Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников

«Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! »

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием.Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

При определении методов и приемов следует учитывать физические и психические особенности ребенка и вести обучение с помощью дошкольных форм воспитательно-образовательной работы, где широко используются дидактические игры, наглядно-предметные занятия, различные виды практической деятельности.

Процесс обучения должен стимулировать активность всех детей, давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины.

Наиболее результативным в условиях детского сада является создание на занятиях психолого-педагогических условий для развития познавательных интересов детей, привлечение их к совместному решению учебных задач, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций.

Главная задача педагога на занятиях — добиться, чтобы ребенок понимал сущность явлений. .

Если взрослый достаточно полно не раскрывает содержание данных понятий, не помогает делать правильные обобщения, уяснять существенные признаки предметов и явлений, то у детей формируются неверные математические представления.

Во время занятия ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.

Математика — наука точная. В ней много специальных терминов, которые мы употребляем и в работе с дошкольниками. Воспитатель добивается, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою мысль.

На занятиях по математике следует постоянно обращать внимание на речевую работу. На каждом занятии мы учим детей четко выражать свою мысль, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать краткие и полные ответы.

Проблема обучения дошкольников математике, безусловно, не ограничивается лишь затронутыми моментами.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала.

Для современных программ математического развития детей характерно следующее:

• направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре;

• используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося. Современные технологии определяются как проблемно-игровые;

• важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащённой предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) ;

• проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе .

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.) . Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) . Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.) .

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.) . Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

В конце XIX — начале XX вв. были широко распространены идеи обучения математике без принуждения и дидактичности, но без лишней занимательности. Математики, психологи, педагоги разрабатывали математические игры и развлечения, составляли сборники задач на смекалку, преобразование фигур, решение головоломок. Широко применялись в обучении и развитии детей математические игры, в ходе которых был необходим подробный и чёткий анализ игровых действий, возможность проявить смекалку в ходе поисков, самостоятельность.

Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений как средство развития логического мышления у дошкольников…

Одной из важных задач воспитания и обучения дошкольников является создание ситуаций, позволяющих ребенку стать активным субъектом деятельности. Если ребенок сам в себе что-то преодолевает (не знаю – узнаю, научусь; начинаю – не выходит, а с помощью взрослого смогу, например, решить задачку, то он развивается как личность, способная находить нужные способы деятельности в различных ситуациях. В технологии развивающего обучения развития ребенка происходит в зоне ближайшего развития. Для формирования и развития познавательного интереса необходимо формировать у ребенка опыт преодоления затруднений, опыт эмоционального переживания результатов своих действий – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью. «Я все смогу, у меня все получится» - это должно стать девизом детей.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

На занятиях по математики в ДОУ используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки, и решаются такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, способствует повышению интереса к самому процессу.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

www.maam.ru

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовка к школе и ко всей будущей жизни. В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Слайд 4

Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.

Слайд 5

В связи с этим, меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

Слайд 6

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.

3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Разработать систему занятий

Слайд 7

Для решения поставленных задач были использованы

методы:

- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение,

-диагностика,

-математическая обработка данных.

-новизна заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование проблемы и система работы в соответствии с современными требованиями.

Слайд 8

Исследование проводилось в три этапа.

Сроки работы:

1 этап - подготовительный (июль - август) ;

2 этап - основной (сентябрь - май) ;

3 этап - аналитический (май) .

На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием дидактических игр.

Основной этап предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в подготовительной группе.

Слайд 9

НОД по развитию у детей элементарных математических представлений проходит

1 раза в неделю. А этапы мероприятия -это несколько частей, объединенных одной темой. В структуру каждого занятия ввожу физминутки для снятия умственного и физического напряжения- подбираю по тематике дня, месяца. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию.

Условно, дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Слайд 10

Для комплексного подхода к развитию мышления важным является организация предметно-развивающей среды, при этом Безопасность, Доступность,

Яркость, привлекательность, Свобода выбора, Насыщенность, должна

соответствовать возрастным особенностям и интересам. В структуру каждого занятия включается новый этап, мобилизующий, включающий систему упражнений, с помощью которых в начале занятий задается высокий уровень вовлеченности ребенка в деятельность («Ответь быстро», «быстро сосчитай», «найди пару», «найди свое место»)

Слайд 11

Все это необходимо и имеет важное значение для развития следующих функций организма:

- зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез

- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез

-слуховое восприятие и внимание, слуховая память, фонематический слух

- сенсорно-двигательная координация

- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук

Слайд 12

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

- игры на плоскостное моделирование

- электронные игры-тренажеры

Слайд 13 - котики

Слайд 14 - котики

Слайд 15

Таблица….

В сентябре месяце я проводила диагностику на уровень математического развития ст. гр по следующим темам:

На 05.09.12 было выявлено:

Эксперимент еще в стадии исследования, но исходя из данных таблицы, мы видим, что даже промежуточный результат дает положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.

Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

НОД предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

Слайд 16, Слайд 17 - Открытие мини-сайта

Я часто пользуюсь сайтами дошкольного мира где обмениваюсь информацией с коллегами по всей сети интернета. Создала свой мини сайт на маам.ру

Слайд 18

Работа с родителями

Большую помощь в работе с детьми мне оказывают их родители, я в свою очередь готовлю презентации по изученной теме и показываю на родительских собраниях, также готовлю совместные развлечения.

Слайд 19, 20 – Мои достижения

- В 2011г. В городском конкурсе «Пусть на всей планете радуются дети» - Диплом 2 степени в номинации «Танец»,

- Мои дети стали победителями в Республиканском конкурсе «Малышата 2012» в номинации «Самые сильные».

- Отмечена грамотой за добросовестный труд администрацией детского сада.

- Имею грамоту от профсоюзов работников образования за активность

Слайд 21 24 – Фото

Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

веселый счет (цифра 4)

Итоговая работа:"Дидактические игры своими руками"

Практический труд

Создание совместно с детьми Д/И«Волшебные точки»

Цель игры:

1. Упражнять детей в ориентировке в пространстве (на листе бумаги в клетку) ;

2. Развивать внимание, память, умение работать с образцами .

Методика:

1 вариант (простой) :

Детям даётся карточка с заданием - образцом и пустая карточка. Ребёнок должен в соответствии с образцом выложить фишки на пустой карточке (по клеточкам)

2 вариант игры - вариативность (усложнение)

Тоже самое, что и 1 вариант, только ребёнок должен выложить фишки по памяти (без образца) .

Познавательное развитие

Цель: формирование понятий "Форма" и "Цвет".

Задачи:

-развитие внимания, умения сравнивать, точно определять и подбирать геометрические фигуры;

-развивать мелкую моторику рук.

Игровой материал: игра представлена пятью карточками, разделёнными на клетки, в каждой из которых находится геометрическая фигура определённого цвета и мешочек с набором геометрических фигур.

Игровая задача: первым закрыть все геометрические фигуры на своей карточке.

Дидактическая игра "Мальчики"

Цель: Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Дидактическая игра «Математические пазлы»

Настольно-печатная игра.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрамипо порядку.

Цель игры:

•систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;

•закреплять навыки счета в пределах 10;

•развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

•пробуждать интерес к предмету через игру

Задачи игры:

-закрепление счета от 1 до 10;

-подготовка детей к изучению сложения и вычитания;

-акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел;

-способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

-выполнять задания поискового характера;

-учиться применять знания в измененных условиях;

-способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

"Лото с геометрическими фигурами"

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактическая игра " Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой"

Цель: закрепление счета в пределах 10,коррекция внимания, зрительного восприятия.

Физическое развитие

Подвижная игра «Воробушки»

Цели:активизация звука в звукоподражании; развитие ловкости.

Ходигры:Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик - чик - чик, чирик - чик - чик! Так весело поют».

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.

Подвижная игра «Замри»

Цель:учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ходигры:Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» - остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе.

Тот, кто примет неправильную позу,выбывает из игры.

Социально - коммуникативное развитие

Игра "Запрещенное движение"

Ход игры.Дети стоят полукругом. Педагог стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз.

Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все, остальные мои движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию.

Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

Художественно - эстетическое развитие

Цель:Закрепить знание детей о птицах родного края, умение передавать образ птиц в лепке.

Задачи:

1. Закрепить умение лепить птицу комбинированным способом.

2. Умение использовать разные приемы лепки (оттягивание, сглаживание)

3. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, пользоваться стекой.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Речевое развитие

Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель:развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ходигры:педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей?

Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у...(зверей) .

И (...) подгоняет. И т. д.

Я (тигренок) ,а не (...) .

Разучивание стихотворенияСамуила Яковлевича Маршака

Цель:развитие памяти, внимания, речевой активности.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ«Формированиеудошкольниковэлементарныхматематическихпредставленийчерездидактическиеигры» Тоескина Ю. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад ОВ № 21» Возраст: средний дошкольный Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Цель проекта:Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи проекта:Формированиеэлементарных математических представлений у дошкольников.

Участники проекта:Воспитатели группы Воспитанники (4-5лет) РодителиСрок реализации проекта: 1 год Тип проекта:Информационно - познавательный Работа с родителями:выставка для родителей: "Дидактические игры своими руками" Проблема:Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.Для формирования этих навыков я решила провести в нашей группе неделю, посвященную дидактическим играм для формирования элементарных математических способностей.

Ожидаемый результат:Развитиеэлементарных математических способностей,интеллекта, навыков культуры речевого общения, совершенствования эстетического и нравственного отношения к окружающему. Ожидаемый результат:Развитиеэлементарных математических способностей,интеллекта, навыков культуры речевого общения, совершенствования эстетического и нравственного отношения к окружающему.

Реализация этапов проекта:. Этапы. Содержание работы. Срок Виды детской деятельности1.

Практический труд Создание совместно с детьми Д/И «Волшебные точки»2. Познавательное развитие Дидактическая игра "Геометрическое лото "Дидактическая игра "Мальчики"Дидактическая игра «Математические пазлы»Дидактическая игра "Лото с геометрическими фигурами"Дидактическая игра " Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой«3.

Физическое развитие Подвижная игра «Воробушки»Подвижная игра «Замри» 4. Социально - коммуникативное развитие Игра "Запрещенное движение«5.Художественно - эстетическое развитие Лепка: «Птицы нашего края»6. Речевое развитие Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?»Разучивание стихотворенияСамуила Яковлевича Маршакавеселый счет (цифра 4) Итоговая работа:"Дидактические игры своими руками" Практический труд Создание совместно с детьми Д/И«Волшебные точки»Цель игры:1.

Упражнять детей в ориентировке в пространстве (на листе бумаги в клетку) ;2. Развивать внимание, память, умение работать с образцами . Методика:1 вариант (простой) :Детям даётся карточка с заданием - образцом и пустая карточка. Ребёнок должен в соответствии с образцом выложить фишки на пустой карточке (по клеточкам) 2 вариант игры - вариативность (усложнение) Тоже самое, что и 1 вариант, только ребёнок должен выложить фишки по памяти (без образца) . Познавательное развитие:Дидактическая игра «Геометрическое лото»Дидактическая игра «Мальчики»Дидактическая игра «Математические пазлы»«Лото с геометрическими фигурами» Физическое развитие:Подвижная игра «Воробушки»Подвижная игра «Замри» Социально - коммуникативное развитие:Игра "Запрещенное движение" Художественно - эстетическое развитие:Лепка: «Птицы нашего края» Речевое развитие:Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?» Разучивание стихотворенияСамуила Яковлевича Маршака

По теме:

Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

творческий отчет...

Материал с сайта nsportal.ru

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.) , игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Практическая часть

1. Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 2 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты.

Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название.

Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета.Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.) . Проводится игра типа "Лото".

Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого) , на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

2. Результаты исследования, диагностика.

Работа МБДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Для обследования уровня развития элементарных математическихпредставлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:

анализ деятельности детей на занятиях;

анализ деятельности детей в процессе дидактическихигр,

анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

На 05.09.12 было выявлено:

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

75 % -детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5.

68% детей знают порядковый счет.

68% - знают геометрические фигуры и их признаки.

87% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу.

75% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые) .

Лишь 50% детей умеют определять положение предмета в пространстве

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 56% детей.

68% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

56% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

62% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

У 56% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.

62%- Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

68% -детей умеют ориентироваться на листе бумаги

На 03.09.13г. было выявлено:

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

87% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10.

У 81% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

93% - знают геометрические фигуры и их признаки.

100% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

81% детей умеют определять положение предмета в пространстве.

81% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

86% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые) .

94% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

У 75% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.

75% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

81% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

У 68% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.

75% умеют решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал.

Выводы

1. Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольникови способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике

Практические рекомендации

1. Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических

геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

4. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода

Мною был разработан (из личного опыта работы и методической литературы) комплекс дидактических игр,способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Составление геометрических фигур

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель:упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал:счётные палочки (15-20 штук) , 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель:упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры:взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке) . Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель:закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры:у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком.

Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель:закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Игра «Живая неделя».Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник.

Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки.

Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Игра « Найди игрушку».

« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель , к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти».

Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу , где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево , приседает и за шторой находит игрушку.

Игра «Найди свой домик ».

Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик.

Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг ,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

Игра «Величина»

Игра«Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку.

После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Заключение

Целью исследования было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, провели исследование по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

По теме:

Подробней nsportal.ru

-быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения

Диагностика математических представлений выявляет, что дошкольники с ограниченными возможностями здоровья:

- механически, неосознанно запоминают порядок следования чисел до 10, у них наблюдается «безытоговый» счет

-ошибаются при установлении соответствия между множествами, отсутствует умение оперировать множествами.

-не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число,

-неверно пересчитывают количество предметов

- с трудом запоминают цифры, знаки

-Пространственно-временные представления детей с ЗПР также недостаточно сформированы

- склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнениепробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм и художественных произведений, как средства воспитания и обучения детей.

Ценность этих произведений заключается, прежде всего, в их высокой интонационной выразительности.

Малые фольклорные жанры и произведения детских писателей, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка ребёнка с ЗПР, так как, детская память избирательна.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья - развить и формировать у детей интерес к математике, по средствам использования фольклорных жанров и произведений детских писателей.

Целесообразно включать фольклор и произведения детских писателей в следующие разделы программы по ФЭМП у детей с ЗПР

– развитие и совершенствование сенсорных представлений– развитие пространственных и временных представлений– формирование количественных представлений и отношений– формирование навыков решения элементарных арифметических задач

Произведения детских писателей и малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками с ЗПР:

- как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, понятием) ;

- как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила) ;

-как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Принципы:

  • Фольклорная форма должна иметь математическое содержание
  • Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и соответствовать программным требованиям
  • Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны
  • Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Одно из известных фольклорных жанров - загадка. Загадка служит как средство усвоения некоторых понятий: множество, отношение, величина, число, а так же для конкретизации и закрепления пройденного материала.

В работе по формированию ЭМП могут быть использованы загадки следующего содержания:

- связанные с понятием числа и цифры;

- со сравнением множеств, величин, чисел: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире;

-с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года;

-с пространственными представлениями;

-с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.

Особенно эффективно использование загадок на закрепление пройденного материала, где дети должны найти и показать, выложить (из косточек, палочек, шнурочков) или напечатать (математический диктант) угаданную цифру или геометрическую фигуру.

Следующий фольклорный жанр - скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и в свободной деятельности. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка.

Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.

Интересные возможности представляет дефектологу работа со считалками, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.

Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать память, овладевать элементами артистизма.

Мир детства невозможно представить без сказок и стихов. При формировании ЭМП у дошкольников большой эффективностью обладают сказки и стихи детских писателей. Так знакомя детей с числом и цифрами можно использовать стихи и сказки С. Маршака, Г. Виеру, В.

Бакалдина, С. Михалкова и др. писателей.

Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или оформленных в виде сказок.

Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», « Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт.

Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т.д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Дважадныхмедвежонка».

Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре, семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», « Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т.д.

В своей практике закрепляя материал по ФЭМП также используем различные виды театров и работу с песком, с использованием сказочных персонажей.

Не надо забывать и о том, что важное место при формировании ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:

- усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»;

- будут способствовать развитию счёта на слух;

- развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.

Формируя ЭМП в своей работе используем технологию В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Принципом, которой является игровое обучение детей дошкольного возраста с использованием сказочных персонажей, сказок.

"Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки) . При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

"Сказочные лабиринты игры" помогут усвоить детям понятия:

1. Выше-ниже, перед, за, между, количественный и порядковый счёт

2. Состав числа

3. Соотносить количество предметов с цифрой

4. Научит решать арифметические задачи и т.д.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научит делать элементарные умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.

Планируя работу по включению загадок, стихов, пословиц, поговорок в занятия по математике, рекомендуется использовать следующую литературу

  • Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой» Москва 2011г.
  • В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»Москва 1994г.
  • Харько Т. Г., В. В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры» Санкт-Петербург 2007г.
  • С. Е. Царёва «Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальном обучении математике» Новосибирск 1998г.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Элементарные математические представления у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Математическое развитие дошкольников

    Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме...

  • Математические представления у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

    Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике пр...

  • Логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Формирование математических представлений у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Михайлова носова логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Логико математическое развитие дошкольников михайлова носова скачать

    Логико-математические игры в работе с дошкольниками Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетвор...