Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Проект «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Условия возникновения, становления опыта

1. Социальный заказ на творческую, активную, интеллектуально-развитую личность

2. Достаточное обеспечение материалами и пособиями для развития у детей конструктивной деятельности

3. Творческая личность педагога

4. Предметно-развивающая среда в группе

Актуальность и перспективность опыта

Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Теоретическая база опыта

1. Программа «Развитие» - Л. А. Венгера (раздел конструирования и художественного конструирования) .

2. Программа «Детство» - авторский коллектив Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена (раздел «Конструктивная деятельность») .

3. «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения) .

4. «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова (детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях) .

5. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий,

Новизна опыта

Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.

Ведущая педагогическая идея

[/b] заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.

Технология опыта

Для того чтобы ребенок овладел конструированием как универсальной способностью к созданию разных целостностей (конструкций) выполняю задачи:

1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности.

2. Формирование обобщенных представлений конструирования по образцу.

3. Формирование умения анализировать по условиям, заданные взрослым.

4. Формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.

5. Формирование способности к построению собственных замыслов.

6. Развитие инициативы и активности при конструировании по теме.

7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей.

1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности – умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем деталей и их пространственного расположения, и опять объекта в целом.

На данном этапе знакомлю детей с названиями строительного материала (кирпич, кубик, пластина, призма, со свойствами; формирую понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»; учу овладевать способами решения простейших конструктивных задач – заменять меньшие детали на большие; пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят короткую и длинную дорожки, низкие и высокие заборчики, широкие и узкие ворота, скамейки, загородки для животных, домик для матрешки.

2. Конструирование по образцу. Использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить детали.

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, в качестве образца применяю рисунки, фотографии, модель постройки из строительного материала, отображающие общий вид постройки. Для развития действий творческого воображения использую разные типы заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образца новыми элементами.

3. Конструирование по условиям. Конструирование по условиям усложняется – без образца и рисунков предлагаю детям создать конструкции по заданным условиям: построй гараж для легковых или грузовых машин; возведи через реку мост для пешеходов, для транспорта. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. У детей формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою практическую деятельность: создание замысла, планирование, отбор и выработка новых способов, контроль. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование – дети умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре.

4. Конструирование по схеме

. [/b] Начиная со средней группы, использую графические модели предметов (и построек, т. е. их упрощенные схематические изображения с какой-то одной условной позиции (вид спереди). Графические схемы служат средством ориентировки в предмете – продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования.

При обучении графическому изображению деталей использую трафареты, изготовленные из твердого пластика, с прорезями, которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. С их помощью дети находят в деталях форму и переносят ее изображение с трафарета на бумагу.

Начиная со старшей группы, детей обучаю действиям построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, вид сбоку, вид сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества.

При проведении занятий графические модели использую практически при прохождении любой темы, будь то конструирование домов, мостов, предметов транспорта. Например, при изображении дома сначала использую схему его фасада (вид спереди, при изображении машины, корабля – вид сбоку, самолета – вид сверху. После того как дети достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, перехожу по составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций. Затем все полученные изображения предмета сопоставляем между собой и по ним создаем общую постройку.

5. Конструирование по замысл

у. [/b]

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Объединяю конструирование с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, разыгрыванием сказок-драматизаций, в результате чего создаю условия для использования в конструировании настроений и образов, вызванных воздействием этих произведений.

6. Конструирование по теме

. [/b] Детям предлагаю общую тематику конструкций («Мой город», «Замок для принцессы», «Конкурс старого короля» и др., и они сами создают замыслы конкретных построек, придумывают проекты, делают чертежи, выбирают материал, способы их выполнения и строят по ним. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

7. Развитие образной, инициативной, описательной речи. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете. Он развивается в деятельности, его речь тоже развивается в деятельности. После завершения постройки дети разыгрывают, проживают свои конструкции в играх-драматизациях, в настольном и кукольном театре, сочиняют достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему, опираясь на собственные образы воображения. Таким образом, дошкольники выполняют элементарную творческую деятельность – самостоятельное сочинение простейших сказок и историй. Ребенок постепенно переходит с позиции строителя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи речевой активности. Занимая позицию рассказчика, дети овладевают образной, эмоциональной, описательной речью. В Древнем Китае говорили: «Самое трудное – радоваться чужим успехам». Дети оценивают не только свои работы, но и стройки сверстников, радуются успехам своих друзей.

