Речевое развитие дошкольников

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть)

Инновационный педагогический опыт

по теме:

«Речевое развитие дошкольников через

познавательно - исследовательскую деятельность».

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления, ребенок начинает самоутверждаться «я сам! », воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Итак, целью познавательно - речевого развития является:

- всестороннее развитие личности ребенка;

- приобщение к человеческим ценностям;

- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

Задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:

• Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.

• Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо.

Поэтому, НОД, я стараюсь строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:

- в процессе НОД создается проблемная ситуация;

- дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на занятии;

- в беседе со мной, дети открывают для себя новые знания;

- дети определяют правильность своих предположений;

- дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

• Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя НОД, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

• Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

• Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Летчики», «Моряки».

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок», пальчиковый театр («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски (к сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка».)

2. Строительно-конструктивные игры.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т. д.

В группе организован уголок художественного труда, где выделено место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.) . Размещены материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном, для работы с использованным материалом (различные коробки, поролон, пенопласт и др., природный материал (шишки, веточки, желуди, ракушки и т. д.)

3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей.

Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей и дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка»(настольная, напольная, «Пазлы» различной модификации;

игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

Дети с большим интересом занимаются с многофункциональными логическими кубами.

В группе собрана картотека по артикуляционной гимнастике, пальчиковой игре, физкультминуток.

Весь этот материал позволяет детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

4. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

www.maam.ru

Педсовет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Опубликовано 04.04.2014 05:31 | Просмотров: 3945

Цель педсовета:

- провести системный анализ педагогической деятельности по по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

План проведения педсовета:

1 Вступительное слово «Рекомендации к проведению НОД по развитию речи» старший воспитатель.

2 Разминка (участвуют все педагоги)

3 Экспресс-опрос «Развитие речи» (участвуют все педагоги)

4 Анализ создания в группах условий для речевого развития детей (результаты конкурса)

5 Кроссворд «Развитие речи» (участвуют все педагоги)

6 Аукцион методических находок

8 Деловая игра «Мозговой штурм»

9 Скороговорки

10 Досочини строки

11 Сочините маленький рассказ из 20 слов, чтобы все слова в нем начинались на букву «п» и «д»

12 Попробуйте сказать, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл предложений.

13 Обсуждение проекта решения педсовета.

Консультация «Оснащение центра речевого развития детей в группах»

Открытые просмотры НОД.

Анализ планирования НОД по речевому развитию

Изготовление дидактических игрушек по речевому развитию детей.

Ход педсовета:

1 Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий . Только на основе артикуляционно-правильной ,дикционно-четкой и яркой речи можно выработать и интонационно выразительную речь.

При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, т.е образовательная деятельность.

На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОд является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД авжно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.

Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.

Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки ,картинки.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут,они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо;

воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу,это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы ,как:

1 образец речи педагога

2 указания

3 мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво)

4 сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных) . Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы

5 сопряженная речь, отраженная речь

6 исправление, подсказка.

Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений,представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа,метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

Методом имитации воспитатель пользуется в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так ,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит , что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас , и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам ,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем,напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?) , он предлагает придумать свои рассказы.

Дети, составляя рассказ по образцу,с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует пием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки) , на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить.

С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика,интонации) . Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.

Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно , чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.

При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.

При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (КАРТИНЫ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ДИАФИЛЬМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ)

- СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ- ОБРАЗЦЫ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ, ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ, УКАЗАНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ, МАГНИТОФОННЫЕ ЗАПИСИ, словесные дидактические игры, игра- драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика,грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки,пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом ангализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимения детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность) .

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

3 Почему коньки так назвали?

4Почему говорят «дело в шляпе»?

5 Почему говорят «Время истекло»?

6 Почему красный цвет так назвали?

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

9 Что означают две последние строки стихотворения:

Осыпайтесь, листья, позабыв о лете,

На коне рысистом мчит осенний ветер.

Засвистит да чиркнет,

Материал с сайта sun.borzya.ru

Понятие и роль речи

Одним из аспектов психического развития ребенка является речь. Сам термин „речь” может определять язык, то есть социально отлаженная система символов и правил манипулирования ими, являющаяся средством общения с людьми.

Каждый из знаков речи, имеет определенное значение, которое в общении представляет действия, чувства предметы, явления, классификацию вещи и отношения.

Язык является самым совершенным творением человека, ибо только с его помощью мы можем сформулировать все наше сознание и нашу личность.

Он является системой звуков и значимых выражений. Можно сказать, что речь – высказывание, пение, является реализацией языка.

Речь имеет также второе значение и касается поведения отдельных единиц, которые совершают сложные действия, связанные с передачей и получением языковых сведений.

Это относится к речи устной, передаваемой в виде артикулированных звуков и письменной речи, осуществленной с помощью графических знаков.

Речь представляет собой наиболее эффективный способ общения с другими людьми и имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка и для его психического здоровья и социальной адаптации.

Речевое развитие дошкольников

В период дошкольного возраста речь ребенка постоянно развивается и обогащается. Причем обогащается не только количественно, т. е. не только увеличивается ресурс словаря, но и качественно – чадоучится использовать язык в правильных грамматических формах.

Малышосваивает язык, подражая речи взрослых, а вербальные способности общения малыша с окружающими обогащается благодаря развитию его практической деятельности.

В период дошкольного возраста мы наблюдаем быстрый рост количества используемых ребенком слов.

Малыш3-х лет знает, в среднем приблизительно 1000 слов, а к концу этого периода развития ресурс известных ему слов достигает 3-4 тысяч и даже больше.

Речевое развитие дошкольников 3-4 лет

• Освоил неязыковые и языковые способы общения и основы грамматической системы. • Не может долго сосредоточиться на выполняемой операции, поэтому часто меняет виды занятий и активности. • Распознает буквы как геометрическое сосредоточение точек. • Письменные навыки отличают от настоящего письма. • Не идентифицирует отдельные буквы алфавита.

Считается, что малыш4-х лет освоил основы языка. Он использует его основные грамматические конструкции, и его речь уже похожа на речь взрослого пользователя данного языка. В этом возрасте ребенок имеет относительно богатый словарь.

Но, полную компетенцию языковую и коммуникативную, чадоможет достичь только в школьном возрасте, когда появляются более сложные способы выражения, разные варианты языка, различные процедуры, стилистические и риторические.

Речевое развитие дошкольников 5 лет

До 5 лет ребенок усваивает себе, как правило, все формы парадигмы и грамматические категории каждого слова.

По мере роста благодаря частым беседам с взрослыми людьми опыт ребенка, постепенно формирует у него так называемое «чувство языка». Кроханачинает говорить правильно, и, хотя он пока еще не может объяснить, в чем заключаются ошибки сверстников, может их поправлять.

Речевое развитие дошкольников 6 лет

У 6-летних речь должна быть уже собрана в плане звука. Случается, однако, что ребенок не умеет еще произносить некоторые согласные.

Семилетние должны произносить все звуки правильно. Однако и в этом случае срок может затянуться на дольше (если развитие началось немного позже) . Задержка развития речи чаще всего проявляется в неспособности правильного произношения таких звуков, как: р, л, ш, ч и других звуков.

На 6-7 году жизни чадоиспользует практически все формы предложения; говорит уже более сложными предложениями. Под конец дошкольного возраста ребенок полностью развивает устную речь.

Труд окружающих, влияние дидактических занятий существенно облегчают детям развитие языка, расширяют возможности выражения ребенка и делают речь более точным инструментом мышления.

Различают два вида речи у детей.

1. Речь эгоцентричная – (повторение и монологи) – ребенок не обращается ни к кому, не стремится к обмену мыслей, говорит «для себя», не заботясь о том, что кто-то его слушает. Этот тип речи является частым проявлением в возрасте 3-5 лет.

2. Речь обращенная к другим – выполняет функции коммуникации. Она состоит из:

  • Информации, интерпретации.

Читать далее sosed-domosed.ru

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.

-обедненный словарь;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи,

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными студиями. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь.

Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду.

В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Отличительные особенности занятий познавательного цикла у педагогов детского сада:

Интеграция содержания;

Использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

Исследовательский метод.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы.

Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.

Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Воспитатели широко используют разнообразные дидактические, словесные и речевые игры и упражнения, словотворчество и игры на развитие творческого воображения («Плохо - хорошо», «Перевёртыши» и др., речевые логические задачи и т. д.

В помощь воспитателям разработаны методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, в которых используется методика разбора практических ситуаций.

Целью учебных занятий является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.

Контекстами для занятий познавательного цикла выступают доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по карте.

Первые два «типа исследования» присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старших дошкольников. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах должны быть созданы специальные «познавательные» зоны, в которые входят мини-лаборатории с магнитами, песком глиной, бумагой разного качества.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться у изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов предполагает яркий эмоциональный выход в виде презентаций и праздников. Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции) ;

2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер)

3. достаточная свобода для деятельности.

4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Итак, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

. Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Литература:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н./Д, 2004.

Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н./Д: Феникс, 2007.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи младших дошкольников

    Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...