Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Овладение современными технологиями становится приоритетным направлением в образовании, что отмечено президентом в инициативе «Наша новая школа»: «Воспитание инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения – условие для успешности ребёнка… »

В 2006 году я прошла курсы повышения квалификации по теме «Теория и практика сказкотерапии» и с тех пор успешно применяю полученные знания в работе с детьми дошкольного возраста.

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Хотелось бы отметить, что сказкотерапия часто приходит на помощь в сложных ситуациях с поведением детей, в работе с родителями. Больше всего мне нравятся сказки, которые помогают закреплять знания об основах безопасности собственной жизнедеятельности детей:

• знакомят с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года;

• обогащают знания об источниках опасности в быту;

• формируют умение обращаться за помощью к взрослым.

В этой статье предлагается разработка сказки на эмоциональное развитие детей. Думаю, она поможет в воспитании детей, в развитии их внутреннего мира, снятии эмоционального напряжения.

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

«Удивительная каша»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Развитие способности эмоционально откликаться на воображаемые события; закрепление осознанного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности; упражнение в мимических движениях.

Интеграция образовательных областей.

Задачи.

«Безопасность»: создать атмосферу психологического комфорта, способствовать снятию эмоционального напряжения, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни: о полезных продуктах питания; расширить знания о различных эмоциях человека, их воздействии на организм, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.

«Чтение художественной литературы»: развивать художественное восприятие, приобщить детей к словесному искусству.

«Социализация»: побуждать детей по собственной инициативе высказываться о действиях персонажей; проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться.

«Коммуникация»: помочь детям развить дискуссию по содержанию сказки, привлечь замкнутых, застенчивых детей к участию в обсуждении; объяснить им, что не надо стесняться своих чувств и их проявлений.

«Художественное творчество»: формировать умение передавать образы героев сказок средствами изобразительной деятельности, развивать фантазию, творчество.

Оборудование: краски, кисточки, бумага, геркулесовая каша, салфетки, одноразовые ложечки; зарисовки лиц с различными эмоциями: радость, удивление, печаль, страх, гнев.

Ход деятельности:

Вступительная часть. Воспитатель приглашает детей пройти в комнату Сказок (здесь развешаны иллюстрации из сказок, на полочках книги и сказочные герои – куклы) .

Дети рассаживаются на подушечки по кругу, а в центре стоит чашка с кашей, покрытая салфеткой.

I часть.

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Под крышкой я пыхчу – пыхчу,

а если будет тесно —

по молочной дорожке убегу… ».

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает им, что у неё под салфеткой. Дети, узнают, что главный герой сказки – геркулесовая каша.

II часть.

Воспитатель: «Дети, послушайте сказку, а называется она - «Удивительная каша».

Жила-была в кастрюле Геркулесовая Каша. Она была очень мягкая и могла превращаться в кого угодно. В кастрюле ей было очень тесно и скучно, и ничего нового она там не могла узнать.

Однажды, она попала в детский сад. Её разложили в тарелочки, и она стала плоской, если попадала на стол – была каплей, в ложке — овальной. Но ребята очень плохо ели Геркулесовую Кашу, а ведь она была кашей «силачей». Обиделась каша на ребят и убежала от них. Решила она посмотреть на мир вокруг себя. Превратилась в Геркулесовую Девочку и «топ-топ» ногами по улицам города. Протопала Геркулесовая Девочка до парка. Смотрит, кругом цветы, деревья, белки прыгают с ветки на ветку. Красота! Хотела она сесть на лавочку, полюбоваться природой, но растеклась по ней Геркулесовой Кашей. Увидел это милиционер, засвистел в свисток. Но Геркулесовая Каша превратилась в белый велосипед и уехала. По дороге шёл дядя Вася и, увидев велосипед из каши, хотел его остановить. Но он разлился по его рукам Геркулесовой Кашей. Рассердился дядя Вася, а Геркулесовая Каша превратилась в белую белку и прыг на дерево. Испугались рыжие белки. Что это за белка-снегурочка скачет по веткам? Но белая белка спряталась в дупло. Тепло там, тихо, уютно. И вспомнила она свою любимую кастрюлю, где ей было очень хорошо. Свернулась она клубочком и заснула.

И видит она сон. Рыжие белки набросились на неё, а так как она была вкусной и сладкой – съели всю до кусочка. От белой белки не осталось и следа, а рыжие белки стали расти не по часам, а по минутам. И превратились они в гигантских белок. Сильные и смелые они стали бегать по парку и пугать отдыхающих. И парк совсем опустел.

Проснулась белая белка в ужасном страхе. Что же она наделала? Надо быстрее возвращаться в детский сад к ребятам, в свою кастрюлю. Вылезла она из дупла и «прыг, прыг» по дорожке в детский сад. Шлёпнулась в кастрюлю и снова стала сама собой, простой Геркулесовой Кашей. «Нет, - подумала она - незачем мне, Геркулесовой Каше, по улицам топать. Пусть лучше меня дети едят, как положено и становятся сильными, крепкими. И вместе с ними я на мир посмотрю».

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям:

1. Дети, кто главный герой этой сказки? (Геркулесовая каша) .

2. Скажите, какая она была в кастрюле? (Мягкая) .

3. Как вы думаете, почему Геркулесовая Каша ушла из детского сада? (Ей было скучно, она обиделась на ребят) .

4. В кого превратилась Геркулесовая Каша? (В Геркулесовую Девочку) .

5. Покажите, как огорчилась каша, когда уходила из детского сада? (Дети показывают обиду, грусть) .

6. А когда на её лице появилась радость? (Когда пришла в парк) .

7. Что почувствовал дядя Вася, когда увидел велосипед из каши? Покажите это. (Удивление) .

8. Почему же рыжие белки съели белую белку? (Она была вкусная) .

9. Покажите, какими они стали. (Показывают «белок-силачей») .

10. Расскажите, какие вы знаете полезные продукты питания?

11., - Проснулись белки в ужасном страхе! ” Как это? Покажите. (Дети изображают страх, ужас) .

12. Вспомните эмоции, которые испытали герои сказки, назовите отрицательные и положительные.

13. Как вы думаете, может такое произойти в нашей группе? Почему? (Многие дети нашей группы плохо едят каши, особенно геркулесовую, а ведь она очень полезная – это каша здоровья и силы) .

III часть.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и нарисовать, в кого ещё могла бы превратиться Геркулесовая Каша.

Рассмотреть рисунки детей. Отметить их творчество и фантазию.

Заключительная часть. Рефлексия. Выходя из комнаты Сказок, дети выбирают эмоцию (схематическое изображение, которая вызвала у них эта сказка, и прикрепляют её на мольберт. (Радость, удивление, печаль, страх, гнев.)

Примечание. По желанию дети могут одноразовыми ложечками попробовать геркулесовую кашу.

Желаю удачи всем педагогам в поиске и реализации новых педагогических технологий!

www.maam.ru

Сказкотерапия как средство нравственного развития детей дошкольного возраста

Основой моей методической системы является идея формирования нравственного мира детей дошкольного возраста.

Целью своего профессионального развития, в рамках методической системы, считаю необходимое использование в работе сказок для развития нравственных представлений и общечеловеческих ценностей.

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.

Актуальность выбранной темы.

Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлении детей дошкольного возраста.

Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет практический интерес.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапии – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

4) Таким образом, целью данной работы является формирование позитивной Я- концепции с помощью сказкотерапии у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.

2. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

3. Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.

4. Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам люде, желание помочь, порадовать окружающих.

Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДО.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. В современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, пониманием себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте (Е. А. Сорокоумова, но и в дошкольном детстве.

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Подобран список произведений, которые в дальнейшем использовались в образовательной деятельности. На основе этого списка составлен перспективный план работы по формированию навыков социализации личности в процессе организации детской деятельности.

Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием сказок: «Путешествие в зимний лес», «Заяц Коська и Родничок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Что за чудо – эти сказки», «Чудесное лукошко», «Волшебный ключик» и др.

В своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотеропии учу составлять словесные образы, в процессы чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.

Использую в своей работе и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки или приносит новую книжку со сказками в группу.

Погружаясь в сказку вместе с детьми я использую и такие методы и приёмы, которые позволяют не только послушать сказку, но и посмотреть, потрогать, услышать. Например, сказку можно сложить из ткани. Мы на полу изображаем место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков ткани, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками: длинная голубая лента из шифона – ручеёк. Можно нарисовать сказку, можно услышать. Например, изобразить шум леса; одни дети машут лоскутками ткани, а другие переливают воду из стакана в стакан, а кто-то медленно трясёт баночку с гречкой. Создать звуки можно и с помощью голоса. Использую и подбор музыки с учётом места действия (лес, пруд, замок и т. д.) и характера действия.

Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-суждения (о жанре, об авторе, любимой сказке или любимом герое, игры-драматизации.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.

