Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Так же воображение связано и с музыкой.

Большое внимание в группе уделяется играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения.

Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность.

В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. В группе есть картотека игр на развитие воображения. Она сделана на отдельных карточках и удобна для пользования. На выходные дни игры предлагаем родителям, чтобы поиграли с детьми дома, в гостях, на прогулке. Так же предлагаем родителям самим вместе с детьми придумывать разные игры на развитие воображения.

Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли». Даем задания, такие как: «Пройдитесь как старая бабушка, как царевна».

В своей работе используем мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.

Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами, типа: «Представьте себе мяч, возьмите его, подбросьте его, бросьте его своему другу» и т. д.

После сна проводим игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или родитель спрашивает, что ребенок задумал и показал.

Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».

В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед нами стоят три основные задачи:

1. Вызвать у детей интерес к рисованию (и лепке) .

2. Создать благоприятные условия для того, что бы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т. п. могут что-то изображать. Поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира. 4. Побуждать детей вносить в рисунки (лепку) дополнения.

В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.

Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»

а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.

б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.

в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать… » (травку, не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример) .

г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.

Запоминание в памяти ребенка графических образцов способствует превращению их в шаблоны, что представляет собой большую опасность для развития изобразительной деятельности и способностей детей. Ведь в дальнейшем ребенок может так и не научиться рисовать, кроме нескольких усвоенных штампов.

Общий метод руководства самостоятельной деятельностью детей несложен.

а) вначале все дети рисуют, а вы наблюдаете за ними, намечая для себя детей, с которыми вы будете сегодня работать.

б) как только первый из этих детей закончит, вы подсаживаетесь к нему и начинаете беседовать в той последовательности, которая приведена выше.

в) закончив беседовать с одним, вы переходите к следующему и так изо дня в день, можно охватить всех детей.

www.maam.ru

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

1.2 Основные направления и принципы развития воображения

1.3 Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Характеристика выборки исследования

2.3 Анализ результатов собственных исследований

2.4 Анализ результатов контрольного этапа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов.

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд) . При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка) .

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм) . К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) .

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.) , а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С. Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.

Предмет - психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "воображение", выявить его функции;

охарактеризовать виды и формы воображения;

описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;

применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования. Проведение развивающих игр и упражнений, направленных на овладение различными видами опосредствования, приводит к развитию у дошкольников возможности выходить за пределы использования стратегий, характерных для каждого вида воображения, при сохранении доминирования одного из его видов (познавательного или эмоционального) .

Методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы) ;

констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;

методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Выборочная совокупность: 40 человек: воспитанники старших массовых групп ТМДОУ " ЦРР - детский сад "Белоснежна".

Практич

Материал с сайта studsell.com

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста - Рефераты

2.3 Анализ результатов собственных исследований

2.4 Анализ результатов контрольного этапа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд) . При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка) .

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм) . К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) .

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.) , а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С. Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.

Предмет - психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "воображение", выявить его функции;

охарактеризовать виды и формы воображения;

описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;

применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования. Проведение развивающих игр и упражнений, направленных на овладение различными видами опосредствования, приводит к развитию у дошкольников возможности выходить за пределы использования стратегий, характерных для каждого вида воображения, при сохранении доминирования одного из его видов (познавательного или эмоционального) .

Методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы) ;

констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;

методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Выборочная совокупность: 40 человек: воспитанники старших массовых групп ТМДОУ " ЦРР - детский сад "Белоснежна".

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, подобран комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения дошкольников в работах отечественных и зарубежных исследователей.

Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, апробирована программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.

В приложении приведен фрагмент конспектов программы развития воображения дошкольников.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Палагина, О. М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов.

Т. Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Механизм воображения по Т. Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение.

Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству.

Т. Рибо писал: "Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения . ". Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления. Генезис воображения Т. Рибо представлял в виде четырех стадий:

Материал с сайта www.refsru.com

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей

В старшем дошкольном возрасте наибольшее внимание необходимо уделять развитию высших психических функций, таких, как мышление и воображение, так, как этот возраст является наиболее благоприятным для развития этих функций.Воображение в жизни ребёнка имеет огромное значение, по словам французского психолога Теодюля Рибо: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Значит воображение, является высшей и необходимейшей способностью человека. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Воображение часто называют фантазией.Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у детей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности людей.

Виды воображения

Пассивное. Активное: Воссоздающее и Творческое

Пассивнымназывается воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели.

Активноевоображение направлено на решение определённых задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.Развитию воссоздающего и творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование.

Особенность образов, которые создаёт ребёнок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Например, если в игре ребёнок должен создать образ человека, то эту роль он берёт на себя и действует в воображаемой ситуации.Представления воссоздающего воображения различаются по точности и яркости. Точность, правильность построения представлении в воображении определяется жизненным опытом ребёнка. А яркость, живость новых образов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действии, направленных на открытие или создания новых предметов, явлений, ситуаций.В творческом воображении дети создают представления, руководствуясь только целями, которые они сами поставили или взрослый ставит перед ними, различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д.

В старшем дошкольном возрасте оно становится независимым от внешней деятельности ребёнка. Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами ребёнка. Можно хладнокровно думать, воспринимать, но нельзя хладнокровно воображать.

Тест на определение развития воображения у ребёнка

ДА НЕТ

  1. Увлекается ли ребёнок рисованием? 2 1
  2. Часто ли он грустит? 1 2
  3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный 1 0 случай, прибегает ли к вымышленным подробно- стям для украшения?
  4. Проявляет ли он инициативу к учёбе? 2 1
  5. Размашистый ли у него почерк? 1 0
  6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь 2 1 на собственный вкус?
  7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигур- 0 1 ки «от скуки»?
  8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы 1 0 или стихи?
  9. Ему снятся необыкновенные сны? 1 0
  10. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой 1 0 ему только по описанию?
  11. Плачет ли он под впечатлением просмотренного 1 0 фильма или прочитанной книги?

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребёнок набрал:

14 – 16 очков: у него буйная фантазия.

9 – 12 очков: фантазия ребенка не из самых слабых, нуждается в тренировке.

5 – 8 очков: скорее всего, ваш ребёнок реалист, нуждается в развитии воображения с помощью взрослого.

Для развития воображения можно использовать следующие игры

«Заколдованные зверушки»

В волшебном лесу живёт злой волшебник. Всех зверушек, которые попадаются на его пути, он превращает в непонятные фигурки. Но мы сможем побороть этого злого волшебника.

У нас есть волшебная палочка – Карандаш. Дорисуй непонятные изображения в понятных и узнаваемых зверушек.

«Сравни похожие предметы»

Чем они похожи и чем отличаются? – Цыплёнок и ворона – птицы. У них есть клюв, голова, шея, хвост… Но цыплёнок жёлтого цвета, а ворона чёрного цвета. У цыплёнка клюв маленький, а у вороны большой и мощный…

«Сказочный лес»

Каждый участник игры получает карандаши и рисунок – схему с незаконченными изображениями. Играющие дорисовывают незаконченные фигурки. У каждого получается свой сказочный лес.

Отмечаются наиболее полные и оригинальные рисунки, которые сопровождаются не менее интересными рассказами.

«Кто я?»

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то, например, поезд, машину, морскую свинку, Муху Цокотуху - зависит от выдумки. Детям предлагают отгадать изображаемый предмет. После правильного ответа спрашивают, как он догадался, что задумано сделать, чтобы изобразить именно это?» Затем сам ребёнок изображает, и после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

«Кто больше запомнит картинок»

Детям предлагают 10-12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Дети рассматривают их 2-3 минуты, потом картинки убирают, и дети называют те картинки, которые им удалось запомнить. Дети называют картинки по очереди или друг другу в парах.

Выигрывает тот, кто больше запомнил.

«Чудесный мешочек»

В полотняный мешочек кладут разные мелкие вещицы и предлагают ребёнку: отгадать, назвать и зарисовать вещицу по описаниям того, кто ее ощупывает, не вынимая руки из мешочка.

«Угадай, что спрятано»

Вариант 1. Спрятать игрушку и описать ребёнку её внешний вид. Если он сможет назвать её, то получит её. Вариант 2. Описанная игрушка лежит в мешочке, а ребёнок должен извлечь её оттуда наощупь.

Литература

Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1971

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987

Башлакова Л. Н. Психологические занятия- тренинги в детском саду. Минск, 2004

Богданова Т. Г. Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994

Бардиер Г. Я хочу. Кишинёв, 1993

Ерофеева Т. И. Математическая тетрадь для дошкольников. М., 1992

Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? М., 1978.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Пер. с итал. М., 1978

Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль, 1996

???

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, стихотворений, сказок, просмотра видео и кинофильмов.

В старшем дошкольном возрасте. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощение замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причём в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий её участников.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс.

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих

ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие воображения у детей старшего дошкольного возраста Гость, для того чтобы скачать БЕСПЛАТНО ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕФЕРАТА, Вам нужно кликнуть по любой ссылке после слова оплачиваемая реклама. 17 Май 2013, 14:05

"Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Выполнила студентка 5 курса

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

1.2 Основные направления и принципы развития воображения

1.3 Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Характеристика выборки исследования

2.3 Анализ результатов собственных исследований

2.4 Анализ результатов контрольного этапа

Заключение

Введение

Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов.

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд) . При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка) .

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм) . К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) .

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.) , а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С. Л. Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.

Предмет - психолого-педагогические условия развития воображения дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

раскрыть сущность понятия "воображение", выявить его функции;

охарактеризовать виды и формы воображения;

описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;

применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования. Проведение развивающих игр и упражнений, направленных на овладение различными видами опосредствования, приводит к развитию у дошкольников возможности выходить за пределы использования стратегий, характерных для каждого вида воображения, при сохранении доминирования одного из его видов (познавательного или эмоционального) .

Методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы) ;

констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;

методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Выборочная совокупность: 40 человек: воспитанники старших массовых групп ТМДОУ " ЦРР - детский сад "Белоснежна".

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, подобран комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения дошкольников в работах отечественных и зарубежных исследователей.

Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, апробирована программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.

В приложении приведен фрагмент конспектов программы развития воображения дошкольников.

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Палагина, О. М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов.

Т. Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Механизм воображения по Т. Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение.

Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству.

Т. Рибо писал: "Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения... ". Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления. Генезис воображения Т. Рибо представлял в виде четырех стадий:

для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения к творческому;

вторая стадия начинается, когда ребенок одушевляет окружающие предметы;

третьей стадией является стадия игры, когда ребенок проходит период от подражания к перевоплощению;

четвертую стадию автор определял как период "романтической изобретательности" или стадию художественного творчества.

Различные стадии развития воображения по Т. Рибо обусловлены развитием умственных способностей детей, а они, в свою очередь, зависят от запаса образов, богатства их сочетаний, памяти, речи, ощущений.

Рассмотренное Т. Рибо качественное своеобразие процесса перехода от пассивного воображения к творческому нашло отражение в формулировке основного закона развития воображения. Согласно этому закону, воображение проходит в своем развитии два периода, разделенных между собой критической фазой: "... период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, предоставляющегося в разных видах".

Первый период выражается в независимости воображения от мышления. Критической фазе свойственны противоречия между объективностью процессов мышления и субъективностью воображения. На втором этапе под влиянием критического мышления воображение может угаснуть, либо, обогащаемое "рассудком", становится творческим.

Как и Т. Рибо, Дж. Селли считал, что одним из основных способов работы воображения является ассоциация. В качестве другого способа автор выделял апперцепцию - субъективный отбор средств и признаков, входящих в состав нового значения.

Дж. Селли установил, что воображение в детском возрасте проявляется наиболее ярко и находит свое выражение в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки.

Автором были выделены два этапа в развитии фантазии. Первый этап является предпосылкой возникновения воображения и характеризуется преобладанием восприятия. Дж.

Селли относил начало этого этапа к 8-ми, 9-ти месяцам. Собственно воображение возникает тогда, когда ребенок создает мифы, субъективно представленные в фантазии ребенка как реальная действительность. Данный этап, по мнению Дж.

Селли, имеет место в дошкольном возрасте.

Оценивая с современных позиций взгляды ассоцианистов на процесс развития и проблему происхождения воображения у детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что процесс воображения нельзя свести к совокупности ассоциаций, хотя ассоциация как один из механизмов может присутствовать в воображении. Поток ассоциаций, носящий пассивный характер, не может служить механизмом продуктивного творческого воображения.

Стараясь объяснить закономерности воображения действием законов ассоциаций, А. Бэн предложил условия, характерные для этого процесса. Такими условиями, по его мнению, являются подчинение элементов друг другу, существование плана, идеи, а также процесс проб и ошибок или опытов. а идею А. Бэна о зависимости воображения от опыта развили представители бихевиоризма.

Они полагали, что развитие творческой деятельности становится возможным благодаря выучиванию программ творческого поведения. Так, Д. Дьюи отмечал, что педагог должен исходить из стремлений и опыта ребенка, помогая ему закрепить полезные для творчества привычки.

Активный характер воображения был подчеркнут в гештальт-психологии. Представители данного направления выводили на первый план переосмысление предметного содержания, выражающееся в возникновении новой структуры.

Эти авторы считали, что любой творческий процесс начинается со структурно незавершенной проблемной ситуации. Ситуация же решения завершается структурно, и "структурное расстройство" исчезает благодаря возникновению новой структуры путем мгновенной перестройки ("инсайта") психических ("ментальных") структур ("образов") , Одним из условий переструктурирования проблемной ситуации по М. Вертгеймеру является отказ от привычных схем, шаблонов; вложившихся в прошлом опыте.

Линия развития воображения по данным гештальт-психологов связана со становлением способности к визуализации или со становлением имманентных структур.

Так, К. Коффка, исследуя развитие воображения ребенка, проявляющееся в применении заместителей в игре, пришел к выводу, что у ребенка изначально существует специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий.

В отличие от рассмотренных выше концепций, некоторые из психологов отказывали воображению в самостоятельной позитивной роли в развитии познания, хотя и отводили фантазии большое место в жизни ребенка. Они рассматривали фантазирование как преходящий этап в развитии, как некоторое несовершенство познавательной сферы.

Так, К. Бюлер считал деятельность фантазии спонтанной и указывал на отсутствие связи осн

***** Скачайте бесплатно полную версию реферата !!! *****Категория: Психология | Добавил: LerkaПросмотров: 136 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | Жаловаться на материалВсего комментариев: 0

Материал uchi.ucoz.ru

Другие статьи по теме: