Речь в эмоциональном развитии дошкольника

Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников

«Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников»

1 слайд

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

2 слайд

Актуальность данной темы:

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи и эмоциональное развитие дошкольников на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых, всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью и эмоциональным состоянием ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем, поэтому, так важно научить ребёнка общаться.

Успешность адаптации ребёнка в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Эмоциональное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Типичные проблемы развития речи дошкольников:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений (так называемая «ситуативная» речь

2. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

3. Бедность речи. Недостаточный запас слов.

4. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотра телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно.

6. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь в школе приобрести это умение просто необходимо)

7. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

8. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

9. Плохая дикция.

3 слайд

Цель темы:

Способствовать развитию речевой активности и эмоционально волевой сферы дошкольников

через устное народное творчество.

4 слайд

Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Способствовать развитию детской эмоциональности.

3. Способствовать творческой образности речи.

4. Всесторонне обогащать речь детей.

5 слайд

Очень важно систематизировать работу по организации устного народного творчества:

1. Организовать предметно – развивающую среду

2. Занятия

3. Праздники

4. инсценировки

5. Проводить занятия с элементами драматизации

6. Поводить фольклорные развлечения

7. Подвижные игры

8. Планировать работу с родителями

6 слайд

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

Организуя предметно-развивающую среду в группе, я учитывала всё, что будет способствовать становлению личности каждого ребёнка: уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы. Чтобы дети видели как жили люди раньше, какие предметы быта окружали их.

7 слайд

Создала театрализованный уголок

Подобрала разные виды театров:

9-15 слайды

Театр на карандашах, театр би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, куклы – марионетки, магнитный театр, пальчиковый театр.

Сшили русские народные костюмы, создала большую библиотеку с русскими народными сказками.

17 слайд

Народные игры – богаты образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное напряжение. В процессе игр - забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму.

18 слайд

Знакомство детей с русскими народными сказками

Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»… Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.

Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев.

19 слайд

Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, показать как это можно сделать.

Проводила консультации по развитию речи детей «Загадка – гимнастика для ума», «О роли фольклора в жизни ребёнка», «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвица» для этого использовала папки - передвижки, на которых размещалась информация. Проводила родительские собрания: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей», «Вечер сказок любимых героев».

Организовывала совместные праздники и развлечения: «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Семейные посиделки».

Проводила с детьми фольклорные развлечения «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «За околицей». Создала картотеку: русские народные игры, загадки, пальчиковые игры, потешки, пословицы о труде, упражнения на развития мелкой моторики.

20 слайд

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: загадки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, сказки, потешки и скороговорки.

21 слайд

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия. Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

22 слайд

Потешки, скороговорки, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.

23 слайд

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи, ребёнка, способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многообразности слов, помогают увидеть вторичные значения слов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.

24 слайд

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Богатейший материал для воспитания содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание.

29 слайд

Участие в театрализованных играх, представлениях воспитывает в детях ответственность, чувство коллективизма, а отсюда - острую необходимость в общении. Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выбрать определённое нравственное отношение к жизни. Детьми драматизируются такие русские народные сказки как «Гуси – лебеди», «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Машенька и Медведь», «Зимовье зверей» и т. д., в которых ярко прослеживается тема взаимопомощи, дружбы, умения договариваться, действовать совместно.

30 слайд

Таким образом, малые формы фольклора – незаменимый материал по развитию речи и эмоционально-волевой сферы детей. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирая нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

www.maam.ru

Развитие речи дошкольника путем театрализованной деятельности

Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу представить на ваш суд мое выступление на РМО нашего района.

Слайд №1.

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, является главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

Слайд№2.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Слайд№3.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Слайд№4.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Слайд№5. почему так велика потребность в театре?

Слайд №6. Затруднения детей:

• Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

• Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего формируется жестокость и агрессивность. У детей не формируются навыки человеческого общения.

• Дети не умеют последовательно излагать свои мысли.

• Есть нарушения в произношении звуков.

• Эмоционально бедные рассказы детей.

Слайд№7.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Слайд№8, 9, 10, 11. Виды театрализованной деятельности.

Слайд№12.

Особое внимание уделили проектированию предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность: индивидуальные социально психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

Слайд№13.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Слайд№14.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_rs21u.ppt | 6263 Кб | Скачан: 10
www.maam.ru

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

Содержание:

1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.2. Коррекцияэмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.3. Оценка эффективности коррекцииэмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

3. Заключение.

Введение.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны, заняты. Особенно дети старших групп 5-7 лет, которые наряду с дошкольным учреждением посещают занятия по подготовке к школе, различные секции и кружки.

Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.

По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу как для физического, так и для психического развития.

Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.

Таким образом, формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы детей должна рассматриваться в качестве одной из основных задач воспитания.

  1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. Ребёнок, с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.

Следовательно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях на развитие и коррекцию эмоционально - личностной сферы.

Вопросами о детях с отклонениями в развитии речи в частности занимались известные педагоги и психологи Филичёва Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А., Волкова Л. С., Левина P.E., Каше Г. А., Лурия А. Б. и другие. Ткаченко Т. А. отмечает, что отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.

Так, на занятиях один из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задание не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы) , а иначе, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем) . Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительным, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Волкова Л. С. в статьях о воспитании детей с нарушением речи описывала влияние детско - родительских отношений на воспитание детей с речевыми отклонениями. «Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Родители сначала просят повторить за ним слово, потом умоляют потом требуют, в конце концов, ребёнка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесных реакций, активно игнорируются или отвергаются.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

Изучение развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями проводилось в ГДОУ №16.

Каждый год в логопедическую группу поступают дети, имеющие различные формы нарушения речи. Чаще всего с такими формами, как фонетико – фонематическое нарушение речи, и реже общее недоразвитие речи.

За время работы выявлена существенная разница среди детей с правильной речью и детьми, имеющими недостатки в речи, в том числе: в поведении, детей во время игр, на занятиях, в общении со сверстниками, в общении со взрослыми. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

В начале каждого учебного года проводится развёрнутое психо –педагогическое изучение детей, включая изучение эмоционально – личностной сферы каждого ребёнка с нарушением речи.

Для изучения эмоционально – личностной сферы используются следующие методики:

  1. Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки.
  1. Тест на определение уровня самооценки «Лесенка» В. Шур.
  1. Тест ДДЧ.
  2. Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой.

По результатам всего обследования планируется коррекционно – развивающая работа, учитывается уровень интеллектуального развития ребёнка, речевого диагноза и особенностей эмоционально – личностной сферы.

Тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка наблюдается во всей системе дошкольного воспитания и обучения. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Логика подсказывает, что при всей важности коррекции познавательной сферы детей с нарушением речи должны быть занятия, которые знакомят ребёнка с ним самим, его внутренним возможностям о окружающими людьми, обучать ребёнка с недостатками речи формам общения вербального и невербального характера, развивать культурные навыки общения с детьми и взрослыми, учить быть заботливыми, внимательным к людям.

При проведении планового обследования эмоционально – личностной сферы дошкольников старшей группы выявлено, что ребёнок имеющий нарушение в речи, нуждается в развитии эмоциональной сферы.

2.2. Коррекцияэмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

Как справедливо указывал Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Для полного и комплексного психологического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями использовалась программа И. А. Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет».

Основная цель программы -повысить осознание ребёнком свои эмоциональные проявления и взаимоотношения и тем самым обеспечить всестороннее развитие его личности, эмоциональный комфорт

В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

-Способствовать самопознанию ребёнка, помочь ему осознать свои характерные особенности и предпочтения.

-Помочь ребёнку пережить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно значит, и дать ему словесное обозначение.

-Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

-Воспитывать заботливое отношение к животным. -Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

-Развивать творческие способности и воображение в процессе игривого общения.

Программа включает разделы с указанием целей к каждому разделу, игры и упражнения соответствуют старшему дошкольному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному и любой ребёнок может развиваться в своём индивидуальном темпе.

Данная психо - развивающая и психо - коррекционная работа, в рамках данного направления, осуществляется со всей группой детей, то есть не стояла проблема отбора детей в группу. Проведение подобной формы групповой работы даёт хорошие результаты. Дети сочетались по принципу дополнения, то есть с противоположными синдромами.

В качестве основного метода программы был взят метод сопереживания ситуации. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать всё, что происходит с ребёнком. Он помог точно объяснить поведение ребёнка в той или иной ситуации.

В начале и в конце занятий использовались ритуальные игры, упражнения на сплочение детского коллектива. Почти каждое занятие завершалось созданием какого - либо рисунка

в индивидуальных альбомах, ведь детский рисунок - это итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знание и умение, полученные в ходе занятий.

Программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников «Давайте познакомимся», состоит из 5 разделов:

  1. «Я-Я» (формирование собственного Я) .
  1. «Я - и другие» (формирование потребности в общении со сверстниками) .
  2. «Я и мои эмоции» (развитие эмоции и адекватное их выражение) .
  3. «Я и животные» (развитие заботливого отношения к животным) .
  4. «Я и моя семья» (осознание ребёнком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений) .

При работе по этим разделам происходило постоянное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинало расширяться в него включались другие люди (родственники, взрослые) . Дети научились определять настроения, владеть своими чувствами. Одной из целей работы было - постоянное подведение к самому сложному - пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

2.3. Оценка эффективности использования программы предусматривала следующие моменты:

  1. проведение диагностического исследования два раза в год (в начале и в конце курса) с целью изучения эмоционально -личностной сферы и её динамики детей с нарушением речи;
  2. Участие педагогов и родителей в диагностическом исследование (наблюдение) , которые помогают получить полную информацию о ребёнке;
  3. Формирование активной позиции родителей, то есть результаты психодиагностики в доступной, корректной форме доводятся до родителей. Родители получают консультации об успешности или неуспешности ребёнка на занятиях. Практика «Домашнего задания» для совместного выполнения с детьми.

4)Составление практических рекомендаций по работе с детьми.

Работая с детьми, было замечено, что в одних и тех же условиях дети ведут себя по разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть; другие равнодушны; третьи неуверенны и робки; четвёртые - агрессивны, по отношению к детям, могут ударить, отнять игрушку.

Необходимо отметить полезность проведения работы с группой родителей, связанной с нарушениями в эмоционально-личностной сфере у детей с нарушением речи имеет место в своей основе нарушение детско - родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений, работа с детьми будет недостаточно эффективной.

Работа с родителями велась в нескольких направлениях: с одной стороны - это консультирование по вопросам развития детей, родительские собрания, тренинги на проигрывание некоторых ситуаций. Особенно эффективно прошёл тренинг на тему «Эффективность общения с детьми», на котором родители проигрывали своё отношение к своим детям, учились правильному взаимодействию со своими детьми.

Формированы навыки общения и уверенности; выработаны у ребёнка положительные черты характера скорректированы нежелательные черты характера и поведения. А самое важное это достижение конечного результата - успешная интеграция ребёнка в общество сверстников и взрослых.

Данная программа помогла детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожное состояние, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами.

А также у них сформировалось потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, осторожнее в подвижных играх, на прогулке.

3. Заключение.

Данная программа должна послужить отправной точкой для педагогов - психологов, специалистов, занимающихся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. По образцу представленного планирования каждый педагог -психолог может создать адаптированный материал к детям, не имеющим нарушения в развитии речи.

Разработаны следующие рекомендации педагогам:

• Учить детей использовать эмоциональные средства выражение роли во время игр, используя мимику, пантомимику. Для этого рекомендовать игры и упражнения на выражение различных эмоций из «Психогимнастики» Чистяковой.

• Создавать условия для участия детей в мнимых ситуациях, создаваемых взрослыми посредством мимики, пантомимы для развития воображения у детей умение играть с воображаемым предметом.

• Учить дошкольников отражать социальные взаимоотношения в игре, как необходимое условие для высокого уровня развитие эмоционально -личностной сферы и коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста.

Библиография.

  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  2. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, Детство-пресс,2004.
  3. Сергеенко Г. Н. Учимся, говорим, играем. Воронеж, 2006.
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Москва, Просвещение, 1989.
  5. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.
  6. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста СПб, «Речь», 2003.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние друг друга, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в установлении личности растущего человека.

Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников – это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Это происходит когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные

У дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей.

Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции: радость, гнев, печаль, сострадание и т.д.

Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен точно понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движениях тела другого человека.

Не умение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов затрудняет общение детей между собой и с взрослыми. Мимика, жесты пантомимика – первые помощники в общении.

Овладение жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей, приводит к познаванию чувства симпатии, уважения и самопожертвования, что является непременным успехом живого общения с окружающими сверстниками.

Способность поставить себя на место другого, помогает лучше понять партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это прямой путь к полноценному общению.

При работе с детьми по развитию эмоциональной сферы важно сделать акцент на развитие следующих умений:

  1. Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
  2. Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер;
  3. Умение направлять свое внимание на мышечные ощущения, сопровождающие любые собственные эмоции.

Содержание коррекционной работы в данном направлении можно структурно представить следующим образом:

  1. комфортная организация режимных моментов;
  2. оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно – оздоровительных мероприятий (гимнастика, физминутки, спортивные игры, подвижные игры, игровые задания и упражнения, развлечения) .
  3. игротерапия (сюжетно – ролевые игры, игры – упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры) .
  4. арттерапия (рисование, ритмопластика, танец, музыкально – ритмические движения) .
  5. игры – драматизации, сказкотерапия.
  6. задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организация театрализованных игр.
  7. использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений) .

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек и сказок. Именно они служат для малыша той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации.

Основное правило при покупке игрушек: игрушки следует выбирать, а-не собирать.

Сказки это не только интересное времяпровождение, они являются существенным механизмом развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитание уверенности в своем будущем. С помощью правильно подобранной сказки мы метафорично воспитываем ребенка, помогаем ему преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Воспитатели и родители должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки это важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Необходимо помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, снизить эмоциональное напряжение и тревожность, повысить самооценку, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить его.

Все это является залогом успешного общения и эмоционального благополучия ребенка – дошкольника.

Материал с сайта nsportal.ru

Формирование эмоциональной речи у дошкольников с нарушениями речи

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

у дошкольников с нарушениями речи

Елина О. Ю., учитель-логопед МБДОУ №417 г. Нижний Новгород

Реклама

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит систематически на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Лексическая система ребёнка представлена в виде общеупотребительской (стилистически нейтральной) и эмоциональной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова: дом, поле, стол, кровать, ходить, белый...

Этот лексический пласт представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике детей. Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте - наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребёнка, эмоциональных переживаний (например, доброта, печаль, злость, смелый, умный, радоваться) . Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации дошкольниками, выражением их симпатии или антипатий. Следует отметить, что дети с нарушениями в речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно или в устойчивых сочетания (красивая кукла, глупый пёс, плохая лиса...) .

В лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ГНУ Института коррекции педагогики РАО под руководством профессора Чиркиной Г. В. проведено исследование по проблеме формирования эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Понятие «эмоциональная лексика» может быть рассмотрено в двух аспектах. Для лингвистических исследований характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально - экспрессивного компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; словаоценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами и префиксами (Галкина Федорук Е. М.) .

В психолингвистической литературе содержится большое разнообразие и сложное переплетение понятий, как «эмоциональность», «эмотивность», «экспрессивность», «оценочность», причём термины рассматриваются исследователями неоднозначно. Трудность разграничения эмотивного, эмоционального, экспрессивного и оценочного компонентов состоит в том, что они часто взаимодействуют в значении слова (Стёркин И. А.) .

Рассматривая проблему оценки, Н. А. Арутюнова отмечает, что аксиологическое (оценочные) значения представлены двумя основными типами: общеоценочным и частнооценочным. Первый тип реализуется прилагательными хороший, плохой, а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный, превосходный, великолепный, отличный, замечательный, скверный, нехороший, дурной и т. д) . Эта группа прилагательных выражает аксиологический (оценочный) итог.

Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее входят лексические значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения.

Исследование речи старшего дошкольного возраста с нарушениями речи показало, что их обиходная речь характеризуется развернутой фразой, грубых лексико-грамматических и фонематических отклонений не наблюдается, отмечены лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, грамматики и лексики. Словарный запас дошкольников весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В экспрессивной речи детей с речевыми нарушениями преобладает первый (общеоценочный) тип аксиологических значений (хаосая игускахорошая игрушка) ; (пахая деватька - плохая девочка) .

Изучение употребляемой частнооценочной лексики у детей ОНР выявило, что наиболее ярко у дошкольников просматриваются психологические оценки («гупый котенок» - глупый котенок; «гусный осик» - грустный ослик) . Объем и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависит от многих факторов; интеллектуального уровня ; речевого развития; возрастных обязанностей; среднего влияния.

Очень важно, что с точки зрения психолингвистически слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как речевая способность человека. В таком контексте значение слова представляет собой не совокупность статичных компонентов, а процесс соотнесения идентифицируемой словоформы с некоторой совокупностью «продуктов переработки перцептивного, когнетивного и аффективного опыта, так или иначе связного и со словом, и с обозначаемым им объектов, и с текущей ситуацией, в которую включен называемый объект, и с эмоционально-оценочным переживанием» (Залевская А. А) . Это положение является ключевым для исследования речи детей с отклонением в развитии.

Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и качественной характеристике словарного запаса. (Жукова М. С. , Спирова Л. Ф, Филичева Т. Б, Чиркина Г. В.) .

Изучение проблемы речевого развития детей с нарушением речи показало; что данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработанные специальные методики направлены на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.

Однако вопросы изучения и формирования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями ранее не являлись предметом специального исследования.

Проведенная нами сравнительное изучение особенностей усвоения эмоциональной и нейтральной лексики детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения и дошкольниками с нормальным речевым развитием показало, что у детей с речевыми нарушениями имеется специфика в овладении лексической стороной речи в целом, а также выявлены недостатки в области развития эмоциональной лексики.

Так, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития при исследовании нейтральной лексики было установлено следующее:

- отождествлением слов разных по значению, но сходных по звучанию;

- различного рода замены:

  • название части предмета названием целого;
  • названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними;
  • названия предмета названиями действий с ними;
  • названия действий другими семантически близкими действиями;
  • одно название предметов внешне сходных между собой;
  • название слово словосочетанием или предложением;
  • названия действий общим понятием.

- незнание значения отдельных слов (название действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий) ;

- количественные и качественные особенности при определении видовых понятий, в установлении синонимических и антонимических отношений, в понимании явлений многозначности, во фразовой речи(лексические замены слов; аграмматизмы; использование однотипных конструкций; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; подмена субъекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а также указательными местоимениями наречиями) .

При изучении эмоциональной лексики выявлено, что употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей с нарушением речи, в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием.

В установлении синонимических и антонимических отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдались своеобразные ошибки;

  • происходили лексические замены; названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними (грустная, веселая) ;
  • названия признаков словосочетанием или предложением (испуганный, веселая) ;точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение (нехорошая, плохая-злая, хорошая-веселая) ;
  • названия признаков названиями действий (грустит - грустная, испугалась - испуганная) ; одного названия другим, обусловленное неадекватным использованием суффиксов, за счет недифференцированности лексических оттенков (мама удивительно сказалаудивленно) ;
  • на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний (злой, грустный, испуганный, удивленный-испуганный) ;
  • одного названия другим на основе фонематической близости звуков (девочка была грязная - грустная) ;
  • слов, называющих чувства слова-оценками и наоборот (добрая, ласковая, нежная, красивая - веселая, веселый-добрый) .

Все выше сказанное указывает, что процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. В связи с чем разработана система методических приемов, направленная на формирование эмоционального пласта лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, которая по своему содержанию дополняет существующую в настоящее время систему логопедического обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дошкольного учреждения (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В, 1993) .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И. Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.
  3. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
  5. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 1995, №4.
  6. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6.
  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2003.
  8. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2002.
  9. Семенака С. И. Уроки добра. М.: Аркти, 2002.
  10. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2001, №6
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Я Ты Мы / Сост. Князева О. Л. М.: Мозаикасинтез, 2005.

Реклама

Ссылка на источник doshvozrast.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальные проблемы речевого развития дошкольников

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...