Дошкольники владеют конструктивными навыками, у них хорошая координация и точные движения, пространственно-образное мышление, дети любят творить и придумывать новое, чего еще никто до них не придумывал.

Результативно

сть[/b]

Выпускники ДОУ идут в школу с высокими показателями развития конструктивных способностей: могут вести целостно-расчлененный анализ объектов, образцов; изменяют пространственное положение объекта, его частей; могут находить простые технические решения; умеют конструировать по условиям, задаваемым взрослым; способны конструировать по заданной схеме и строить схему будущей конструкции; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании. Дети являются участниками открытых городских занятий. Принимают активное участие в творческих мероприятиях детского сада и города.

Адресная направленно

сть[/b]

Опыт может быть использован каждым воспитателем дошкольного учреждения любого типа.

Трудоемкост

ь [/b]

Для развития творческих способностей детей, создала в группе современный уголок для конструктивной деятельности, который способствует формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей. Для реализации конструктивной деятельности разработала перспективное планирование по всем возрастным группам; комплекс тематического планирования; составила ряд занятий в игровой форме: «Домик для поросят», «Новые приключения колобка», «Корабли в порту», интегрированные занятия «Ищем похожие предметы», «Экскурсия в зоопарк»; изготовила ряд дидактических игр: «Каждой фигуре свой домик», «Знаю профессии», «Разноцветные комнаты», «Кто мы? », «Забавные игрушки из геометрических фигур».

До тех пор, пока мы будем помогать ребенку идти в овладении конструированием своей дорогой, он будет относиться к этому делу и как к игре, в которую интересно играть, и как к умению, которое надо освоить.

2-Я МЛАДШАЯ ГРУ

ППА[/b]

ДАТА ТЕМА ЦЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

«Чудесный мешочек»

Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.

НОЯБРЬ

«Учимся, играя! »

Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.

ДЕКАБРЬ

«Длинные и короткие дорожки для кукол»

Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: куб, кирпичик, пластина, призма. Формировать пространственные признаки «длинный-короткий», «широкий-узкий». Развивать речь детей.

ЯНВАРЬ

«Забор у домика» Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кубики друг на друга горизонтально. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность.

ФЕВРАЛЬ

«Загородки для животных»

Продолжать учит называть детали строительного материала, различать их широкие и узкие стороны. Формировать умение ставить кирпичики горизонтально, вертикально, плотно, замыкая пространство. Развивать элементарную поисковую деятельность.

МАРТ

«Мебель в нашей группе»

Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу) .

АПРЕЛЬ

«Ворота – широкие и узкие»

Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность

ДАТА

ТЕМА ЦЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

«Строим домик по схеме»

Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности.

НОЯБРЬ

«Составление силуэта кошки из геометрических фигур»

Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу.

ДЕКАБРЬ

«Новые приключения Колобка»

Учить классифицировать геометрические фигуры по признакам: цвету, форме, величине. Развивать речь, мыслительные операции, умение обосновывать правильность суждений.

ЯНВАРЬ

«Грузовые машины»

Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу.

ФЕВРАЛЬ

«Строим домик для поросят»

Учить анализировать готовую графическую модель предмета. Преобразовывать модель предмета в модель его конструкции из деталей. Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, полукуб, кирпичик, брусок, пластина, цилиндр) .

МАРТ

«Строим трамвай по схеме»

Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение

АПРЕЛЬ

Конструирование под впечатлением музыкальных произведений Вызвать музыкой зрительные ассоциации и предметные образы, связанные с определенным настроением. Словесно охарактеризовать прослушанную музыку. Развивать самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

СТАРШАЯ ГРУППА

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

«Грузовой автотранспорт»

Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; учить детей анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Развивать конструктивные способности.

НОЯБРЬ

«Гараж для машин»

Закрепить умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами имеющегося автомобиля. Развивать самостоятельное творческое конструирование.

ДЕКАБРЬ

«Корабли в порту»

Учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали, определять структуру постройки в соответствии с назначением каждого из них; задумывать постройку и воплощать замысел. Закрепить названия строительного материала.

ЯНВАРЬ Интегрированное занятие Конструирование + Компьютер «Экскурсия в зоопарк»

Развивать умения конструировать транспорт из плоскостных деталей разной величины, формы и цвета. Закрепить навык реализации схемы конструкции в постройке. Закрепить названия геометрических фигур.

ФЕВРАЛЬ

«Мост для пешеходов»

Формировать умения создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями; анализировать условия и на условии анализа строить и контролировать свою деятельность. Развивать конструктивные умения.

МАРТ

«Мост для транспорта»

Формировать умения анализировать условия задачи, создавать конструкцию в соответствии с условиями. Развивать стремление к поиску новых решений.

АПРЕЛЬ

«Жилой дом»

Учить на основе анализа образца находить отдельные конструктивные решения. Формировать умение преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями. Развивать творчество.

Подготовительная группа

ОКТЯБРЬ

«Наш детский

сад»

Учить детей сооружать различные постройки, объединенные общим содержанием. Дать представление о плане и условные обозначения в нем. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы.

НОЯБРЬ

«Дом для подарков»

Формировать у детей обобщенные представления о домах и обобщенный способ преобразования образца в соответствии с заданным условием. Активизировать поисковую деятельность.

ДЕКАБРЬ

«Строим вокзал»

Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности.

ЯНВАРЬ

«Арена цирка»

Взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру. Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом. Развивать умение работать коллективно.

ФЕВРАЛЬ

«Строим по рисунку»

Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать постройку, строить по готовому «чертежу». Развивать стремление к поиску новых решений.

МАРТ

«Украшения для мамы»

Учить классифицировать предметы по нескольким признакам (величине, цвету, фактуре, придумывать последовательность расположения элементов, соблюдать ритмичность. Способствовать гармоничному общению людей, ведущих совместную деятельность, повышать уровень их коммуникативных умений.

АПРЕЛЬ

«Башни Кремля»

Закрепить представления детей о Кремле как старинной крепости. Закрепить умение строить по чертежу-схеме или воплощать свой замысел. Развивать творческие способности.

Тема: Чудесный мешочек

Цель: Учить детей называть знакомые геометрические

фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить на ощупь, определять фигуру, называть ее. Воспитывать интерес к деятельности.

Материал: Геометрические фигуры разного цвета, «чудесный мешочек», игрушка Винни-Пух.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром наш старый друг, Винни-Пух, принес «чудесный мешочек» с посланием:

Я – чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек,

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

Воспитатель: Если, вы, ребята, отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».

А вот и загадки, которые Винни-Пух положил в мешочек:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

(Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?

(Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам.

(Треугольник)

Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, прячу фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее. Последним из мешочка появляется Винни-Пух и предлагает детям игру «Геометрическое лото».

Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены три геометрические фигуры разного цвета и формы, набор геометрических фигур. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету и форме. Показываю по одной кодовые карточки (с признаками фигур). Ребенок, на карточке которого имеется фигура с соответствующими признаками, узнает и берет нужную фигуру, накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети объясняют закономерность расположения фигур.

Винни-Пух помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания, дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Тема: Учимся, играя!

Цель: Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно- действенное мышление. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Строительный материал: кубик, кирпичик, пластина, призма; письмо от космонавтов, кукла Маргарита.

Ход занятия:

Беседа о космонавтах.

Воспитатель: Нам сегодня почтальон принес письмо. Пришло оно от космонавтов, послушайте, что они пишут:

Чтобы космонавтами стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Космонавтам помогает

Арифметика!

Воспитатель: Космонавты нам прислали разные строительные материалы и просили, чтобы дети их назвали своими именами.

(Поочередно детям показываю строительный материал, ребята ищут у себя в подносах такой же и называют его). Появляется

кукла Маргарита и интересуется, что они могут построить из

этих строительных материалов.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Маргарите что-нибудь из

строительного материала.

Дети с помощью воспитателя строят домик, дорожку, ворота.

По завершении дети обыгрывают свои постройки с куклами,

которые пришли в гости.

Тема: Длинные и короткие дорожки для кукол

Цель: Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: куб, кирпичик, пластина, призма. Формировать

пространственные признаки «длинный-короткий», широкий-узкий». Развивать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки, кукла Маргарита.

Ход занятия:

1 часть

К детям в гости приходит кукла Маргарита и просит у них помощи – построить для гостей дорожки: длинные и короткие.

Дети рассказывают кукле, какие они видели и знают дорожки. Рассматривают полоски: длинные и короткие, широкие и узкие. Сравнивают их.

2 часть

Дети вместе с куклой Маргаритой называют и отбирают нужный строительный материал и начинают строить дорожки, при этом комментируя свой выбор.

