, на что хочется обратить внимание - это целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок - дошкольник окунается в целый мир ощущений - общается, использует вербальные и невербальные средства общения, играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств - это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

И в зависимости от этих сочетаний - происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним - педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.

Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».

Что же может быть интегрировано в педагогическом процессе? Что может и должно интегрироваться воспитателем?

1. Интеграция информации (содержание образования) , которое представлено в образовательной программе.

2. Интеграция способов познания (представления, навыки и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области) .

3. Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.

4. Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии.

Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

В результате такой интеграции можно предположить вариативность интегрированных задач:

1. На основе нескольких образовательных областей.

2. На базе одной образовательной области.

3. При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4. Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.

5. Общая проблема (задача) объединяет различные образовательные области и занятия.

Тематическая интеграция происходит тогда, когда каждая последующая тема логически строится на основе предыдущей.

Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.

Решением этих задач может стать использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.

Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки - это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.

Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.

Автор Богданова О. В.

Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг) :

Проект: _______________________________________ (название) .

Количество участников проекта: дети _______ взрослые ___________

Показатели мониторинга.

№1) . Владение способами познавательной деятельности.

№2) . Умение использовать различные источники информации.

№3) . Коммуникативные и адаптивные умения: работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

№4) . Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.

Критерии бинарные:+ или -

( плюс - владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес) ,

( минус - не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности не проявляет) .

Способ мониторинга - педагогическое наблюдение.

«Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D; где:

А - количество детей в группе.

В - максимальное количество баллов: А* 4.

С - фактическое количество баллов.

Подробней prodetsad.spb.ru

9,2%

-

Д – достаточный уровень (тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности)

Б – близкий к достаточному (тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво)

Н – недостаточный уровень (тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка ни в одной из нескольких ситуаций)

Средний показатель:

2 младшая группа – 66.8%

Средняя группа – 88,1%

Уровень формирования интегративных качеств воспитанников на конец учебного года по сравнению с началом учебного года заметно повысился, а именно:

Сравнительный анализ по группам.

2 младшая группа 2011-2012 учебный год.

Средняя группа 2012-2013 учебный год.

В каждой возрастной группе велась систематическая работа по реализации программы. Во всех возрастных группах отмечается положительная динамика развития дошкольников. Таким образом, интегративные качества у детей среднего дошкольного возраста развиты в основном на достаточном и близком к достаточному уровнях. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе» и «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Анализ динамики развития интегративных качеств в группе № 4

За 2011-2012 и 2012-2013 учебные года (2-я младшая и средняя группы)

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Отмечается положительная динамика в овладении основными культурно-гигиеническими навыками, выполнении доступных гигиенических процедур и потребности в двигательной активности. Анализируя динамику развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» важно отметить повышение уровня развития данного качества (рис.1) . Так, количество детей с достаточным уровнем возросло с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с 48,4% до 13,9%

Рисунок 1. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Воспитанников с низким уровнем исследуемого качества на конец 2011-2012 учебного года и 2012-2013 учебного года не обнаружено.

Итого по интегративному качеству «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Таким образом, анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; дети самостоятельно проводят доступные возрасту гигиенические процедуры; соблюдают элементарные правила здорового образа жизни; выполняют правила поведения на улице и в общественных местах.

  1. Любознательный, активный

Анализ результатов развития интегративного качества «любознательный, активный» показывает увеличение количества детей с достаточным уровнем познавательных интересов и инициативы (с 35,2 % до 88,1%) . Отмечается уменьшение дошкольников с уровнем, близким к достаточному (с 51,6% до 31,2%) . Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (с 13,2% до 0%) .

Рисунок 2. Динамика развития интегративного качества «Любознательный, активный»

Итого по интегративному качеству «Любознательный, активный»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 22 ребенка– 90,8%

Близкий к достаточному – 2 ребенка – 92%

Таким образом, у детей значительно повысился уровень активности и любознательности. Воспитанники проявляют интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.У детей сформированы навыки вхождения в проблемную игровую ситуацию, желание искать пути разрешения этой ситуации. Ведется работа над формированием начальных предпосылок;поисковой деятельности; формирование интеллектуальной инициативы, развитие умений определять и применять возможные методы решения проблемы, пользование специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

  1. Эмоционально отзывчивый

Анализ результатов позволяет отметить результативность деятельности по развитию исследуемого интегративного качества. Так, возросло количество дошкольников с достаточным уровнем понимания эмоциональных состояний (с 34,4% до 86,1%) - дети самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. Уменьшилось количество дошкольников с уровнем, близким к достаточному (с 48,8% до 13,9%) – дети справляются с заданиями с помощью взрослого.

Рисунок 3. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Эмоционально отзывчивый»

Итого по интегративному качеству «Эмоционально отзывчивый»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень –16 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Изучение динамики качества «эмоционально отзывчивый» позволяет сделать выводы о том, что у воспитанников на достаточном уровне развиты представления об эмоциональных состояниях, отмечается сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, дети более эмоционально стали реагировать на произведения искусства, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении без специального воздействия со стороны взрослого.

  1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Сформированность данного качества находится на высоком уровне. Воспитанники используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Рисунок 4. Динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Итого по интегративному качеству «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Анализируя результаты необходимо отметить увеличение количества дошкольников с достаточным уровнем (с 30,1% до 90,8%) – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Уменьшилось количество воспитанников с уровнем, близким к достаточному по сформированности изучаемого качества (с 48,8% до 9,2%) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении; принимают предложения инициатора; соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением.

  1. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками

Анализ результатов показывает увеличение количество воспитанников группы, адекватно понимающих причины успеха/неуспеха в деятельности.Воспитанники, в основном, знают и соблюдают правила поведения на улице, в общественных местах, используют в общении «вежливые» слова, соблюдают элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения, умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Рисунок 5. Динамика развития интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»

Итого по интегративному качеству «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Количество детей с достаточным уровнем возросло с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с 52,7% до 13,9%.

Можно сделать вывод, что у воспитанников возрастает осознание личной ответственности за успехи в различных сферах, а значит, возрастает способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту

В основном, все воспитанники умеют реализовывать замысел в рисовании, конструировании, в соответствии с возрастом владеют элементарными навыками самообслуживания, умеют самостоятельно находить интересное для себя занятие. Количество детей с достаточным уровнем возросло с 21,5% до 86,1%, с близким к достаточному снизилось с 69,9% до 13,9%.

Рисунок 6. Динамика развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту»

Итого по интегративному качеству «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 16 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

  1. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе

Уровень сформированности вышеуказанных качеств достаточно высок.

Согласно полученным результатам увеличивается количество воспитанников группы, имеющих более полное представление о себе. На достаточном уровне 90,8 % , на уровне, близком к достаточному – 9,2%.

  1. Рисунок 7. Динамика развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе»

Итого по интегративному качеству «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 71,3%

Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 22 ребенок – 90,8%

Близкий к достаточному – 2 ребенка – 9,2%

Таким образом, в результате работы у детей в достаточном объеме сформированы знания о своем имени, возрасте, адресе, о своих достоинствах и перспективах развития; дети получили и усвоили представления о своей стране, городе, многообразии стран и государств, имеют представление о Российской армии, знают военные профессии.

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Сформированность данного качества находится на высоком уровне.

Анализ результатов доказывает положительные изменения в развитии интегративного качества.

На достаточном уровне 86,1 % , на уровне, близком к достаточному – 13,9%.

Рисунок 8. Динамика развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Итого по интегративному качеству «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 73,1%

Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

  1. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Умения и знания воспитанников значительно повысились по всем образовательным областям в каждой возрастной группе: наивысшие результаты в средней группе, несколько ниже - в младшей. Анализ развития данного качества позволяет сделать выводы о позитивной стабильности в развитии детей.

Это объясняется переходом детей на стабильно высокий уровень развития. Полученные результаты подтверждают, что у дошкольников сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Рисунок 9. Динамика развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Итого по интегративному качеству «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Таким образом, интегративные качества у детей развиты в основном на среднем и высоком уровне. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие интегративные качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Несколько ниже показатели развития интегративного качества «Физически развитый», «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Способный решать интеллектуальные и логические задачи», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Необходимо усилить работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, развитию интереса к проектной деятельности, проявления эмоциональной отзывчивости детей в деятельности и общении, развитию у воспитанников диалогической и связной речи, развитию речевого творчества, формированию культуры общения, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных нормам и правил поведения, ознакомлению с Россией, ее историей, культурой и традициями и природой, приобщению дошкольников к изобразительному искусству.

На основании анализа данных за последние годы можно сделать выводы:

Положительные изменения в развитии интегративных качеств у воспитанников группы дают возможность сделать выводы об эффективности работы воспитателей. У детей в результате системной работы значительно выросли показатели интегративных качеств, свидетельствующие о достаточном уровне развития.

Проводя мониторинг в конце каждого учебного года, видна положительная динамика развития интегративных качеств, в сравнении с данными на начало учебного года.

Дошкольники стали более любознательными, активными, отзывчивыми, более эмоционально открытыми, повысился интерес к выполнению физических упражнений.

Вследствие разнообразных мероприятий по совместной деятельности взрослых с детьми, дети без затруднений общаются со взрослыми и сверстниками, внимательнее прислушиваются к советам и просьбам родителей.

Положительный эмоциональный настрой помогает планировать свои действия, направленные на достижение целей. Дети увлекаются поиском решения новых задач.

У детей повысились показатели интегративных качеств, в частности – физических.

Ребята овладели основными культурно-гигиеническими навыками, получили практические знания о здоровье.

Воспитанники успешно овладели навыками общения, навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также научились формировать и высказывать свою точку зрения, что ляжет в основу успешного школьного обучения.

Сравнительный анализ формирования интегративных качеств дошкольников за два учебных года:

Уровень формирования интегративных качеств дошкольников на конец учебного года по сравнению с началом повысился в каждой возрастной группе.

Средний показатель (2011-2012 уч.г.) : начало года – 21%

конец года - 66,8%

Средний показатель (2012-2013 уч.г.) : начало года – 45,6%

конец года - 88,1%+

Заведующий ГБДОУ д/с № 37 /Бондаренко Е. А./

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Методы развития волевых действий дошкольника

    Структура волевого действия у дошкольника Волевое действие в своем развитом виде имеет сложную структуру, в которую включают осознанный, мотивированный выбор цели, принятые решения, планирование,...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет в...

  • Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

    Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошко...

  • Развитие мотивационной сферы дошкольника

    Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста» Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентаци...

  • Основные условия способствующие развитию общения дошкольника

    Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внима...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

    Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» Слайд №1 Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. Слайд...