Развитие воли в дошкольном возрасте

Развитие воли у детей раннего возраста.

Развитие воли у детей раннего возраста.

План:

1. Развитие воли у детей раннего возраста.

2. Изучение волевых действий (ранний возраст).

I ситуация: ребёнок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.

II ситуация: ребёнок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается воспитателем) .

III ситуация: ребёнок должен достать игрушку из – под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация: ребёнку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.

V ситуация: ребёнку нужно достать игрушку из сомкнутых рук воспитателя.

3. Условия, стимулирующие развитие воли.

№ 1

Воля – способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Способность к волевому поведению у ребёнка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы.

Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребёнка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения.

Очевидно, что новорождённый ребёнок и младенец (до одного года включительно) волей не обладает. Не менее очевидным, хотя и не бесспорным, является тот факт, что дети в возрасте 2х-2, 5 лет уже имеют некое подобие воли. Доказательством служит та настойчивость, с которой дети данного возраста многократно повторяют неудачное действие в том случае, если поставленная цель не достигнута. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения, вероятно, в период от 1го до 3х лет. То, что 3х летние дети имеют волю, сомнений уже не вызывает, во – первых, практически все нормально развивающиеся дети этого возраста проявляют настойчивость в достижении тех целей, которые они перед собой ставят; во – вторых, дети этого возраста открыто заявляют: «Я сам», если у них что –либо не получается, и отказываются от помощи со стороны других людей.

Развитие воли у детей связано с ведущим для них видом деятельности. Так, например, у дошкольников воля в основном развивается в играх; у младших школьников в учебной деятельности; у подростков и старших школьников в различных видах деятельности, начиная с общения и заканчивая учением и трудом. У взрослых людей воля развивается в процессе преодоления ими различных препятствий, которые возникают на их жизненном пути.

№ 2

Для эксперимента я взяла три ребёнка: Насте (1год 6 мес, Полине (2года 3 мес, Данилу (2года 9мес) .

Проведя занятие (ситуации из плана) в группе и выбрав три ребёнка разной возрастной категории, я сделала следующие выводы:

Настя, самая маленькая, совсем не хотела что – либо делать. Полина (которая постарше, что – то пыталась делать и у неё вполне не плохо получалось. Данил, со всеми заданиями справился.

Хорошо, что группы в основном смешанные. Младшие ребятки всегда перенимают действия и поступки у чуть более старших ребят.

№ 3

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например сидеть спокойно на занятиях так, как требует этого воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребёнку около 4х лет и он начинает ставить перед собой специальную цель – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п. управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренности, импульсивными.

Список литературы:

1) В. В. Зеньковский «Психология детства» - М. : 1996г;

2) В. С. Мухина «Детская психология» - М. : Просвещение 1985г;

3) Р. С. Немов «Психология» - М. : 2005г

www.maam.ru

Особенности развития воли в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.

В три - четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре - пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять - шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести - семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть - семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести - семи годам

Г }

складывается произвольность в сфере общения со взрослым. I

К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе.

У детей трех - семи лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более “взрослым” видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять.

В возрасте трех - семи лет интенсивно развиваются познавательные мотивы.

У детей четырех - семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех - семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

В пять - семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

- у детей формируется целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

- развивается способность к волевому усилию;

- складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

www.maam.ru

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.

В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований, в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости… Такие дети требуют особого внимания, особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут, что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей, воспитателей и психологов.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью и ранимостью.

В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.

Упрямство, как недостаток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания, требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.

Высшая степень проявления упрямства – негативизм.

Близки к упрямству и капризы детей, то есть беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до выполнения. Всякий отказ со стороны взрослого вызывает у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плачь, крик, и проявление новых, порой бессмысленных требований.

Такое поведение детей является результатом неправильного воспитания, то есть того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести. Нет ни одной семьи, где бы ни возникало каких – либо конфликтов, так нет и ни одного ребенка, у которого не возникало бы каких–либо капризов или упрямств. Ребенок постепенно осваивает мир, учится его понимать - вступает в разногласия, эмоционально реагирует, мыслит, действует, негодует. Но у него еще нет опыта общения, да порой и достаточного словарного запаса, чтобы отстоять свою точку зрения, объяснить, почему он делает именно так. Ребенок приходит в наш мир «чистым листом» и от того, как он будет понят взрослыми, зависит его ответная реакция.

Социальное неблагополучие общества, загруженность родителей, раннее начало образования, психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко и доброжелательно, вызывают непонимание, недоверие к взрослым и различные конфликты. Например, в современных малодетных семьях нередко на одного ребенка приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно. Как себя вести с ребенком, как добиться послушания ребенка, избежать конфликтов, помочь ребенку найти понимание сверстников, эти проблемы беспокоят как родителей и педагогов. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого совета заключается в том, что ребенку одинаково нужна строгость, дисциплина и любовь. Нередко родители во всем потакают малышу. Первые проявления ребенка, будь это крик, плачь или шалость – всегда проверка, а что последует за этим, можно ли так поступить? И от того, как отреагируют взрослые, какую реакцию вызовет его поступок: одобрение, запрещение - будут и дальнейшие действия ребенка. Главное не запутать ребенка и не разрешать «сегодня» того, что нельзя было делать «вчера». Например, рисовать на книжке, маме совершенно некогда, а ребенок сидит тихо, никому не мешает, хотя и разрисовывает книгу. Мама молчит, значит одобряет. В следующий раз такой запрет, вызовет упрямство, каприз, непонимание. Четкие правила поведения, как в семье, так и в детском саду помогут ребенку быстрее приучиться самоконтролю, адаптироваться в коллективе сверстников, найти взаимопонимание с взрослыми. Требования, предъявляемые ребенку должны учитывать не только его возраст, но и его физическое и психическое развитие, его возможности. Один из основных советов психологов: - «Учитесь разговаривать с детьми, учитесь их выслушать. » Как бывает порой трудно выслушать ребенка, но именно так, вслушиваясь, порой в сбивчивую речь можно узнать тревоги и планы, желания и страхи. Совместные эмоциональные переживания обязательно приведут к пониманию и доверию, помогут ребенку всегда видеть в вас друга и защитника. Основная деятельность дошкольника – игровая (которая включает: труд в форме игры, дидактические игры, игу в режимном процессе) и именно в ней дети познают окружающий мир, учатся общению. Задачи, на которые ребенок направляет свои усилия, должны быть подобраны индивидуально, то есть, должны быть различной сложности, а также требовать различной длительности волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Слишком легкие задания будут неинтересны, а слишком сложные могут вызвать апатию. Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого, одному достаточно подсказки, другому – необходимо пристальное внимание, практическая помощь, чтобы ребенок увидел результат своего волевого усилия. Важно поддержать само желание ребенка достичь поставленной цели.

Приемы воспитания дошкольника при его негативном поведении, как в домашних условиях, так и в детском саду за много лет не претерпели существенных изменений, их набор невелик, это – увещевание, порицание и наказание. Увещевание, или более строгое порицание, состоит в том, что взрослые указывают на нарушение правил поведения. Делать это необходимо настойчиво, давая понять ребенку, что с ним не играют, но делать это необходимо ласково, показывая всем своим видом доброе расположение к малышу, свою любовь. Здесь играет важную роль интонация, время разговора, если у ребенка очень бурная, негативная реакция, необходимо его оставить в покое, а спустя некоторое время опять поднять эту тему, выказывая свою обеспокоенность его поступком. До ребенка необходимо донести, что он поступил неправильно и ему обязательно необходимо исправиться, вместе найти пути исправления, лучше всего продемонстрировать это своим примером. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером».

Но иногда не остается другого выхода как наказание, любому терпению может прийти конец. Наказание может быть применено только после предупреждения, когда нарушитель уже знает, что его ждет, если он не изменит своего поведения. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека.

Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.

Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе труда вместе с развитием сознания и речи, формированием личности человека. Среди важнейших элементов развития личности Л. С. Выгодский выделил развитие воли.

Физиологической основой воли человека является взаимодействие второй сигнальной системы и первой. Продукт мышления (идея, понятие, мысль, приобретая вещественную форму в виде слова (сказанного или написанного, несет в себе все физиологические свойства внешнего раздражителя, т. е. вызывает при восприятии его, активную деятельность мозга, результатом чего является двигательный акт.

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.

Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.

Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.

Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения.

Список к статье

Список используемой литературы

Кузин В С Психология – Москва «Высшая школа» 1982 г

Люблинская А А Детская психология - Москва «Просвещение» 1971 г

Яковлева н Психологическая помощь дошкольнику -СПб «Валери СПД» 2002 г

Радугина А А Психология и педагогика - Москва «Центр! 1999 г

www.maam.ru

Особенности развития воли в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца.

Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.

Предварительный просмотр:

В три - четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования.

В четыре - пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять - шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка.

К шести - семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть - семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести - семи годам

Г }

складывается произвольность в сфере общения со взрослым. I

К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе.

У детей трех - семи лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более “взрослым” видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять.

В возрасте трех - семи лет интенсивно развиваются познавательные мотивы.

Предварительный просмотр:

У детей четырех - семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех - семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

В пять - семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Психологические особенности развития воли в дошкольном возрасте — подобные документы

Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.реферат

Обзор психолого-педагогических исследований процесса воображения у детей дошкольного возраста. Характеристика воображения: его функции, виды и значение. Особенности воображения у детей дошкольного возраста.

Условия и методы развития воображения.курсовая работа

Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Принципы диагностики уровня развития внимания и разработка рекомендаций воспитателям и родителям, направленных на развитие дошкольников.курсовая работа

Игра как один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте и кризиса семи лет. Обучающее значение игры для развития личности ребенка.реферат

Понятие возраста и кризиса в развитии человека. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. Особенности кризиса первого года жизни.

Развитие речи в раннем детстве. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста.реферат

Закономерности развития детей в дошкольном возрасте: прибавка в весе, увеличение роста, совершенствование интеллектуального поведения. Основные методы исследования в детской психологии. Характеристика особенностей психологического развития дошкольников.реферат

Главные особенности дошкольного периода. Характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.

Общее понятие о рефлексивном мышлении. Значение игрушки как средства психического развития.реферат

Характеристика видов мышления как процессов обобщенного познания объективной реальности и его развитие в дошкольном возрасте. Психологический анализ особенностей наглядных форм мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.реферат

Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Организация исследования особенностей развития внимания у дошкольников. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста.курсовая работа

Раскрытие содержания теории личности как совокупности гипотез о природе и механизмах личностного развития человека. Врожденные и приобретенные источники развития личности и свобода воли человека. Сознательное и бессознательное в личном мире индивида.реферат

Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения. Современные научные направления в психологических исследованиях воли. Влияние волевых качеств личности на развитие профессиональной деятельности.

Развитие волевых привычек личности.контрольная работа

Восприятие и его развитие в детском возрасте. Связь физической и смысловой стороны речевого мышления маленького ребенка. Становление памяти детей.

Формирование основ характера и эмоционального интеллекта. Проблема воли и ее воспитание в детстве.курс лекций

Ведущие виды деятельности и средства общения дошкольника. Симптомы кризиса дошкольного возраста, описанные Л. С. Выготским. Психологические особенности личности дошкольника.

Непослушание и плохое поведения детей. Советы родителям будущих школьников.реферат

Изучение основных особенностей возраста первоначального становления личности ребенка. Характеристика главных аспектов психологии в дошкольном возрасте. Рассмотрение основ развития психических процессов.

Анализ ведущей деятельности в дошкольном возрасте.реферат

Понятие памяти в психологии, теория памяти. Представление и ассоциация, их виды и роль в процессе памяти. Характеристика основных мнемических процессов.

Факторы, уменьшающие забывание. Особенности и методы развития памяти у детей дошкольного возраста.контрольная работа

Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. Развитие эмоционального мира детей. Психологическая характеристика ребенка.

Личность и ее формирование в детстве.курсовая работа

Изучение особенностей памяти у детей дошкольного возраста. Анализ факторов и условий, способствующих ее развитию именно в среднем дошкольном возрасте. Программа индивидуальных занятий по развитию памяти, развитие и диагностика мнемических способностей.курсовая работа

Характеристика, психологические причины и проявления "кризиса 3-х лет". Сущность игры по Л. С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования.

Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.реферат

Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятию "воля". Проявление, регулирование, виды, функции воли. Признаки волевого акта и функции волевой регуляции.

Роль волевых процессов в формировании личности. Современные взгляды на природу воли.курсовая работа

Раскрытие содержания понятия эмоции и изучение процессов их развития у детей 5-7 лет. Исследование методов и приемов развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Разработка методики по повышению уровня чувствительной сферы дошкольников.курсовая работа

Подробней allbest.ru

Психологические особенности развития воли в дошкольном возрасте — подобные документы

Факторы, имеющие ключевое значение для формирования волевой сферы личности ребенка. Значение совместных игр и художественно-творческой деятельности в развитии волевых качеств. Роль коллектива в воспитании воли.

Техника и порядок тренировки воли.курсовая работа

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма детей разного дошкольного возраста. Экспериментальное исследование влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка детей старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Характеристика понятия связной речи. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста, зависимость ее развития от уровня развития воображения. Экспериментальные исследования влияния воображения на связную речь детей старшего возраста.контрольная работа

Психолингвистические и психологические основы владения лексическими средствами языка у детей дошкольного возраста. Особенности нарушений формирования лексики детей с общим недоразвитием речи: ограниченность словарного запаса, неточное употребление слов.курсовая работа

Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Характеристика зрелого возраста и самореализации в этот период. Взаимосвязь психологического возраста индивида с уровнем развития личности.

Исследование психического состояния мужчин зрелого возраста.курсовая работа

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте: понятие и задачи. Игра как ведущий вид деятельности ребенка, ее структурные элементы и основные стадии. Развитие психических функций в дошкольном возрасте.

Формирование личности и суть кризиса 6-7 лет.реферат

Проблема изучения реальной роли близких взрослых в становлении субъективного мира ребенка, его эмоционального отношения к окружающей действительности и к себе. Влияние взрослого на становление эмоционально-оценочного компонента самосознания детей.статья

Причины возникновения детских фобий. Защитно-адаптивная функция перед внешней опасностью. Положительная связь страхов и тревожности в дошкольном возрасте. Спонтанные психотехники преодоления неврозов.

Индивидуальная коррекционная работа со школьниками.курсовая работа

Понятие "чувство времени". Физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Особенности социальной ситуации развития раннего юношеского возраста. Формирование личности молодых людей. Формирование эмоций и воли в раннем юношеском возрасте.

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально–волевой сферы молодых людей.курсовая работа

Психологические особенности одаренных дошкольников. Шкала оценки потребности в достижении. Оптимизация личностного развития одаренных детей в воспитательно-образовательном пространстве.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей одаренных детей.курсовая работа

Основы развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. Характеристика генезиса памяти. Задачи, этапы и организация экспериментального исследования развития произвольной памяти.

Разработка практических рекомендаций по её улучшению.курсовая работа

Психологические особенности младшего школьного возраста. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Влияние процесса школьного обучения на развитие самооценки ребенка.

Особенности самосознания детей из групп социального риска.курсовая работа

Психофизиологическая характеристика детей раннего возраста. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Формирование эмоций в раннем возрасте с учетом предметной деятельности.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ.курсовая работа

Формирование процесса компенсации слепоты в дошкольном возрасте. Индивидуальный подход к детям, основанный на учете психологических особенностей их воспитания, памяти, мышления. Стержневые психические образования на каждой стадии развития компенсации.автореферат

Понятие воображения, особенности его развития у ребенка-дошкольника. Анализ влияния изобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста путем реализации методик "Рисунок", "Вербальная фантазия", "Скульптура".курсовая работа

Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста. Значение природного окружения для развития дошкольников. Установление причинно-следственных связей, значение усвоения знаний для умственного развития.

Переход к построению модельных образов.реферат

Анализ проблемы исследования социально-психологического развития соматически больного ребенка дошкольного возраста. Формирование личности больных детей, особенности коррекции их психоэмоционального статуса. Психологические приемы преодоления болезни.статья

Физиологические и мотивационные аспекты, анализ структуры волевых действий. Проблемы воли в советской и современной российской философии, этике и психологии. Сущность фундаментальной характеристики человеческого бытия.

Побудительные составляющие воли.реферат

Основные функции, цели и задачи психолога в детском дошкольном учреждении. Функции детского сада №45: развитие способностей ребенка и творческого воображения. Анализ основных групп страхов детей дошкольного возраста: темнота, страшные сны, животные.отчет по практике

Подробней allbest.ru

Развитие воли и ее формирование в дошкольном возрасте

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем возрасте.Волевое поведение проявляется в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.

В период младенчества ребенок начинает овладевать лишь произвольными (управляемыми) движениями, а не действиями. Ребенок еще не ставит перед собой осознанной цели.

Он тянется к игрушке не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе. Таким образом, основными предпосылками развития воли в этот период являются развитие движений – хватания и манипулирования предметами.

В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые можно назвать произвольными (при передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребенок начинает действовать намеренно: ставит перед собой определенную цель и затем выполняет действия, направленные на ее достижения) .

Однако поведение преддошкольника характеризуется импульсивностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш.

Около 3 лет в связи с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности. Теперь ребенок получает относительную свободу от ситуации, способность «встать» над ней.

В этот период у преддошкольника впервые появляются попытки сдерживать свои желания. Но достигается это только в отдельных случаях с большим трудом. Только под влиянием настойчивых указаний взрослых ребенок может научиться сдерживать возникающие у него желания.

Трудность преодоления ситуативных побуждений, сдерживания желаний делает детей совершенно беспомощными в ситуациях, требующих выбора между несколькими привлекательными возможностями.

Развитие основных компонентов волевого действия.В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия: целеполагания (побуждения) , планирование действий, самоконтроль.

Целеполагание – умение ставить цель деятельности.

Элементарное целеполагание наблюдается уже у младенца (тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения) . Однако цели задаются извне (предметом) .

Примерно в 2 года в связи с развитием самостоятельности возникает стремление к цели, но она достигается только с помощью взрослых. Целенаправленность проявляется скорее в постановке (намерении) , чем в достижении цели. Преддошкольнику трудно еще удержать поставленную цель, он меняет ее в ходе выполнения действия (например, когда ребенок высказывает намерение нарисовать определенный предмет, он несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка) . При выполнении самых простых, но не интересных заданий по указанию взрослых, дети раннего возраста обычно не доводят дело до конца – либо его просто бросают, либо превращают в игру (например, получив задание собрать в ящик кубики, ребенок вместо этого начинает строить из них башню) .

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановке целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте цели связаны с личными интересами и сиюминутными желаниями. Старшие дошкольники уже ставят цели, важные как для них, так и для других людей.

Планирование – это средство раскрытия цели применительно к данным обстоятельствам, средство формирования намерения достичь цели, средство осуществления саморегуляции с помощью второй сигнальной системы, т.е. речи. Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим, помогает ребенку овладеть своей деятельностью и поведением.

Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого.

Несмотря на то, что младший дошкольник уже хорошо понимает речь и широко употребляет ее, ему еще трудно выполнять по словесной инструкции сложные действия. Указания взрослых побуждают его начать или прекратить действие.

Первоначально ребенок осваивает планирование по ходу деятельности, выражая лишь ее результаты, но заранее не может ее спланировать и регулировать свои действия. Ребенок может словами обозначить цель действия (например, нарисовать дядю, построить домик, играть в доктора) , однако никогда не определяет словесно, как будет выполнять намеченное действие.

В среднем дошкольном возрасте речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. После получения инструкции и поняв ее, ребенок сразу выполняет действие правильно. Планирование перемещается на начало деятельности, начиная предварять исполнение.

Как правило, направляя собственные действия, ребенок говорит вслух. Однако речевая регуляция собственных действий еще не совершенна, т.к. ребенку еще трудно удержать мотив и цель действия. В деятельности, например, в рисовании, наблюдается ступенчатое планирование.

Старший дошкольник выполняет уже сравнительно сложные речевые инструкции взрослых, не прибегает к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко руководит собой вслух.

Самоконтроль. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Этапы развития самоконтроля: 1) освоение способов самопроверки; 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Дошкольникам сложно еще обнаруживать собственные ошибки, соотносить выполняемые действия с образцом, несмотря на то, что понимают требования взрослого. К самопроверке чаще прибегают лишь по требованию взрослого. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

На протяжении дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

В 5 лет самоконтроль выступает как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но детям легче контролировать сверстников, чем себя. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга.

У детей повышается требовательность к своей работе. Желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других.

Сферы проявления произвольности дошкольника.Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, т.е. способности управлять собой. Главными характеристиками произвольности являются осознанность (сознательность) и опосредованность.

В возрасте около 2 лет все поведение ребенка становится опосредованным, т.е. управляемым сначала речью взрослого, а потом собственной. Слово может вызывать или тормозить реакции ребенка. Это дает ему возможность выполнять сложные указания и требования взрослого.

Он фиксирует свое действие в слове, а значит, осознает его. Осознание собственных действий позволяет ребенку управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.

Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Ребенок находится внутри предметной ситуации. Поэтому ребенку нужны точки опоры, которые выходят за пределы конкретно воспринимаемой ситуации.

Внутренняя точка опоры может быть:

1) в прошлом (раньше обещал кому-то, хотел сделать так, как уже делал) ;

2) в будущем (что будет, если он что-то сделает) ;

3) в правиле или образе действия для сравнения с ним своих действий;

4) в моральной норме (чтобы быть хорошим, нужно делать именно так) .

В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своей деятельности (поведения) , которой является выполнение роли в игре (правила через роль) . С 4 лет происходит осознание правил личностного поведения (в играх с правилами) . Если правила не соблюдать, то игра не получится, следовательно, не добьешься результата.

У старшего дошкольника опорой в регуляции деятельности (поведения) становится образ себя во времени (что хотел сделать, что делаю или сделал, что буду делать) .

Ребенок учится осознавать отдельные компоненты деятельности и себя в ходе ее выполнения: в 4 года – выделяет объект деятельности и цель его преобразования, в 5 лет – понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности, начинает уже выделять способы действия с объектами, в 6 лет – опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным.

О сформированности произвольных действий можно судить по активности и инициативности самого ребенка. Он не только выполняет указания взрослых, но и сам выступает инициатором целей («Пойдем, поиграем в кукольном уголке») . Следовательно, ребенок становится относительно независим от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.

Если ребенок легко нарушает требование взрослого, то это показатель несформированности внутренних механизмов регуляции своих действий.

После 3 лет формируется произвольность в сфере движений. У преддошкольника усвоение двигательных навыков выступает как побочный продукт предметной деятельности. Дошкольниковладение движениями ставит как цель деятельности (например, сознательно пытается воспроизвести характерные движения персонажа) .

Механизм управления собой строится по типу управления предметными действиями и движениями. В 3-4 года – ребенок еще не может сохранить неподвижную позу; 4-5 лет – дети управляют своим поведением под контролем зрения, однако легко отвлекается на внешние факторы; 5-6 лет – применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление – под контролем двигательных ощущений (могут долго сохранять неподвижную позу) .

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности приобретают психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь.

К 6-7 годам – произвольность в сфере общения со взрослыми. Показателями этого выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнить по предложенным планом. Дети могут удерживать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Развитие воли и мотивации поведения.Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами. В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, т.е. выделяется ведущий мотив, который определяет поведение, подчиняет себе другие мотивы.

Однако система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, нарушаются хорошо известные правила.

На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы.

В раннем возрасте борьба мотивов отсутствует, ребенок подчиняется более сильному мотиву, привлекательной цели. В дошкольном возрасте – осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбора.

Соподчинение мотивов вначале происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослыми, которые их задают и контролируют. Позднее – появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства: 1) ребенок стремится к достижению даже непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него; 2) отказывается от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного.

Таким образом, поведение ребенка становится внеситуативно-личностным, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, т.е. появляется идеальная мотивация (например, мотив – соблюдение нравственной нормы) .

Мотивы в раннем возрасте – импульсивны и неосознанны, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.

Мотивы в дошкольном возрасте – затрагивают сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Особенности борьбы мотивов: ребенок совершает еще много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций; старший дошкольник может подавлять аффект, хотя и с трудом; трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями; наиболее яркий конфликт между общественными и личными мотивами, который остро переживается ребенком.

Поделиться с друзьями:

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 98

Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском Google...

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Материал с сайта helpiks.org

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...