Развитие общественного дошкольного воспитания в россии

Становление и развитие дошкольной педагогики

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа».

В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.

Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования:

• с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;

• с 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в го­сударственных школах;

29

• с 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всесторонне­му физическому развитию;

• с 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;

• с 18 до 20 лет юноши получают специальную воен­но-физическую подготовку.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

• от рождения до 7 лет;

• от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет) ;

• от 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42–18) большое внимание уделял до­школьному воспитанию. Важным средством воспита­ния он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного за­нятия.

Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости».

Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.

30

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670) . Он обосновал теорию обра­зования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен разви­ваться по законам природы.. Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соот­ветствовать своя школа.

Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я. А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей.

Последняя глава называ­ется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо лю­бил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.

Особое место в истории педагогической мысли за­нимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778) . Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности.

Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И. Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.

31

Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слы­шать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле…». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Видное место среди педагогических идей прошло­го занимают идеи Роберта Оуэна (1771–1858) . В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учрежде­ние, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения.

Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отво­дилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.

В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуще­ствлялось физическое воспитание, которое сопровож­далось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнас­тикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К. Д. Ушинского (1824–1870) .

К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постанов­ке и разработке многих важнейших вопросов педаго­гической теории и практики. К. Д. Ушинский обосно­вывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, исто­рию, традиции, фольклор.

Рассматривая язык важнейшим компонентом на­родности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родно­му языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.

32

Важное место в педагогической системе Ушинс­кого занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь пре­одолеть разрыв между обучением и воспитанием де­тей.

При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно но­сить воспитывающий характер. Он впервые в педа­гогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.

К. Д. Ушинский является родоначальником обосно­вания психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».

Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, су­щество, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах.

Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И. И.Бецкого.

33

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.

П.Смидович находился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е. П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е. Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е. Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П. Ф.Каптерев. Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

34

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С. Т. Шацкий (1878–1934) .

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста.

После революции С. Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я. А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К. Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Подробней на сайте doshkolnuk.com

История дошкольного образования в России - Чусовской индустриальный техникум

История дошкольного образования в России

Перминова Наталья Владимировна, МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка»

История дошкольного образования в России.

Предистория: Первый детский сад, как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для маленьких детей».

Само название - «Детский сад» было придумано в 1837 году немецким педагогомФридрихом Вильгельмом Августом Фребелем.Онсоздал систему дошкольного воспитания.Им же было созданоучреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге.

Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами».Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, — это был главный принцип фребелевского детского сада.

Первые детские сады в России.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий – в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге27 сентября 1863 г (по другим данным в 1866 г.) .

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г. стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре детской «садовницы».

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились и в детском саду А. С. Симонович. В периодической печати того времени он отмечался как «лучший и разумнейший». В дошкольное заведение принимали детей в возрасте от трёх до восьми лет.

В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения. Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в Г. Туле Е. П. Смидович.

Государство не принимало участия ворганизации детских садов. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей «низших» слоев населения. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».

Там имелась швейная мастерская для пошива детского белья, кухня, прачечная, школа для детей. Детей старшего дошкольного возраста обучали священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как, плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но в виду отсутствия средств к существованию, бесплатныйдетский сад был вскоре закрыт.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в80-х годах ХIXв.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Интересный факт. Мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И. Песталоцци, инспектор классов в Гатчинском воспитательном доме, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» за 30 лет до появления первого детского сада в России. Это был еще не детский сад (просто термина такого не существовало) , но и не школа, так как в небольшом домике в Гатчинском парке Е. Гугель со своим товарищем П. Гурьевым собрали десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских способностей».

20.11.1917г.- выходит « Декларация по дошкольному воспитанию» - начало государственной системы дошкольного образования.

1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.

1927-1928г.г. -ставится вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932г.

В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений – детские дома для детей-сирот, детские очаги, детские сады. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребёнка к усвоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1928году в СССР начинает выходить ежемесячный научно-методический журнал

« Дошкольное воспитание».

В 1936 годупосле резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962г.) , получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, 1985г.) , в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста.

1939 год - типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

В 1959 году предложен новый вид дошкольного образовательного учреждения –ясли-сад.

В начале 60-х годов 20 века комплексная программа воспитания в детском саду – это единый и обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны.

В1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) , которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы.

В 1990 году охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания Российской Федерации составил примерно 70%.

В1996 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. К омаровой) ,

• «Истоки» (научная редакция Л. А. Паромоновой и др.) ,

• «Детство» (В. И. Логинова, Н. А. Ноткина, Т. И. Бабаева) ,

• «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.) ,

• «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочаткова) ,

• «Из детства — в отрочество» (ред. Т. Н. Доронова) ,

• «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова) ,

• «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгер, О. М. Д ьяченко и др.) ,

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.

Развитие дошкольного образования не стоит на месте.

10.03.2010 г. вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части

-определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объёма;

обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса) ;

-учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценки ООП:

требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему:

1) обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%;

2) части программы – направления развития детей: социально-личностное направление развития, физкультурно – оздоровительное , познавательно-речевое, художественно-эстетическое направления развития. Появились 10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка) .

- разделы программы: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

ООП ДОУ является моделью организации педагогического процесса.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь- игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения не в учебной, а различных видах деятельности».

Задача ДОУ - разработать программу, как модель организации педагогического процесса.

Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, наличие новой образовательной программы, как модель организации этого процесса. В ней отражается индивидуальность каждого ДОУ.

Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и другие условия.

Специалисты в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса, и выдели комплексно-тематическую модель, идущая от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель. Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все 10 образовательных областей.

Принципиальные отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели на сегодняшний день состоят в том, что образовательный процесс: - это непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД) , она включает НОД, СД детей и взрослых в режимные моменты, куда входит групповая и подгрупповая работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Взаимодействие с родителями, которые являются участниками образовательного процесса.

Если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности. ФГТ нас сегодня к этому призывает, сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

На сегодняшний день авторские научные коллективы с введением в действие ФГТ уже обновили и дополнили новым содержанием свои программы, однако только после их экспертизы и практики могут использовать их в образовательном процессе.

Принципиальные отличия новой структурыпланирования от старойэто замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.

Изменение понятия «непосредственно образовательная деятельность». Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В действующую структуру планирования по ФГТ вносятся существенные изменения. Такие как Интеграция образовательных областей. Интеграция –это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития . Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ –интегрированные занятия Интегрированныезанятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Становление новой системы дошкольного образования.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания», в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе- это развитие российского дошкольного образования с позиций качества и общедоступности.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Литература

1. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дои.) » / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев и др.; Под. Ред. Л. Н. Литвина. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1989.-352 с.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Интернет источники.

© ГБПОУ "Чусовской индустриальный техникум" тел./факс (34256) 4-86-09; e-mail:pu_93@mail.ru

Подробней на сайте
Подробней на сайте chusteh.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие системы дошкольного воспитания обусловлено

    Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих базовое образование бакалавр педагогики, поступающих в магистратуру 050100. 68 «Педагогическое образование» по программе «Дошкольное образование...

  • Планирование развития дошкольного воспитания

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольно...

  • Становление развития дошкольного образования в россии

    Становление и развитие дошкольной педагогики Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­к...

  • История развития дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Развитие общественного дошкольного воспитания

    Из истории развития системы российского дошкольного образования Получай новые статьи на почту! Введи свой email-адрес: Наши лучшие комментаторы! Елена (1) Еле ... (1) Ксе ... (1) Из истории разви...

  • Развитие дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Теории развития и воспитания детей дошкольного возраста

    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вку...

  • Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Воспитание и развитие детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте

    Формирование мышления и речи в дошкольном возрасте - Статья Статья - Психология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ ЯЗЫКОВ На тему: Формирование мышления и речи в дошко...

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...