Развитие мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления дошкольников

Как способствовать развитию мышления дошкольника, как помочь ребенку в этом процессе? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Особенности развития мышления дошкольника

Многие современные педагоги утверждают что раннее развитие дает потрясающие результаты, именно поэтому сегодня так бурно развиваются всевозможные детские центры дошкольного развития.

Дело в том, что именно дошкольный период максимально располагает к развитию умственных способностей и осознанияребенка. Мозг проходит через несколько фаз интенсивного роста в жизни человека, и две из таких фаз приходятся именно на период от 3 до 8 лет.

Пониманиеявляется сложным познавательным процессом, благодаря которому человек познает мир. В действиях осознанияберут участие умственные операции, которые не являются наблюдаемыми.

Благодаря пониманиючеловек лучше узнает окружающий мир, создает проекты, производит открытия, формулирует оценки. Процесс пониманияпротекает по-разному в разном возрасте.

Границы дошкольного возраста относительны, как и границы других периодов развития.

Согласно одной из теорий выделяют четыре стадии развития мышления дошкольников:

  1. Стадия интеллекта сенсорномоторная (1 и 2 год жизни) .
  2. Стадии мышления предоперационная (от 2 до 7-8 лет) .
  3. Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) .
  4. Стадия формальных операций (от 11 до 14-15 лет)

Период дошкольного возраста – это стадия мышления предоперационная. В начале дошкольного возраста детки в течение короткого периода находятся в стадии сенсомоторного мышления. Активно развивается символическая функция.

Развитие мышления дошкольников

Малышначинает пользоваться символами, основанными на представлениях, а также символами окружающего мира, которые составляют основу текущего понимания.

На второй стадии формируется, прежде всего, логическое осознание – по-прежнему в тесной связи с действиями. Оно подчинено задачам практическим, проявляется в решении проблем во время игр и повседневных занятий.

Это осознаниепрактическое, связанное с конкретной целью или задачей, которая поставлена перед ребенком.

На третьем этапе детки начинают осознавать взаимосвязи между состояниями и преобразованиями и достигают понимания постоянства. Выше шестого года жизни, умственные действия малышаорганизуются в определенные логические структуры.

Эгоцентризм мышления ребенка

Эгоцентризм – это естественное состояние развития, как умственного, так и морального. Заключается в неспособности ребенка входить в положение другого человека и взглянуть на мир с ее точки зрения.

Чадоне верит в существование чужой точки зрения. Результатом этого является уверенность ребенка в том, что собственное мнение является единственно истинным и проявляется такая позиция относительно всего.

Реализм мышления ребенка

Детский реализм заключается в проблеме разграничения между внутренним (психическим) и внешним миром. Слова связаны с вещами, а говорить значит воздействовать непосредственно на предметы – таково понимание малыша.

Мышление ребенка отличается анимизм (склонность к вере в одушевленность и наличие сознания у окружающих вещей и природы) и артификализм (убеждение, что мир был создан человеком, или какой-то высшим существом для удовлетворения потребностей и желаний малыша) .

Синкретизм мышления ребенка

Синкретизм осознаниядошкольников заключается в том, что все находится в связи со всем. Чадоне видит реальных связей и целей всего, что происходит, все наблюдение основано на образах и аналогиях. Не есть случайности, которые не поддаются никакой аналогии.

Следствием этого является пренебрежение противоречиями. Ребятав дошкольном возрасте часто основывают свои суждения, на основании слишком малого количества данных.

Наблюдение и восприятие

То, как малышвоспринимает мир, зависит от состояния и возможностей его органов чувств и от притока раздражителей, несущих информацию о мире. Количество информации, характерной его среде – огромное, но ребенок не обнаруживает ее сразу.

Развитие чувственного познания мира заключается в том, что с возрастом происходит все более и более точные и тонкие различения особенностей наблюдаемого объекта.

Внимание ребенка дошкольного возраста

Внимание детей дошкольного возраста не является слишком прочным и сконцентрированным. Крохесложно не рассеивать внимание и долго концентрироваться на чем-то одном.

Чадоменяет часто предметы интереса, отвлекает от одной деятельности или игры, чтобы перейти к следующей. Но, дошкольник прерывает начатую операцию только тогда, когда начинает скучать.

Его внимание, прежде всего, имеет характер непроизвольный. У старших дошкольников можно наблюдать проявления формирующейся концентрации внимания.

Воображение

Большинство мальчиков и девочекдошкольного возраста наделены живым воображением. Помимо этого, воображение в данный период активно развивается, благодаря чему дети могут вымышлять различные факты и события, которые не происходили на самом деле.

Также дошкольники очень эмоционально переживают читаемые им сказки так, как будто это происходило в действительности, а в тематических или сюжетно-ролевых играх отождествляют себя иногда с фантастическими персонажами из сказок.

Под конец периода дошкольного возраста, под влиянием выполнения различного рода задач, малышучит сдерживать свое воображение, следовательно, мы говорим о переходе воображения непроизвольного в управляемый процесс. Это очень важный этап в развитии творческих способностей малышей.

Память

Память детей в возрасте от 3 до 7 лет имеет непроизвольный характер, как и воображение или внимание. В конце дошкольного возраста у детей появляются начатки долговременной и кратковременной памяти.

Способствуют развитию памяти ситуации, в которых малышдолжен запомнить какие-то правила или вспомнить обязательные предписания или запреты.

Тренировка и развитие памяти происходит также во время учебных игр и игр с правилами, во время подготовки к декламации стихов или пения песен на торжествах в детском саду.

Речь и осознаниеразвиваются на основе обогащения опытом в ходе практической деятельности ребенка. Легче всего крохаусваивает себе новые слова тогда, когда видит соответствующие им предметы, явления, действия, когда сталкивается с ними в практической деятельности.

Только у детишек старшего возраста начинают получаться первые формы мышления абстрактного.

Период дошкольного возраста называют „возрастом вопросов”, так как крохав этом возрасте задает много вопросов и, таким образом, приобретает знания. Вопросы свидетельствуют о развитии мышления ребенка.

Первые вопросы деток являются проявлением зарождающегося интеллекта ребенка!

Ответы взрослых на эти вопросы чрезвычайно важны для правильного развития ребенка; они должны быть понятны для детлк, поощрять их, по возможности, к самостоятельному решению задач.

Вопросы малышао названиях, причинах, последствиях („что это”, „почему”, „зачем”, „где”?) – свидетельствуют о том, что мышление ребенка утрачивает характер абстрактного; приобретает все более и более причинно-следственные формы.

Именно в вопросах проявляются умственные усилия крохи, желающего понять окружающую его реальность.

После трех лет малышуже использует процессы осознанияситуативно. Указанная ситуация обновляет следы памяти прежних переживаний и информации, чадооперирует ими в уме, а готовый результат мыслительного процесса применяется на практике.

Нервная система должна достичь уже такой зрелости, чтобы оперировать информацией, а ребенок должен иметь достаточное количество информации.

К концу дошкольного возраста мышление ребенка становится все более зрелым: он начинает оперировать цифрами, решает простые арифметические операции, усваивает себе представления о явлениях и предметах.

Большую роль в развитии мышления и речи ребенка дошкольного возраста играют рассказы родителей, беседы, сказки, побуждающие малышаэмоционально и способствующие развитию его творческого воображения.

Важно осознание того, что умственное воспитание является неотъемлемой частью процесса воспитания и осуществляется оно в процессе обучения дошкольника, приобретения ими индивидуального опыта.

Знание особенностей осознанияребенка дошкольного возраста способствует эффективности действий, предпринимаемых со стороны родителей и педагогов.

Про развитие мышления дошкольников мы вам рассказали, удачи в воспитании!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Материал sosed-domosed.ru

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд.

Кравцова Е. Развитие воображения //Дошкольное воспитание. - 1989. - №12. - С. 37-41.

Палагина Н. Н. Развитие воображения в русской народной педагогике //Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 69-73.

Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. - 1993. - №6. - С. 40-46.

Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения// Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. - С. 70-72.

ГЛАВА 14. Развитие мышления в дошкольном возрасте

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.

Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

из 321

Ссылка на источник pedlib.ru

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно - действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко) , которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнкаво многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображениесвойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.

Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет.

Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя!

Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет) , можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.

Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.) .

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитиедошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

Оценка статьи:

Материал с сайта MaryPop.ru
Развитие мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Важность развития мышления у ребёнка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений - это является большим плюсом. Именно благодаря мышлению можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

Посредством мышления строятся сложные математические теоремы и простые житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием "жизнь".

Я считаю, что, только развивая и совершенствуя умение правильно мыслить, рассуждать и действовать, ребёнок сможет превратиться в здравомыслящего человека. Именно на то, чтобы помочь ему в этом серьёзном и жизненно важном деле, и направлен мой опыт работы.

Правильное мышление имеет основные приёмы – сравнения, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Все эти приёмы нужно развивать уже в дошкольном возрасте, так как развитие мышления влияет на воспитанность дошкольника, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убеждённость, интерес, желание учиться и много знать.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности, в будущем, снимает психологические перегрузки в школе, сохраняет здоровье ребёнка.

СРАВНЕНИЕ - приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов. Существует основное правило сравнения: сравнивать можно только сравниваемые предметы, то есть только те, у которых есть какие-то общие признаки и есть различия.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ - приём, с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предмет на части.

Синтез - приём, с помощью которого ребёнок мысленно соединяет в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета.

Анализ и синтез - два приёма, всегда неразрывно связанные друг с другом.

АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. Абстрагирование - приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков, в данный момент не существенных. Результат абстрагирования называется абстракцией.

Абстрагируясь, ребёнок мысленно объединяет эти предметы в группы и классы по их общим и, при том, существенным признакам.

Абстрагирование и обобщение представляют собой единый, неразрывный процесс. С их помощью ребёнок получает общие понятия. В процессе обобщения ребёнок как бы отходит от конкретных предметов, отвлекаясь от массы их собственных признаков.

Но всё это делается для того, чтобы, познав общее, глубже проникнуть в сущность единичного.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ - приём, с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы.

Познавая окружающую действительность, ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает признаки. В результате этих операций у ребёнка формируются понятия о предметах окружающей среды.

Всё это повышает культуру мышления. Для развития мыслительной грамотности обязательно нужна тренировка.

В своей работе я опираюсь на педагогическую деятельность инновационных методик и использую наследия таких педагогов, как Доронова Т. Н. "Малыш и математика", Фидлер М. "Математика уже в детском саду", Петерсон Л. Г. "Игралочка", Монтесори М. "Методики раннего развития".

Подробнее хочу остановиться на образном мышлении старшего возраста дошкольников. Само понятие "образного мышления” подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.

Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный вид мышления. Они ещё не способны мыслить абстрактно (символами) , отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому я сосредоточиваю свои усилия на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.визуалировать.

Примерно в возрасте 6-7 лет у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Я считаю успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Ведь, если у ребёнка недостаточно развито словесно-логическое мышление, то это приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализ, обобщения, выделение главного при построении выводов и операций со словами) . Игры, используемые мною по развитию этого вида мышления, направлены на формирование у ребёнка умения систематизировать слова по определённому признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребёнка способность к абстрагированию.

В ходе словесно-логического мышления происходит переход отодного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других и, как следствие, формируется умозаключение.

Развитие словесно-логического мышления через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые требовали бы индуктивного (от единичного к общему ) , дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному,от общего к общему, от частного к частному,когда посылки и заключения являются суждениями одинаковойстепени общности) , умозаключения.

Традуктивноеумозаключение(лат. traductio– перемещение) является умозаключение поаналогии, еёможно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждённых объектов следует вывод о, соответственно присутствии или отсутствии этого, признака у другого объекта. Например: "У Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребёнок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т.д.) Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Немного хочу остановиться на интуиции, т.к. есть серия логических игр для её развития, что, я считаю, тоже немаловажно. Кроме основных пяти чувств, существует ещё так называемое шестое чувство - ИНТУИЦИЯ.

Это слово происходит от латинского слова intueor - пристально смотрю. Точное, энциклопедическое толкование значения слова "интуиция" звучит так: "это способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения, без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме закономерностей".

Но, кроме того, интуиция - это невидимое и неосязаемое чувство, которое наиболее развито у маленьких детей. Они следуют интуитивному импульсу, не обдумывая тщательно собственные поступки, не анализируя их. Они просто следуют собственному чувству интуиции.

Таким образом, я считаю, чтобы достичь наиболее полного и совершенного развития ребёнка, нужно делать акцент не только на основные способы познания, но и не забывать про чувство интуиции. Необходимо его развивать, так как ясно, что оно способствует не только дальнейшему творческому развитию, но даже и физическому.

Для того чтобы ребёнку легче было осваивать все премудрости мышления, я в своей работе стараюсь руководствоваться следующими принципами:

- стараюсь учитывать индивидуальные особенности ребёнка, т.к. у детейразные темпераменты и типы восприятия информации;

- уделяю максимальное внимание детям, которым трудно выполнить требуемую задачу, стараюсь повторить с ними работу индивидуально;

- всегда стараюсь похвалить ребёнка за достигнутый самостоятельно результат;

- поощряю стремление ребёнка узнать что-то новое;

- стараюсь побудить ребёнка к самостоятельному поиску решения

поставленных перед ним задач;

- провожу беседы с родителями о достижениях и неудачах ребёнка (в его отсутствии) , стараюсь давать рекомендации, как ребёнку лучше преодолеть трудности;

- играю с детьми в различные дидактические игры.

Ребёнок зачастую правильно идёт в своих рассуждениях, но из-за отсутствия логичности в них с трудом обосновывает и высказывает свои мысли. Преодолеть эту слабую сторону я помогаю, используя дидактические игры.

В основу дидактических игр положены два принципа обучения: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил мне разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием мышления у детей.

Во -первых, дидактические игры могут дать пищу для ума.

Во-вторых, их задания всегда создают условия для опережения развития способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребёнок развивается наиболее успешно.

В-четвёртых, дидактические игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с детьми, мы незаметно для себя приобретаем очень важное умение – сдерживаться, не мешать,ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Каждая серия игр, используемая мною, предназначена для формирования определённых мыслительных структур или подготовки к усвоению определённой математической идеи.

На развитие смекалки

Они помогают детям проявлять скорость своего индивидуального мышления, развивают логику. При помощи этих игр дети быстро переключаются с одной на другую деятельность.

Они идеально подходят и для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивых ребятишек, заставить их думать, проявлять себя путём проб и ошибок. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей.

На развитие творческих способностей

Эти игры помогают развивать воображение и ораторские способности, а также побеждать психологические барьеры, связанные с боязнью общения.

На понимание

Все игры на понимание очень полезны детям практически любого возраста. Они развивают мышление, тренируют сообразительность и вырабатывают реакцию. Подобные игры учат ребёнка находить различные ассоциации в окружающем его мире и, таким образом, лучше понимать его.

Ребёнок, любящий игры на понимание, быстрее психологически разовьётся и лучше подготовится к сложностям будущей взрослой жизни.

Игры на развитие художественно-образного мышления

Игры направлены на развитие воображения, образного мышления. Они способствуют возникновению ассоциативности.

Игры на интуицию

Игры способствуют развитию мышления, развитию воображения и фантазии, интеллекта, ну и, конечно же, интуиции.

Игры на развитие интеллекта

Они направлены на развитие главных качеств интеллекта, это – умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения.

Лингвистические игры

Развивают сообразительность и скорость мышления. Позволяют проявлять фантазию. Чем больше у ребёнка развит словарный запас, тем он лучше интеллектуально развивается.

У него улучшаются память, логическое мышление, более точным становится восприятие.

Я пришла к выводу, что логические игры помогают развивать мышлениев различных направлениях уже в младших группах, это позволяет ещё больше облегчить его развитие в старшем дошкольном возрасте.

В перспективе своей работы я буду продолжать развивать различные виды мышления у детей старшего дошкольного возраста. Основной задачей для себя считаю: через логические игры сформировать у детей такое отношение к окружающему миру, которое носило бы эмоционально-действенный характер и выражалось в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Процесс формирования отношения к окружающему миру – сложный процесс. Трудности связаны в первую очередь с тем, что он скрытый. Пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате.

Очень надеюсь, что оно будет не потребительским, а созидающим. Опыт, методы, технологии которые я использую, помогут мне достичь положительного результата.

Воспитатель второй квалификационной категории Войтюк Мария Валерьевна МКДОУ №194

Материал с сайта santik1982.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие воображения в дошкольном возрасте

    Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие мышления дошкольников

    Развитие мышления дошкольников | Мам-совет Рубрика: Детиmam-sovet Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов,...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте

    Формирование мышления и речи в дошкольном возрасте - Статья Статья - Психология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ ЯЗЫКОВ На тему: Формирование мышления и речи в дошко...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Развитие произвольности в дошкольном возрасте

    Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста Игра «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формиро...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Дошкольное развитие

    Лучшие мультики детям 3 лет Заботливые мамы стараются дать все самое лучшее своему ребенку, в том числе и мультики! Ведь именно из мультипликационных фильмов малыш впервые узнает: что такое добро...

  • Особенности детей дошкольного возраста

    Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание...

  • Дошкольный возраст презентация

    Дошкольный возраст - Презентация 8642 Социально-психологический портрет ребенка дошкольного возраста Терских Мария Сергеевна, председатель ПЦК психологии 2 Концептуальные основания для характерис...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...