Большое внимание я уделю созданию предметно-игровой среды, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитывала интересы мальчиков и девочек, создавая условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывали сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра, куклы для которого я сделала своими руками.

Целенаправленная работа по формированию Я - концепции у детей дошкольного возраста дала определённый эффект: проводя диагностику в старших группах, выявилось, что в экспериментальной группе у детей более глубже сформированы личностные и социальные качества, чем в контрольной группе, где не проводилась данная методика. У детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети экспериментальной группы положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.

Уровень сформированности нравственного развития определялся с помощью диагностики.

Особенности методики проведения диагностики заключается в том, что она позволяет обследовать одновременно двоих детей и сделать выводы о динамике отношений и личности каждого. Используемая процедура предельно проста: испытуемым дается стандартная проективная инструкция: «Сочините вместе сказку» без каких-либо наводящих комментариев. Сочиняемый текст и особенности процесса взаимодействия заносятся в протокол. Диагностическую информацию можно получить из двух источников: непосредственно из содержания сказки (сочиненный текст) и характера межличностного взаимодействия испытуемых в процессе сочинения.

Так же использовались тестовые диагностические методики:

«Страхи в домиках»

«Найди время года»

«Числа заблудились»

«Красная шапочка»

«Подбор иллюстраций к тексту сказки»

Методика данной диагностики позволила выявить следующие результаты: развитие нравственных отношений в экспериментальной группе выше на 29%, чем в контрольной группе.

Сравнительный анализ обычных занятий и «сказочных» показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на таких занятиях, появляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

www.maam.ru

Использование в работе воспитателя сказкотерапии, как средства коммуникативного общения детей дошкольного возраста

Использование в работе воспитателя сказкотерапии, как средства коммуникативного общения детей дошкольного возрас

та. [/b]

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным, развить мыслительные умения, эмоциональную сферу, коммуникативные качества и помощь сказки в решении этих вопросов очень велика.

Цель: познакомить детей с миром человеческих эмоций по средствам сказки.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна в использовании комплексной сказкотерапии в детском саду.

Сказкотерапия как средство коммуникативного общения.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы с детьми, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает преодолевать то, что тормозит развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.

В народных сказках: можно выделить общие чрезвычайно важные идеи:

1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея - важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т. е. для морально-нравственное развития.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал

Бытовые сказки. Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.

«Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. »

www.maam.ru

Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия :

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары) ;

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ;

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

www.maam.ru
  1. Выявить и поддержать творческие способности.
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  3. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

В октябре была проведена первичная диагностика социально-эмоционального развития

детей и для отслеживания динамики развития, повторная – в мае.

В ходе работы были использованы следующие методики:

«Лесенка» - исследование самооценки.

Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.

Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.

Численность группы – 8 – 10 человек.

Групповые занятия проводились во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 мин.

Занятия также включали в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Для этого была проведена групповая консультация, на которой была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает.

Пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображали животных, играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование.Конечно, дети еще и рисовали сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются:проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.

В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.

Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

Решение сказочных задач– это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда ребенку давалась возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Самостоятельное сочинение сказок.Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица

Групповое рассказывание сказок

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

Групповое придумывание сказки

Итогом работы послужило проведение открытых занятий для родителей, постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы.

Считаю, что работа кружка по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

2. Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и страхов.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Развивать навыки конструктивного выражения эмоций.

6. Повысить уровень самооценки.

7. Укрепить союз «Ребенок – Педагог - Родитель».

Этапы работы:

1. В начале учебного года была проведена диагностика эмоционального состояния детей. Исходя из полученных результатов, был разработан перспективный план работы с детьми и родителями.

2. Работа с родителями. Были разработаны и проведены заседания семейного клуба «Сотрудничество» по темам: «Большие проблемы маленьких детей», «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок», «Готовы ли Вы и Ваш ребёнок к школе».

3. На протяжении учебного года проводилась непосредственно-образовательная деятельность с детьми совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Основные этапы работы

  • Пальчиковые игры.

На данном этапе большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

  • Сказкотерапевтическое рисование.

Мы просили детей нарисовать любимого сказачного героя, сказочную страну и так далее. Были такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев». В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

  • Решение сказочных задач.

Решение сказочных задач- это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Например: «выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталось у него только одна горбушка хлеба.

Вдруг видит- навстречу ему идет старичок- лесовичок, от голода спотыкается.

Что делать Ивану- царевечу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?».

Игорь: конечно поделится с лесовичком!!!

Вова: тогда он с голоду умрет, лучше он сам его съест, а старичок старый уже все равно.

Лера: Иван- царевич поделится хлебом, а сам в лесу будет охотится и ягоды, грибы кушать. Вот и все.

Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировоззрение. Даже дети логопедической группы с общим недоразвитием речи терялись в ситуации выбора только на первом занятии, затем их ответы становились не похожими на ответы товарищей. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

  • Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей) . Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведения ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность по быть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, воды, пожара, мышей, лягушек.

  • Психодинамические медитации и танцы.

Психодинамические медитации- это вид медитации, связанный с движением, перевоплощениями, получением позитивного двигательного опыта.

Танец- это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

  • Погружение в стихи

В своей работе мы использовали приемы, связанные с погружением в различные стихи.

Например: мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле, а вот солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам…

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжения и заряжают энергией.

  • Самостоятельное сочинение сказок и историй.

Состовляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самомтоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

  • Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки, передавая Синеглазку.

  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжатся бесконечно.

  • Групповое придумывание сказки.

Мы использовали несколько вариантов группового придумывания сказки. У кого Синеглазка тот начинает рассказ, затем ее передает, дети продолжают, рассказ обычно заканчивается после первого же круга.

В нашей работе был использован такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. Дети рисовали на общем листе бумаги. Правили всех волшебников: не толкаться и не ссориться.

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывают общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходило сейчас и что будет происходить. Так же использовали любимые игрушки и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилось способность слушать другого.

Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы стались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило театрализация сказки «Принцесса и король» придумана детьми.

На одном из занятий, дети придумала сказку «Принцесса и Король». После её театральной инсценировки, дети захотели поделиться своим творчеством со всей группой!

И вот, что у них получилось…

Жили-были «Принцесса и Король» в царстве «Добрых животных». И вот однажды Принцесса пошла, кормить животных, и её похитили разбойники…

Мудрец, наблюдая за Принцессой, увидел, что её похитили, и сообщил Королю!

Преодолев, множество препятствий Король и Мудрец отыскали Принцессу!

Но разбойники её просто так не хотели отдавать… И завязался бой подушками между Королем, Мудрецом и разбойниками.

И только прекрасный голос Принцессы, помог разрешить этот долгий бой. От звонкой песни Принцессы, разбойники уснули.

Король и Принцесса вернулись домой, и жили долго и счастливо!!!

Бурю положительных эмоций получили дети после театрализации сказки, от радости и счастья до определения будущей профессии. Дети захотели быть актёрами и сниматься в фильмах!

Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое сотрудничество («Ребенок-Родитель-Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляют доверие и уважение к работе педагога.

Наши результаты:

В ходе работы мы отмечаем, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми, повысился познавательный интерес. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились встовать на место другого и видеть мир с разных сторон.

Дети стаки более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Их речь стала понятней и грамотней, они стали свободней выражать свои мысли.

Дети научились социально-приемлемым способом выражать свои эмоции, родители их поддерживают и играют вместе. Мы считаем, что такая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, детей и родителей способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, успешной подготовки к обучению в школе.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

  1. Выявить и поддержать творческие способности.
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  3. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

В ходе работы можно использовать следующие методики:

  1. «Лесенка» - исследование самооценки.
  2. Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
  3. Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.

Занятия также могут включать в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

Пальчиковые игры.Дети, находясь в сказке, изображают животных, играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети еще и рисовали сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.

Сначала работу по методу сказкотерапии составляют такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.

Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку нужна возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Психодинамические медитации– это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
  2. Групповое рассказывание сказок
  3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
  4. Групповое придумывание сказки

По итогам работы можно провести открытые занятия для родителей, индивидуальные консультации, короткие беседы.

После комплексной работы по методу сказкотерапии дети научаются думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

По теме:

Источник nsportal.ru

«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у дошкольников».

Дубинская Елена Владимировна

Актуальность:в настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой.

Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии.

Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Возраст четырех-пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.

Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.

Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми.

Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста нами были отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии.

Педагогам также рекомендую читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Моя задача донести до педагогов информацию о том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельности (лепки, конструирования, рисования) , но и посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии.

На всех своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, методы релаксации.

При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для терапевтического эффекта. В работе с детьми я использую различные виды постановок сказки: записываем выдуманную сказку по кругу на диктофон и прослушиваем, спектакли поставленные при помощи кукол, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.

Мы лепим сказочных героев с малышами (3,5-4,5 лет) и придумываем небольшие истории о них. Рисуем сказки, с нестандартным сюжетом. Например, в одном сюжете могут сочетаться элементы разных сказок.

Также мы проигрываем сказки в «песочной терапии», которая была разработана мной и подготовлена «своими руками». Я практикую следующее, бывает, что ребёнок справился с заданием быстрее всех, есть немного времени ожидания работы других, я позволяю ему поиграть с песочком.

Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии.

Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы превращаемся в писателей. А вконце, ритуал возвращения в детский сад.

Мы работаем как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно, раскрывает весь свой творческий потенциал.

Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка. Я разрешаю детям работать, так как им удобно.

Даю свободу, но при этом соблюдая технику безопасности. Например, при работе с ножничками.

Один из методов который я широко применяю в своей практике – это метод «коллажа». На нем хочу остановиться более подробно. В данном методе мы развиваем: мелкую моторику ручек, когда вырезаем картинки для коллажа; эстетическое восприятие, при оформлении самой сказки; часть сюжета мы клеим из вырезанных картинок, часть дорисовываем с помощью восковых мелков, акварели, при этом закрепляем восприятие цвета, название цветов.

Активно развивается речевой запас, воображение, фантазия. Как известно, все эти психические процессы неразрывно связанны с мышлением. В итоге, играем, и в то же время активно «мыслим».

Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Ритуал «Вхождения в сказку»;

3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета) ;

4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика) ;

5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия) ;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.

8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками) .

Проведя ряд занятий по сказкотерапии методом «коллаж» я организовываю конкурс между группами, соревновательный характер придает им мотивацию к конкуренции, сделать как можно лучше свою работу. Затем мы просим кого-то из воспитателей выступить в роли жюри.

Каждая группа выходит и презентует свою работу. Дети учатся «самопрезентации», привыкают к публичному выступлению, что в дальнейшем поможет лучшей адаптации к школе. То есть происходит некая «психопрофилактика» страха «отвечать у доски».

Правило конкурса заключается в следующем: «чья сказка интереснее всех, тому и хлопают громче дети». Но, как правило, все сказки по-своему хороши, и поэтому жюри объявляет, что победила как всегда «дружба».

Это занятие рассчитано на детей средней, старшей и подготовительной (если есть в ДОУ) группы. Для детей 3-4 лет рекомендую делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.

Во время театрализованной деятельности происходит «катартическое» очищение, освобождение от негативных эмоций, снятие нервно-психологического напряжения, коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.

Коррекционно-развивающее занятие с помощью метода «сказкотерапии» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6, 6-7 лет) .

Тема: «В гостях у сказки».

Вид занятия:подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) .

Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.

Задачи:

1. Развитие творческого воображения и фантазии.

2. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации»;

3. Развитие креативности мышления;

5. Развитие эмоционально – волевой сферы;

6. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

7. Научить детей понятиям «писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять».

8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь) , коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим.

9. Обогащать словарный запас детей.

10. Формировать уверенное мнение о себе (позитивная самооценка) , умение оперировать местоимением «Я».

Целевая аудитория:дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-5; 5-6, 6-7 лет) .

Количество детей: 6-8 человек.

Оснащение:демонстрационный материал (сюжетные картинки для беседы) , книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для вырезания героев) , ватман (либо обои) , ножницы «с тупым наконечником» (детские) , клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры, посылка (коробочка для сюрпризного момента) .

Время проведения:40 мин.

Музыкальное оснащение:диск с записанной музыкой (список возможных композиций приведён в конце) .

Ожидаемые результаты:

Дошкольники осваивают навык группового взаимодействия. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию.

Развивается познавательная сфера, а также эмоционально-волевая. Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению.

Происходит успешная адаптация и социализация. Снимается мышечное напряжение и зажатость. Развиваются творческие способности. Вырабатывается навык творческого самовыражения, самопрезентации. Дети обогащают словарный запас новыми выражениями.

Речь становится яркой живой правильной.

Ключевые вопросы:«Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы стать на один день писателем и придумать свою сказку?»

Ход занятия:

1 этап.На первом этапе дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и улыбаясь друг другу, здороваются и садятся в круг на ковёр.

Приветствие.Эмоциональная игра «Пульс».

Цель:научить детей слушать своё сердце; прививать доверие, отзывчивость; воспитывать чуткость, доброту; игра способствует положительной групповой динамики, сплочению группы.

Ведущий рассказывает о сердечке, показывает, как нужно и можно услышать свое сердечко (положить правую ладонь на левую часть грудной клетки) . А затем в тишине показывает, как можно почувствовать свой пульс (у виска, на руке) . Дети упражняются на себе, проверяют пульс друг друга .

Упражнение «Подари тепло своего сердца».После беседы психолог говорит «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше сердечко и мысленно вложим в нее все свое тепло, доброту, улыбку, любовь и дружбу, и подарим друг другу». Каждый ребёнок прикладывает к своему сердцу ручку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и открыв глазки с помощью воздуха, посылают друг другу тепло своего сердца.

Цель:воспитание приветливости, доброты, чуткости.

Беседа с репродуктивными вопросами (с использованием сюжетных картинок) .

Цель:выучить понятия ««писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять», развивать групповую динамику, навыки общения, воспитывать добропорядочность, взаимопонимание, активизация воображения, фантазии, творческих способностей, познавательных процессов.

После Приветствияначинается беседа с репродуктивными вопросами: «Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы превратиться на один день писателем и придумать свою сказку?»

Под музыку «В гостях у сказки» психолог приглашает детей отправиться в гости к Принцессе Сказке. Дети закрывают глаза и под спокойную музыку отправляемся в сказку. На счёт один-два-три открываем глаза.

Психолог: «Ребята, мы с вами превратились в писателей. Я получила телеграмму от Принцессы Сказки. Она придумала для нас с вами задание.

Если удастся справится с ним, тогда нас ждёт сказочное волшебство, но это пока сюрприз».

2 этап.Упражнение. Коллективная работа методом «Коллаж».

Цель:упражнение способствует повышению уровня сплочённости в группе, повышает эмоциональный фон настроения. Позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке) . Происходит стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации».

Формируется уверенное мнение о себе (позитивная самооценка) , умение оперировать местоимением «Я». Развиваем мелкую моторику ручек, вырезая картинки.

Психолог предлагает выбрать среди картинок, книжек, иллюстраций разложенных на полу, 1-2 героев из понравившейся сказки. Объясняет ребятам, что сказка будет одна-общая, а не у каждого своя, но с разными героями.

Выбираем героев, затем вырезаем картинку. Работаем под музыку «Пение птиц», «Звуки природы», которая способствует активизации продуктивной деятельности.

Психолог:«Ребята, давайте посмотрим какие герои у нас хотят поучаствовать в сказке?»

Придумываем название. Сочиняем. Упражнение «Новые названия к старым сказкам» или «Сериалы, продолжения знакомых сказок»с модификацией сюжета . Психолог помогает определиться ребятам с названием сказки, если они затрудняются.

Но, как правило, те дети у которых фантазия и воображениеразвиты очень хорошо, уже выкрикивают раньше всех. После того как у нас есть название. По кругу, можно по желанию, тот, кто хочет начать первым, начинает повествование сказки.

Ребенок говорит несколько слов о своем герое, а затем приклеивает его на коллаж. И так каждый по кругу продолжает сказку своим дополнением, связывая свой сюжет с выбранным героем. Хочу отметить, что работы получались довольно интересные и необычные.

Причем, нельзя сказать, что средняя группа проявила свои творческие способности слабее старшей группы. Все зависит от индивидуального развития каждого отдельно взятого ребёнка.

Минутка психогимнастики.

1.Пальчиковая игра «Бабочка»..

Цель: снимаем напряжение.

Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка взлетает с цветка!

Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются – ведь бабочка не может согнуть крылья, они у нее всегда прямые.

2.Пальчиковая игра «Пирожки»..

Цель: развиваем мелкую моторику рук, снимаем мышечное напряжение.

- просеиваем муку (ладошками) ;

- разобьем яйца (о ребро ладони) ;

- солим правой ручкой;

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

    5 3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен...

  • Дошкольный возраст сказкотерапия

    Сказкотерапия для детей дошкольного возраста Сказкотерапия –это метод воспитания и лечения сказками. С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказк...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...

  • Загадки для детей дошкольного возраста

    Загадки для детей младшего дошкольного возраста Автор: Дмитриева Е. А., ГБОУ ЦО 491 "Марьино" СДП 1468, Москва. Любой из нас помнит и лампочку «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которы...

  • Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

    Педсовет «Ознакомление детей с художественной литературой» Ознакомление детей с художественной литературой. Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критиче...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

    Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс...

  • Задержка психического развития в дошкольном возрасте

    Особенности развития детей с задержкой психического развития Особенности развития детей с задержкой психического развития В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...