3 часть

Появляются гости. Дети выбирают себе игрушки и помогают гостям попасть к кукле Маргарите на день рождения по тем дорожкам, которые они построили.

Дети рассказывают, какие дорожки они построили.

Тема: Забор у домика

Цель: Закрепить названия деталей строительного материала. Учить располагать кубики друг на друга горизонтально. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки и атрибуты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какую дорожку мы строили для нашей куклы Маргариты. Она хочет, чтобы мы построили ей забор у домика. Каким бывает забор? (Ответы детей) .

Чтобы построить забор, нам нужно выбрать строительный материал. Что нам может понадобиться? (Ответы детей) .

Воспитатель: Верно, ребята, для того, чтобы построить высокий забор, нам нужно будет взять несколько кубиков и положить их друг на друга так, чтобы они лежали ровно. (Показ) .

Воспитатель: А теперь подойдем к домику Маргариты и построим забор.

Каждый ребенок самостоятельно выкладывает кубики друг на друга.

Появляется кукла Маргарита.

Кукла Маргарита: Ребята, какой замечательный забор вы построили. Как у вас это получилось? С чего вы начали? (Ответы детей) .

Кукла благодарит детей за помощь и приглашает в гости.

Тема: Загородки для животных

Цель: Продолжать учить называть детали строительного материала, различать их широкие и узкие стороны. Формировать умение ставить кирпичики вертикально, горизонтально, плотно, замыкая пространство. Развивать элементарную поисковую деятельность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.

Материал: Набор строительного материала, мелкие игрушки- животные, атрибуты для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: (Показываю кирпичик). Ребята, как эта деталь называется? (Ответы детей). Возьмите, пожалуйста, по одному кирпичику в руки и покажите узкую и широкую стороны. (Дети показывают стороны) .

Воспитатель: Сегодня мы построим для наших животных загородки и поместим их туда. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как можно сделать загородку для животных. Для этого вы ставите кирпичики плотно друг к другу на узкую короткую сторону или на узкую длинную сторону. (Показ) .

Воспитатель: Вертикально (показ) ставить кирпичики лучше при постройке высокой загородки для жирафа, медведя; горизонтально (показ) – при постройке низкой загородки для уточки, кошки.

Сначала мы построим загородку, а затем поместим туда животное.

Дети сами выбирают способ постройки в зависимости от размера игрушки. При постройке дети называют, какую будут строить загородку – высокую или низкую. Контролирую выбор способа действий, даю возможность обнаружить ошибку самостоятельно. В конце занятия обращаю внимание на аккуратно и правильно поставленные кирпичики. Дети обыгрывают свои постройки. (Предлагаю поиграть в сказку по желанию) .

Тема: Мебель в нашей группе

Цель: Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, затем крышка). Развивать речь детей. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Кукольная мебель: стол, стул, диван, набор строительного материала, мелкие игрушки.

Ход занятия:

1 часть

В группу «въезжает» грузовая машина и привозит кукольную мебель. Дети рассматривают ее, находят «общее»: стул и диван; «различное»: на стуле может сидеть один человек, на диване несколько. Рассматривают стол, рассказывают, какие части есть у стола.

2 часть

Показываю порядок построения мебели. Обследование веду в определенной последовательности: объект в целом; его части, их пространственное расположение относительно друг друга; детали, из которых построена каждая часть.

3 часть

Дети самостоятельно под наблюдением строят куклам мебель. По завершении выбирают себе игрушки и обыгрывают свои постройки. (Предлагаю сочинить историю-сказку) .



Тема: Ворота – широкие и узкие

Цель: Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Набор строительного материала, по одной легковой и грузовой машине.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие загородки мы с вами делали. (Ответы детей). Правильно, мы делали загородки – высокие и низкие.

Сегодня мы с вами будем строить ворота – широкие и узкие. Узкие ворота мы будем возводить для легковой машины, а широкие для грузовой машины. (Показ) .

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, я возвожу узкие ворота: ставлю пластины на небольшом расстоянии друг от друга, так, чтобы она могла проехать. (Проверяю расстояние, проводя машинку.) Сверху кладу перекладину – длинную пластину. Чтобы пластины стояли прочно, укрепляю каждую с двух сторон малыми призмами. (Показ.) Скажите, Может ли проехать через эти ворота грузовая машина? (Ответы детей.) Почему нет? (Ответы.) Правильно, размерам этой машины не соответствуют узкие ворота.

Воспитатель: Теперь построим широкие ворота для грузовой машины. Обратите внимание, как я проверяю расстояние между пластинами. (Показ.)

Физ. минутка: «Золотые ворота»

Воспитатель: А сейчас мы с вами «превратимся» в строителей и начнем стройку. Сначала построим узкие ворота, затем широкие. Скажите, ребята, с чего вы начнете строить? (Ответы детей.) Дети строят индивидуально под веселую музыку.

В процессе постройки оказываю посильную помощь.

Воспитатель: Ребята, как много ворот мы с вами построили. Прекрасные ворота у нас получились, ваши старания помогли вам.

Расскажите, как это у вас получилось? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас можете поехать друг к другу в гости и похвалить своих друзей за такие чудесные ворота.

Дети обыгрывают свои постройки.

Тематические занятия по конструированию

в средней группе

Тема: Строим домик по схе

ме

[/b]

Цель: Учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой. Познакомить с планом анализа как самого предмета, так и его схематического изображения. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.

Материал: Набор строительного материала, схема домика, образец постройки, мелкие игрушки.

Ход занятия:

Показ схемы домика Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, на что она похожа? (Ответы детей). Из каких строительных деталей она состоит, назовите их. (Дети называют знакомые строительные детали) .

Показ готового образца домика

Воспитатель: А теперь посмотрите на домик и скажите, из каких частей состоит дом? (Ответы детей) .

Верно, ребята, у домика есть стены, окна, перекрытия, крыша, двери.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать строительство домика? (Ответы детей). Из каких строительных деталей? (Ответы детей) .

Физ. минутка: «Строим дом»

Воспитатель: А теперь мы с вами построим по нашей схеме точно такой же домик.

Дети строят индивидуально по заданной схеме и образцу. В процессе постройки оказываю помощь наводящими вопросами. По завершении конструкций, дети поселяют в них жильцов и обыгрывают свои постройки.

Тема: Составление силуэта ко

шки[/b]

Цель: Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал: Игрушка кошка, плоские геометрические фигуры разной формы и величины, образец изображения животного, составленного из геометрических фигур.

Ход занятия:

Занятие начинается со стихотворения В. Лунина «Радость»

Тихо, без звука,

Ходит Мяука

Возле меня день-день

Ходит лениво, неторопливо,

С миной чуть-чуть плутовской.

Серая шерстка, глазки – наперстки,

Тонкие тени – усы,

Хвостик пушистый и серебристый…

Дивной Мяука красы!

Трется о руку нежный Мяука,

Песню поет в тишине.

И почему-то в эти минуты

Радость приходит ко мне.

В гости к ребятам приходит кошка-Мяука.

Мяука: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) .

Я кошка-Мяука принесла вам свою фотографию (показ силуэта из геометрических фигур) и очень надеюсь, что вы мне поможете. А хочу я, чтобы вы мне помогли составить мой силуэт из геометрических фигур.

Мяука: У меня очень много родственников, которые живут далеко отсюда, и мы редко видимся, поэтому я хотела отправить им свои фотографии, если вы мне поможете их сделать.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мяука, ребята тебе обязательно помогут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эту кошку и расскажите, как она составлена? (Ответы детей) .

Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, уши, хвост, лапы? (Дети называют форму и величину геометрических фигур) .

Физ. минутка: «Кошка умывается»

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, из каких деталей составлена фигура кошки: туловище, голова, уши, хвост, лапы. Теперь возьмите свои наборы геометрических фигур и приступайте к работе: «постройте» у себя на столике такую же кошечку. Проверяйте, правильно ли вы всё делаете, сравнивайте с образцом. (Дети выполняют задание, а кошка Мяука «ходит» и рассматривает работы детей, задает вопросы) .

Мяука: Какие замечательные фигуры вы сделали мне, ребята. Расскажите мне еще раз, какие детали вы использовали? (Ответы детей) .

Мяука: Я очень рад, что попал именно к вам, сегодня же отправлю все эти фигуры своим родственникам. Спасибо вам, ребята. До свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши работы порадовали Мяуку, и он обязательно к нам еще придет.

Тема: Грузовые машины

Цель: Учить выполнять конструкцию по образцу, выделяя в ней изображения основных частей. Развивать интеллектуальную инициативу. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Набор строительных деталей, схемы конструкции машин, грузовые машины, конструкция грузовой машины, мелкие игрушки.

Ход занятия:

1 часть

Показ игрушечной грузовой машины.

Дети рассматривают игрушечную грузовую машину, выделяют в ней основные функциональные части, определяют их пространственное положение.

Показ конструкций машины из строительного материала.

Дети определяют пространственное положение, размеры, форму.

Показ нескольких схематических изображений машин.

Дети выбирают ту схему, которая в наибольшей степени соответствует конструкции предметного образца.

2 часть

Все лишние схемы убираются.

Дети по схеме рассказывают, из каких деталей она состоит. Называют строительные детали, которые им понадобятся при конструкции машины.

Дети воспроизводят конструкцию машины по оставленной схеме.

3 часть

По окончании построек, дети рассказывают, какие детали они использовали и почему. Затем конструкции обыгрываются, дети рассказывают о назначении своих машин.

Тема: Строим трамвай по сх

еме[/b]

Цель: Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы

основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Набор строительного материала, картинка с изображением трамвая, схема трамвая, мелкие игрушки.

Ход занятия:

1часть

Показ детям картины с изображением трамвая.

Дети рассказывают все, что они знают о трамвае, о его назначении, описывают его.

Показ схемы трамвая.

Дошкольники называют в ней основные части, соотносят с ней имеющийся на столах строительный материал, намечают мысленно его расположение в постройке. Анализ схемы проводят последовательно снизу вверх.

2 часть

Дети рассказывают, какие детали им понадобятся, ориентируясь на схему, воспроизводят постройку снизу вверх.

3 часть

По завершении постройки, проводится игровое упражнение «Посади пассажира на свое место». Дети с опорой на схему определяют место предмета в своих конструкциях. Затем постройки обыгрываются.

Тема: Конструирование под впечатлением музыкальных произведений

Цель: Вызвать музыкой зрительные ассоциации и предметные образы, связанные с определенным настроением. Словесно охарактеризовать прослушанную музыку. Развивать самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. Воспитывать интерес к музыкально- конструктивной деятельности.

Материал: Записи музыкальных произведений, различные строительные детали, мелкие игрушки.

Ход занятия:

1часть

Дети прослушивают музыкальное произведение, отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы», охарактеризовывают ее. Воспитатель советует обратить внимание на те чувства, те переживания, которые у них вызовет эта музыка. Дети делятся впечатлениями.

2 часть

Детям предлагается построить то, что им хочется под эту музыку строить. Ребята под музыку производят постройки, используя различный строительный материал: кубы, кирпичики, пластины, цилиндры, бруски, конусы, полукубы.

3 часть

По окончании строительства дети называют свои постройки, объясняют, почему дали им такие названия.

Затем все постройки обыгрываются.

www.maam.ru

Развитие детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности.

Период дошкольного детства является важной ступенью системы образования. На протяжении дошкольного возраста у ребенка происходят существенные изменения в самых различных направлениях: в развитии личности, в общении с окружающим, в углублении познания и совершенствовании различных видов деятельности.

Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, согласно теории А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Исходя из основных положений данной теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных видов деятельности, наиболее привлекательных для него. Для дошкольника таковыми являются игра, конструирование, изобразительная и литературно-художественная деятельность.

Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Содержание конструктивной деятельности ориентировано на развитие у детей познавательных и творческих способностей, что сочетается с одновременным формированием у детей многих ценных качеств личности, таких как произвольность, организованность и т. д. Основу развития указанных способностей составляет овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизации действительности.

Мы предположили, что включение в образовательную работу с детьми, а именно в программу раздела «Конструирование» проектной деятельности, повысит эффективность программы в плане развития таких качеств личности одаренных детей, как познавательная активность и инициатива. Следует отметить, что конструктивная и проектная деятельность имеют одинаковую структуру –

• замысел;

• конкретизация (как это будем делать, что для этого нужно) ;

• проработка на уровне плана (что сначала, что потом) ;

• результат.

Проектная и конструктивная деятельность, как никакой другой вид деятельности, помогает ребенку самостоятельно утвердиться в правильности своих предположений. Каждый человек имеет право на ошибку: прав или нет – к этому выводу ребенок может прийти самостоятельно.

Опираясь на современные технологии работы с одаренными детьми, предложенные авторами программы «Одаренный ребенок» кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником Института развития образования РАО, директором НОУ УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие» А. И. Булычевой и доктором психологических наук, профессором Н. Е. Веракса мы пришли к выводу, что работа в данном направлении способствует росту познавательной активности у одаренных детей, а также развитию детской инициативы.

www.maam.ru

Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно - преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух - семи лет, в которой:

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет, а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность- это существенно обедняет развитие детей.

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях:

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во - первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:

создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих:

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры - драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

www.maam.ru

занятие «Улица для веселых человечек»

Май

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.

Выявить умение выделять основные части своей постройки (фундамент, стены, перекрытие, крыша) .

Уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней.

Закреплять цвет, форму, счет.

Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям. установить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Для развития познавательных и творческих способностей организовала предметно-развивающую среду с учетом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группе созданы центры «Юные архитекторы», «Художники», в наличии имеется: яркий, красочный дидактический материал, настольный и напольный строительный материал, а так же конструкторы,мелкие игрушки для обыгрывания построек, бумага разного вида, клей, природный материал. Для совместной деятельности с детьми разработала картотеку «Занимательные игры и упражнения по конструированию».

Организуя конструктивную деятельность, знакомила детей с деталями строительного материала, конструктора, его разновидностями и свойствами. Исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определяя с детьми название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д. при помощи игр «Чудесный мешочек», «Какая деталь пропала?», «Что лишнее?», «Найди похожую фигуру» учились запоминать названия деталей.

Первые постройки ребята выполняли по образцу с помощью наглядной модели из строительного материала, деталей конструктора из небольшого количества деталей (3-5 детали) , например стол и стулья для мишки, кроватка для больного пупса. Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

На последующих этапах своей работы, занимаясь с детьми конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка.

Изучая свойства песка (сыпучий, липкий, сухой, мокрый) , учились делать простейшие постройки , дети с удовольствием осваивали прием формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки.

Сгребая песок с двух сторон руками и, уплотняя его, строили заборчик.

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играли со снегом. разгребали его лопатками, насыпали горки, лепили маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п.

Понимая, что ручным трудом ребенок овладевает постепенно, осваивали некоторые ручные и орудийные действия с материалом. Знакомила детей с разными видами бумаги, ее свойствами и качествами.

Отдельное действие детей по преобразованию материала включала в целостный процесс по созданию поделки. Скатывание бумаги в шарик позволило выполнить разные работы «Цыплята», «Ветка рябины», «Новогодний сапожок»и т.д. Дети, сминая листы бумаги – получали шарики и объединяли их в одну поделку.

Изготавливая поделки из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы (кораблики, лесные человечки и т.д.) учила использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и служат для оформления группы и детского сада. Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором в самостоятельной деятельности, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

2. Направление «Воспитатель - Родители».

Содержание работы в данном направлении заключалось в привлечении внимания родителей к воспитанию ребёнка в семье, развитие его познавательно-творческих способностей в конструктивной деятельности.

Приоритетные задачи данного направления следующие:

1. Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3. Повышение компетентности родителей при выборе наглядного материала и строительных наборов;

4. Стимулировать к обмену родительским опытом.

Для реализации данного направления разработала тематический план работы с родителями младшего и среднего дошкольного возраста, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.

Тематическое планирование работы с родителями второй младшей группы общеразвивающей направленности.

Форма

Ссылка на источник nsportal.ru

Конструирование в дошкольном образовательном учреждении

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГБОУ ВПО "Челябинский Государственный педагогический университет"

Факультет дошкольного образования

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Курсовая работа

Конструирование в дошкольном образовательном учреждении

Выполнила: Вдовкина О. С.,

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы конструирования в дошкольном образовательном учреждении

1.1Состояние и развитиепроблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике

1.2Создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1.3Руководство конструктивной деятельностью в старшем дошкольном возрасте

1.4Методические рекомендации по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Выводы по главе 1

Библиографический список

Введение

Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.

Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизация общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых. По мнению Р. М. Чумичевой, в гуманистической парадигме детства и детского развития закладываются новые идеи, которые определяют детство на современном этапе развития общества:

- как производное начало, обозначающее бытие культурного целого и затем судьбу отдельного индивида; детство выступает источником саморазвития родовой культуры и культурно-исторической самоценностью, оно вносит особый вклад в становление человеческой культуры;

- как форму становления человеческой ментальности и формирования нового круга универсальных способностей; в период детства у ребёнка складываются новые структуры человеческой деятельности, её нормативные модели, а собственная деятельность ребёнка по воспроизведению культуры приобретает черты самодеятельности, с этим сопряжена культурнотворческая функция детства;

- как современный способ интеграции детей в современное сообщество, где воспроизводится идеальная форма взрослого (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. С. Кон) ; в детской субкультуре появление режиссёрских игр приводит к "авторизации" - творческому переосмыслению образа взрослого в качестве проекции их собственной психологической будущности; проявляется диалогическое взаимодействие и персонификация взрослого и ребёнка;

- как определённую стадию интеграции нового поколения в мир культуры, где творческая деятельность ребёнка является элементом присвоения культуры, включающей в себя способы преобразования общественного опыта, воображения, изменяющее и дополняющее мир ребёнка, проблематизацию ситуации, инверсию как возвращение к ценностям, способам.

Осмысление проблемы дошкольного детства как социокультурного феномена, социального и личностного развития ребёнка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. На современном этапе в массовую педагогическую практику внедряются разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. При этом главным признаётся формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.

В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - где бы он ни проживал в нашей огромной стране - качественного образования и для обеспечения каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, 23 ноября 2009 года Министерство образования и науки Российской Федерации разработало и установило в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (пункт 6.2 статьи 9 Закона) , федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

· сенсорное развитие;

· развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

· формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей .

Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И. П. Павлов и И. М Сеченов о роли двигательного анализатора.

Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И. П. Павлов считал её тонким анализатором, "позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами".

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.) , а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач) , в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Вышесказанное подтверждает актуальность выбора педагогического исследования.

Анализ теории и практики по интересующей нас проблеме позволил выделить противоречие:

- конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне;

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования: "Конструирование в дошкольном образовательном учреждении".

Цель исследования: изучить содержание организационно-методической работы по конструированию в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: конструирование как практическая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования конструктивных и творческих умений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: организация системы руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать познавательно-эстетические потребности.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

1) изучить и проанализировать условия развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;

2) проанализировать современные подходы по проблеме "Конструирование в дошкольном образовательном учреждении ";

3) рассмотреть особенности применения различных материалов, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в конструктивной деятельности;

4) обосновать значение руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Методолого - теоретическая основа исследования: идеи и концепции умственного воспитания дошкольников (Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, Б. П. Никитин) ; методика обучения дошкольников конструктивной деятельности (Н.

П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.) , исследования по проблемам психологии творчества (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн,) , принципов творческого развития (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков) ; концепция и принципы построения развивающей среды дошкольных учреждений (А. Г. Асмолов, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, М. Н. Полякова, Л. П. Стрелкова, Р. М. Чумичева) .

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных изданий и диссертационных исследований; синтез, обобщение, классификация;
  • эмпирические: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.

Структура исследования.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка, включающего 51 наименовани и 5 приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи, методолого-теоретическая основа и методы исследования, показаны новизна, практическая значимость работы.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы конструирования в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике

Детство - этап в жизни человека, предшествующий взрослости. Он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Согласно теории возрастной периодизации, разработанной в середине 20 века А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, дошкольное детство охватывает время с 3 до 6 лет. В основу периодизации детства взят определённый тип ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев) .

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребёнка от трёх до шести лет. В процессе её осуществления у него развивается воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируется обобщённые сопереживания, осмысленная ориентация в них .

В современной педагогической науке понятие "дошкольное детство" рассматривается как многомерный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребёнком человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к саморазвитию и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого .

В. С. Мухина выделяет характерную особенность дошкольного детства: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В этот период самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности .

Однако, игра - не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Дошкольник рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является направленность на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации.

Но каждый из этих видов деятельности имеет и свои особенности, требует владения особыми способами действия и оказывает своё специфическое влияние на развитие ребёнка.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Рисование, лепка, аппликация и конструирование - виды изобразительной деятельности.

Таблица 1. - "Виды изобразительной деятельности" (по Н. П. Сакулиной) .

Виды изобразительной деятельности

Материал knowledge.allbest.ru

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Date: 2015-05-09; view: 1; Нарушение авторских прав

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е. В. Зворыгина) . Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост.

По нему поедет машина (или пойдет кукла) », - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А. Н. Давидчук) .

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов.

В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое.

А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.) , но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.) .

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение.

Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений) . На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

Давидчук А. Н . Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М., 1990.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. -1985. - №7. - С.

Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М., 1988.

Читайте также:

Подробней на сайте mydocx.ru

Другие статьи по теме: