Становление личности ребенка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста.

Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь - это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребёнка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как здесь начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

В условиях экономического и политического реформирования, происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российских семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведённого недавно анкетирования мы выявили, что только 17% родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а 6% - даже не окончили среднюю школу. Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми. Но, несмотря ни на что, семья по-прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы составляет основу педагогической некомпетентности родителей, которая, в свою очередь, служит одной из причин деформации психического и личностного развития дошкольников.

Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность от близких людей».

В книге «Нестандартный ребёнок» психолог Владимир Левин раскрыл образ дома во всём его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня… »

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли… »

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребёнка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убелённый сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал мой отец».

Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то мера родителей – ребёнок.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда факторов. Важнейший среди них – педагогическая культура родителей, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

-непонимание родителями самоценности периода детства;

-неумение рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

-выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

-недостаточность информации о деятельности детей вне дома.

Педагогическая культура – достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как педагогов и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Повышение педагогической культуры включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении и практические умения в организации жизни и деятельности дошкольников в семье.

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, - ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку в семье.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явно открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат – напряжённость в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребёнка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность. Неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой ломки привычных стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребёнка в дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т. д.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.

Симптомы:

*Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселья к подавленности.

*Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий) .

*Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести это на утреннике, в ситуации экзамена) .

*Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю? », гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («всё равно не получится») .

*Отчётливый соматический характер эмоциональных ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущение боли («когда я сильно сержусь, у меня темнеет в глазах», «не буду рисовать, у меня руки болят») .

*Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность преодоления.

*Чрезмерная чувствительность не только к замечанию, (особенно к замечаниям взрослых, но и к тому, как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т. д.

Такие симптомы являются сигналом для родителей о том, что ребёнку нужна помощь.

В чём же выражается психологический климат семьи?

А психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое или тревожное, холодное, враждебное, подавленное) .

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, поскольку отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, непониманию, а значит и к безрезультативности воспитания.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития ребёнка.

Мы, педагоги, понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которого невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому основными целями работы ДОУ стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

www.maam.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

Стр. 12

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л. С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли.

Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5) .

из 70

Материал pedlib.ru

Развод и проблемы становления личности ребенка

в дошкольном возрасте

Развод – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию детей.

Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью.

Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети, и, прежде всего, мальчики; девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка.

Последствия развода:

- неврозы;

- депрессивные состояния;

- различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) в том числе патохарактерологические (когда необходима помощь детского психоневролога) ;

- девиантное, делинквентное поведение в подростковом возрасте.

Семья, которая переживает развод, не дает детям чувства межличностной надежности, защищенности, что особенно важно для детей 5-8 лет и провоцирует появление у них повышенной тревожности.

Большинство состоящих в разводе супругов проявляют крайнюю неорганизованность и не в состоянии эффективно исполнять родительские обязанности, что нарушает нормальное и полноценное развитие ребенка.

Для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери.

Мальчики дошкольного возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. У них происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения.

У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

У детей 5-6 лет разведенных родителей часто наблюдаются:

- увеличение агрессии и тревоги,

- неугомонность,

-гневливость.

Девочки старшего дошкольного возраста переживают распад семьи сильнее, чем мальчики: тоскуют по отцу, мечтают о браке матери с ним, приходят в состояние крайнего эмоционального возбуждения в его присутствии.

Наиболее уязвим при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявляться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца.

Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. У подростков, выросших в разведенных семьях, также наблюдается заниженная самооценка.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Ребенок с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой – он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу, при враждебном отношении матери к нему. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает ещё больше, чем от распада семьи.

Мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, ему нужно выживать. Последствия послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным.

В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует никаких ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей.

Ситуация развода родителей даже спустя 1-2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними.

Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения.

Для детей развод - неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Им трудно понять и принять, что папа и мама недовольны друг другом, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции.

Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением (решением) . Девочки чаще держат переживания «в себе», и внешнее поведение их почти не меняется. Однако могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность.

Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков - это гнев и агрессивность. Свою агрессивность мальчики могут выражать следующим образом: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам.

Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Иногда подобные реакции направлены как способы привлечь к себе внимание расстающихся родителей.

Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь от случайных несчастий, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья, а для мальчиков - асоциальные формы поведения.

Типы отношении матери к проблеме развода

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношений матери к этой проблеме:

1-й тип: мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

2-й тип поведения: мать пытается обесценить отца, стремится убедить ребенка в том, что отец был плохим, поэтому и семья стала неполной. Продолжая вражду с бывшим мужем, она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму.

3-й тип отношений, пожалуй, самый трудный и правильный для разведенной матери: она, отстранившись от собственных обид, должна попытаться увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков) , и тем самым сохранить детям обоих родителей.

Отношения матери с детьми в разведенной семье

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье.

Варианты поведения материво взаимоотношениях с ребенком:

1. Мать испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за неприятия в мальчике нежелательных черт характера бывшего мужа. В связи с этим отмечается проявление более жестких мер воспитательного воздействия. Это касается в первую очередь мальчиков.

2. Мать стремится своим влиянием компенсировать то, чего, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Выделяют несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся с ребенком без мужа (по Б. И. Кочубей) . Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге приводит к разного рода деформациям в их психическом и личностном развитии.

Соблазн первый: жизнь для ребенка.

Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей послеразводной жизни, - «Я не могу себе позволить...»

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто пытается найти себе подругу, созданную «по образу и подобию» любимой мамы: такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не был приучен в материнской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, в протесте против материнских ограничений, против ее навязчивой близости и контролирующей любви, имея самые отдаленные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки, нередко приводящие ее к раннему опрометчивому замужеству.

Второй соблазн: борьба с образом мужа.

Мать начинает навязывать отрицательное представление об отце ребенку. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет и оказывает менее глубокое воздействие на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает.

Возможны два варианта последствий подобного «антиотцовского» воспитания.

Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об отце увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и привязанности. Если при этом негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится еще труднее вырасти мужчиной, и у него формируется «женский» тип психологических качеств и интересов.

У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, с еще большей легкостью переходит в недоверие ко всему мужскому роду (мужчины способные только обманывать женщин) . Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на взаимной любви и доверии, будет нелегко.

Вариант второй. Проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка до конца в том, что отец, действительно, плохой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями.

В последующем подобная семейная атмосфера может стать причиной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Соблазн третий: наследственность (чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать-сын») .

Нередко мать, не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности.

Под видом «отцовской наследственности» мать обычно отрицает в ребенке наличие самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов», и этим как бы пытается снять с себя ответственность за допущенные в воспитании ошибки.

Соблазн четвертый:попытка «купить» любовь ребенка.

После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец лишен ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям, - преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник.

В такой ситуации ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясьлюбым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внимание родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем нескромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба родителей за его любовь не связана ни с какими заслугами с его стороны.

По теме:

Источник nsportal.ru

Этапы формирования личности ребенка раннего возраста.

Автор: Иорданова Е. Н., воспитатель 1-й младшей группы ГБДОУ детский сад №1 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Первоначальные задачи детской психологии и дошкольной педагогики - формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.

И. Лисина, Д. Б. Эльконин. Особый интерес представляет исследование, изучающее взаимосвязь личности и мышления ( Д. Б. Богоявленская, Т. Н. Овчинникова) .

В основе формирования личности лежат развитие самосознания и предличностные образования, которые закладываются уже в младенческом возрасте. Еще Л. С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Малыш живет в социальной сфере, и первые его потребности в еде, сне, гигиеническом уход , тепле обеспечиваются взрослым, ухаживающим за ним.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка имеют потребности получения новых впечатлений. Но совершенно особое значение получает возникновение социальной потребности - общение с другим человеком.

Все проявления малыша находятся в ситуации, связанной с ухаживающими взрослыми. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. В исследовании М. И. Лисиной отражено формирование общения детей со взрослыми как фактор развития личности ребенка.

Первая форма общения - ситуативно-личностная - формируется в возрасте от 0 до 6 мес. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, вызывает эмоциональное общение в виде "комплекса оживления" в ответ на обращение взрослого.

Во взаимоотношениях матери и ребенка выявляется специфическая активность со стороны последнего. Он отвечает матери, инициативно привлекая ее внимание к себе. Инициативность в проявлении младенца к ухаживающему взрослому - важнейший фактор развития личности ребенка, в дальнейшем играющий роль формирования социального развития в познавательной деятельности.

На этом фоне в возрасте от 6 до 12 мес. возникает вторая форма общения - ситуативно-деловая - общение на фоне практической деятельности взаимоотношений взрослого и ребенка.

В возрасте овладения ходьбой появляются возможности непосредственного общения с окружающими предметами. Малыш находится во власти зрительных восприятий, побуждающих его к действиям.

В связи с этим на 2-м году жизни у детей часто возникают конфликты со взрослыми, чьи запреты иной раз вызывают у них протест. Это проявление кризиса 1-го года жизни малыша.

Ребенок трудно управляем и требует особого внимания со стороны взрослого в удовлетворении своих потребностей. В процессе деятельности, жизненных ситуаций малыш начинает отделять себя от окружающих предметов, понимая, что он сам представляет собой совершенно другое.

Центральную роль в самоопределении ребенка играет выявление своих возможностей. У малыша появляется чувство самоценности.

На протяжении 2-го года жизни формируется очень важное свойство личности ребенка. Малыш начинает контролировать свои действия, опираясь на позицию взрослого, оценивает свою деятельность.

Часто, уже хорошо понимая слово "нельзя", но делает то, что ему хочется, так как запреты пока еще очень сложны для малыша. Но ориентировка на поведение взрослых и их установку у него уже начинает формироваться.

Овладение речью позволяет от чисто практического общения перейти к третьей форме общения - внеситуативно-познавательной, когда детей все больше привлекают явления, происходящие в социальной среде. Это характерно для ребят более старшего возраста - от 2 до 6-7 лет.

К концу 3-го года жизни у ребенка возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости. Наступает кризис 3-х лет. Отечественный психолог Л. И. Божович связывает новообразование кризиса 3-х лет с появлением системы "Я-представлений" о себе.

Составляющие концепции этой системы следующие: оценочная - восприятие того, как, по его мнению, его оценивают другие; поведенческая - эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе.

Дети постепенно усваивают родительские ценности, предлагаемые взрослыми, однако ребенок проходит этот путь непросто, что проявляется кризисом 3-х лет, который описан Л. С. Выготским. Это переходное состояние выражается следующими особенностями в поведении ребенка:

- проявление негативизма (стремление сделать наоборот) ;

- упрямство (не потому, что хочет, а потому что потребовал) ;

- строптивость (бунтует против привычных правил) ;

- своеволие (желание все делать самому) .

Кризис 3-х лет - закономерный ход развития личности ребенка. В этот период утверждается собственное "Я". Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам и испытывает желание поделиться своей радостью со взрослыми.

При этом похвала взрослых и одобрение его действий с их стороны рождает чувство собственного достоинства. Формирование личности ребенка - одна из первостепенных задач, стоящих перед семьей и образовательными учреждениями. И хотя имеются определенные закономерности развития, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален как личность - и это нужно учитывать при его воспитании.

По теме:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста»

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и анализируя высокую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, приходишь к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Пока ребёнок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремлённым, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

Благополучие человека-уверенность в себе, чувство защищённости, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

В период дошкольного детства происходит бурное социальное развитие ребёнка. Это время вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, побуждения гуманных чувств. В этом процессе достаточно большое место занимает ознакомление малышей с моральными нормами, формирование у них осознания справедливости и необходимости соблюдения этих норм , отношения к труду, природе, поведения в различной соответствующей возрасту деятельности.

Важным принципом социально-нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе, где у ребёнка формируются чувства товарищёства, уважение к окружающим, гуманность и взаимопомощь. Коллектив - это школа формирования личности ребёнка.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому мы должны помочь им приобрести опыт, чтобы справиться с трудностями и найти правильные пути решения в сложившихся ситуациях, не забывая про нравственные и моральные нормы. Занятия по социальному развитию служат своеобразной психологической поддержкой в решении многих проблем.

Эти занятия мы условно назвали «Уроками доброты». В начале занятий дети настраиваются на совместную деятельность. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви, дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, подарить улыбку другу, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.

В основной части занятий мы используем игры и упражнения по социальному развитию. Они предполагают обучение детей формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегая конфликтных ситуаций.

Дети выражают свои чувства, приобщаются к общему делу. Ещё А. С. Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.

Играя с друзьями, дети привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находят своё место в нём, и, самое главное, получают более верное представление о жизни.

Для того, чтобы наладить отношения с друзьями используем такие игры и упражнения как: «Разноцветный букет», «Солнечный зайчик», «Скульптор», «Общий круг», «Зеркало» и многие другие. Для формирования умения выслушать собеседника, помочь в установлении контактов друг с другом использую игры:

«Приятное воспоминание», «Цветик-семицветик», «Радость передаётся прикосновением» и т.д. Используем игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с воспитателем.

В своей работе использую следующие тактики взаимодействия с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм общества:

  • Чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого на чувства другого человека.
  • Поддерживать сходство между разными людьми.
  • Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
  • Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве.
  • Ясно формулировать правила поведения и объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
  • Обеспечивать детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить.
  • Поощрять совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группы.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственного социального поведения мы ведём вместе с родителями, сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируем их, обучаем самих родителей приёмам нравственного воспитания в семье. С целью педагогического просвещения родителей, для обеспечения единства в воспитании мы используем следующие формы работы:

  • Общие и групповые родительские собрания.
  • Консультации.
  • Знакомство родителей с результатами диагностических обследований.
  • Дни открытых дверей.
  • Папки-передвижки, информация в стендах в родительском уголке.
  • Обобщение опыта семейного воспитания.

Я считаю, что положительными результатами в работе по социально-нравственному развитию заинтересованы все:

  • Во-первых, дети. Потому что знания и навыки, полученные в ходе занятий и совместной деятельности, расширяют их кругозор , формируют коммуникативные навыки, учат детей сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций или самостоятельно их решать. К концу дошкольного детства ребёнок проявляет эти качества в разных сферах деятельности.
  • Во-вторых, педагоги. Потому что они могут сформировать систему восприятия общечеловеческих понятий добра и зла и им будет легче работать с детьми, усвоившими этические и моральные нормы поведения.
  • В-третьих, родители. Потому что они хотят видеть своих детей послушными, заботливыми, добрыми и внимательными.
  • В четвёртых, общество в целом. Потому что, обществу нужно чтобы его граждане были свободными и ответственными, обладали чувством собственного достоинства и с уважением относились к другим, были способны на собственный выбор и с пониманием воспринимали мнения и предпочтения окружающих.

Вся наша работа нацелена на укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личных особенностей и возможностей в общении со сверстниками, на приобретение позитивного опыта совместного существования.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Условия развития личности в дошкольном возрасте

    Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Радченко Елена Вячеславовна, музы...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Ребенка дошкольного возраста 1 4

    Воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказками Автор проекта: Педагог-психолог Ляхницкая Н. Н. 1. Аннотация проекта. Проект направлен на...

  • Портрет ребенка дошкольного возраста

    Портрет ребенка на пороге школы Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Наша задача сделать этот переход успешным и безболезненным...

  • Ребенок дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста В дошкольном образов...

  • Характеристика на ребенка дошкольного возраста образец

    Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • 3 Особенности ребенка дошкольного возраста

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - Страница 12 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП. Младенческий возраст (0 – 1 года) ; Ранний детский возраст...

  • Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста пример

    Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД...