Речевое развитие в дошкольном детстве

Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины»

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Цель проекта: составление описательных рассказов с использованием пейзажных картин.

Задачи проекта:

1. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на пейзажную картину, используя свои знания.

2. Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

3. Учить подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа.

4. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

5. Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

6. Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать картину.

7. Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Ожидаемый результат: улучшение показателя промежуточной диагностики в развитии связной речи детей на 5 %.

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.

Продолжительность: 1 год

Место реализации: групповая комната, музыкальный зал, зимний сад, семья.

Этапы проведения проекта:

1 –подготовительный: анкетирование родителей, составление, картотек загадок, поговорок; подбор народных пословиц, подборка стихов, рассказов, очерков; подборка пейзажных картин иллюстраций, репродукций.

2- основной

Работа с детьми включает в себя:

• Чтение описательных рассказов о временах года, пейзажах, стихов.

• Рисование пейзажей по замыслу.

• Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.

• Просмотр слайдов, фотографий.

• Беседы по содержанию, составление описательных рассказов

Основными особенностями развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины на втором этапе являются методы и приемы, используемые педагогом для обучения детей составлению рассказов по пейзажной картине. Такими приемами являются:

• искусствоведческий рассказ педагога,

• постановка конкретных и подробных вопросов,

• приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению,

• разнообразие эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

• постановка вопросов более обобщенного характера;

• Применение точных установок позволяет научить логично, рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи;

• Прием композиционных и колористических вариантов позволяет научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, использование расчлененных вопросов.

• приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи: сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

Работа с родителями включает в себя:

1. Оформление газеты на тему: «Составляем описательные рассказы дома», в которой разместим небольшие рассказы по пейзажной картине, написанные родителями со слов детей.

2. В течение всего учебного года провести ряд консультаций для родителей на темы:

• «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»;

• «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников»;

• «Читайте детям сказки. Учите пересказу.

В работе с родителями мы используем беседы, в ходе которых отвечаем на возникающие их вопросы, знакомим с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. Развитие как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, и инсценировок. Предлагаем родителям заочные консультации в виде устных журналов «Речевые игры и упражнения» и «Игра и речь».

В ходе подгрупповых консультаций объясняем родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей. Родители регулярно получают задания дома, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку и т. д.

3 – итоговый: Диагностика

www.maam.ru

-ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ-ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ-СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В каждой отдельной методике конкретизируются, разработанные дидактикой , методы обучения.

Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.

Слайд №13

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ1. НАГЛЯДНЫЕ:НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ(метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)

2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам)3. ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры4. СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Слайд №14

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИРЕПРОДУКТИВНЫЕ: воспроизведение готового речевого материала(метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры)ПРОДУКТИВНЫЕ: создание собственных связных высказываний(обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания)

-Основную специфику методики составляют приемы развития речи

Прием - это элемент метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:

Слайд №15

НАГЛЯДНЫЕ:показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношениюСЛОВЕСНЫЕ:речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросИГРОВЫЕ: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игрПРЯМЫЕ(объяснение, речевой образец, указание)

КОСВЕННЫЕ(напоминание, реплика, подсказ)В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд №16

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИРечевой образец- правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо) .

Повторное проговаривание– преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.

Объяснение- раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх) .

Указания- разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие. )

Оценка детской речи- развернутое мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.Оценка чаще всего касается положительных сторон речи.

Слайд № 17

Вопрос–словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделим ОСНОВНЫЕ:

1. Репродуктивные (костатирующие) Кто? Что?Какой? Где? Как?

2. Поисковые :Почему? Зачем? Чем похожи?ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Материал nsportal.ru

Закономерности развития речи в раннем детстве - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Закономерности развития речи в раннем детстве

Раннее детство является сензитивным периодом для развития речи. Вначале раннего возраста ребенок оперирует так называемой "автономной" речью – своеобразной детской речью, значительно отличающейся от взрослой речи по звуковой форме и смыслу.

Ребенок употребляет слова, совсем не похожие на соответствующие слова взрослых, слова-обрывки слов взрослых, слова-искажения, звукоподражательные слова. Автономная речь характеризуется аграмматичностью, многозначностью и ситуативностью.

Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминают ряд бессвязных восклицаний. Обычно в течение полугода автономная речь достаточно быстро трансформируется и исчезает. Слова "автономной" речи заменяются словами "взрослой" речи.

Быстрая замена "автономной" речи возможна только при условии полноценного общения ребенка со взрослым.

Осваивая речь, дети овладевают ее фонетической стороной. Произнесение слов постепенно становится более правильным, чему способствует усвоение звуков родного языка. Овладение звуковой системой языка включает два взаимосвязанных процесса:

• формирование фонематического слуха (раньше возникает различение гласных, затем согласных – твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих) ;

• формирование произнесения звуков речи.

При благоприятных условиях воспитания к концу раннего возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Основные закономерности речевого развития представлены в табл. 6.1.

Однако следует иметь в виду, что этапность становления речи и временны'е границы этапов достаточно условны, у многих детей отмечаются значительные индивидуальные различия в развитии речи.

Таблица 6.1

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Показатель речевого развития

Приблизительный возраст появления

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба!" (бах!) , "дя" (да) и т.п.

1 год 2 мес.

"Говорит на своем языке" – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: "мама", "дядя".

Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: "а", "о", "у", "и", "м", "п", "б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама", "ляля", "дя", "дай", "ня", "на" и т.д.

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя", "кися" (киса) ...

1 год 8 мес.

Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: "тетя", "катя", "синя" (машина) . Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный.

1 год 10 мес.

Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: "Мама Лена". Строит предложения из двух слов: "Мама, дай", "Баба, ди" (Баба, иди) . Пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Например: "алясе" (хорошо) , "павозик" (паровоз) ...

Среди произносимых звуков появляются "н", "т", "д".

2 года

Повторяет за взрослым простые предложения из трехчетырех слов. Строит предложения из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: "Это моя миська болъсей" (Это мой большой мишка) .

2 года 6 мес.

Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: "Когда папа мой придет с работы, мы падем гулять".

В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки "с", "л", "ы", "в", "р", "3".

3 года

Достаточно быстро возрастает количество понимаемых ребенком слов – пассивный словарь. К двум годам у детей отмечается понимание практически всех слов, произносимых взрослым относительно предметов окружающей обстановки.

Понимание ребенком инструкций взрослого дает возможность управлять его поведением с помощью речи. На протяжении раннего возраста происходят существенные изменения в понимании речи: дети понимают не только инструктивную речь взрослого, но и речь-рассказ.

Начало развития активной речи ребенка зависит прежде всего от особенностей взаимоотношений взрослых и ребенка, от характера общения между ними. Если окружающие мачо разговаривают с ребенком, не стимулируют активное использование слов, может наблюдаться задержка в речевом развитии.

При благоприятных условиях воспитания значительный сдвиг в развитии речи ребенка чаще всего отмечается в середине второго года жизни, когда одновременно с возрастанием количества употребляемых слов появляются первые предложения, состоящие из двух-трех слов. В большинстве случаев они состоят из слов, которые объединяются в одно предложение без изменений их формы. В двухсловных предложениях связи между словами чаще всего бывают двух типов: субъект и его действие ("кукла спит") , действие и объект действия или место действия ("дай яблоко") .

Активная речь ребенка включена в его деятельность, часто сопровождая действия с предметами, игрушками. В связи с усложнением общения со взрослыми значительно расширяется словарь ребенка.

Возрастает устойчивость значения слов и ясность выраженности предметной отнесенности. С конца второго года начинается новый этап в речевом развитии ребенка, предполагающий усвоение грамматического строя речи. Значительно увеличивается запас слов, в словарном составе есть практически все части речи и типы предложений (сложные бессоюзные и союзные) .

На третьем году жизни значительно возрастает речевая активность ребенка, отмечается расширение круга общения, ребенок начинает общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Возрастает речевая активность детей в игре и самостоятельной деятельности.

Отмечается повышение интереса детей к речи взрослых. В раннем детстве речь напрямую связана с практической деятельностью ребенка и с конкретной ситуацией, связанной с общением. Ребенок чаше всего выполняет действия или совместно со взрослым, или при его помощи.

Такое взаимодействие придает речи форму диалога, т.е. прямых вопросов и ответов ребенка и взрослого. Диалогическая речь обусловлена тем, что деятельность ребенка в своих основных компонентах еще тесно связана с деятельностью взрослых. Благодаря диалогической речи происходит активное освоение грамматического строя родного языка.

В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.

• Первый – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:

а) однословные предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.) ;

б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двухсловные (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.) .

Практический пример

Ира Г., 1 год 6 месяцев. Использует в речи слова: "ба" – собака, "ка" – каша, "пу" – капуста, большое количество звукоподражаний: "би-би" – машина, "ав-ав" – собачка. Использует в речи двухсловные предложения: "ляля бух" (девочка упала) , "мама ам" (мама ест) , "мика бай" (мишка спит) и др.

• Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:

а) формирование первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.) ;

б) использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.) ;

в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 мес. – 3 года) .

Овладение грамматической системой языка осуществляется преимущественно при использовании в речи предложений. В середине третьего года жизни ребенка обычно наблюдается возникновение первых сложных предложений.

Одним из критериев развития связной речи может являться использование союзов. В возрасте от двух лет четырех месяцев до двух лет шести месяцев сложные союзные предложения редко используются.

К концу раннего возраста дети начинают употреблять целый ряд союзов: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из всего числа союзов, употребление которых наблюдается у детей до поступления в школу, на этапе раннего детства усваивается около 40%.

Уже в рамках диалогической речи у детей значительно возрастает ее связность, что позволяет выражать многие отношения и взаимосвязи окружающего мира. К концу раннего возраста дети усваивают почти все падежи и все предметные отношения, выражающиеся с их помощью.

Интенсивное усвоение падежных форм обусловлено особенностями деятельности детей раннего возраста, активным овладением способами использования предметов. Первоначально происходит усвоение речевых форм, которые обозначают отношения объекта действия, орудия, цели, отношения лица, к которому адресовано движение, а также отношения совместности выполняемого действия.

Данные категории непосредственно связаны с содержанием предметной деятельности детей раннего возраста и с тем, что она выполняется совместно со взрослыми. Более раннее усвоение именно надежных форм, выражающих межпредметные отношения, свидетельствует о значении предметной деятельности как ведущего вида деятельности в раннем возрасте и подчеркивает значимость общения со взрослыми для речевого развития.

Таким образом, в раннем возрасте происходит интенсивное развитие в двух основных формах: импрессивной (восприятие звучащей речи и понимание ее смысла) и экспрессивной (процесс воспроизводства устной речи) . Первоначально речь развивается как средство общения со взрослым, в дальнейшем становится средством мышления и саморегуляции. Выполнение речевых инструкций взрослого можно считать первой формой произвольного поведения ребенка. Развитие речи создает условия для преодоления ситуативности в деятельности ребенка.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник studme.org

Дошколькое детство (3-6-7 лет)

В дошкольном возрасте интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

Ведущий вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и др. Игра - особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения.

Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят предметные действия, в среднем возрасте - социальные отношения (врач и пациент) . В старшем дошкольном возрасте предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основы (доктор - сочувствующий, добрый) .

Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия.

Влияние игры на развитие психики: 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. 3. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

4. Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность) . 5. Происходит развитие речи, познавательных психических процессов.

Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) также рассматриваются как формы моделирования окружающей действительности. Графическая форма изображения предмета обуславливается имеющимися у ребёнка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом.

Развитие познавательных психических процессов Ведущую роль в этом возрасте начинает играть память. В основном она носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития — обобщение собственного чувственного опыта.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. Ребёнок начинает мыслить во внутреннем плане, особенностью этого мышления является эгоцентризм. По мнению Жана Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления.

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.) .

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью.

Основные направления речевого развития: - расширение словаря и грамматического строя речи; - детское словотворчество; - развитие функций речи (речь как орудие общения и мышления ) ; - убывание эгоцентризма детской речи; - развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путём проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представление себя великаном и т.п.)

М. И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном детстве: - внеситуативно-познавательное общение (3-4 года) ; - внеситуативно-личностное общение (6-7 лет) .

В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка только участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения.

В 4-5-летнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своеобразное зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по многим показателям общения.

Развитие мотивационно-потребностной сферы Вначале дошкольного детства мотивы имеют неосознанный, аффективно окрашенный характер. К концу дошкольного детства обнаруживаются разнообразные виды мотивов: игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения.

Мотивы начинают осознаваться. Возникает соподчинение мотивов. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет У дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис. Появляется потеря спонтанности и непосредственности поведения, сложность и противоречивость внутреннего мира.

Поведенческие характеристики: - непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; - демонстративная «взрослость»; - обострение внимания к своему внешнему виду; - оспаривания со стороны ребёнка; - заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о политике, о жизни на других планетах и т.п.) ; - самостоятельность;

Проблема психологической готовности к школьному обучению Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) .

1. Личностная готовность - Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление быть школьником - занять особое место в системе социальных отношений. - «Внутренняя позиция школьника» — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребёнка и стремление занять более взрослую социальную позицию. - Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, правилу.

2. Интеллектуальная готовность - Ориентировка в окружающем, специальные знания. - Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения (уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления) . - Развитие речевой сферы. - Мелкая моторика (готовность руки к письму) . - Крупные движения. 4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности - Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. - Самостоятельно действовать по заданию. - Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

Во многих исследованиях, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: - физический (функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья) ; - психологический;

Читать далее psyera.ru

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Ачакова Н. В.,

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект.

Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная) , а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.

Вначале младший дошкольник понимает и воспроизводит словесную инструкцию, но еще не может подчинить ей свое поведение. Развитие регулирующей функции словесной инструкции происходит наиболее успешно на основе формирования образа цели в процессе ориентировочной деятельности, образования связи между системой словесных указаний и наглядной ситуацией будущей деятельности.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.

Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная.

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение.

Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи – как устной, так и письменной.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка.

По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза я не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.) .

У старших дошкольников уже не встречается случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком.

Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи.

В начале эгоцентрическая речь органически вплетена в процесс практической деятельности ребенка. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью.

Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. К концу дошкольного детства этап планирования становится внутренним, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

В общении ребенка со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста, появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – монологическая речь.

В монологическом высказывании ребенок передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

В раннем возрасте развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы) . В младшем и среднем дошкольном возрасте с понятием «слово» дети нередко идентифицируют целое предложение, что свидетельствует о том, что слово для них – целая мысль. Для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении.

Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами. Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Письменная речь. Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках и условиях формирования у детей дошкольного возраста наиболее сложного вида речи – письменной. Формирование этой способности закладывается в раннем дошкольном детстве и связано с появлением графической символики.

Установлено, что первоначально в письменном воспроизведении слов ребенок-дошкольник копирует ритм произносимой фразы в ритмике записываемых знаков и в длине «записи». Ребенок записывает короткие слова штрихами соответствующей длины, а длинные – большим количеством каракулей.

Малыш, которому с помощью пиктограммы сложно изобразить какое-либо слово или фразу, поступает следующим образом. Он рисует легко изобразимый, но связанный с запоминаемым словом по смыслу предмет.

Иногда предмет заменяется изображением только какой-либо одной его части или схемой. На следующей стадии он рисует вместо предмета какой-либо условный знак. Этот путь ведет к переходу от пиктографического к символическому или к привычному для нас знаковому письму.

Развитие письма идет по пути превращения недифференцированной записи в настоящий знак.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Исчезает смягченное произношение согласных.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.) , называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.

В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор) . В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире.

Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. Ребенок 4 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника.

Роль воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми 4–5 лет

1) обогащение активного и пассивного словаря;

2) развитие грамматического строя речи;

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением) .

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальные проблемы речевого развития дошкольников

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Психическое развитие в дошкольном детстве

    Особенности психического развития периода дошкольного детства. Особенности психического развития периода дошкольного детства. - раздел Психология, Становление психологии как науки Дошкольный Возр...

  • Характеристика речевого развития дошкольников

    Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Речевое развитие дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...