Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Задачи работы с родителями

1. Повысить педагогическое мастерство родителей;

2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

3. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Воспитатель. Что такое творчество? В чем оно проявляется?

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся»- Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели ставим следующие задачи: 1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. 2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

Вы, уважаемые родители, обратили внимание на выставку работ. Дети применяют нетрадиционную технику рисования (тычки, жесткая кисть, обводим пуговицы, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, цветные ладошки и т. д.) . Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации) ;

- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ;

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация) ;

Просто с самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

А теперь предлагаю вам не на долго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте! »

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

Продолжим собрание и поиграем еще в игру «Нарисуй пейзаж».

Правила игры. На столах лежат различные материалы для рисования и лист бумаги. Родитель рисует один предмет и передает следующему. И так по порядку. Условия: нельзя повторять рисунок и рисовать использованным материалом. Подведение итога игры.

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники и различный материал.

Проводится мастер – класс с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Монотипия пейзажная»; «Веселые ладошки»; «Кляксография с трубочкой».

Монотипия пейзажная.

• Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

• Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

«Веселые ладошки».

• Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.

• Способ получения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.

• Показ образцов (Веселые ладошки) .

Кляксография с трубочкой.

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

А сейчас мы отправимся в страну «Вообразилию ». Поиграем в игру «Перевоплощение». Для этого нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будите мама, а вы – папа, а вы – автосигнализация и т. д.

Вагай. Улица Неизвестная. Летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор, Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток гаишника. Слава богу не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пес. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята.

Примерно в такие игры рекомендуется играть с детьми дома, разыгрывать различные ситуации, где у детей развивается воображение, фантазия, мышление, что поможет развить творческие способности.

• Памятка родителям.

Краски и карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага, кисти, картинки с изображениями, трафареты, палитра, произведение декоративно-прикладного искусства – все должно находиться в специально отведенном месте, доступном ребенку.

Акварельные и гуашевые краски (ребенок чаще всего рисует ими) разбавляются водой. Поэтому вам понадобится прозрачная банка, а для безопасности лучше иметь стаканчик «непроливайка». По мере загрязнения воду меняйте.

Бумагу, на которой ребенок будет рисовать, лучше закрепить на листе толстого картона (фанеры, оргалита). Краски могут находиться в баночках, тюбиках. После работы их плотно закрывают, чтобы не высыхали.

Если гуашевые или акварельные краски пересохли, их необходимо увлажнить. Краски должны легко набираться на влажную кисть.

Для рисования гуашевыми красками подойдет бумага средней плотности. Гуашью можно рисовать на обратной стороне обоев.

Для акварельных работ подберите бумагу не тонкую, но зернистую и шероховатую.

Ребенок освоит приемы работы с краской, смешивания цветов. Узнает, как рисовать контурные и силуэтные изображения. Терпение и труд помогут ребенку создать рисунки и картины, достойные его фантазии.

Мы рисуем восковыми мелками, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. А чем краски отличаются? Как лучше их применять?

Ответить на эти вопросы вам помогут сами Краски, которые расскажут о себе и о своих свойствах:

Акварель.

Я – прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой.

Когда я высыхаю, светлота рисунка изменяется незначительно.

Гуашь.

Я – непрозрачная краска. Если требуется высветление цвета, то добавляются белила.

Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившееся место, то пишут поверху красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет значительно.

Решения собрания.

1. Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

2. Разнообразить материал для творчества.

3. Помочь ребенку при затруднении.

www.maam.ru

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»

АКТУАЛЬНОСТЬ

В. А. сухомлинский:
"Детское сердце чутко к призыву творить красоту. важно только, чтобы за призывами следовал труд. "

Самоделка. Какое хорошее слово!

Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит.

Это ли не радость, если ваш ребёнок встаёт в позицию созидателя, ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он всё больше утверждается в своих возможностях, увереннее берётся за изготовление новой поделки.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о множестве разновидностей бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т. д.) .

С помощью такой работы, доступной ребенку-дошкольнику, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, применить другой материал и т. д.

Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что дошкольник в творческом труде обнаруживает высокую заинтересованность и сознательное стремление научиться, то заниматься этим видом деятельности ребенку, как говорят в народе: «Сам бог велел».

Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

И воспитателям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное - радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются в процессе конструирования из бумаги.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования из бумаги приоритетным направлением своей работы. Своей целью я поставила – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по конструированию из бумаги, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу. Исходя из цели, передо мной встали следующие задачи:

– научить детей работе с бумагой, особенностям использования ее при конструировании, о способах крепления с другими материалами;

– дать представления о свойствах этого материала и его особенностях;

– заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время;

– создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

Кроме того, шестой-седьмой год жизни - время подготовки руки ребенка к письму. Для решения этой задачи необходимы соответствующая коррекция умения ребенка ориентироваться в пространственных отношениях и развитие мелкой моторики руки. Для осуществления этой задачи, особое значение я придавала такому виду деятельности, который позволяет совершать двигательные упражнения кистями рук, а именно: творческое конструирование из бумаги. Главными требованиями к организации этого вида занятий являются: положительное эмоциональное отношение к ним ребенка и индивидуализация занятий в соответствии с его интересами и склонностями.

Часто бытует неверное мнение, что для детей художественное конструирование из бумаги – это игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

Для того чтобы дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, свободно мыслили на занятиях по конструированию, более плодотворно и результативно были изготовлены их самостоятельные работы, необходимо создать условия для конструктивной деятельности детей, и прежде всего предметно-развивающую среду. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.

Опираясь на принципы построения предметно – развивающей среды, в группе создано все необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведен уголок для работы с бумагой.

Создание такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в собственной жизни, проводят опыты под моим наблюдением, интегрированные занятия вызывают более высокую заинтересованность детей.

Руководствуясь гуманистическими принципами, я работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

• “забываю” как складывается бумажная игрушка;

• “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;

• “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

• сторона квадрата – “сестра”,

• угол – “брат”,

• диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т. д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить… ”

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”) ;

2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;

3. Уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т. к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться) ;

4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;

5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;

6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Польза конструирования из бумаги очевидна. По моему мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития творческих способностей, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития мелкой моторики. А это, в свою очередь, способствует более высокому уровню подготовки детей к школе.

www.maam.ru

Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных. И что только тот, кто одарен может считаться призванным к творчеству. Такая точка зрения не находит подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. П. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Ибука Н. пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения и большей частью формируются в определенный период жизни.

Л. С. Выготский говорит, что если понимаешь, творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко перейти к мысли, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени. Оно является нормативным и постепенным спутником детского развития. Каждый здоровый ребенок может подняться высоко, на самые вершины творческой деятельности.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по "линиям связи" начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Вопрос об истоках творчества – вечный вопрос. Ученые подходят к нему неоднозначно. Приведем примеры научных объяснений начала возникновения творчества.

П. Торренс считает, что творчество проявляется только после 5 лет. А по данным Андрюса М., "пик творчества" приходится на 3, 5 – 4, 5 года.

Ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было проявлении творчества, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, и он лишь слепо копирует увиденное у взрослых.

Другая группа психологов (Дьяченко О. М., Веракса Н. Е и др.) опровергают эту точку зрения, подчеркивая, что возможности изменения в человеке огромны, совсем не обязательно им теряться с возрастом, "главное – не отчаиваться, а помочь развитию ребенка в любом возрасте".

Ж. Пиаже и И. Ивич находят зачатки воображения у детей в возрасте 15-18 месяцев. Отечественные психологи стоят на позиции ранних этапов развития творчества. Первые проявления творчества мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Эти первые проявления относятся к 2, 5 – 3 годам жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами.

В 2-3 года дети испытывают потребность в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям, умениям и навыкам. Наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка. Ребенок постоянно стремиться к деятельности, задает вопросы, находит различное применение предметам в деятельности методом проб и ошибок.

Отечественные психологи Г. Г. Кравцов, Н. А. Ветлугина, Г. И. Иванова, Е. Г. Макарова полагают, что самый творческий возраст 3-4 года. У детей проявляется тяга к продуктивным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструирование. Их привлекает возможность самореализации, выражения чувств, восторга от восприятия окружающего мира. В 5 лет наблюдается проявление остроты и подвижности в восприятии мира. У детей отличительная легкость переключения, переход от изумления при восприятии чего-то к спокойно – деловому отношению. В деятельности есть направленность на результат. Проявляются яркость образных впечатлений, богатство воображения, которые находят отражение в творческих видах деятельности, в творческих играх. К старшему дошкольному возрасту ребенок про-должает жить в мире своих фантазий, но формы, которые принимает этот мир, становятся другими. Теперь дети – организаторы мира своих фантазий. "Все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени", - говорит Н. А. Ветлугина.

Повышенная эмоциональная отзывчивость; сила и глубина художе-ственных впечатлений, обусловленные их первичностью и новизной, синкретичность восприятия позволяют ребенку создавать искренние, яркие, красочные образы. К тому же дошкольник не может и не хочет оставаться пассивным наблюдателем. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно (А. В. Запорожец). Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (Е. А. Флерина). Но на протяжении дошкольного детства развитие эстетического отношения проходит путь от наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют занять внешнюю позицию, глядя на воспринимаемые или создаваемые образы как бы со стороны.

Развитие художественно-творческих способностей происходит в контексте внутреннего самоосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, обосновывая свое мнение о герое или его поступке. Но мотивы художественного творчества развиваются неизолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет ребенок, условиями, в которых он развивается, и, наконец, системой воспитания, в которой он формируется как личность и как творец.

Б. М. Неменский, художник, создатель новой системы преподавания изобразительного искусства в школе, в своей книге "Мудрость красоты" обращает внимание на "левополушарное" смещение в педагогике.

Американский психолог Дж. Гилфорд и доктор химических наук Ю. Чирков также сходятся в мнении о том, что левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие выполняет интеллектуальные, логические, рациональные функции, обрабатывает информацию линейно, последовательно, аналитически; правое полушарие выполняет образную, интуитивную функцию, обрабатывает информацию глобально, синхронно, релятивно.

Программы обучения как школьные так и для дошкольников, загружают только левое полушарие, оставляя нетронутой вторую половину мозга, что заведомо тормозит развитие творческих способностей.

Поэтому детей необходимо учить наблюдать, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Следует развивать у них не только конвергентное мышление, но и дивергентное – интуитивное, творческое, создавая для ребенка:

– благоприятную обстановку,

– обогащая окружающую среду ребенка новыми предметами,

– поощрение за высказывание оригинальных идей,

– возможности для практики,

– личный пример творчества,

– различные способы, методы и приемы в обучении, воспитании, развитии ребенка.

По мнению Е. С. Беловой, творческие способности ребенка в изобразительной деятельности могут проявиться в том, что он:

– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

– в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

– когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

– стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды;

– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у детей седьмого года жизни могут активно проявляться художественно-творческие способности. Необходимо с помощью различных методов, приемов создавать условия для их развития.

www.maam.ru

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования

ИПМ 5. Технология опыта

Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость, я определила основные направления работы:

1. Создание в группе условий для творческой изобразительной деятельности.

2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.

Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное удобное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Оформила стенд для наглядной агитации: рекомендаций, советов, памяток. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал и создала в группе уголок – «Все для творчества». Учитывая возможности детей, продумала темы для своей дополнительной программы «Художник», составила перспективный план НОД по программе, подготовила учебно - методические пособия к ним («Помогите, пальчики», дидактические игры («Необычные кляксы», «Удивительная ладонь», «Мастерская форм», «Волшебная нитка», «Создай картину», «Угадай картину», игры с красками («Разноцветная вода», «Смешай краски»).

С помощью родителей и детей собрала печатный материал «Забавные отпечатки» - различного рода самодельные штампики (из пластилина, деталей конструктора, разрезанной трубочки от сока, из скалки, катушки из-под скотча и т. п)

В уголке «Все для творчества» имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин, разноцветный скотч, нитки, тушь, парафин и многое другое. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Интерес к действиям возрастает во много раз! Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества!

В своей работе использую беседы, путешествия по сказкам, к сказочным героям, наблюдения («За окном», «У речки», «В лесу», «У бабушки в деревне», целевые прогулки в парк, к памятникам, экскурсии в Спасский музей (праздник «Осенины», в городскую детскую библиотеку (проект «Белоствольная береза», фотовыставки («Рисуем дома», выставки рисунков («Рисуем без кисти», «Маленькие художники», «Весеннее настроение», «Умелые ручки», конкурсы, развлечения.

Необычные способы рисования очень увлекают и радуют детей. Для формирования творческих способностей у дошкольников были применены следующие методы: наглядный, словесный и практический (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, беседа, рассматривание иллюстраций). Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность были использованы стихи, загадки, различные сюрпризные моменты. Для создания эмоционального фона во время работы включались музыкальные произведения. Затем дети отражали свои переживания и фантазии, вызванные музыкой, в рисунке. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

В старшем возрасте у ребенка более богатые представления. Он уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует (НОД «Подводное царство», «Морское чудовище») .

НОД с использованием нетрадиционных техник проводила 3-4 раза в месяц. За год- 30 занятий. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

Хочу выделить наиболее яркие виды техник нетрадиционного рисования, использованных в старшей группе за 2012 – 2013 учебный год. Каждый из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Особый интерес у детей вызывает парафиновая техника или рисование свечой, восковыми мелками (НОД «Белый город», «Подснежники»). Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. В этой технике выполнили работу на тему: «Русская береза».

Доступна для детей техника печати (по трафарету «Ваза с фруктами», листьями «Осенний букет», на пластилине «Тульский пряник»)

Техника батик - роспись по ткани - появилась у народов Индонезии. Рисование на ткани фломастерами и красками использовано в НОД на темы: «Город моими глазами», «Картинка маме», «Подарок маме».

Техника набрызга (напыления) красками разной плотности и различных оттенков очень проста и оригинальна. Мы пользуемся обычной зубной щеткой, стекой или кистью, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Туча», «Звездное небо», «Праздничный салют», «Зимняя ночь» и т. д.

Детям очень нравиться выполнять работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии» (НОД на тему: «Мы – волшебники! ») .

Техника выдувания использована при создании композиций: «Одуванчики».

Детям очень нравится рисовать по мокрому («Аквариум», на мятой бумаге («Звездное небо», «Золотая осень», размывать художественную пастель («Узоры на окне», рисовать скотчем («Цветут сады», «Божья коровка», ластиком( «Веселые ромашки»).

Использование вместо карандашей и красок пластилина очень заинтересовало. Рисовали пластилином на тему «Домашние животные» и «Обитатели моря» (по готовому фону, «Веточка рябины» и др.

Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Моя любимая сказка», «У самовара».

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Работа по применению нетрадиционных техник в подготовительной к школе группе усложняется:

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию (рисование скотчем: «Божья коровка» -«Цветут сады»;

-от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным (предметная и пейзажная монотипия или монотипия на пленке) ;

-от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить (готовые и самодельные штампики) ;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла ;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения (коллаж) ;

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования!

В моей работе ощутима помощь родителей. Я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, мастер - классы, развлечение, дни открытых дверей. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями устраиваем различные праздники, развлечения, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. В процессе индивидуальных бесед, анкетирования было выявлено, что основное количество родителей одобряет нашу изобразительную творческую деятельность, поддерживает детскую инициативу в выборе средств и материалов рисования. Большинство родителей создало ребенку условия для творческой деятельности дома – доказательством этому является собранный материал на тему: «Рисуем дома». Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка («Маленький художник»). Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Была организована совместная работа с родителями: «Рисуем скотчем». Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние. Было проведено групповое родительское собрание по данному опыту с показом мастер – класса по нетрадиционным техникам рисования.

Для них и педагогов нашего сада мною были подготовлены презентации: «Наше творчество», «Рисуем дома», «Наша веселая жизнь», собрана папка с образцами рисунков разных видов техник.

www.maam.ru

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии и поэтому перед системой образования ставится основная цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Таким образом, необходимо воспитывать в наших детях смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Иначе говоря, все то, что находит яркое выражение в их творчестве. Отсюда следует, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Мы часто слышим выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе желанный креатив.

При всем внимании к теме развития креативности, следует признать, что традиционное образование направленно на восприятие и получение знаний в готовом виде, обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность. В словаре мы находим определение: «Творчество – это создание объективно нового, ранее не создаваемого». Педагог – новатор Б. П. Никитин выделил следующие условия успешного развития творческих способностей:

• Раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего физического развития (плавание, гимнастика, ползание) .

• Создание обстановки, опережающей развитие детей (книги, карты, спортивные снаряды, строительный материал). Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не ждать, когда ребенок достигнет определенного возраста. Ведь никто не задумывается пора или не пора начинать говорить с ним, с ним просто говорят. То есть заранее обеспечены условия развития.

• Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и поднимает этот потолок все выше и выше. Не стоит опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

• Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Здесь уместно вспомнить стихотворение С. Я. Маршака.

Он взрослых изводил вопросом: «Почему? »

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему? »

Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей.

Осознав всю актуальность данной проблемы, мы начали, и на протяжении всего года продолжаем работу по развитию творческих способностей детей через различные виды деятельности: продуктивную - рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги; театрализованную - сценки, инсценировки, разыгрывание сказок, потешек; музыкальную – песни, частушки, танцы, слушание музыки, музыкальные игры. В начале года дети были очень скованны, не активны, ждали образца для подражания. Для реализации творческих задач мы организовали в группе «уголок детского творчества». Чтобы поддерживать интерес необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы. Там находится много необычного материала: различная бумага, кусочки ткани, меха, семена растений, трубочки для коктейля, ракушки и многое другое. Умение придумать и сделать что-то- это умение создать орудие своей деятельности. Мы вводим интеграцию в непосредственно образовательную деятельность, что позволяет детям воспринимать мир как единое целое. Образовательная деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

1) социальные, в том числе нравственно-этические;

2) эмоционально - чувственные, включая музыкальные;

3) художественно-эстетические;

4) логико-математические;

5) естественно – научные.

Например, в процессе изучения темы «Одежда» дети после знакомства с различными её видами, назначением, способами производства выполняли аппликацию из ткани, изготовив самостоятельно выкройки из картона, на время став модельерами. Во время осеннего листопада мы с ребятами изготавливали цветы, при помощи листьев, проволоки и скотча, а при изготовлении подарков для мам к 8 марта, нам пригодились даже розовые и белые салфетки. Часто в нашей группе во время различной деятельности звучит музыка.

Игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, раскрыть его творчески. Они помогают создать интересную и радостную обстановку в группе. Дети любят игры «Да – нет», «Хорошо-плохо», «Запомни цепочку», «Объяснялки», также такие как «Что получится, если подружатся разноцветные точки? », «Я знаю» и многие другие. Обожают составлять загадки, небылицы, сказки. Сюжетно- ролевые, творческие, режиссёрские игры неотъемлемая часть жизни детей нашей группы. Дети закрепляют в них знания, полученные в процессе образовательной деятельности, фантазируют и творят. Ребятами освоены такие игры как: «Ателье», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Журналисты», «Инспектор ГИБДД». Они любят устраивать концерты по собственным сценариям, петь песни, читать стихи, танцевать, изображать разных животных.

Часть обучения проводится совместно с музыкальным руководителем- это, например, сезонные развлечения, утренники, а также постановка музыкальной сценки под названием «Там, где нет песен- и желудей не бывает», которая изначально являлась частью открытого занятия моей напарницы, а теперь она пользуется успехом и мы её показываем, как самостоятельное произведение детям из других групп. Все костюмы и декорации были выполнены родителями и воспитателями группы.

Одной из форм сотрудничества с семьёй является проведение детско-родительских досугов, развлечений, спортивных праздников интегрированного характера. Целью таких занятий является формирование способов взаимодействия детей и родителей. Совместное творчество дети и родители проявляют, участвуя в конкурсах, акциях, проектах: «Дары Осени»-изготовляли поделки из осеннего урожая, «Новогодняя игрушка» -проявляли фантазию, делая украшения для ёлки, «Кормушка для птиц»- совместно проявляли заботу о братьях наших меньших, «Вода в жизни человека» -большой совместный проект, нашедший большой отклик среди родителей, «Планета жизни» -городской экологический конкурс, который привёл нашу группу к двум призовым местам, участие в конкурсе, объявленном Всероссийским картографическим обществом, оформление газеты к празднику 8 марта- изготовил родительский комитет для поздравления всех женщин –воспитателей и родителей детского сада. Прийдя гостями на утренник, посвящённый 8 марта, наши родители были приятно удивлены тем, что им не придётся быть просто зрителями, а надо будет проявить свои актёрские способности. Сценка, которая являлась частью сценария, была явным сюрпризом. От родителей требовалось выполнять то, о чём говорилось в импровизированной сказке. В итоге и дети, и родители были в восторге. Прогулки мы тоже не обошли своим вниманием. Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах. Подвижные игры- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В них отражаются образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе.

Работая по данной теме на протяжении этого года, на данном этапе мы можем сделать вывод, что благодаря развитию творческой личности, введению интеграции в образовательный процесс у воспитанников повысилась речевая активность, самостоятельность, инициативность. Снизилась общая напряженность, скованность детей, они стали более открытыми и раскрепощёнными. В своей работе мы учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок личность, которая формируется по своим особым законам. Мы стараемся не вторгаться в это узкое личное пространство, а по возможности направлять, увлекать, подбадривать. Есть дети, которые любят выступать, высказывать свое мнение, быть в центре внимания. Таких детей спрашиваем в первую очередь, даём им возможность проявить себя, показать пример другим, менее уверенным в себе ребятам. А наши тихони с удовольствием участвует в хоровом пении, общих танцах, ответах по цепочке, когда все на равных.

Проводя с детьми много времени, имея возможность наблюдать их на занятиях, в музыкальной и физкультурной деятельности, в общении друг с другом, делаем для себя заметки. Своими размышлениями делимся с родителями. Обращаем их внимание на то, что получается у ребенка лучше всего, чем он интересуется, и в соответствии с этим, советуем развивать эти способности дальше, записав своего малыша в кружок, студию, музыкальную школу. Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы

должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы

поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками

творчества.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-tvorcheskie-sposobnosti_bfo05.pptx | 13237,37 Кб | Скачан: 121
www.maam.ru

средний уровень;

высокий уровень

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

2 –й этап.

Формирующий эксперимент.

Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Халид К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.

Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.

При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.

Тема: «Весеннее дерево».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.

Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

Тема: «Одуванчики в траве».

Программное содержание:

Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью – прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки) , которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Летний пляж».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

Ход занятия.

Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру.

Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий – некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер.

Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

3 –й этап.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».

Программное содержание:

Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.

Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.

Итог подведен в виде таблицы:

Материал с сайта nsportal.ru

1. Проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по данной теме.

2. Дать характеристику развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста, условия её возникновения и организации.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы творческого развития детей.

1.1 Развитие творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста по результатам научно - методических исследований.

1.2. Театрализованная деятельность и ее характеристика.

1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры. С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче) .

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

2.1. Констатирующий экспериментпредставляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №) , одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

2. 2.Формирующий эксперимент

На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" мы включим: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".

2.3. Контрольный эксперимент

Для того чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий выражены в таблице.

В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею;

3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Разработка системы развития творческих способностей детей как форма дополнительного образования

По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам творческого развития и воспитания старших дошкольников было проведено анкетирование.

В работе с родителями использовались разнообразные формы работы: мастер – класс, практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей.

Развитие творческих способностей детей в изостудии осуществлялось через разные формы работы:

  • создание в группах уголков по изодеятельности;
  • игры-экспериментирования с цветом;
  • фронтальные и подгрупповые и индивидуальные занятия;
  • развлечения;
  • Алея « Радуги» на участке детского сада;
  • занятия " Веселый Городец", « Мир похож на цветной луг». .т.д.

Моя работа ведется в комплексе с музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре, воспитателями.

Моим же направлением является – развитие именно изотворчества детей.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.

Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста. В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина) .

Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи, я помогла педагогам оформить уголки изодеятельности в группах. В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении этих уголков

уголок по ИЗО предназначен:

  • для развития творческих способностей детей
  • Развития мелкой моторики рук.
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;
  • повышения мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников.

При организации уголков я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголков в группах соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

Планирование и методика проведения занятий с детьми

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей мои занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение нового материала (в форме игры, беседы, экскурсии) . Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, я выбираю для каждой темы ту или иную форму работы. Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем я продолжаю на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Мой любимый город», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается об замечательных местах нашего города, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в парк, музей, делают зарисовки – деревьев, животных, встречаемых на экскурсиях с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.

Учитывая особенность темы, занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При работе с детьми на занятиях я уделяю внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Я стимулирую проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении является:

- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В моей студии есть подгруппа детей, которые часто отсутствуют в ДОУ (по разным причинам) . Им отказывается индивидуальная помощь. А также подгруппа для одаренных детей. На занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.

На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая собственную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях созданной мною развивающей предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют) , сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к своим занятиям, я постоянно думаю, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей.

Я хочу, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях в кружках я стараюсь отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаю им помочь.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаю занятие. Например, коллективная работа по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить) .

Очень важно, что благородную роль помощника, и защитника слабых ребенок может выполнить, только научившись чему-то новому.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

1 этап.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети, молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап.Познавательный:

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап.Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Иногда провожу психологическую разгрузку, следя за настроением детей.

Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А я анализирую эмоциональное состояние детей и делаю выводы.

Важным моментом в структуре моих занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и развитию творчества.

В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами я использую новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники, способствующие развитию воображения, фантазии.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

К концу года после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям изодеятельности.

Взаимодействие с родителями.

Важнейшими условиями успешного творческого развития детей является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей я строила по двум направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный в изостудии дошкольного учреждения.

При работе в данном направлении использовала различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Светлая пасха», «Весна идет весне дорогу»и др.) ; привлекала их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляю через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний.

Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность нас педагогов разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать дома, чтобы ре6бенок рос и развивался правильно. Я в своей работе использую разнообразные методы и формы работы.

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка) , увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам.

Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации) , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Оформляю информационные стенды для родителей.

Провожу родительские собрания, где знакомлю их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Постоянно провожу открытые занятия, развлечения.

Анализ проведенной работы

Проведенная работа по данной теме:

  • Помогла познакомиться детям с различными жанрами

изобразительного искусства.

  • Научила детей различать цвет, смешивать цвета.
  • Научила детей проявлять фантазию и воображение.
  • Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук

Результативность проекта

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование наряду с традиционными методами и приемами новых педагогических технологий, а именно нетрадиционные техники, проектная деятельность, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи, воображение и фантазию у детей. Представленная система работы направлена не только на творческое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности.

Итак, творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. И в данной работе особую роль играет работа в изостудии, кружках изодеятельности разной направленности.

Рекомендации по использованию опыта

Используя данный материал, рекомендую:

  • В начале занятий проводить психологическое вхождение.
  • Во время объяснения или повторения пройденного использовать модели и алгоритмы, схемы и конструкции, развивающие игры и упражнения.
  • Не старайтесь показать сразу много вариантов смешивания цвета, делать это постепенно.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.

Время проведения занятий не должно превышать 20-25 минут.

Список литературы.

1. Русское народное творчество детскому саду. А. П. Усовам.1972г

2. Навстречу друг другу. М. Г. Дрезнина , М., 2007г

3. Рисунки спрятанные в пальчиках. Н. В. Дубровская ., Детство – Пресс 2003г.

4. Русская роспись. Наина Величко. М., 20010г.

5. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л. В. Компанцева., Просв.1985г.

6. Искусство и дети. В. Н. Полунина., Прсв.1982г.

7. Абрамова А. С. Весёлая мастерская. Москва. 1984.

8. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.

9. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

10. Гусакова М. Ёлочные украшения. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1.

11. Доронова Т. Н. Радуга. / Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Москва. 2006.

12. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздник ёлки в детском саду. Москва. 2006.

13. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Вып. 2. Москва. 2007.

14. Кайе В. А. Занятия по конструированию с детьми 5-8 лет. Москва. 2008.

15. Кол М.-Э. Дошкольное творчество. Минск. 2005.

16. Коротаева Е. Творческая педагогика. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6.

17. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. 2008.

18. Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем Это сами. Москва. 1983.

19. Луцакова Л. Подарки для всех из бумаги, картона, тесьмы. // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 1.

20. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: лепка, аппликация, рисование. Москва. 2007.

21. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. Ярославль. 2007.

22. Мелик – Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1995.

23. Новикова И. В. Конструирование в детском саду. Ярославль. 2007.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие воображения в дошкольном возрасте

    Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в...

  • Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие...

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и ум...

  • Музыкальные способности детей дошкольного возраста

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и...