Развитие общественного дошкольного воспитания

Из истории развития системы российского дошкольного образования

Получай новые статьи на почту! Введи свой email-адрес:

Наши лучшие комментаторы!

  1. Елена (1)
  2. Еле ... (1)
  3. Ксе ... (1)

Из истории развития системы российского дошкольного образования.

18 Окт 2013, Автор: admin

Дети-дошкольники – это будущее нашей страны, поэтому каждому человеку сегодня не мешает иметь представление, пусть и в общих чертах, о проблемах, существующих в настоящее время в системе современного дошкольного образования и постоянно обсуждаемых в обществе. Но прежде стоит вспомнить основные факты из истории развития системы российского дошкольного образования.

Специалисты считают, что система российского дошкольного образования берёт своё начало с создания воспитательных (сиротских) домов, создаваемых в конце XYIII века.

С проникновением в Россию из Европы в конце 19 века идей Фребеля (основателя детских садов) , Марии Монтессори, других известнейших педагогов, в крупных городах России начинают возникать первые детские сады с целью оказание помощи по воспитанию детей благополучным семьям.

Первый народный бесплатный детский сад начал работу в 1866 году при благотворительной организации в Санкт-Петербурге. Одновременно А. С. Симонович был открыт частный детский сад на платной основе для детей интеллигенции.

В 1871 году в Санкт-Петербурге было создано общество содействия воспитанию дошкольников (президентом которого была Е. И. Тихеева – известный педагог) , которое открыло курсы по подготовке воспитательниц для детских учреждений. Сама Тихеева руководила созданным обществом детским садом с 1913 по 1928 год. К 1914 году в России действовало уже несколько десятков дошкольных учреждений.

С установлением Советской власти стали создаваться не отдельные учреждения для дошкольников, но начала формироваться система дошкольного воспитания.

В ноябре 1917 года была принята Декларация по дошкольному воспитанию, определившая основные принципы общественного дошкольного образования, такие как бесплатность и доступность.

В 1934 году создана Программа работы детских садов, а в 1938 году - Устав детского сада и Руководство для воспитателей. ­ти документы содержали рекомендации по функционированию детских учреждений и указания по работе с детьми. В 1939 году были устанавлены типовые штаты для дошкольных учреждений всех видов. К 40-м годам сеть детских садов достигла очень высокого уровня, охватив общественным воспитанием более 2-х миллионов воспитанников.

Сразу после войны в развитии системы общественного ДВ появилась новая тенденция, разработанная коммунистическими идеологами – она (система общественного ДВ) должна была полностью (!) заменить семейное воспитание. Так, в 1959 году были созданы ясли-сады для воспитания детей с 2-х месяцев до 7-ми лет (для школьников создавались интернаты) .

Первая "Программа воспитания в детском саду" была создана в начале 60-ых годов, как единый обязательный документ для работы дошкольных учреждений всей страны. В 1978 году с внесением некоторых изменений программу назвали Типовой, а в 1984 году заменили на "Типовую программу обучения и воспитания в детском саду".

Вся вторая половина 20 века отмечена постоянным ростом количества детских садов. В 1990 году в РФ дошкольные учреждения посещали 9 млн.дошкольников.

В последующие годы одновременно с кризисом в стране начался и кризис системы дошкольного образования. Началось резкое сокращение количества детских садов, а детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, сократилось к 2000 году до 4243 тысяч, более, чем в два раза!

Из истории развития системы российского дошкольного образования видно, насколько непростой путь, тесно связанный с развитием страны и общества, пройден дошкольныим образованием.

Источник doshkolyonok.ru

Становление и развитие дошкольной педагогики

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа».

В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.

Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования:

• с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;

• с 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в го­сударственных школах;

29

• с 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всесторонне­му физическому развитию;

• с 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;

• с 18 до 20 лет юноши получают специальную воен­но-физическую подготовку.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

• от рождения до 7 лет;

• от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет) ;

• от 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42–18) большое внимание уделял до­школьному воспитанию. Важным средством воспита­ния он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного за­нятия.

Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости».

Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.

30

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670) . Он обосновал теорию обра­зования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен разви­ваться по законам природы.. Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соот­ветствовать своя школа.

Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я. А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей.

Последняя глава называ­ется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо лю­бил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.

Особое место в истории педагогической мысли за­нимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778) . Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности.

Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И. Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.

31

Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слы­шать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле…». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Видное место среди педагогических идей прошло­го занимают идеи Роберта Оуэна (1771–1858) . В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учрежде­ние, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения.

Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отво­дилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.

В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуще­ствлялось физическое воспитание, которое сопровож­далось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнас­тикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К. Д. Ушинского (1824–1870) .

К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постанов­ке и разработке многих важнейших вопросов педаго­гической теории и практики. К. Д. Ушинский обосно­вывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, исто­рию, традиции, фольклор.

Рассматривая язык важнейшим компонентом на­родности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родно­му языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.

32

Важное место в педагогической системе Ушинс­кого занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь пре­одолеть разрыв между обучением и воспитанием де­тей.

При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно но­сить воспитывающий характер. Он впервые в педа­гогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.

К. Д. Ушинский является родоначальником обосно­вания психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».

Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, су­щество, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах.

Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И. И.Бецкого.

33

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.

П.Смидович находился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е. П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е. Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е. Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П. Ф.Каптерев. Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

34

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С. Т. Шацкий (1878–1934) .

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста.

После революции С. Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я. А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К. Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Подробней doshkolnuk.com

Влияние идей М. Монтессори на развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

1. Основные идеи педагогики Монтессори..............................................5

2. Идеи М. Монтессори в детском саду.....................................................9

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние

на общественное дошкольное воспитание.................................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Введение

Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.

Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста.

Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори-школ открыты по всему миру.

Цель исследования - рассмотреть сущность педагогической системы Монтессори и возможность ее практического применения в дошкольном воспитании в Беларуси.

Объект исследования: педагогическая система М. Монтессори.

Предмет исследования: особенности развития идей М. Монтессори в Беларуси.

Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить основы педагогической системы Монтессори.
  2. Рассмотреть процесс реализации идей М. Монтессори в детском саду.
  3. Проанализировать особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание.

1. Основные идеи педагогики Монтессори

Начнем с небольшой исторической справки об основательнице педагогики, ставшей известной во многих странах. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».

Именно об этом «Доме ребенка» позднее она написала уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии.

М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и само сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых.

Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые.

Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем.

Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

«Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни». В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври.

Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития.

Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой - через непрерывное поступательное движение сознания.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз.

Первый этап развития ребенка (до 3-х лет) Монтессори определяет как обучение основным сенсорным навыкам - хождению, основам перемещения в пространстве, навыкам общения.

Второй этап - с 3-х до 6-ти лет. «Это период «впитывающего сознания», языкового, сенсорного развития».

Также Монтессори выделила у детей сенситивную фазу порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 - 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия) . В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму.

Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.

Особенностью обучения по системе Монтессори является прямое взаимодействие ребенка с обучающим материалом (см. рис.1) .

Рисунок 1. Педагогическая пирамида М. Монтессори

Таким образом, система Монтессори предполагает осведомленность родителя об основных методах воспитания, заинтересованность родителя в развитии своего ребенка является основой работы данной системы. Но на самих занятиях родители, как правило, не присутствуют.

Как видно на рисунке 1, во главу всей пирамиды поставлен ребенок, его интересы и потребности, именно под них подбирается материал. А воспитатель - тот, кто может показать, как работать с материалом, обучить, но не вмешиваться в индивидуальный познавательный процесс. Методика предполагает взаимодействие ребенка с обучающими материалами под присмотром педагога, который только при необходимости вмешивается в работу ребенка.

2. Идеи М. Монтессори в детском саду

Для наилучшего понимания практического применения идей Монтессори, опишем, как проходит день в детском саду, работающему по ее системе.

Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий.

Монтессори-класс состоит из нескольких зон: практической (где ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, в общем, следить за собой и своими вещами) , сенсорной (здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов) , математической, языковой, географической и так далее (изучение научных дисциплин) .

Как правило, дети сразу принимаются за какое-то интересное им дело. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы.

Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы.

Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда учитель показывает способ работы с материалом.

Все игрушки куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом.

При том, что есть возможность играть и в обычные игрушки, большинство детей заняты освоением мира с помощью специальных обучающих пособий.

Притягательность дидактического материала захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала.

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки.

И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки - знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки.

Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события.

Вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу.

В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр.

Круг всегда ведет педагог, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Воспитатель здесь ведет счет своим словам.

Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут.

После круга детей ждет обед и дневной сон в специальной комнате для отдыха. После сна дети гуляют и продолжают свое обучение и игры в группе.

Таким образом, чаще всего распорядок дня в Монтессори группе выглядит следующим образом.

8.00 - Прием детей, завтрак

8.30 - 11.00 - Занятия в Монтессори-классе. Круг

11.00 - 12.10 - Прогулка

Подробней на сайте diplom-legko.ru

Другие статьи по теме:

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...

  • Развитие дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Планирование развития дошкольного воспитания

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольно...

  • План развития дошкольного учреждения

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

    Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту...

  • История развития дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Становление развития дошкольного образования в россии

    Становление и развитие дошкольной педагогики Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­к...

  • Концепция дошкольного воспитания

    старшим воспитателем ГОУ детский сад №1739 Галиченко Светлана Михайловна Концепция воспитания Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий...

  • Возникновение и развитие дошкольной дидактики

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...

  • Стратегия развития дошкольного образования на современном этапе

    Стратегия развития ДОУ на переходный этап к ФГОС. Доклад на республиканское августовское совещание Добрый день, уважаемые участники августовского совещания. Наш детский сад №85 «Золотой ключик» я...

  • Психофизическое развитие дошкольного детства

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...

  • Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...