Развитие познавательной деятельности дошкольников

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им представляется возможность самим найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

В связи с этим, особенно важную роль в своей педагогической работе я отвела развитию познавательной деятельности дошкольников. Педагогическо - исследовательская работа проводилась в подготовительной к школе группе «Знайки» (6-7 лет) МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка».

Основным объектом исследования выступает познавательная деятельность дошкольников, предметом - педагогические условия развития познавательной деятельности дошкольников.

Цель исследования: выявление педагогических условий развития познавательной деятельности дошкольников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

– изучение сущности понятия познавательная деятельность;

– выявление факторов и педагогических условий, влияющих на развитие познавательной деятельности дошкольника;

– организация НОД по развитию познавательной деятельности дошкольников.

Для решения поставленных задач были использованы методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

В ходе педагогической деятельности были изучены теоретические аспекты познавательной деятельности, которая представляет собой активную деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

– намечать план действий;

– отбирать способы решения поставленной задачи;

– добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

На начало 2014-2015 учебного года, по результатам диагностического исследования, уровень развития познавательной деятельности группы составлял – 70%, на конец – 82%.

Это свидетельствует о том, что педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.

Именно, деятельность является необходимым условием развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность.

В чем же состоит роль воспитателя в развитии познавательной деятельности? По-моему мнению, цель работы воспитателя по развитию познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в учебном познании.

Методы и приемы формирования опыта, которые применяет воспитатель, должны учитывать уровень познавательных способностей детей, потому непосильные задачи могут подорвать веру воспитанников в свои силы и не дадут положительного эффекта. В своей педагогической работе методы и приемы развития познавательной активности активно применялись в НОД. Они реализовывались как в индивидуальной, так и групповой форме, режимных моментах. Например, были рассмотрены такие темы «Удивительные предметы», «Путешествие в прошлое книги», «Школа», «Путешествие в типографию», «Хвойный лес», «Ателье» и т. д.

Поэтому система работы воспитателя по развитию познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников, развития их мышления. В процессе обучения ребенок осуществляет различные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др.

Программа познавательной деятельности предполагало перспективное планирование НОД 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы.

Во время НОД проводилось 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в детской лаборатории «Неизведанное рядом» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т. д. Основной формой детской познавательной деятельности, которая активно использовалась - опыты. Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставилась проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Рассматривались такие темы: «Волшебные фокусы Электрона», «Невидимка-воздух», «Снежинка на ладошке», «Чудеса лимонада», «Превращение воды в лёд» и др.

В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминали ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывали сами. Тем самым у детей развиваются любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Кроме того, были реализованы исследовательско-творческие проекты:

- «Хлеб – всему голова! », в ходе которого воспитанники познакомились с процессом посадки, производства и изготовления хлеба;

- «Удивительным мир часов», целью которого является развитие интереса к истории возникновения различных видов часов;

- «Готовность к школе» (совместно с психологом). Данный проект включал в себя: беседы «Что такое школа? », «Школьные принадлежности», экскурсию в школу, аппликацию «Портфель», лепку «Наш класс».

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учитывать общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация познавательной деятельности должно проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению, способствующее эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Таким образом, на базе знаний актуальных теорий о познавательной деятельности, задачей педагога является сформировать корректный познавательный опыт дошкольника. У воспитанника необходимо развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Так как, дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому обучение должно входить в жизнь ребенка через ворота детской игры. Познание же является творческим процессом, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия.

В ходе проведенной работы, следует, что развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:

– учитывать содержание и форму организации познавательной деятельности, проектирующие определенный тип мышления;

– представлять исследуемый материал, как нечто необычное, новое, контрастное, что входит в противоречие с определенными представлениями дошкольников;

– использовать разновидности познавательной деятельности (моделирование, исследование, экспериментирование, проектирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности, с учетом механизмов индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;

– сохранять ведущую роль педагога, в ситуации, что у детей должно оставаться чувство, что проблема и способы ее решения избраны ими самостоятельно;

– использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

– по необходимости, создание кружка «Чудеса», благодаря которому будет поддерживаться работа по развитию познавательной активности, интереса, расширению кругозора воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 256 с.

