Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)

ель проекта:

Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, повышения координации движения рук (мелкой моторики) .

Задачи проекта:

1. Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.

2. Учить детей замечать особенности материала: фактуру, массу, звуковые свойства (легкий, тяжелый – мягкий, пушистый и т. д.) .

3. Знакомить со следующими основными разновидностями свойств предметов: с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) ; с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник) ; с величиной (большой и маленький) ; со свойствами, воспринимаемыми на слух, на ощупь, на вкус, с помощью обоняния и движения: громко – тихо, звонко – глухо, твердый – мягкий, холодный – теплый, гладкий – шероховатый, мокрый – сухой, сладкий – горький, кислый и др.

4. Формировать первоначальные представления о пространстве на основе различения детьми частей своего тела и словесных характеристик пространственных отношений между предметами (за, перед, спереди, слева, сзади, справа) .

5. Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало) и особенности движения (быстро – медленно) .

6. Формировать умения:

• Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же) ;

• Группировать однородны предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина) ;

• Сравнивать два предмета по величине (большой, маленький, фиксировать это отношение словесно, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «одинаковый», «разные».

Сроки реализации проекта:

Проект разработан для работы детьми в возрасте с 2 до 3 лет.

Сроки выполнения проекта: 9 месяцев (сентябрь – май) .

Введение в проблему.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Участники и социальные партнеры:

• Дети-воспитанники 1-ой младшей группы

• Родители воспитанников.

• Педагоги: воспитатели группы, старший воспитатель, педагог психолог.

Реализация проекта.

В процессе работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимание на развитие сенсорного восприятия у малышей. Для этого я изучила книгу Л Н Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка», изучила другую литературу по сенсорному воспитанию: К Л Печора «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» «Дошкольный педагог 1-ая часть»; В С Мухина «Детская психология» и журналы «Дошкольное воспитание».

Чтобы приступить к работе с детьми по этой теме были изготовлены и приобретены ряд пособий и дидактических игр на развлечение цвета, формы и величины предметов:

- Разноцветные грибочки

- Одень мишку

- Матрешки

- Занимательный куб и др.

Дети данного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Для развития ребенка необходимо накопление богатого сенсорного опыта что предлагает освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и временных отношений, овладение способами обследования предметов (разгадывание, ощупывание, поэтому в группе создано поле для сенсорного развития, которое включает в себя:

- Аутодидактические предметно- тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки вкладыши разной формы.

- Различные виды дидактических игр: Лото, Домино, Мозаика, Складные кубики с различными картинками;

- Мягконабивные дидактические игрушки:

- Развивающие игры типа «Лего», способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, различные пазлы.

- Координационные коврики со следами рук и ног.

- Разнообразный строительный материал: деревянный, пластмассовый, мелкого среднего крупного размеров- способствующие развитию у детей чувства пространства.

Овладение навыками сенсорного восприятия проходит не только на занятиях но и во всех остальных режимных моментах. Все дети с удовольствием занимаются этой деятельностью, в результате которой многие уже научились застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки, называют цвет, величину, форму предмета, а также другие качества предмета.

Программа реализации проекта.

1 этап : Подготовительный этап

№ Содержание деятельности Срок выполнения

1 Анализ материально-технического обеспечения для сенсорной деятельности ребенка раннего возраста в группе Сентябрь

2 Составление перспективного плана работы с детьми Сентябрь

3 Составление плана работы с родителями Сентябрь-Октябрь

4 Оформление информационного пространства в группе Ноябрь - декабрь

5 Подбор (приобретение) необходимого игрового оборудования Сентябрь-Май

6 Анкетирование родителей по вопросам сенсорного образования детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности в данном вопросе. Сентябрь

2 этап: основной этап.

