Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)

ель проекта:

Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, повышения координации движения рук (мелкой моторики) .

Задачи проекта:

1. Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.

2. Учить детей замечать особенности материала: фактуру, массу, звуковые свойства (легкий, тяжелый – мягкий, пушистый и т. д.) .

3. Знакомить со следующими основными разновидностями свойств предметов: с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) ; с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник) ; с величиной (большой и маленький) ; со свойствами, воспринимаемыми на слух, на ощупь, на вкус, с помощью обоняния и движения: громко – тихо, звонко – глухо, твердый – мягкий, холодный – теплый, гладкий – шероховатый, мокрый – сухой, сладкий – горький, кислый и др.

4. Формировать первоначальные представления о пространстве на основе различения детьми частей своего тела и словесных характеристик пространственных отношений между предметами (за, перед, спереди, слева, сзади, справа) .

5. Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало) и особенности движения (быстро – медленно) .

6. Формировать умения:

• Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же) ;

• Группировать однородны предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина) ;

• Сравнивать два предмета по величине (большой, маленький, фиксировать это отношение словесно, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «одинаковый», «разные».

Сроки реализации проекта:

Проект разработан для работы детьми в возрасте с 2 до 3 лет.

Сроки выполнения проекта: 9 месяцев (сентябрь – май) .

Введение в проблему.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Участники и социальные партнеры:

• Дети-воспитанники 1-ой младшей группы

• Родители воспитанников.

• Педагоги: воспитатели группы, старший воспитатель, педагог психолог.

Реализация проекта.

В процессе работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимание на развитие сенсорного восприятия у малышей. Для этого я изучила книгу Л Н Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка», изучила другую литературу по сенсорному воспитанию: К Л Печора «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» «Дошкольный педагог 1-ая часть»; В С Мухина «Детская психология» и журналы «Дошкольное воспитание».

Чтобы приступить к работе с детьми по этой теме были изготовлены и приобретены ряд пособий и дидактических игр на развлечение цвета, формы и величины предметов:

- Разноцветные грибочки

- Одень мишку

- Матрешки

- Занимательный куб и др.

Дети данного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Для развития ребенка необходимо накопление богатого сенсорного опыта что предлагает освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и временных отношений, овладение способами обследования предметов (разгадывание, ощупывание, поэтому в группе создано поле для сенсорного развития, которое включает в себя:

- Аутодидактические предметно- тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки вкладыши разной формы.

- Различные виды дидактических игр: Лото, Домино, Мозаика, Складные кубики с различными картинками;

- Мягконабивные дидактические игрушки:

- Развивающие игры типа «Лего», способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, различные пазлы.

- Координационные коврики со следами рук и ног.

- Разнообразный строительный материал: деревянный, пластмассовый, мелкого среднего крупного размеров- способствующие развитию у детей чувства пространства.

Овладение навыками сенсорного восприятия проходит не только на занятиях но и во всех остальных режимных моментах. Все дети с удовольствием занимаются этой деятельностью, в результате которой многие уже научились застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки, называют цвет, величину, форму предмета, а также другие качества предмета.

Программа реализации проекта.

1 этап : Подготовительный этап

№ Содержание деятельности Срок выполнения

1 Анализ материально-технического обеспечения для сенсорной деятельности ребенка раннего возраста в группе Сентябрь

2 Составление перспективного плана работы с детьми Сентябрь

3 Составление плана работы с родителями Сентябрь-Октябрь

4 Оформление информационного пространства в группе Ноябрь - декабрь

5 Подбор (приобретение) необходимого игрового оборудования Сентябрь-Май

6 Анкетирование родителей по вопросам сенсорного образования детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности в данном вопросе. Сентябрь

2 этап: основной этап.

1. Работа с детьми.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 «Игра с пальчиками», «Чей домик»,

«Построй башню», «Спрячь шарик в ладошке», «Травка для зайки». Сентябрь

2 «Кто быстрее свернет ленточку», «Собери пирамидку», «Помоги Незнайке собрать цветочек», «У кого большой мяч», «Найди цветок для бабочки». Октябрь

3 «Поможем Петрушке», «Привяжи ленточки к шарикам», «Что катится, что нет», «Апельсин» (рисование, «Строим гараж», «Вода холодная и теплая» Ноябрь

4 «Шли, шли, что-то нашли», «Занимательная коробка», «Три медведя», «Что выбрал Петрушка»,

«Шарики на ёлке» (рисование, «Орешки для бельчат» (лепка) Декабрь

5 «Следы на снегу», «Узкая дорожка зеленого цвета» (конструирование, «Угостим кукол конфетой», «Раскладывание однородных предметов близкой формы на две группы» Январь

6 «Курочка и цыплята» (выкладывание из мозаики, «Как снег становится водой», «Пальчики танцуют (рисование пальчиками, «Угощение для Мурки», «Мебель для Маши», «Что делают матрёшки». Февраль

7 Лепка «Снеговик», «Герои сказки пришли в гости» (один – много, «Рисование пальчиком по крупе – «Заборчик», «Лесенка из кубиков» (конструирование, «Ёлочки и грибочки» Март

8 «Что изменилось», «Что ещё такого же цвета», «Колёса для машины» (рисование, «Гуси с гусятами», «Смотрит солнышко в окошко», «Чудесный мешочек», «Змейка из пуговиц» (конструирование) Апрель

9 «Одуванчики», «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком», «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Найди всё(цвет, форма, величина, «Следы котёнка» (рисование пальчиком сложив щепоткой, «Солнечный зайчик» (местонахождение) Май

2. Работа с родителями

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Знакомство родителей с идеей проекта, его целью, задачами и планом работы с детьми. Сентябрь

2 Оформление наглядной информации для родителей в рубриках : «Учите вместе с нами», «Вести с занятий», «Для вас, родители». Сентябрь - май

3 Оформление индивидуальных папок для детских работ Сентябрь

4 Изготовление полочки для выставок детских работ. Октябрь

5 Проведение консультаций на тему : «Формы и методы работы по воспитанию у детей раннего возраста сенсорной культуры», «Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием», «Дидактические игры и упражнения в сенсорном развитии ребенка в д/саду» Ноябрь – Январь - Март

6 Оформление фотостенда «Играя, учимся» Декабрь

7 Участие родителей в изготовлении атрибутов, пособий, игр и другого материала, необходимого в реализации проекта Октябрь - апрель

3. Подведение итогов.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Фотовыставка материалов о работе педагога и родителей с детьми в рамках реализации проекта. Декабрь

2 Диагностика уровня сформированности знаний детей. Ноябрь - Декабрь

3 Оформление альбома детских работ. Октябрь - Ноябрь

4 Встреча с родителями воспитанников:

• Итоги работы в рамках проекта;

• Анкетирование родителей;

• Обмен опытом совместной деятельности родителей с детьми. Декабрь

Критерии эффективности проекта. Конечные результаты.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста должны сформироваться умения и навыки свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру идругие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства при выборе из 4-х разновидностей.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо 4 разновидности формы)

- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин) в силуэтах разной величины (медведя и медвежонка, зайца и зайчонка)

- Подбирают предметы определенной формы и цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину «кирпичики» определенного цвета) ;

- Формируется понятие о качестве и количестве предметов;

- Дети начинают применять приобретенные знания о сенсорных эталонах в игровой деятельности;

- У родителей появилось осознанное отношение к проблеме сенсорного воспитания ребенка-дошкольника, осознание значимости проблемы в развитии ребенка как личности.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 1998г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).

www.maam.ru

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

План:

1. Ранний возраст «золотая пора».

2. Сенсорное воспитание.

3. Дидактические игры.

4. Игры для сенсорного развития.

5. Литература.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) .

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

Игры для сенсорного развития:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше? », «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки, и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами:

«Сложи матрешку»,

«Сложи пирамидку»,

«Построй башенку»,

«С бельевыми прищепками», и т. п.

Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет) .

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.

Поэтому в своей работе ставлю и решаю следующие задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.) .

Направления моей работы:

формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов) .

обучение способам обследования предметов.

развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина) .

Прикреплённые файлы:

pril-moja_45c60.ppt | 7998 Кб | Скачан: 245
www.maam.ru

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов) .

Дидактическая задачаопределяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи) .

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей. Направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета

Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков: выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т, д, Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей.

Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1) функция формирования психических новообразований;

2) функции формирования умений, навыков совместной и самостоятельной работы;

3) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

4) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.

Примеры дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста

Прятки

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.

Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки

Узнай по весу

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.

Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

Найди цвет

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.) . Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Бусы

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Угадай на вкус

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.) . Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Кто летает

Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета, голубь, стол и т.д.)

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.

Подбери фигуру

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать больший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие

Заклей дырки

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку) , вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Вариант 2. Почини варежку.

Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона) , которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур) .

Варежки надо «починить» - для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме

Угадай, что я делаю

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

На что похоже?

Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом его можно поворачивать в разные стороны) , спрашивает: на что это похоже? (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)

Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.

Примечание: аналогично проводится игра «На что похоже» с использованием силуэта ступни.

Найди пару

Игре предшествует занятие по аппликации «Укрась носочек».

Незнайка растерял все свои носочки, он просит детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару - соответствующий по цвету и рисунку носок.

Составь из частей

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.

Назови такого же цвета (размера, формы)

Детям показывается карточка определенного цвета (или карточка с изображением предмета с характерным признаком, например, красное яблоко, круглый мяч и т.д.) . Дается задание – Карточка какого цвета? Что бывает такого цвета? (или, Мяч какой по форме? Что еще бывает круглое?)

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерны высокая степень ориентированных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует сенсорное развитие. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработки её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедлен. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них быларазнообразной и богатой впечатлениями. Необходимо учить их выделять в предметах и явлениях все существенные характерные признаки.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, Б. Г. Ананьева, Н. П. Саккулиной, А. П. Усовой,

А. В. Запорожца, А. И. Сорокиной, А. М. Леушиной, сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов и свойств.

Ведущие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики и психологии Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии

Е. Тихеева, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребёнка. Ещё М. Монтессори указывала, что взрослый должен создать для него такую среду, в которой он мог бы найти всё необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

Задачами сенсорного воспитания являются:

- создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

- поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

- знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и способами обследования предметов; содействие запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.

- формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер) , устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

К трёхлетнему возрасту, необходимо добиться того, чтобы выполняя простейшие продуктивные задания, ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Именно в условиях содержательной результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом освоения, внимания детей.

Эта возможность обусловлена тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость её результата от умения выделить качества, свойства, отношения, ориентироваться, опираясь на них. Поэтому большое внимание мы уделяем грамотной организации предметно-развивающей среды.

В организации нашей предметно-развивающей среды мы опирались на принципы, предложенные В. А. Петровским, Л. М. Клариной.

Групповую комнату разделили на центры и для обогащения чувственного опыта использовали следующий сенсорный материал:

- центр игры: большие и маленькие куклы, транспорт, образные игрушки, разнообразные люльки, посуда, одежда и др.;

- центр двигательной активности: кубики, мячики разных размеров и цветов, кегли, ленточки, султанчики, кольца, обручи, перекладины для перешагивания, кирпичики для перепрыгивания, ребристые дорожки;

- центр художественно - творческой деятельности (для рисования, лепки, конструирования) : бумага разного формата и тона, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, тампоны, трафареты, раскраски, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага;

- центр книги: книги с яркими иллюстрациями, новые и зачитанные, но всегда аккуратные; предметные картинки (игрушки, животные, овощи, фрукты и др.) , сюжетные картинки, тематические альбомы, портреты детских писателей, творчество детей (рисунки по сказкам) ;

- музыкально – эстетический центр: разнообразные музыкальные инструменты из дерева, пластмассы, бросового материала, молоточки, трещотки, стукалки, ксилофоны, барабаны, гармошки, дудочки и др. А также разные виды театров, в которых«Сказочные герои» изготовлены из разнообразного материала по фактуре и оформлению;

- центр сенсорики: разнообразные развивающие игры и игрушки, вкладыши, мозаика, кубики, сенсорное панно, где использованы камешки, бусинки, бисер, трубочки, ткани и материалы разных фактур и др.;

- центр конструирования: разные виды конструкторов (мягкие, пластмассовые, деревянные и магнитные) ;

- центр экспериментирования: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, природные материалы, бросовый материал,

разные виды бумаги и другие прочие материалы.

В организации предметно-развивающей среды всегда придерживаемся правил:

- всё должно быть доступно ребёнку;

- находиться в постоянном использовании всех детей;

- для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов необходимо создавать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - нужно переводить детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества.

- каждая деятельность взрослого, детей сопровождается речью педагога;

- при использовании предметов объяснять и показывать детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации;

- оценивать достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять (очень эмоционально) .

Всю мебель подобрали и разместили на уровне роста ребёнка. Материал для игр разместили в доступных местах. Позаботились, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Для развития сенсорной культуры используем дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность. В повседневной жизни фиксируем внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, лёгкое и тяжёлое, кислое, сладкое, горькое. В деятельности экспериментирования малыши знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка и др.

Наиболее интересным и занимательным для наших малышей стало использование такого новшества как пуговицы. Интересно, кто-нибудь задумывался о пуговице, застёгивая её на кофте или блузке, собираясь куда-нибудь? Вроде бы вещь привычная, с чисто утилитарными функциями.

Однако, стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и вам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего. Также и для детей.

Играя с пуговицами разного цвета, формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Дети становятся более наблюдательными и работоспособными.

Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, координация движений и усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал».

Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребёнка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к играм с пуговицами.

Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?

Цвет является самым значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребёнка, позволяет ему выделить определённый цвет среди других и запомнить его. Вот некоторые игры, в которые мы играем с детьми.

- «Разноцветные пуговки».

Цель: закрепить знания детей об основных цветах. Детям предлагается разложить пуговицы по цвету: синие в одну тарелочку, зелёные в другую, красные в третью.

- «Змейка». Детям предлагается выложить пуговицы в ряд, сохраняя закономерность (например, зелёная-жёлтая-зелёная-жёлтая и т.д.)

- «Украсим клумбу цветами». Дети сажают цветы разного цвета (один ребёнок сажает синий цветок, второй красный и т.д.)

- «Яблоневый сад». Детям предлагается на одном дереве расположить красные яблоки, на другом жёлтые.

- «Аквариум». Детям предлагается «превратить» пуговицы в рыбок, назвать какого они цвета и запустить их в аквариум.

Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную) , следовательно, с их помощью ребёнок закрепляет знание геометрических фигур.

- Дидактическая игра «Машина». Детям предлагаются пуговицы круглой и квадратной формы (колёса - круглые пуговицы, окна - квадратные) .

- «Лото». В данной игре закрепляем цвет, форму и величину.

При знакомстве с величиной также можно использовать пуговицы. Вот несколько дидактических игр, которые мы используем. Основной целью является закрепление знаний о величине.

- «Бусы для мамы и куклы». Дети нанизывают на нитку большие пуговицы для мамы, а маленькие для куклы.

- «Украсим платье мамы и дочки». Предлагается украсить платье мамы большими пуговицами, а платье дочки – маленькими.

- «Поможем навести порядок». Просим детей рассортировать пуговицы по размеру. Большие пуговицы - в большую банку, средние - в среднюю, а маленькие – в самую маленькую.

- «Покормим животных». Предлагаем детям коробочку с разными отверстиями (большим, средним и маленьким) и пуговицы разного размера. Чтобы детям было интересно, наклеиваем на коробочку разных животных и предлагаем им их покормить.

- «Украсим картинки». Используем пуговицы разного цвета, формы и размера. Картинки могут быть различными: бабочка, машина, самолёт, поезд, снеговик и др.

Так же пуговицы можно сравнивать: гладкие и шершавые, металлические и пластмассовые, по количеству дырочек. Выкладывать буквы и цифры.

Игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи -важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

Таким образом, создание предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991г.

2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М.: Просвещение, 1988г.

3. Деникеева Ф., Галиева Ф., Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 69-72.

4. Кутепова И. Зачем психологу пуговицы? // Обруч. – 2011. - № 5. – С. 14-17.

5. Орлова И. Для чего нужны пуговицы? // Обруч. – 2010. - № 5. – С. 32-33.

6. Сенсорное воспитание в детском саду. (Под руководством Н. П. Саккулиной, Н. Н. Подъякова) . М.: Просвещение, 1969г.

Добавить комментарий

Материал dohcolonoc.ru

Тема самообразования на 2013- 2014 учебный год: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
  2. Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  3. Подготовить и провести работу с родителями по теме: « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:

  1. Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
  2. Первая аппликация как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
  3. Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
  4. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека) .
  6. Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
  7. Дидактическая игра по сенсорике для детей первой младшей группы.
  8. Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста для сенсорного развития.
  9. Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.

На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:

  1. С. Теплюк. Первая аппликация. // Дошкольное воспитание.2006 №10.
  2. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост. Т. В. Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2004.
  3. Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
  4. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-Пресс», СПб.: 2005.
  6. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М.,2004.
  7. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт.сост. С. В. Чиркова.-М.:ВАКО,2012. (Дошкольники:учим,развиваем,воспитываем)
  8. Поделки из природных материалов / О. П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008.

На практическом этапе

  1. подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
  2. изготовила дидактические игры:

Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ»

Цель:закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук,

учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей.

Д/И «БУСЫ»

Цель:укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.

  1. провела работу с родителями:
  • привлечение к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой

Д/И «ЁЛОЧКА» (застёжки)

Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности, развитие внимания, творческих способностей, закрепление навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики рук.

  • рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
  • папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»

Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) , накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

  • принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
  • принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.) . Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...