2. www.sheksna.edu35.ru

3. www.revolution.allbest.ru/psychology.

4. www.cafemam.ru/encyclopaedia/article.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-vystupleniyu_ntac5.ppt | 14645,5 Кб | Скачан: 15
www.maam.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

В экспериментировании достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте -ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Целью нашей работы стало разработать материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойства предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.

В своем опыте работы мы придерживались определения, предложенного Подьяковым Н. Н. : «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой». Из него следует что, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Основным направлением в нашей работе стал выбор деятельности. В ходе работы выяснилось, что поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Для «чистоты» опыта работы было очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Чтобы выполнить все эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей. Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, мы начали эту работу с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования разместились приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Чем сильнее развивались изобразительные способности ребенка, тем точнее регистрировались результаты природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникала необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Аналогичные взаимоотношения возникали между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой, с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. В процессе работы у ребят вырабатывалось умение четко выразить свою мысль, что облегчало проведение опыта.

Наш детский сад «Одуванчик» расположен среди массива жилых домов. Природное окружение скудное. Каждую весну сажали саженцы кустов и цветы, за ними и производилось наблюдение. Ребята приобщаются к природе и с помощью уголка природы в группе и экскурсий, наблюдений за высадкой насаждений и т. д.

Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность. Детям давалось больше знаний о растительном и животном мире.

Мы обращали внимание на цветы: одуванчики, колокольчики, на деревья: березу, рябину, елку. Читали про них стихотворения. Дети с интересом слушали, старались запомнить тексты стихов. Мы старались, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на участке. Не только полюбили, но и бережно к ней относились. При ознакомлении детей с природой мы стремились дать им образец гуманного отношения ко всему живому, объясняли, что все живое украшает нашу землю.

По итогам бесед и экспериментов дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов. И все-таки некоторые дети продолжали рвать цветы, листочки с кустов. Остальные дети сердились на них.

В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года. Различное состояние деревьев и кустов, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяли в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если они в малом возрасте не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно, попробовать на вкус. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, использовались несложные опыты. Опыт, это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) .

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно было, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Дети были активными участниками обсуждения. Важно было не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов становилось основой для составления различных логических и творческих заданий.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мы проводили вечера вопросов и ответов, создала специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

ВЫВОД: Возросший интерес к экспериментальной деятельности на 27 % к подготовительной группе говорит об эффективности созданной методики работы по детскому экспериментированию.

Детям старшего дошкольного возраста в условиях созданной системы методической работы с взаимосвязанными видами детской деятельности свойственно проявление познавательной активности и любознательности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности.

По результатам проведенного обследования мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty-azarova_lvqe8.pptx | 4954,68 Кб | Скачан: 156
www.maam.ru

I этап.

К созданию проекта «Хлеб – всему голова» Маколову Т. А. подтолкнуло небрежное отношение детей к хлебу. Во время экскурсии в хлебный магазин она заинтересовала детей, поставила перед ними проблему: «Откуда хлеб пришел? Растут ли булки на дереве?»

Заметив интерес детей старшей группы к строению своего тела, человеческого организма, воспитатель Туганова О. А. разработала долгосрочный и очень содержательный проект «Человек». Сложность этого проекта в том, что необходимо было в доходчивой игровой форме, соответствуя возрасту ребенка, познакомить его с самим собой, научить заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным.

К созданию проекта «Родной свой край люби и знай» Еремину Н. А. подтолкнула идея: привить детям любовь к родному краю, научить замечать красоту родной природы, бережно к ней относиться, ценить многовековой опыт, культуру и традиции своего народа, своей семьи.

Детей средней группы неожиданно заинтересовало звездное небо: «Звезды – это планеты?», «Почему бывает зима и лето?», «Почему Луна не падает на землю?». Это вдохновило воспитателя Ладяшкину Л. В. на создание проекта «Космос».

Музыкальный руководитель Большакова Н. Н. считает, что народная культура помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей роли хозяйки (хозяина) . Воспроизведения старинных, церковных обрядов, традиций – один из путей приобщения детей к народной культуре. Она разработала проект «Народные праздники».

Детям все интересно: Откуда дует ветер? Почему тают снежинки? Как окрасилась водичка? Можно ли поймать солнце?

Тысячи «почему» послужили толчком к разработке проекта «Стихии мира» Тютяевой Н. К. Дети учились проводить разнообразные опыты с веществами, предметами.

Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, часто ставят детей перед реальными опасностями, что диктует актуальность проектов по ОБЖ.

Нефедова Т. В. разработала очень содержательные проекты

«Школапешеходных наук» и «Огонь добрый и огонь злой». Разработанные ею проекты реализуются воспитателями всего детского сада.

IIэтап -подготовительный

Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Большую помощь на подготовительном этапе оказывают родители. Они приносят книги, иллюстрации, фотографии, подбирают материалы по теме проекта, помогли оборудовать мини-лабораторию.

В ходе реализации третьего этапа проводятся занятия, беседы, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность и т.д.

IV этап.

Следующий этап проекта всегдасамый зрелищный. Презентация проекта - это итог совместного творчества педагогов, детей и их родителей: итоговые занятия, развлечения, праздники, выставки рисунков, фотовыставки.

V этап.

На аналитическом этапе подводятся итоги работы всем коллективом педагогов, представление своего опыта работы, презентация проектной деятельности, обсуждение на педсоветах, мастер - классы, выводы, самоанализ.

Мониторинг занятости педагогов в проектной деятельности показал, что в 2009 году в создании проектов участвовало 30% воспитателей, в 2010 – 70%(большинство воспитателей) , а в 2011 году к процессу проектирования подключились ещё 20% воспитателей – молодые специалисты. Они тоже заинтересовались проектным методом. Начаты работы над проектами: «Одаренные дети», «Народные росписи», «Ступеньки к школе» и т.д.

Мы считаем, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.

Сейчас, работая по методу проектов уже более двух лет, можно сделать следующие выводы:

  • проектно-исследовательский метод направлен на развитие поисково-познавательной деятельности. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
  • как и любой другой метод, метод проектов не идеален, и у него тоже есть недостатки. Работа над созданием проекта и его реализацией очень трудоемкая, поэтому воспитатель не может в течение года организовать работу с детьми сразу по нескольким проектам. Но ведь главное в проектно-исследовательской деятельности не в том, чтобы дать максимальное количество информации, а научить ребенка творчески мыслить, самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать из потока информации все самое нужное, ценное.

И вовсе не важно: открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть.

Скачать:

Подробней nsportal.ru

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.

Основная цель педагогов— показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) , помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  • - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
  • - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, с родителями проводятся беседы и анкетирование. Результаты анкетирования оглашаются на родительских собраниях с целью постановки новых задач в дальнейшей работе с родителями.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие познавательной деятельности у младших дошкольников в наблюдении за природой

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

- наблюдение;

- демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

- некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве

самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

Наблюдение,

по определению Б. Г. Ананьева, есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а В. Г. Загвязинский утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдение как познавательная деятельность, считают В. И. Логинова, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова " это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте". Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, "играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка".

Один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов;

- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

- высокая умственная активность и самостоятельность детей.

При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития.

И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы.

Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.

В связи с этим, мною был разработан цикл занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом.

Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.

"Зимушка-зима"

Карта №1 Тема: "Наблюдение за свежевыпавшем снегом"

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при роды, радость от прогулки.

Ход наблюдения

Все блестит и все бело. Нет свободного местечка

Подробней festival.1september.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательная деятельность дошкольников базируется прежде всего на процессах, чувствах и восприятии, которые являются основой приобретения знаний.

Сенсорные процессы приема сигналов, поступающих к нам из окружающей среды или нашего собственного тела – их прием осуществляется в так называемых аналитических центрах нашего мозга.

Сигналы, которые получены, это не что иное, как стимулы, для которых характерно определенное количество информации.

Сложные стимулы несут с собой больше информации, а простые передают меньше информации. Прием первых мы называем впечатлениями, а вторых, т. е. более сложных, восприятием или наблюдением.

К сожалению, сегодняшний день приносит нам избыток информации, или просто шума, из которого нужно научиться задерживать то, что для нас самое главное. Этот процесс называется обнаружением сигналов.

Возвращаясь к процессу наблюдения, следует также отметить, что оно касается приема сигналов, составляющих чувственные представления реальности, которые невозможно разделить на отдельные фрагменты, например: наблюдение лица среди других сопровождающих его стимулов или прослушивание мелодий, которые сопровождают еще и другие звуки в фоне.

Более точные исследования привели психологов к признанию двух уровней процесса восприятия (наблюдательности) . Ими являются:

Уровень фигуральный, иначе сенсорномоторный, который извлекает фигуры и символы, составляющие единое целое в пространственно-временном смысле.

Уровень семантический – процесс анализа полученных сигналов из окружающей среды.

Высокая и идеальная форма познания – это процесс мышления, который позволяет создавать новую информацию на основе старой.

Мышление – это обработка информации, содержащейся в фактах и представлениях.

Акт мышления – это цепочка умственных операций, с помощью которых мы обрабатываем информацию, закодированную в вопросах, фактах, представлениях и понятиях.

В это определение входит только тип мышления целенаправленного, то есть имеющего начало и конец, направленного на решение какой-то проблемы, это мышление стимулирует умственные операции, предназначенные для того, чтобы дать решение проблемы.

Отмечается также существование другого типа мышления, называемого мышлением ассоциативным, которое заключается в свободном анализе мыслей и укладке их в последовательности, что часто происходит независимо от стимулов, которые приходят из окружающей среды.

Одной из разновидностей такого мышления являются, в частности, сновидения.

С понятием мышления и его формирования в ходе психического развития ребенка, связано также понятие совершенствования распознавания образов, что относится к процессам восприятия.

В начале нашей жизни, у нас еще не так развиты процессы мышления, чтобы уметь извлечь при анализе особенности каждого предмета, описания всех особенностей, и если нам это удастся, то мы не можем связать их в единое целое.

Крайним проявлением такого восприятия является синкретизм, который легко заметен у очень маленьких детей, например, которые пытаются положить в рот всю тарелку с пищей, что свидетельствует об отсутствии различения и сопоставления предметов.

Еще одним типом познавательных процессов, являются процессы памяти. Память – это гипотетическая система кодирования, которая содержит полученные или воспроизведенные в уме сведения. В этом процессе можно выделить три фазы.

  1. Запоминание – это кодирование, запись в память полученных данных или форм поведения.
  2. Сохранение – это удержание в памяти полученной записи.
  3. Воспроизведение – это актуализация того, что было записано и сохранено.

Другими видами познавательных процессов, которые оказывают существенное влияние на познавательную активность, являются: интеллект, межличностная коммуникация и собственное творчество.

Также способность разговаривать, основанная на языке и речи, является важной составляющей в познавательной активности, через устное выражение знаний, обсуждение и постановку вопросов.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – поэтапно

В первый год жизни, который называется младенчество, познавательная активность является относительно небольшой. Это меняется вместе с увеличением сенсорной чувствительности и все более короткими периодами бодрствования.

Рецепторы, анализаторы начинают реагировать на раздражители из внешней среды, но только с близкого расстояния. Примерно от третьего до пятого месяца жизни, ребенок имеет бинокулярное зрение, что означает видение вдаль.

Меняется это примерно к тринадцатому месяцу его жизни, когда острота зрения равна резкости взрослого.

Также уже в период младенчества, мы можем говорить о зачатках интеллекта, называемых сенсомоторным интеллектом.

Проявляется он в познавательных действиях ребенка – направленных к получению новой информации и накоплению опыта, познания окружающего мира. Основной ее примером является преднамеренной хватание предметов.

Действия с определенными предметами в период до года зависят от определенных факторов, таких как: привлекательность предмета, опыт, возраст, пол ребенка, темперамент.

Кроме того, также сильные эмоциональные стимулы, составляют основу исследовательской деятельности ребенка. В результате таких действия ребенок учится не реагировать на постоянно повторяющиеся раздражители, то есть на те, после которых не наступает усиление.

Малышучится избирательности внимания и накопления информации об окружающем его мире, реальности. Изучение преобразования реальности – это одновременно и изучение действия в соответствии с предназначением предметов.

Таким образом, чадоформирует свое новое представление физического мира и окружающей среды.

В период после одного года психо-моторное развитие становится все более интенсивным. Около второго года жизни происходит удлинение шага, улучшение координации, исчезновение лишних движений.

На третьем году жизни самостоятельности ребенка уже достаточно, чтобы достигать всех интересующих его мест. Таким образом, действия, связанные с познавательной деятельностью, становятся намного проще.

Второй год жизни, это дальнейшее развитие специфической манипуляции, во время которой ребенок настраивает свои движения до величины и специфики предметов. Начинается период подражания взрослым, которое проявляется больше всего в обращении с предметами обихода.

Это также период, в котором динамично развивается сенсомоторный интеллект. Выражается он в способности преобразования рефлекторных реакций на психические действия.

В дальнейших стадиях развития сенсомоторного интеллекта, около второго года жизни, ребенок начинает понимать символические особенности различных предметов.

Примерно на третьем году жизни, приобретает знания о своих психических состояниях, что называется "детской теорией разума". Это способность думать о вещах отсутствующих, о возможных событиях, это также проявляется в возможности говорить о прошлом и планировать будущее.

Четвертый год жизни ребенка, приносит понимание понятия умственной деятельности. Ребенок начинает понимать, что ум – это совокупность психологических состояний, желаний, мыслей, знаний.

Известно, что мозг активно производит умственные состояния, что приводит, к пониманию таких действий, как распознавание лжи, говорение метафорами и прочее.

Познавательная активность ребенка и речь

Развитие познавательной деятельности дошкольника также напрямую зависит от процессов речевого развития. Можно наблюдать параллель в этих двух взаимосвязанных процессах развития дошкольника.

С увеличением словарного запаса и овладением новыми навыками в говорении, ребенок получает доступ к большему количеству информации через постановку вопросов родителям, педагогам и сверстникам.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – это сложный процесс, который затрагивает многие сферы деятельности ребенка.

Именно благодаря познавательной активности дошкольник достигает успехов в освоении основных жизненно важных бытовых навыков, получении базовых сведений об окружающей среде и людях.

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Ссылка на источник sosed-domosed.ru

Консультация для родителей

«Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Познавательная деятельность– это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Малыш — природный исследователь окружающего.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений,

действий, переживаний. Для дошкольника характерен

повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.

Поэтому воспитание в семье ребенка – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок , ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком?

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога,логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах,

рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности.

Главное – родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный) , а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности.

Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще?

Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование

проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного

исследования даже в условиях дома, приусадебного участка,

во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями.

Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время.

Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Советуем почитать:

  1. «Познаю, играю, отдыхаю. Игровые комплексы для развития познавательной активности и обучения навыкам»

Издательство: Белый ветер, 2010 год.

  1. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О. В.
  2. «Чудесные ладошки. Развиваем художественно-творческие способности», Денисова, М. Ю.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Познавательное развитие в дошкольном детстве

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Познавательная деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельно...