Становление и развитие дошкольного образования

DisCollection.ru :: Становление и развитие дошкольного образования в татарстане (конец xviii – середина xx в.)

Мардашова Рамзия Суфияновна, 07.06.2008

(конец XVIII – середина XX в.)

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель

Заслуженный деятель науки РТ, Заслуженный учитель школы РФ,

Лауреат Государственной премии Республики Татарстан,

доктор педагогических наук, профессор

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»

Защита состоится 7 апреля 2008 г. в 1400 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан 6 марта 2008 г.

Ученый секретарь

Н. Ф. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях экономического, политического и социального кризиса дошкольное звено системы образования оказалось самым незащищённым, что привело к сокращению сети дошкольных учреждений, заметному росту родительской платы за содержание в них детей, разрушению установленного порядка общественного воспитания детей раннего возраста и т.д.

Данные явления ведут к нарушению прав граждан, гарантированных Законом РФ «Об образовании», обеспечивающих доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоёв населения. Из этого следует, что в настоящее время существует социальная потребность в создании условий для дальнейшего функционирования и развития системы дошкольного образования. Одним из таких условий является знание отечественного и мирового опыта организации рациональных типов дошкольных учреждений, особенностей их работы, в связи с чем, по нашему мнению, существовавшие в разные исторические периоды организационные формы дошкольного воспитания в Татарстане могут помочь в создании новых моделей дошкольных образовательных учреждений.

Со дня возникновения дошкольные учреждения являлись важным средством решения экономических, социальных и культурно-просветительных задач, поэтому изучение становления и развития дошкольного образования в Татарстане представляет несомненный социально-экономический и педагогический интерес. Немаловажным представляется и тот факт, что кризисное состояние социально-экономической сферы России и регионов выдвинуло проблемы, аналогичные тем, которые были в конце XIX и начале XX в., а именно, рост детской беспризорности и безнадзорности, проблема сиротства.

Особый интерес и ценность с этих позиций представляет рассмотрение вопросов, касающихся появления и распространения в регионе общественных учреждений для детей и, в частности, для детей дошкольного возраста, решавших вопросы социальной защиты детства. Следовательно, задача критического изучения и осмысления всего накопленного богатства идей и опыта работы в сфере дошкольного образования в Татарстане представляется нам оправданной и имеет важное теоретическое и практическое значение.

Состояние изученности проблемы. Как показывает анализ научной литературы, генезис дошкольного образования в Татарстане является проблемой ещё не подвергшейся целенаправленному и всестороннему изучению, в то же время история отечественного дошкольного образования и история образования в Татарстане, в контексте которых рассматривается заявленная тема, имеют обширную историографию. Стоит также заметить, что в последние годы активно исследуется исторический опыт в вопросах становления и развития общественно-государственной системы социальной помощи детям, в том числе детям дошкольного возраста, поэтому все источники, которые содержат теоретические и эмпирические материалы касаются рассматриваемой проблемы, мы условно разделили на три группы.

Первая группа включает труды, в которых рассматриваются становление и развитие системы отечественного дошкольного образования. Изучению и анализу подверглись работы, исследующие зарождение и становление дошкольного воспитания в России со второй половины XIX в. до 1917 г. (А. А. Лебеденко, И. В. Чувашев, Г. П. Ларионова и др.) . Интересно, что в 1942 г. первая диссертационная работа по истории отечественного дошкольного воспитания А. А. Лебеденко публично защищена в Казани

Значительно шире в исследованиях по истории дошкольного образования представлен советский период. На материале союзных республик (1917–1941 гг.) выполнены работы Е. Г. Андреевой (Белоруссия) ; Л. В. Батлиной (Украина) , Г. П. Охотской (Казахстан) , М. Р. Рахимовой (Киргизия) , Я. Орунова (Туркменистан) , О. Д. Каримовой (Таджикистан) ; на материале России, её отдельных регионов – работы Е. И. Волковой (Россия) , М. С. Корнеевой (Татарстан) , В. С. Крыловой (Чувашия) , Г. А. Савенковой (Якутия) , Л. К. Савиновой (Санкт-Петербург) , М. Н. Фахретдиновой (Башкортостан) и др.

Особую ценность для нас представляют очерки М. С. Корнеевой о становлении и развитии системы дошкольного воспитания в Татарстане в 1917–1941 гг. Однако выбранный для изучения достаточно широкий круг вопросов не позволил автору в рамках одной работы глубоко и обстоятельно раскрыть все проблемы дошкольного воспитания в регионе. Кроме того, учитывая время написания работы (1950-е гг.) , становится понятно, что в силу существующих обстоятельств (историко-педагогические процессы рассмотрены в рамках господствующей идеологии; далеко не все исторические документы были доступны для изучения) не могли быть раскрыты все особенности дошкольного воспитания.

Большой интерес вызывают работы, выполненные на рубеже XX и XXI вв., в которых историко-педагогические процессы в дошкольном воспитании, представлены с новых позиций, нашедших отражение в деидеологизированном подходе к изучению истории образования и в значительном интересе к истории дошкольного образования отдельных народов и регионов (А. К. Айбазова, М. И. Богомолова, Л. М. Волобуева, Н. В. Кондрашова, Л. Н. Литвин, И. А. Малашихина, Г. А. Медведева, О. В. Парфёнова, Т. Г. Ханова, Е. А. Шкатова и др.) .

В ходе нашего исследования был принят во внимание и ряд работ, исследовавших частные вопросы истории отечественного дошкольного образования – становление и развитие форм, методов и содержания педагогической работы в дошкольных учреждениях (К. Г. Дьяконова, Д. А. Разживина, Т. Н. Шикалова) .

Значение для нашего исследования представляют труды татарстанских учёных, в которых рассмотрены вопросы народного образования, что составили вторую группу источников по проблеме исследования. Анализу подверглись работы:

Ссылка на источник discollection.ru

DisCollection.ru :: Становление и развитие дошкольного образования в татарстане (конец xviii – середина xx в.)

Мардашова Рамзия Суфияновна, 07.06.2008

Страницы:12345

20-х гг. XX в., в которых даётся общее представление о состоянии системы народного образования в республике (Н. К. Мухитдинов, И. Рахматуллин, П. Быков, Г. Садретдинов, С. П. Сингалевич, Р. Ш. Тагиров, Б. К. Шнепп и

30–50-х гг., в которых основное внимание уделяется проблеме культурной революции (С. Я. Арбатов, К. Биктагирова, Г. С. Касимов, Х. Мратхузин, Ю. А. Туишев, А. Филатов и др.) ;

конца 50-х – до середины 80-х гг., отличающиеся объективностью и тематическим разнообразием (А. И. Зайцев, А. Г. Тазетдинов, Я. И. Ханбиков, М. З. Хафизов, В. М. Горохов и Б. П. Рождественский, М. З. Тутаев, З. Г. Гарипова) .

С началом перестройки во второй половине 1980-х гг. в отечественной историографии произошёл поворот, выразившийся в отходе от идеологизации научных исследований. В данных условиях по-новому видится история развития образования Татарстана. Наше внимание привлекли работы А. И. Абзалова, Е. В. Афониной, Л. А. Гибазовой, О. А. Паниной, раскрывшие социальные, этнокультурные, общественно-педагогические предпосылки развития образования в XIX – начале XX в.

В третью группу источников вошли работы об истории преодоления беспризорности и сиротства в России до октября 1917 г. и советском государстве (Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова, А. М. Нечаева, Р. А. Новиков, М. В. Фирсов, Н. В. Чернецов и др.) . Вопросы воспитания детей-сирот дошкольного возраста в современных условиях рассмотрены в работе А. Ш. Шахмановой.

Что касается исследований проблемы становления и развития системы социальной защиты детей дошкольного возраста в Татарстане, то таковых нет. Не получила освещение работа социальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, имевших место в Татарстане до 1917 г. и

В историко-педагогической литературе достаточно полно представлены вопросы становления и развития дошкольного образования в России, но не раскрыта проблема становления и развития сети дошкольных учреждений в Казанской губернии и Татарстане. Таким образом, актуальность работы вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования предпосылок становления и тенденций развития дошкольного образования в Татарстане и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:

– объективной потребностью в историко-педагогическом изучении становления и развития дошкольного образования в Татарстане и отсутствием системных исследований, раскрывающих целостную картину развития дошкольного образования в регионе на различных исторических

– наличием возросшего интереса к прошлому, изучению исторического опыта в создании системы дошкольного образования в Татарстане и отсутствием исследований данного направления;

– потребностью современных отечественных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса образования и отсутствием необходимых материалов по становлению и развитию дошкольного образования.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы предпосылки становления и тенденции развития дошкольного образования в Татарстане? Актуальность данной проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане (конец XVIII – середина XX в.) ».

Цель исследования

Целью исследования является выявление и обоснование предпосылок становления и тенденций развития дошкольного образования в Татарстане в конце XVIII – середине XX в.

Объект исследования

Объектом исследования является процесс развития системы дошкольного образования.

Предмет исследования

Предметом исследования являются предпосылки становления и тенденции развития дошкольного образования в Татарстане в конце XVIII – середине

Задачи исследования

1. Раскрыть историко-политические, общественно-экономические, организационно-педагогические предпосылки становления дошкольного образования в Татарстане в конце XVIII в.

2. Определить основные тенденции развития дошкольного образования в Казанской губернии и Татарстане конца XVIII – середины XX в.

3. Обосновать периодизацию развития дошкольного образования в Казанской губернии и Татарстане исследуемого периода.

Методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составили современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: аксиологический, согласно которому параметры анализа историко-педагогических явлений определяются положением о том, что человек признаётся высшей ценностью в обществе; цивилизационный, позволяющий рассматривать историко-педагогические процессы как сложные системы, обусловленные политическими, социально-экономическими и культурными детерминантами; парадигмальный, реализуемый в разработке этапов развития системы дошкольного образования в контексте истории образования; герменевтический, применяющийся с целью истолкования и интерпретации педагогических знаний; этнопедагогический, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; деидеологизированный, выражающийся в отходе от идеологизации научных исследований; философско-педагогические идеи гуманизации образования; принципы единства исторического и логического, научности, системности.

Теоретическая основа исследования

Теоретической основой исследования выступили диалектическая теория познания (С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и др.) ; концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г. Н. Волков, М. В. Богуславский, А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов, В. В. Краевский, Е. Г. Осовский, А. И. Пискунов, З. И. Равкин и др.) , идеи гуманизации образования (Г. А. Берулаева, Р. А. Валеева, Л. А. Волович, З. Г. Нигматов, Г. В. Мухаметзянова и др.) .

Изучение истории дошкольного образования в рассматриваемом регионе производилось с опорой на труды по истории образования в Татарстане (В. М. Горохов, М. С. Корнеева, Р. Ш. Маликов, Б. П. Рождественский, М. З. Тутаев, Я. И. Ханбиков и др.) .

Теоретической базой исследования также явились работы учёных-педагогов, посвящённые развитию отечественного дошкольного образования (М. И. Богомолова, Л. М. Волобуева, Л. И. Красногорская, А. А. Лебеденко, Л. Н. Литвин, И. В. Чувашев, М. Ф. Шабаева и др.) , по истории социальной защиты детства (В. В. Беляков, Н. В. Елфимова, А. М. Нечаева, Б. А. Новиков, М. В. Фирсов, Н. В. Чернецов и др.) .

Понятийный аппарат исследования. Ведущими понятиями нашего исследования

«Система дошкольного образования в Татарстане» – совокупность дошкольных образовательных учреждений различных типов, возникших в республике и предназначенных для осуществления целенаправленного воспитания и обучения детей от рождения до поступления их в школу.

«Дошкольные учреждения» – образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного (от 3 лет до поступления в школу) возраста.

«Общественное дошкольное воспитание» – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей в период дошкольного детства в условиях общественных воспитательных учреждений. Понятие традиционно использовалось в период становления и развития дошкольного образования в советские годы, предполагало целенаправленное создание в дошкольных учреждениях условий (материальных, духовных, организационных) для развития детей.

В связи с развитием преемственной системы образования в настоящее время понятие «дошкольное образование» понимается как начальное звено в системе непрерывного образования, предполагающее целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в интересах ребёнка, общества, государства; сопровождающееся констатацией достижения ребёнком-дошкольником образовательного уровня (образовательного ценза) , установленного государством.

Методы исследования

Методы исследования включали изучение и анализ архивных материалов, раскрывающих, уточняющих и дополняющих исходные позиции; теоретический анализ историко-педагогических, этнографических и литературных источников; отбор, сравнительный анализ педагогических теорий, условий организации и содержания работы в разных типах дошкольных учреждений; использование исторических и логических методов в объяснении особенностей становления и развития дошкольного образования; применение метода аналогий, а также статистического метода при оценке процессов в области дошкольного воспитания в Татарстане; интервью с ветеранами дошкольного воспитания.

Источниковая база исследования

Источниковую базу исследования составили своды законов Российской империи, документы партийных и советских органов, материалы периодической печати, Всероссийских съездов и конференций по народному образованию и дошкольному воспитанию, инструктивные и программно-методические документы по образованию. Исследования опирается на многочисленные материалы Национального архива Республики Татарстан, хранящиеся в фондах: Ф.1 – Канцелярия казанского губернатора; Ф.92 – Попечитель Казанского учебного округа; Ф.98 – Казанская городская управа; Ф.115 – Казанский приказ общественного призрения; Ф.271 – Органы народного образования Казанской губернии; Ф.352 – Казанский губернский благотворительный комитет; Ф.418 – Казанское губернское попечительство о детских приютах; Ф.669 – Казанский земский сиротский дом; Ф.891 – Казанский губернский отдел здравоохранения; Ф.1487 – Казанский государственный педагогический институт; Ф.3682 – Наркомпрос ТАССР; Ф.3959 – Народный комиссариат здравоохранения ТАССР.

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось в течение 1997–2007 гг. и включало три взаимосвязанных этапа:

– первый этап (1997–1998 гг.) включал определение проблемы и темы научного исследования, изучение имеющихся исследований по развитию системы образования в Татарстане, а также отечественного дошкольного образования;

– второй этап (1998–2003 гг.) включал анализ архивных материалов, государственных документов, литературно-педагогических источников; был разработан спецкурс «История дошкольного образования в Татарстане», который в течение ряда лет внедрялся в практику обучения студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института;

Ссылка на источник discollection.ru

Современное состояние организации дошкольного образования в России - Становление и развитие дошкольного образования в России - Современная педагогика - EduInterest.ru

Современная педагогика » Становление и развитие дошкольного образования в России » Современное состояние организации дошкольного образования в РоссииСтраница 1

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детский сад дает возможность семье работать и жить нормально.

Массовое закрытие детских садов - это реальный социальный взрыв, осложнение жизни миллионов родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные педагоги.

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория дошкольных образовательных учреждений.

За тринадцать лет, которые прошли со дня выхода методического письма "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации" (т.е. за период с 1995 г. по 2008 г.) , очень многое изменилось в российской системе образования.

I. Получили широкое распространение новые формы организации дошкольного образования (не только ДОУ полного дня, но и группы кратковременного пребывания детей при ДОУ, центры поддержки развития детей при образовательных учреждениях - ДОУ и школах и т.д.) .

II. В настоящее время отмечается развитие педагогической инноватики - и в области дошкольного образования также.

Серьезными научными коллективами, передовыми образовательными учреждениями и отдельными творческими педагогами разрабатывается огромное количество новых программ, педагогических технологий самой разной направленности, методик для детей дошкольного возраста.

II. Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители, бабушки и дедушки желают быть активными участниками (субъектами) педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое посещает их ребенок; они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования в той мере, в которой этот предусмотрено ею.

IV. В настоящее время родителям предоставлено право выбора самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе - нет жесткого ограничения 6 или 7 лет. В результате часть родителей - сторонников акселерации детского развития - испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет. Оставшаяся часть нуждается в программах образования, воспитания и развития детей до 7-летнего возраста.

V. Психологическое тестирование при поступлении ребенка в 1-й класс, которое было широко распространено довольно длительное время, в настоящее время запрещено законодательно.

Материал www.eduinterest.ru

DisCollection.ru :: Становление и развитие дошкольного образования в татарстане (конец xviii – середина xx в.)

Мардашова Рамзия Суфияновна, 07.06.2008

– третий этап (2003–2007 гг.) был связан с систематизацией материала, анализом результатов, литературным оформлением диссертационной работы; подготовкой и изданием учебного пособия по теме исследования.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыты историко-политические, общественно-экономические, организационно-педагогические предпосылки становления дошкольного образования в Казанской губернии;

определены основные тенденции развития дошкольного образования в Казанской губернии и Татарстане конца XVIII – середины XX в.;

обоснована периодизация становления и развития дошкольного образования в Казанской губернии и Татарстане исследуемого периода.

Теоретическая значимость работы

Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе большого исторического временного пласта научно разработано и обосновано становление и развитие региональной системы дошкольного образования. Результаты исследования дополняют и обогащают историю развития системы образования в России в целом и Татарстане в частности, а также расширяют область знания о развитии отечественного дошкольного образования. Исследование тенденций развития дошкольных образовательных учреждений в разные исторические периоды вносит вклад в разработку вопросов организационного и программно-методического характера современного дошкольного образования.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные тенденции развития позволяют совершенствовать процесс современного дошкольного образования. Материалы исследования позволили разработать спецкурсы «История дошкольного образования в Татарстане», «Становление и развитие системы социальной защиты детей в Татарстане», которые используются в учебно-воспитательном процессе факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института. Результаты исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования получили отражение в учебном пособии, научных статьях, докладах и их тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, опубликованы в общественно-педагогических журналах, сборниках научных трудов. Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе преподавания курсов «Социальная педагогика», «Дошкольная педагогика», «История педагогики и образования», а также авторских спецкурсов «История дошкольного образования в Татарстане», «Становление и развитие системы социальной защиты детей в Татарстане» в качестве старшего преподавателя кафедры дошкольной и социальной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на положения об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений; неразрывности и единстве человека и общества; соотношении общественного и индивидуального сознания; применении в исследовании комплекса методов, соответствующих его целям и задачам; использовании значительного объёма официальных документов и архивных материалов; научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике среднего специального и вузовского образования, использованием их в научных трудах автора.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обусловленность становления дошкольного образования в Казанской губернии с конца XVIII до начала ХХ в. историко-политическими, общественно-экономическими, организационно-педагогическими предпосылками, в частности, появлением и развитием промышленных предприятий с использованием женского труда; высококультурным, просветительным и образовательным потенциалом губернского города Казань; наличием опыта воспитания детей дошкольного возраста в учреждениях общественного призрения; становлением превентивной деятельности в вопросах профилактики детской беспризорности и безнадзорности в регионе; развитием начального образования и, как следствие этого, актуализацией идеи дошкольного воспитания; развитием общественно-педагогического движения и выделением личностей-энтузиастов, в сферу интересов которых входило повышение культурного уровня и улучшение системы образования в регионе и т.д.

2. Основные тенденции развития дошкольного образования в Татарстане с конца XVIII до середины ХХ в., среди которых, как позитивные (демократизация системы дошкольного образования; создание и функционирование разнотиповой системы дошкольных учреждений; создание широкой сети национальных дошкольных учреждений; улучшение структуры подготовки педагогических кадров дошкольных работников) , так и негативные (значительное превышение норм численного состава детей в дошкольных учреждениях; слабая материальная база; большой недостаток в подготовленных педагогических кадрах; низкое качество воспитательной работы; установление унифицированной формы содержания дошкольного образования) ; наличие различных типов дошкольных учреждений и организация в них работы, которая зависела от решения разного рода социальных и экономических задач, а также от идеологических установок, выдвигаемых отдельно на каждом этапе развития дошкольного образования.

3. Периодизация развития дошкольного образования в Татарстане в конце XVIII – середине ХХ в., которую целесообразно делить на: а) зарождение дошкольного образования в Казанской губернии (1782–1917 гг.) ; б) становление системы дошкольного образования в Татарстане (1917–1928 гг.) ; в) развитие системы дошкольного образования в Татарстане (1928–1941 гг.) .

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (включает 295 наименований) . Общий объём диссертации 232 страницы. В работе содержится 15 таблиц, приложения.

Во Введении обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность, дается характеристика научного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, гипотезы и методов исследования, лежащим в его основе методологическим и теоретическим положениям. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Зарождение дошкольного образования в Казанской губернии (конец XVIII – начало ХХ в.) » посвящена исследованию зарождения первого опыта воспитания детей дошкольного возраста, выявлению предпосылок появления первых воспитательных дошкольных учреждений различных типов.

Во второй главе «Становление системы дошкольного образования в Татарстане (1917-1928 гг.) » исследуются условия, особенности и тенденции становления государственной системы общественного дошкольного воспитания в Татарстане, выявляются типы и раскрывается система работы в них.

В третьей главе «Развитие системы дошкольного образования в Татарстане (1928-1941 гг.) » рассматриваются условия, особенности и тенденции развития системы общественного дошкольного воспитания в республике в годы первых советских пятилеток, раскрываются особенности организации деятельности дошкольных учреждений.

Заключение содержит основные результаты исследования, а также направления по дальнейшему исследованию данной тематики.

В Приложениях приведены официальные документы, сметы на содержание различных типов дошкольных учреждений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Современное педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни. Оно включает в себя результаты опыта воспитания и обучения детей в предшествующие эпохи, где в конкретных социально-экономических условиях происходило накопление и совершенствование педагогических знаний и практического опыта воспитания. Все многообразие накопленного теоретического и практического опыта может быть понято лишь при рассмотрении его в общем историческом контексте, в связи с чем тенденции развития дошкольного образования в Казанской губернии и Татарстане следует изучить, разделив на условные периоды: 1) 1782–1917 гг. – зарождение дошкольного образования в Казанской губернии; 2) 1917–1928 гг. – становление системы дошкольного образования в Татарстане; 3) 1928–1941 гг. – развитие системы дошкольного образования в Татарстане.

В конце XVIII – начале ХХ в. в Казанской губернии складываются предпосылки (экономические, социокультурные, организационно-педагогические) , обусловившие зарождение общественного дошкольного воспитания. Наиболее значимыми из них являются:

появление и развитие промышленных предприятий с использованием женского труда и возникновение вопроса о предоставлении услуг работающей матери в обслуживании и воспитании детей;

достижение высокого культурного, просветительного и образовательного уровня, предоставляющего большие возможности для расширения образовательного пространства, как в самом городе, так и в губернии;

проведение во второй половине XIX в. реформ в системе народного образования, в результате чего в Казанской губернии получило дальнейшее развитие начальное образование, актуализировавшее идею дошкольного воспитания как подготовительной ступени к обучению в школе;

наличие опыта воспитания детей дошкольного возраста в учреждениях общественного призрения и возникновение различных форм организации детей-дошкольников с целью предупреждения детской беспризорности и безнадзорности.

Началом становления опыта воспитания детей дошкольного возраста в рассматриваемом регионе следует считать 1782 г. Данное утверждение связано с введением в Казани указа об «Учреждении для управления губерний», согласно чему в Казанской губернии начал работу Приказ общественного призрения, которому, наряду с другими задачами, поручалась забота о детях-сиротах, устройство для них общественных учреждений.

В исследовании представлен анализ причин возникновения и распространения в Казанской губернии учреждений общественного призрения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наибольшее внимание уделяется общественным учреждениям, в которых находились дети дошкольного возраста и, прежде всего, Казанскому сиротскому дому, обслуживающему преимущественно детей раннего и дошкольного возраста, а также детским приютам, домам трудолюбия и некоторым другим заведениям, куда принимались дети с 4–5 лет.

Опыт организации воспитания детей дошкольного возраста первоначально складывался в учреждениях призрения. В данных учреждениях, несмотря на явное преобладание в воспитательной работе религиозно-нравственного и трудового воспитания, детей-дошкольников знакомили с окружающим миром, явлениями природы, занимали играми, чтением книг.

Желание превратить учреждения призрения в воспитательные хорошо прослеживается в Положениях и Уставах, а также в первых пособиях для воспитателей детских приютов. Недостатки в организации воспитательной работы, высокая смертность детей, отсутствие грамотных воспитателей и многое другое способствовали тому, что детские приюты признавались учреждениями, не отвечающими потребностям в воспитании, поэтому их деятельность подверглась серьезной критике.

<Наряду с открытием учреждений призрения для детей-сирот, в Казанской губернии начала складываться общественная деятельность по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Возникшие в регионе во второй половине XIX – начале XX в. благотворительные общества оказывали различные виды помощи семьям бедных в воспитании детей, среди которых организация для детей дошкольного возраста приютов-яслей – в деревне; городских детских площадок, детских очагов, яслей – в городе.

Выявленный исторический опыт в оказании помощи нуждающимся детям позволил выделить характерные для региона культурно-исторические традиции общественной деятельности:

возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как сиротские дома, детские приюты, сиротские отделения при богадельнях, детские убежища, дома трудолюбия, бесплатные столовые и чайные, приюты-ясли, городские детские площадки, детские очаги, передача на воспитание в семьи, усыновление, работа учреждений общественной филантропии и оказание ими семьям бедных различную помощь (предоставление бесплатных квартир; выдача денежных пособий; посредничество в «подыскании» работы; оказание адвокатской помощи, устройство детей в приюты) ;

развитие форм социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходило за счёт совместных усилий государства, органов местного самоуправления, религиозно-приходской деятельности и широкого участия частных лиц;

характерной чертой деятельности детских учреждений призрения в регионе было разделение их по вероисповеданию воспитанников, что определяло особенности организационной и воспитательной работы.

Подробней на сайте discollection.ru

Другие статьи по теме:

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • План развития дошкольного учреждения

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Система дошкольного образования

    Система дошкольного образования в России В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей. Ясли-сад Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже...

  • Современное содержание дошкольного образования

    Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования документы образовательной организации Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дош...

  • История дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Кафедра дошкольного образования

    БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики » Кафедра дошкольного образования Миссия кафедры: Совершенствов...

  • История развития дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Дошкольное образование в россии реферат

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...

  • Система дошкольного образования в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Дошкольное образование в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Дошкольное образование как педагогическая система

    Эссе на тему: «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема». В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Ст...

  • Лаборатория дошкольного образования

    Лаборатория дошкольного воспитания | Методическое сопровождение мероприятий ЮОУО г. Москвы Цели и задачи лаборатории дошкольного воспитания: Методическая поддержка стабильного функционирования и...