Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог, вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников, я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.

Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей.

Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда, в которой представлены игры, способствующие развитию речи, предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики.

На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров, использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяется задачами воспитания и зависит от возрастных особенностей детей.

Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев, пересказываем или инсценируем их, тем самым ребята не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения.

Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.

Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог.

Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.

Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик, знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог.

Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.) . После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)

Игры с мячом: «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель: высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».

Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек», «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей: сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон», «Сказочный зверь»,

«расскажу – не расскажу».

Игры парами («Я знаю… », «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и др., в которых:

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т. д.) ;

- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

Вывод:

В результате проделанной работы добилась умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их. Диалог детей стал более насыщенным прилагательными, существительными и разными новыми словами. Теперь ребятам самим хочется задавать вопросы и узнавать много нового и интересного. У них есть интерес и желание общаться, используя диалог. В ходе бесед у детей наблюдается эмоциональный подъем, в котором они, пытаясь переговорить друг друга, рассказывают мне – что интересного с ними происходило.

Моя работа с ребятами находится в начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться, используя речь, проявлять самостоятельность в высказываниях, свободу в выражении своих мыслей и чувств.

Список используемой литературы:

1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26

2. Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9

3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114

4. Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное? » М. 2008

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраставозможно только в условиях целенаправленного обучения.

Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

- воспитание понимания связной речи;

- воспитание монологической связной речи, приемы работы:

- работа над составлением рассказа — описания;

- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

- работа над пересказом;

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог) . В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.

Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей.

Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Приведем пример «усложненной» беседы.

- Каких животных ты видишь на этой картинке?

- Волка, медведя и лису.

- Что ты знаешь о волке?

- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

- А что ты можешь сказать о медведе?

- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

- А что ты знаешь о лисе?

- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

- Где ты видел этих зверей?

- В зоопарке, там они живут в клетках.

- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации.

Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь»

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

У белого медведя шерсть стала дыбом.

Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого.

Первым заговорил бурый:

- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет.

Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал:

- Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал:

- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

- А мне нечего делать в твоих лесах.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ.Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ.Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

- полноту пересказа;

- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности) ;

- характер употребляемых предложений и правильность их построения;

- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично.

Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий. Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.) ;

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п. В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.

Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы:

Подробней на сайте nsportal.ru

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью.

Вести себя «на сцене» непринужденно; уметь передавать сущность своего персонажа.

Помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1. Интонацией– детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с удивлением, весело, грустно, со страхом и т.д.) . Необходимо добиваться выразительности и естественности речи.

Для формирования интонационной выразительности речи используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок.

Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи я ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Работая над интонацией, проговариваем коротенькие диалоги:

Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Дети проговаривают диалог - весело с лукавством, затем устрашающе, затем грустно и т.д.

  1. Позами – использую игры «Море волнуется»; «Зеркало», «Обезьянки»…

Затем детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу…) . Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым.

3. Жестами– дети получают сценические задания: показать жестом состояние или ощущения – радостно, грустно, удивительно, больно, горячо, холодно…

4. Мимикой – дети стараются передавать мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть,…

5. Пантомимикой – учимся сочетать пластические позы, жесты, мимику.

"Походка сказочных героев"

Устраивается подиум. Воспитатель называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого животного или героя (идущего медведя, прыгающую лягушку, испуганного зайца, дедушку, старушку, Красную Шапочку и т.д.) .

II Этап. «Фольклорные миниатюры и потешки»

Цель.

Обогатить речевой опыт детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик.

Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

- Ты пирог съел? - Я медведя поймал!

- Нет, не я! - Так веди сюда.

- А вкусный был? - Не идет.

- Очень. - Так сам иди.

- Да он меня не пускает.

III Этап. «Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами»

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Подвижная игра «Лиски» /белорусская народная игра/.

Играющие по считалке выбирают лиса – ведущего и, построившись в круг 10 – 20 метров, кладут возле себя лисят (лиской может быть любой предмет: кубик, мячик, игрушка) . Лис подходит к одному из играющих и говорит:

- Где был? - В лесу.

- Верни лиску мою. - За так не отдаю.

-За что отдашь – скажи сам. - Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто займет свободное место в круге, лисом - игрок который остался.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. – «Сообщает» водящий.

– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.

– Что с тобой? – спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

– Влюблен! – отвечает «георгин».

Подробней nsportal.ru

Методическая разработка

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

Задачи:

- создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

- подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

- сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

- обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Актуальность:

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н. О. Д.) соблюдались следующие правила:

- использование в Н. О. Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- включение в Н. О. Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- перед выполнением Н. О. Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

- поощрять детей, которые выполняют данное требование;

- ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

- для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- предлагать детям разные варианты ответов;

Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Для развития связной речи использовались следующие серии сюжетных картинок:

- «моя семья»

Подробней nsportal.ru

Использование игр

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

Существует несколько этапов работы с детьми.

Предварительный этап:

Основная задача - обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей,

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.

Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей.

Второй этап:

Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными) . Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На третьемэтапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) . Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Правильно подобранные для развития диалогической речи игры, рассчитаны на:

1) формирование у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правилаповедения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик) ;

2) отражение естественной логики формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

В 2014-2015 учебном году, в нашем дошкольном учреждении, одна из годовых задач звучит следующим образом: «Развивать диалогическую речь детей в процессе организованной и самостоятельной деятельности». Учитывая новые подходы к определению содержания процесса развития диалогической речи у дошкольников, я сделала попытку заполнить пробелы в методике развития диалогической речи, используя дидактические игры, я опиралась на технологию О. Бизиковой. (Приложение 1)

Прежде чем приступить к работе, я провела мониторинг предметно-развивающей среды в группе. (Приложение 2) После этого приступила к планированию работы по развитию у детей диалогической речи в процессе организованной деятельности, т.е. с помощью дидактических игр. В процессе работы были изготовлены и приобретены дидактические игры, литература и материалы, которые помогут и в дальнейшем вести целенаправленную работу, направленную на развитие диалогической речи у детей.

По прошествии 3 месяцев снова был проведен мониторинг предметно-развивающей среды и, по моему мнению, произошли заметные улучшения. (Приложение 2)

Так же была проведена работа с родителями. (Приложение3)

Мною преследовались следующие цели:

— создать мотивацию их участия в процессе развития культуры диалогического общения у детей (например, провести родительское собрание «Диалог в жизни дошкольника»)

— познакомить родителей с деятельностью ДОУ по развитию диалогического общения у их детей;

— познакомить с игровыми приемами ее развития у ребенка дома (групповые и индивидуальные консультации, беседы с родителями) ; (Приложение 4)

— оказать помощь родителям в развитии диалогической речи детей в игровой деятельности в семье (индивидуальные беседы и игровые упражнения) .

Заключение

Основная цель работы заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. По результатам мониторинга выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью не умеют высказываться.

На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, игры – инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие.

Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

  • Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
  • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество) ; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; не дисциплинарные формы

привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд) ; театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки) ; дидактические игры.
  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития диалогической речи детей

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ходигры

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

—Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

—Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одномуиз детей.

—Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет?

(«Небылицы»)

Цели.Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Ошибка

Цели.Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».

Примеры суждений:

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет.

Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Презентация речевое развитие детей дошкольного возраста

    Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Диалогическая речь у детей дошкольного возраста

    Коллекция Рефератов - Диалогическая речь у детей дошкольного возраста - скачать рефераты, бесплатно рефераты 6 http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ) ....

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием Критерии оценки монологической речи Уровень выполнения задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных кар...