Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей.

Приоритетной задачей нашего детского сада является физическое развитие детей. Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Основные задачи для достижения поставленной цели это:

• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;

• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) .

Работая над темой по самообразованию: «Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения», руководствуясь программой «Радуга» и парциальной программой по физическому воспитанию «Физическая культура – дошкольникам» (Автор: Л. Д. Глазырина, я, организовываю оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, с учётом индивидуальных возможностей развития ребенка. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия.

В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Для выяснения индивидуальных интересов воспитанников, я два раза в год провожу диагностику (в сентябре и в мае) слежу за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдений фиксирую предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности, это помогает мне в работе. Моя задача, как педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении.

С целью реализации данной задачи, мною. в группе создана развивающая среда, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность: освобождено место, соответствующим образом расположена мебель и оборудование, предоставлены в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность

Двигательная активность способствует:

• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

• росту физической работоспособности;

• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утреннюю гимнастику я с детьми провожу ежедневно, в разных формах

Физкультминутки проводятся мною, в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей навыков с основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры, как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планирую в различное время дня в соответствии с режимом. Игра - является важнейшей деятельностью дошкольника, так как игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Мною была подобрана картотека подвижных игр, которые соответствуют возрастным особенностям детей.

В результате, проведенной мною работы, у детей значительно возрос интерес к подвижным играм:

• Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные

• Снизилась спонтанная двигательная активность детей.

• Повысилась продолжительность и интенсивность движений

• Разнообразнее стали сами движения

Радостное настроение создается у детей при выполнении движений, согласованных с ритмичным произношением рифмованного текста. При этом я регулирую характер действий детей интонацией, выделением голосом некоторых слов, более быстрым иди замедленным темпом речи. Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку Ритмические движения, притоптывание, кружение в такт музыке доставляют детям эмоциональное наслаждение. Я стремлюсь, чтобы музыка чаще звучала в группе в часы досуга и самостоятельных игр детей. Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств, а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

Дети младшего возраста очень любят выполнять поручения взрослых. Наряду с заданиями бытового характера (принести стул, накрыть на стол и т. п., которые содействуют совершенствованию общих движений детей, ориентировке их в окружающей обстановке, удовлетворению любознательности и потребности в самостоятельности, поэтому я даю детям задания, направленные на упражнение ребенка в определенном виде движения

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем.

На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание, безусловные рефлексы, массаж.

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее, детям стало интересно организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.

Еще одно достижение моих воспитанников - это участие моих воспитанников в районных, краевых конкурсах, интернет-конкурсах. За участие в смотре – конкурсе на лучшую физкультурно- оздоровительную работу среди дошкольных образовательных учреждений наш детский сад неоднократно получал призовые места и благодарность, а за участие в краевом смотре на лучшую площадку наше дошкольное учреждение получило диплом. На сайте Интернет - журнала «Планета Детства», я со своими воспитанниками приняла участие в Международной конкурс-презентации «Технологии, сберегающие здоровье в современном детском саду» - мы показали занятие «У солнышка в гостях», на Международном образовательном портале МААМ опубликовали фотоотчет по занятию «Теремок», и развлечение, посвященное ко дню защиты детей «На солнечной полянке».

www.maam.ru

Анкета «Удовлетворение потребностей родителей в развитии детей в условиях дошкольного учреждения.»

1. Достаточно ли музыкальный руководитель воспитывает интерес у детей к музыке

Да нет

2. Развиваются ли навыки у детей во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах

Да нет

3. Родители получают информацию об успехах ребенка, о каких – либо проблемах

Да нет

4. Развивается ли творческая активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Да нет

5. Вы лично чувствуете, что музыкальный работник дошкольного учреждения доброжелательно относится к Вам и Вашему ребенку

Да нет

Спасибо.

Результаты анкетирования родителей воспитанников МБДОУ д/с №12 «Рябинка» по удовлетворению потребностей родителей в развитии детей. »

Из 43 родителей в анкетировании приняли участие 29 человек. На основании проведенного анкетирования выявили следующие результаты:

Позитивно – 81%

Затруднились ответить – 19%

Отрицательно – 0%

www.maam.ru

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка»Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала.

А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» -ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос»Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

5. Подведение итогов собрания

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком.

Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.

(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов) .

Материал с сайта nsportal.ru

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО

Усова Марина Станиславовна

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости.

Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип – принцип ответственности за будущее детей.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо.

Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:

  • работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
  • система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
  • реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
  • реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:

  • Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития

одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.

  • Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в

процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

  • Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
  • Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение:ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство) :

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание) ;

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ. В 2015 году с внедрением ФГОС в ДО нами была создана программа «Одаренный ребенок ДОУ».

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

1. Использовать перспективное планирование для организации

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

2. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:

  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

  • вводящие новую информацию (навыки, операции) ;
  • закрепляющие новую информацию;
  • систематизирующие новую информацию.

4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.

5. Систематически проводить:

  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1раз в квартал) ;
  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год) .

Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка «Почемучки». При этом решаются следующие задачи.

1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.

3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется и развитию творческий способностей дошкольников. Наши воспитанники посещают театральный кружок «Театральная карусель», танцевальный кружок «Са-Фи-Дансе», спортивный кружок «Вперед к Победе!», изостудию «Цветик-Семицветик».

В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей».

Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

По теме:

Материал nsportal.ru

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО

Красникова Наталия Викторовна

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости.

Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип – принцип ответственности за будущее детей.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо.

Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:

  • работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
  • система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
  • реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
  • реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:

  • Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития

одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.

  • Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в

процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

  • Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
  • Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение:ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство) :

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание) ;

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ. В 2015 году с внедрением ФГОС в ДО нами была создана программа «Одаренный ребенок ДОУ».

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

1. Использовать перспективное планирование для организации

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

2. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:

  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

  • вводящие новую информацию (навыки, операции) ;
  • закрепляющие новую информацию;
  • систематизирующие новую информацию.

4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.

5. Систематически проводить:

  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1раз в квартал) ;
  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год) .

Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка «Почемучки». При этом решаются следующие задачи.

1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.

3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется и развитию творческий способностей дошкольников. Наши воспитанники посещают театральный кружок «Театральная карусель», танцевальный кружок «Са-Фи-Дансе», спортивный кружок «Вперед к Победе!», изостудию «Цветик-Семицветик».

В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей».

Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: