Развитие коммуникативных качеств у дошкольников

Формирование коммуникативности

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

-знание норм и правил общения.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я обнаружила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками.

И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.

Театр радует детей, развлекает и развивает. Их именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли являются для развития очень значимы.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве) .

Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Успешно были показаны спектакли «Хвосты», «Гуси-лебеди», «Посуда» для детей других групп и родителей.

В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Угадай, кто я

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и норм в общении.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Покажи сценку

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Передача чувств

Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: Погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой, погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй, прижать к себе, потрепать ласково волосы.

Встреча сказочных героев

Цель: описать свои ощущения в новой роли, формировать адекватную самооценку, помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера.

Педагог играет роль волшебника, подбирая каждому ребёнку образ сказочного персонажа, который обладает личностными особенностями, противоположными характеру ребёнка. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает; ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя. Каждому герою волшебник даёт по «пять жизней» (фишки, которых он лишается, если изменит свой поведение. Далее детям предлагается придумать сказку для своих героев и разыграть её.

Телефон

Цель: развивать творческое воображение, формировать коммуникативные навыки.

Приглашаем двух человек, которым даётся по телефону предлагается ситуация и тема для разговора.

Поздравить с днём рождения и напросится в гости

Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр

Вам купили новые игрушки, и вы приглашаете друга поиграть

Вас обидели, а друг вас утешает

Ваш друг отнял любимую игрушку, а теперь извиняется

Лесное телевидение

Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации; воспитывать коммуникативные качества.

Ребёнок в костюме сороки берёт интервью у лесных обитателей. Дети по желанию выбирают себе роль животного, одевают элементы костюмов, придумывают небольшой рассказ о новостях из их лесной жизни.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: Театральная мастерская

Программное содержание:

1. Продолжить знакомить детей через театральную деятельность с героями былин и сказок, их атрибутами.

2. Дать представление о создании сценического образа

3. Познакомить с технологией изготовления декораций

4. Учить детей принимать участие в создании пальчикового театра.

5. Воспитывать коммуникативные качества, развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации.

Оборудование: стулья и столы по кол-ву детей; стол, покрытый тканью; магнитная доска.

Материалы: кукла Карандашкин, картинки с изображением героев былин, цветной картон, трафареты, ножницы, фигурки картонного пальчикового театра.

Музыкальный материал: песня «Богатырская сила»

Предварительная работа: чтение былин и русских народных сказок о богатырях, рассматривание репродукции В. Васнецова «Три богатыря».

Организация занятия:

1. Вводная часть: 3 минуты

2. Основная часть:

а) Познавательная – 10мин.

б) Двигательная – 2мин.

в) Продуктивная – 8мин.

г) Спектакль – 5мин.

3. Заключительная часть: 2 минуты

Организация детей:

1. Сидя на стульчиках.

2. Стоя у доски, сидя за столами, движение на ковре.

3. Сидя на стульчиках.

Ход:

1ч.

Карандашкин предлагает детям стать артистами и

устроить в группе театральную мастерскую.

Воспитатель: В театральной мастерской работает много людей. Сюжет пишут, придумывают авторы (дети повторяют слова «сюжет», «автор») Режисёр распределяет роли среди артистов, руководит всем спектаклем (дети «режисёр» - руководитель спектакля). Артисты играют в спектакле для зрителей. Художник по костюмам придумывает костюмы. Художники-декораторы изготавливают декорации к спектаклю. Когда артисты выучат текст своих ролей, они выступают перед зрителями в костюмах на сцене театра.

Карандашкин: Вот я и предлагаю открыть театральную мастерскую и всё попробовать самим.

2ч.

а) Дети внимательно рассматривают рисунки богатырей (на магнитной доске)

Вопросы для общения:

Какие герои-богатыри на рисунках (дети «мужественниые, гордые, бесстрашные»)

Они защишают или нападают? (дети «защищают»)

Какие костюмы у них? (дети «одеты на них доспехи, в руках мечи»)

Какие ещё герои в нашем сюжете? (дети придумывают)

Воспитатель:А сейчас мы будем авторами – сочиним сюжет нашего спектакля. (Дети придумывают сюжет, а воспитатель записывает его на листе бумаги)

б) Пластический этюд «Богатырская сила»

Цель: создать в пластике образ былинного, сказочного богатыря.

Дети выплоняют движения под музыку.

в) Воспитатель вносит персонажи картоннго пальчикого театра. Дети рассматривают .

Воспитатель: картонный пальчиковый театр можно показывать даже на столе. Но чего нам не хватает для нашего спектакля? (дети «декораций») Мы можем с вами их изготовить.

Технология изготовления декораций

1. По выкройке-трафарету обводим карандашом по контуру.

2. Вырезаем по контуру 2 части

3. Соединяем 2 части по прорезям. Дети изготавливают декорации.

г) Воспитатель: давайте станем режисёрами и попробуем поставить кукольный спектакль. Распределим роли по вашему желанию.

Затем проигрывается сценарий по ролям. Воспитатель в роли автора-чтеца.

3ч. Воспитатель: Получился у нас спектакль?

Кем мы были в театральной мастерской?

Каждый из нас может быть и автором, и режесёром, и актёром, и художником. Главное – знать, каких героев мы должны представлять.

А теперь можно приглашать и зрителей, а как мы это сделаем? (дети «нарисуем афишу»)

А афишу мы будем рисовать вечером.

www.maam.ru

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.

Важной задачей для меня, как для педагога стал поиск эффективных средств организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию и формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего с тем, что у дошкольников отмечается недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, что в дальнейшем может сказаться на социализации ребёнка, в межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.

Избежать такого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Поэтому я стала искать новые подходы в решение проблемы развития и формирования коммуникативных навыков дошкольника.

В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, не смотря на то, что общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Старший дошкольный возраст-уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.

Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности.

Диапазон опыта

представлен системой мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.

Коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком и выразительными средствами речи в различных речевых ситуациях.

Новизна опыта заключается в создании условий для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.

В своих трудах Нуждина М. А., Мильруд Р. П. пришли к выводу о том, что коммуникативные навыки необходимо развивать ещё в детстве. Тогда, когда ребёнок наиболее пластичен, способен всё впитывать в себя.

Таким образом, анализируя литературу, можно сделать выводы, что игра является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребёнка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности. Всё это может дать театральная деятельность. Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет успешно развивать коммуникативные качества детей.

Опыт адресован педагогам, обеспечивающим получение дошкольного образования, руководителям театрализованных студий, работающих с дошкольниками, также он может быть полезен студентам педагогических колледжей и вузов.

Технология опыта

Целью моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков

2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

3. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Работа по созданию театрализованных представлений осуществлялась поэтапно.

На начальном этапе внимание детей старалась акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

На промежуточном этапе игровые ситуации позволяли ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии воспитанникам предоставлялась возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. У детей постепенно углубляется интерес к театрализованным играм. Они учатся сочетать в роли движение и текс, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантониму 2-3х действующих лиц.

На завершающем этапе проводились специальные развивающие занятия с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребёнка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства в движении, мимикой, голосом, на развитие способности переживать.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближало детей, делало их союзниками, партнёрами в общем деле.

На всех этапах работы мною активно использовался такой метод, как похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях.

Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес дошкольников и родителей к организации и проведению театрализованных представлений.

Таким образом, театрализованная форма воспитания- одно из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Критерием результативности опыта является положительная динамика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Если на начальном этапе у 36 % детей был низкий уровень коммуникативных склонностей, то на завершающем этапе у 78% детей средний уровень, а у 20% -высокий уровень сформированности.

Повысилась творческая активность детей. 26% воспитанников имеют высокий уровень; 72 %-средний и лишь у 2 %детей низкий уровень активности.

Улучшились навыки общения детей. На начальном этапе у 56% воспитанников отмечался низкий уровень сформированности навыков, на завершающем этапе у 64% детей средний уровень, а 36% воспитанников имеют высокий уровень сформированности навыков.

Также неоднократные наблюдения за детьми позволило мне сделать вывод, что у детей появилась любовь к исполнительскому мастерству, они с удовольствием стали участвовать в театрализованных играх, представлениях, концертах.

Хотелось бы также отметить, что у родителей наметилась положительная тенденция понимания нравственных аспектов в воспитании личностных качеств ребёнка, посредством участия в театрализованных играх.

Если на начальном этапе работы основными критериями развития личности родители выделяли интеллектуальную сторону развития детей, то к концу завершающего этапа 86% родителей отметили важность эмоционально- духовной сущности ребёнка.

Прикреплённые файлы:

obobschenie-opyta_u21k3.pptx | 1511,88 Кб | Скачан: 71
www.maam.ru

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Введение

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Научные труды ученных

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др., в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях) .

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Целевые установки

- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучать умению слушать и слышать другого;

- учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие коммуникативных качеств

Полноценную игру

Творческую предметно – практическую деятельность

Опыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

Интересная и занимательная непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Дидактические игры

Ситуативный разговор

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Коммуникативные тренинги для детей

Игры с правилами

Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

Цель:

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи:

1. Развитие навыков конструктивного общения;

2. Преодоление барьеров в общении;

3. Развитие лучшего понимания себя и других;

4. Снятие психического и эмоционального напряжения;

5. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

«Мое настроение» Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении».

«Животные наши друзья» Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок».

«Добрые и злые поступки» Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, Упражнение «Добрый -злой»

«Дружба» Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

«Хорошо ли быть злым» Упражнение Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица»

«Если бы я был волшебником» Игра «Водяной, Упражнение «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника».

«Мои поступки и поступки

других» Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо –плохо»

Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов) .

Задание В. (Образование предложений с данными словами) .

Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет?

Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?

Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

- Игры и упражнения на умение сотрудничать;

- Игры и упражнения на умение активно слушать;

- Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;

- Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;

• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

- На систему ценностей;

- На ответственность;

- На личное достоинство и уважение этого достоинства;

- На индивидуальность и своеобразие;

- На независимость от других людей;

- На собственные мысли;

- На отстаивание своих прав.

Заключение

По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире.

Список литературы

1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).

2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

5. Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»

6. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

7. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001

8. Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

9. Скорлупова О. А., Федина Н. В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010.

Прикреплённые файлы:

razvitie-komunikativnyh-navykov_ovlu6.ppt | 659,5 Кб | Скачан: 380
www.maam.ru

"Что такое дружба?"

Цель: Развитие социально-нравственных отношений, по средствам креативных методов.

Задачи:Обогащать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать мысленную и речевую деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, модели, символы, формировать социально- коммуникативные качества( сотрудничество, гибкость, терпимость) ; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе.

Ход занятия

Воспитатель :Дети, посмотрите, в детский сад принесли посылку. Посмотрите ,что там?

Дети распечатывают ее, достают диск и смотрят сюжет, в котором крокодил Гена просит рассказать, что такое дружба и как найти друзей.

Воспитатель:Ребята, так, что же нам нужно сделать?

Дети: Давайте расскажем крокодилу Гене про дружбу все, что знаем.

Воспитатель:Надеюсь, вы понимаете, что работа это не простая: нам придется пройти длинный путь и выполнить не одно задание, чтобы показать крокодилу Гене, как мы строим Дом дружбы. Вы готовы к этому? Но есть еще одна проблема: как же он увидит все, что мы будем показывать и рассказывать?

Дети:Нужно все снять на видеокамеру, а диск отправить крокодилу Гене.

Воспитатель: В таком случае попросим ......, чтобы она все сняла на видео камеру.

Звучит музыка.

Итак, начинаем по кирпичику строить Дом дружбы. Подходите к первому кирпичику( Возле него расположены пиктограммы) .

Воспитатель: Догадались, о чем мы сейчасбудем говорить.

Дети:О настроении

Воспитатель:Какое у вас сегодня настроение?

Дети:Хорошее, веселое, радостное

Воспитатель: Почему вам весело и радостно?

Дети: Потому, что нам интересно в д/с у нас много друзей....

Воспитатель:А с кем можно дружить?

Дети:С родителями, воспитателями, ребятами, бабушками и ...

Воспитатель: как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети:С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки..

Воспитатель:Посмотрите внимательно на эти лица и найдите одинокого человека, каким должно быть его выражение лица ?

Дети:Грустным, мрачным, безрадостным, обиженным, печальным.

Воспитатель:с чем можно сравнить его настроение?

Дети:с серой тучей, пасмурным небом, дождем, тающей сосулькой, увядшим цветком.

Воспитатель: А теперь найдите человека, по выражению лица которого можно предложить, что у него много друзей?

Дети: Вот у него лицо веселое, счастливое.

Воспитатель:С чем можно сравнить его настроение?

Дети:С солнышком, распустившимся цветком, пушистым облачком в голубом небе...

Звучит музыка

воспитатель:мы прошли первый этап пути и можем заложить первый кирпичик Дома дружбы. Отправляемся к следующему(походят к дереву) . Ребята, когда вы пришли в д\с мы с вами посадили дерево, но вы уже выросли и дерево выросло вместе с вами.

Посмотрите, а это, что на нем выросло?Дети:Буквы: Д, Р, У, Ж, Б, А. Воспитатель: Попробуйте составить слово из этих букв и мы узнаем как называется наше дерево. Дети: дружба Воспитатель:Правильно. И у слова « Дружба» есть слова родственники. Давайте подумаем и назовем слова похожие на него. ( проводиться игра «семья слов»- дружить, подружка, дружок, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский, друг) Звучит музыка

Воспитатель:отлично справились и с этим заданием. Можно заложить и второй кирпичик в наш Дом дружбы. Идем дальше. (подходят к двум кирпичикам) Посмотрите здесь их целых два, значит нам надо справиться с двумя заданиями. Мы поговорим о пословицах и поговорках.

Попробуйте вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Дети: - Там, где дружат, живут не тужат.-Дружба и братство дороже всякого богатства.- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.- Нет друга- ищи, а нашел- береги.-Сам пропадай, а товарища выручай.-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.-Человек без друзей, как птица без крыльев.-Не имей сто рублей, а имей сто друзей-Человек без друга, что дерево без корней.-Дружба в делах помощница.

Воспитатель: молодцы, много знаете пословиц и поговорок о дружбе. Теперь выполним еще одно задание.(выставляются картины ) Воспитатель:как вы думаете, о чем эти картины?Дети: о дружбе Вос-ль: а какие пословицы можно подобрать к ним? И почему вы так решили(дети рассказывают) Вос-ль: Хорошо отнесем наши кирпичи и двигаемся дальше.

Посмотрите, ребята, на этом кирпичике что-то прикреплено. Как вы думаете, что это означает? (прикреплён скрипичный ключ) Здесь мы с вами немного потанцуем и повеселимся.

(включается музыка)

«Мы строим дом».

Восп: Понравился танец? Продолжаем путешествие к шестому кирпичику (на столе лежат сказочные герои из кукольного театра) .

Здесь я вам предлагаю игру, которая называется: «Выбери себе в друзья сказочного героя». С кем бы вы хотели дружить? Выберите себе друга (дети выбирают) .

Восп: А теперь объясните своему другу, почему вы выбрали именно его (дети надевают кукол на руку и беседуют с ними) . (воспитатель надевает Красную шапочку и приводит детям пример) .

«Краснаяшапочка, я выбрала тебя в друзья потому что ты очень милая, красивая и добрая девочка, ты заботишься о своей бабушке. Я хочу быть похожей на тебя». А теперь расскажите вы (дети беседуют) . Дети, а с Карабасом-Барабасом можно подружиться?

Дети: Можно, но надо научить его быть добрым и не совершать плохих поступков.

Восп: Мы столько рассказали Крокодилу Гене о друзьях и о дружбе. Теперь он поймёт, в Доме дружбы могут жить, лишь настоящие друзья, которых объединяют общие интересы, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.

Звучит музыка.

Незаметно, кирпичик за кирпичиком мы построили Дом дружбы. Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый, светлый. Но чего-то по - моему в нём не хватает.

Дети: В окошке нужно поместить друзей, чтобы было не только красиво, но и весело.

Восп: Их можно нарисовать карандашами, красками, фломастерами?

Дети: Можно.

Восп: Как будет называться эта картина?

Дети: Портрет.

Восп: Я предлагаю нарисовать портреты своих друзей. Вы можете выбрать бумагу и то, чем будете рисовать (детям предлагаются бумага, краски, карандаши, фломастеры. Портреты размещаются в окна дома) .

Восп: Замечательные работы у вас получились! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

- Что для жизни нужно?

Подробней на сайте nsportal.ru

Актуальность.В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.

Цель.Развивать у детей коммуникативные навыки.

Задачи.Учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Коммуникация- это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

Передача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.

Вербальная коммуникацияв качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка.

По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.

Невербальная коммуникация- это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д.

С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.

А также:Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель.Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель.Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель.Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель.Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Играпозволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.

По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

Система состоит из четырёх блоков:

1. Игры на развитие умения сотрудничать;

2. Игры на умение активно слушать;

3. Игры на умение перерабатывать информацию;

4. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) .

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно -в виде «игровых пятиминуток».

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – как фактор развития диалога.

Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а так же игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Маковое зёрнышко (словесная игра)

Цель.Учить детей участвовать в общем разговоре, поочерёдно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.

Кошка и мышка (подвижная игра)

Цель.Учить задавать и отвечать на них.

Фанты (словесная игра)

Цель.Развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».

«Да» и «нет» (словесная игра)

Цель.Знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизации речи.

Похожи - не похожи (словесная игра)

Цель.Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Кто кого запутает? (словесная игра)

Цель.Учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных.

Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.

Театрализованная деятельность– важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания.

В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование – на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.

Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя сюжетно-ролевую игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» развивает связную речь, память, умение распределять роль, воспитывать желание быть дружными.

Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» проводиться с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

Подвижные игрыоказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры

Игры-драматизацииспособствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактическиеинастольно-печатные игрыиспользуются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями, упражнениями, играми шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.

Повседневная жизнь представляет большие возможности для непредвиденного рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищу о событиях дома, рассказы при встрече выздоровевшего ребенка и др.) . воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие рассказывать.

Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг другу, естественно, должны отражаться и в речи ребёнка. Воспитателю надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребёнка к окружающим зависит от разнообразия обращений взрослых к детям.

Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнёры, во многом определяет успех работы.

Умение общаться обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Медиатека / ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа

2

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.

От педагога требуется большоемастерство,глубокое знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность.

Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники.

В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы.

Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами..

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе.

Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.) . Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет.

Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра.

Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.) . По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”) , а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;

“ Особенно мне не нравится, когда...”;

“Однажды меня очень напугало то, что...”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Астрологи

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Оживи маску

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

Комментарии (2)

Источник pedsovet.org

Другие статьи по теме:

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Коммуникативные игры для дошкольников

    Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста I блок – коммуникативные игр , которые направлены на...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Коммуникативная компетентность дошкольников

    Коммуникативная компетентность дошкольников Коммуникативная компетентность дошкольников. Медведева Мария- педагог-психолог МБДОУ № 441 детский сад "Кузнечик" Нижний Новгород. Помогая детям преодо...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Проект по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...