1. Работа с детьми.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 «Игра с пальчиками», «Чей домик»,

«Построй башню», «Спрячь шарик в ладошке», «Травка для зайки». Сентябрь

2 «Кто быстрее свернет ленточку», «Собери пирамидку», «Помоги Незнайке собрать цветочек», «У кого большой мяч», «Найди цветок для бабочки». Октябрь

3 «Поможем Петрушке», «Привяжи ленточки к шарикам», «Что катится, что нет», «Апельсин» (рисование, «Строим гараж», «Вода холодная и теплая» Ноябрь

4 «Шли, шли, что-то нашли», «Занимательная коробка», «Три медведя», «Что выбрал Петрушка»,

«Шарики на ёлке» (рисование, «Орешки для бельчат» (лепка) Декабрь

5 «Следы на снегу», «Узкая дорожка зеленого цвета» (конструирование, «Угостим кукол конфетой», «Раскладывание однородных предметов близкой формы на две группы» Январь

6 «Курочка и цыплята» (выкладывание из мозаики, «Как снег становится водой», «Пальчики танцуют (рисование пальчиками, «Угощение для Мурки», «Мебель для Маши», «Что делают матрёшки». Февраль

7 Лепка «Снеговик», «Герои сказки пришли в гости» (один – много, «Рисование пальчиком по крупе – «Заборчик», «Лесенка из кубиков» (конструирование, «Ёлочки и грибочки» Март

8 «Что изменилось», «Что ещё такого же цвета», «Колёса для машины» (рисование, «Гуси с гусятами», «Смотрит солнышко в окошко», «Чудесный мешочек», «Змейка из пуговиц» (конструирование) Апрель

9 «Одуванчики», «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком», «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Найди всё(цвет, форма, величина, «Следы котёнка» (рисование пальчиком сложив щепоткой, «Солнечный зайчик» (местонахождение) Май

2. Работа с родителями

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Знакомство родителей с идеей проекта, его целью, задачами и планом работы с детьми. Сентябрь

2 Оформление наглядной информации для родителей в рубриках : «Учите вместе с нами», «Вести с занятий», «Для вас, родители». Сентябрь - май

3 Оформление индивидуальных папок для детских работ Сентябрь

4 Изготовление полочки для выставок детских работ. Октябрь

5 Проведение консультаций на тему : «Формы и методы работы по воспитанию у детей раннего возраста сенсорной культуры», «Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием», «Дидактические игры и упражнения в сенсорном развитии ребенка в д/саду» Ноябрь – Январь - Март

6 Оформление фотостенда «Играя, учимся» Декабрь

7 Участие родителей в изготовлении атрибутов, пособий, игр и другого материала, необходимого в реализации проекта Октябрь - апрель

3. Подведение итогов.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Фотовыставка материалов о работе педагога и родителей с детьми в рамках реализации проекта. Декабрь

2 Диагностика уровня сформированности знаний детей. Ноябрь - Декабрь

3 Оформление альбома детских работ. Октябрь - Ноябрь

4 Встреча с родителями воспитанников:

• Итоги работы в рамках проекта;

• Анкетирование родителей;

• Обмен опытом совместной деятельности родителей с детьми. Декабрь

Критерии эффективности проекта. Конечные результаты.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста должны сформироваться умения и навыки свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру идругие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства при выборе из 4-х разновидностей.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо 4 разновидности формы)

- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин) в силуэтах разной величины (медведя и медвежонка, зайца и зайчонка)

- Подбирают предметы определенной формы и цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину «кирпичики» определенного цвета) ;

- Формируется понятие о качестве и количестве предметов;

- Дети начинают применять приобретенные знания о сенсорных эталонах в игровой деятельности;

- У родителей появилось осознанное отношение к проблеме сенсорного воспитания ребенка-дошкольника, осознание значимости проблемы в развитии ребенка как личности.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 1998г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).

www.maam.ru

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

План:

1. Ранний возраст «золотая пора».

2. Сенсорное воспитание.

3. Дидактические игры.

4. Игры для сенсорного развития.

5. Литература.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) .

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

Игры для сенсорного развития:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше? », «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки, и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами:

«Сложи матрешку»,

«Сложи пирамидку»,

«Построй башенку»,

«С бельевыми прищепками», и т. п.

Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет) .

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.

Поэтому в своей работе ставлю и решаю следующие задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.) .

Направления моей работы:

формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов) .

обучение способам обследования предметов.

развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина) .

Прикреплённые файлы:

pril-moja_45c60.ppt | 7998 Кб | Скачан: 245
www.maam.ru

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

В основе лежат цитаты из книг:

Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всесторон-него воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

[[/b]

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Понятие сенсорное развитие и воспитание

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умст-венных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие - это восприятие и формирование детей в процессе познания и исследования предметов их качеств и свойств: их пропорций, величина, форма, цвет, запах и вкус, положение в пространстве. В раннем дошкольном возрасте важное значение имеет сенсорное развитие. Именно в этом возрасте более всего совершенствуется деятельность органов чувств, происходит накопление представлений от окружающим мире. Представления о форме, цвете и других свойствах предметов — это результат усвоения детей сенсорной культурой.

Во время занятий рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием ребёнка наиболее активно происходит сенсорное познание мира.

В целях сенсорного развития ребёнка применяются также дидактические игры, закрепление полученных ранее знаний и умений. Сенсорное развлечение детей происходит в тесной взаимосвязи с другими разделами воспитания. Так, например, изучение форм и цветов предметов требует определённого развития физических и умственных способностей ребенка. Более всего это относится к мелкой моторике. Сочетание сенсорики и моторики необходимыми при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией где требуется работа пальцев, кисти рук, ладоней. Некоторые занятия по сенсорному развитию также предусматривают формирование нравственных норм поведения в коллективе.

Дидактический материал, которым пользуется воспитатель на занятиях по сенсорному воспитанию должен быть качественным: чистые тона, приятная фактура, что доставляет детям эстетическое удовольствие, способствует накоплений сенсорных познаний. На занятиях по сенсорному развитию может быть, использован такой дидактический материал как: коробки, планшеты с отверстиями различной формы, пирамидки с разноцветными и одноцветными кольцами, мозаика, фигурки различной геометрической формы и цветов, палочки, кубики, шары разных цветов, коврики с наклеиваемыми на них полосками различной длины и формы, деревянные доски со вкладышами. В дошкольном возрасте каждый определённый возрастной период является наиболее благоприятным для развития определённых звеньев сенсорного развития и общего нервно- психического развития ребёнка.

Сенсорное воспитание целенаправленно совершенствует, развивает у детей процессы: ощущения, восприятия, представлений. Эти процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет на который мы смотрим, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его мягкость (твердость, шероховатость; звуки, идущие от какого либо предмета, воспринимает наше ухо. Визуальные и аудио ощущения очень важны для полноценной жизни человека. Осязательные ощущения, обоняние и вкус очень важен для человека, но они не является доминантным. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Для этого существуют мерки, с которыми можно сравнивать предметы- эталоны.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образы внешних свойств предметов. К ним относятся: семь цветов спектра и его оттенки; формы - геометрические фигуры, величины- метрические фигуры.

В слуховом восприятии эталоном является звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусе выделяют четыре основные вкуса (солёный, горький, сладкий, кислый) и их сочетаний, а также в обонянии есть деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи. Закрепить образы, накопленные в процессе восприятия, помогают слова. Образ, закреплённый в слова, легко воспроизвести в памяти ребёнка, для этого достаточно произнести слово-подсказку.

Сенсорное воспитание является основой познания мира, его фундаментом. Низкий уровень сенсорного развития резко снижает уровень дальнейшего образования ребёнка. Если на первом году жизни сенсорное воспитание предполагает знакомство ребёнка с многообразием внешних впечатлений и внешними признаками предметов.

В возрасте двух - трёх лет задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребёнок знакомится со цветом, формой предметов, звуками окружающей среды, но не надо добиваться запоминания. Основная задача таких занятий- накопление разнообразного сенсорного опыта и умение использовать его в различных специализациях.

Старше трёх лет- основная задача сенсорного воспитания детей состоит в ознакомлении с сенсорными и общепринятыми способами их использования. Знания о цвете, форме, положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, при получении элементарных математических познаний. Обоняние, вкус, осязание- развиваются в процессе повседневной жизни.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны, устойчиво закреплённые в речи, представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.

Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающим между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.

На пятом году жизни, одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов: их группировки по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр для этого возраста. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей трёх-пяти лет сгруппированы по возрастным группам, а группах- по внешним свойствам предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств).

Процесс познания сенсорных этапов не ограничивается дошкольным возрастом, он большое влияние оказывает на протяжении школьного обучения.

Работая с детьми над темой «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» я поставила задачи:

– Научить детей сопоставлять формирование цвета, формы и величины у детей от 1, 5 до 3 лет.

– На занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром, лепке, изобразительной деятельности реализовывать полученные детьми знания.

– Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей.

www.maam.ru

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Автор: Смолякова Екатерина Павловна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 255», г. Новокузнецк

Описание материала: Предлагаю вам консультацию для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной теме, а также данный материал будет полезен заботливым родителям.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый) , формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.) , величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.) , вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный) , обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.) .

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.) .

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Похожие статьи:

Ссылка на источник kladraz.ru

Сенсорное воспитание дошкольников | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Опубликовано15.04.2013 | Автор:nata_li

Познание окружающего мира начинается с того, что мы воспринимаем окружение с помощью своих органов чувств, т.е. первым источником познания являются ощущения.

Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Ощущения – это простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей среды, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения – это важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле.

Существуют четыре вида ощущений:

1) Слуховые ощущения – ощущение звука;

2) Обоняние – ощущение запаха;

3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.

4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.

Восприятие отличается от ощущений – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения.

Развивать анализаторы – значит научить ребёнка обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными)

Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.

Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям) .

Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники:

1. Система мер веса;

8. Система запахов;

9. Система фактуры.

Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.

Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми:

I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.) . Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни.

II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом.

Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. Этот этап длится с трёх до семи лет.

III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы.

Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет.

Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами.

Итак, что же должен освоить ребёнок на протяжении дошкольного возраста? (содержание сенсорного воспитания дошкольников) .

- цвет (семицветный спектр цветов – радуга) ;

- величину (большой, средний, маленький и т.д.) ;

- форму (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шестиугольник) ;

- вкусовые ощущения (кислый, сладкий, солёный, горький) ;

- запах;

- фактуру (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т.д.) ;

- тяжесть предметов (лёгкий – тяжёлый) ;

- звучание предметов (высокий звук, низкий, громкий, тихий и т.д.) .

- ориентирование во времени (первоначально – утро, день, вечер, ночь, в последствие – интервалы времени – минута, 5 минут, 10 минут, час и знакомство с часами) ;

- речевой слух (звуки родного языка – гласные и согласные, учить их дифференцировать и обобщать в слова) ;

- музыкальный слух (умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии) ;

- ориентирование в пространстве (снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева и т.д.) .

В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания. У многих родителей на слуху две самые известные системы сенсорного воспитания – это система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля.

Существуют даже специализированные детские сады, которые воспитывают детей по этим системам. И многие родители задаются вопросом: чего же такого особенного в этих садах и следует ли отдавать ребёнка в такой детский сад?

Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори. Автор этой системы предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребёнка.

Она предлагала так насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребёнок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес. М. Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п.

У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал. Например, для развития термического чувства – упражнения с набором металлических чашечек, наполненных водой различной температуры; для воспитания тактильного чувства – упражнения с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей и т.д. В системе Монтессори ребёнок должен действовать с материалами самостоятельно.

Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля. Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф. Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.

Таким образом, Вы можете решать сами, какой системы сенсорного воспитания ребёнка придерживаться. На самом деле вы можете осуществлять сенсорное воспитания вашего малыша самостоятельно, и оно начинается буквально с первых дней жизни ребёнка…

Подробней nashidetci.ru

Сенсорное воспитание ребёнка - Страница 4

ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ВКЛАД ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СИСТЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Оно направлено прежде всего на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) , а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952) . Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств») . Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств.

Разработанная Монтессори, в начале XX в. система сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога.

Однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, с продуктивной деятельностью. Упор делался на развитие мелкой мускулатуры рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме, улавливать тонкую разницу в оттенках цвета. Монтессори не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.

Так Е. И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природным материалом) также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление детей со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и представлений.

Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.) . Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.

В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.) .

Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных педа­гогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) . Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

При этом ставит­ся задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня­тельной, слуховой и другой чувствительности) , которая проявляется в различении признаков и свойств.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их: гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Одновре­менно ребенок учится правильно называть свойства пред­метов(мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый,

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные представления «вперед - назад», «вверху - внизу», «далеко - близко», «слева - справа» и другие и руководствуются ими в жизненных ситуациях

В отечественной системе сенсорного воспитания тради­ционное содержание расширено и дополнено за счет вклю­чения ориентировки во времени, развития речевого и му­зыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о час­тях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека) .

Речевой (фонематический) слух - это способ­ность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обоб­щать их в словах как смыслоразличительные единицы.

С развитием фонематического слуха связано овладение нор­мами звукопроизношения. Уровень развития фонематичес­кого слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, ког­да перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значе­ния и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

- Формирование у детей систем перцептивных действий;

- Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

- Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в познавательной деятельности

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу­чение детей обследованию предметов, формирование пред­ставлений о сенсорных эталонах.

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

Прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет, надо вычленить форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; при сооружении постройки по образцу приходится расчленить его на части, среди набора деталей найти необходимые.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов, с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие, направ­ленное на определение детьми формы, величины пред­мета, его свойств. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.

Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлага­ется внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шари­ки, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает воз­можность различать предметы по форме, цвету, каче­ствам.

Обоб­щенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операции сравнения, обобще­ния, для развертывания мыслительных процессов.

Воспитатель обучает детей приемам обследования. Вначале ставит перед ними цель: чтобы нарисовать предмет, надо рассмотреть, из каких частей он состоит; чтобы соорудить постройку, надо проанализировать образец. Затем он знакомит детей с основными этапами обследования.

При обучении рисованию, конструированию процесс обследования состоит из следующих этапов:

- восприятие целостного облика предмета;

- вычленение отдельных его частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.) ;

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа) ;

- вычленение более мелких частей предмета и установление их расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предметов.

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, воспитатель предлагает детям послушать - что происходит, когда мнешь бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспи­татель продвигается с детьми от простого к сложному.: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка) , окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.) .

Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаковкаждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.

Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или назва­ния предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружаю­щей действительности в целом.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах

Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такимиэталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.) , различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Каждый сенсорный эта­лон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном ста­не, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольни­ки применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки стра­ниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрач­ную) , какой длины и ширины вырезать полоски.

Детям ран­него и младшего дошкольного возраста предлагаются иг­рушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследова­нием предмета, с различением признаков, требуют словес­ного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.) . В некоторых играх ребе­нок учится группировать предметы по тому или иному ка­честву (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.) . Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и раз­личными признаками, выделяют существенные из них.

В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подво­дятся к овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществ­ляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осяза­ния, обоняния.

Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины -красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспри­нимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит опре­делять запахи грибов, прелой зелени.

Чем больше органов чувств задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные про­цессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Ссылка на источник otveti-examen.ru

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста | Kidstopic – раннее развитие детей

02 мая 2014 просмотров: 487Маленький человечек, только появившийся на этот свет, имеет полностью сформированные органы чувственного восприятия, но не имеет навыков их использования. Сенсорное воспитания детей дошкольного возраста имеет за цель научить маленьких деток правильно управлять своими органами чувств, которые крайне необходимы для первоначального познания окружающего мира и дальнейшей полноценной жизни.

Цели сенсорного развития детей

Что такое сенсорное воспитание детей дошкольного возраста, и для чего оно необходимо. Правильно сенсорное воспитание ребенка – фундамент для физического, умственного развития и нравственного воспитания. Главная задача сенсорного воспитания – формирование умений и навыков правильно использовать органы чувства и восприятия ребенком.

Работа органов чувств

До сих пор ученые умы не смогли до конца познать и объяснить работу человеческого мозга. Единственно, что достоверно известно – человек использует не более 20 процентов от всего потенциала мозга.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста помогает ребенку реализовать потенциал работы своего мозга, и научиться осознавать и понимать не только окружающий его мир, но и достигнуть определенного уровня самопознания. Такие навыки позволяют раскрыть и развить творческий потенциал ребенка.

Роль родителей

Многие родители даже не задумываются над тем, что работать с ребенком необходимо с первых дней после его рождения. Некоторые нерадивые мамы и папы находят кучу отговорок, чтобы не тратить время и силы на развитие и воспитание своего ребенка, отделываясь дежурной фразой, что всему ребенка научат в детском саду и школе.

Такое мнение и поведение в корне неправильно. До трех лет маленький ребенок впитывает любую информацию, как сухая губка воду. Ребенок все понимает и запоминает.

Именно поэтому в период от первых дней рождения до трех лет, ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, занимаясь его всесторонним развитием.

Методы сенсорного воспитания

Начиная с годика, ребенка необходимо научить сопоставлять и соотносить различные предметы. Ребенок должен уметь подбирать предметы по их размерам и форме. До трех лет ребенок должен уметь раскладывать предметы по их цветовой характеристике.

Один из игровых методов сенсорного воспитания детей – игра со стрежнем, на который необходимо насаживать кольца определенного размера. Цель этого занятия – развить в ребенке навыки отличать предметы по их величине.

При выполнении данного упражнения, ребенок должен хорошо понимать смысл таких понятий, как большой и маленький. Для этой игры можно использовать предметы различных форм.

Перед игрой, взрослый человек медленно разбирает пирамиду и, беря в руки каждую фигурку, говорит, маленькая она или большая. После этого пирамидку необходимо собрать снова, опять называя величину предметов. Так как дети неспособны долго поддерживать интерес и концентрироваться на одном действии, такая игра должна длиться не более 5 минут.

Сенсорные игры

Один из методов сенсорного воспитания, который используют многие центры развития детей дошкольного возраста, называется «воздушный шарик». Цель данной игры – научить ребенка правильно сопоставлять предметы.

Для проведения игры необходимо подготовить полосу картонной бумаги, на которой закреплены нитки разных цветов. Ребенок должен правильно подобрать шарик, из кучки предложенных шаров, и сочетать его с ниткой того же цвета.

Еще одна цель сенсорного воспитания детей – развитие мелкой моторики. Для реализации этой цели подойдет игра в шнурки. Шнурки различного цвета необходимо продевать в прорези, которые окрашены в такую же краску.

В качестве прорезей можно использовать картонную бумагу с проделанными дырочками.

Игра «тропа» - помогает развить моторику, координацию и ориентир в пространстве. «Тропа» также является отличные профилактическим способом от формирования плоскостопия. Для проведения игры на полу необходимо разложить несколько предметов с различным промежуточным расстоянием между ними.

Можно использовать пуговицы, мешочки с песком, или различными крупами. Детки должны проходить по этим мешочкам, держа равновесие.

Современная педагогическая наука воспитания детей дошкольного возраста предлагает родителям множество различных игр, которые помогут в работе над ребенком.

Видео: Сенсорное развитие ребёнка

Материал с сайта kidstopics.com

Другие статьи по теме:

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...

  • Сенсорное воспитание дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...