Технологии развития детей младшего дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша

Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

Я на протяжении нескольких лет отдаю предпочтение и эффективно использую дидактический материал, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом – логические блоки. Это - универсальная технология, которая является одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Золтан Дьенеш развил теорию «новой математики» и считал, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

З. Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями.

Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление, самостоятельность и произвольность.

Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

Набор состоит из 48 логических блоков разных:

цветов (красные, желтые синие)

форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)

размеров (большие и маленькие)

толщины (толстые и тонкие)

В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств (не - круглый) .

Начала я работу с ранней группы. Предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.) ; несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Игра «Разноцветные странички»: Воспитатель показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну а если красный нос –

Значит на дворе мороз.

Открывает жёлтую страницу:

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

Показывает синюю страницу:

В синем море – островок,

Путь до острова далёк.

А на нём растёт цветок –

Синий – синий василёк.

Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в ведёрки такого же цвета.

В младшей группе я провожу игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме». Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами) .

Игру «Найди такой же» я иногда провожу по второму варианту: блоки лежат в обруче на ковре. Воспитатель показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра «Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Найди фигуру»: Воспитатель предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины.

Игра «Соберём урожай»: Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:

• Большие, красные яблоки

• Маленькие, синие сливы

• Большие, жёлтые груши.

Игра «Угощение для кукол». Блоки – это угощения для кукол, и можно предложить детям разделить угощение. Зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Можно взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?

Игра «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

Логические блоки Дьенеша, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».

Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.

www.maam.ru

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования

Учите ребенка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету…. »

К. Д. Ушинский.

Актуальность данной темы видеться мне в том, что наглядное моделирование облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

В данной практико – значимой работе будет рассматриваться такая образовательную область, как речевое развитие. у детей раннего развития с использованием на занятиях такой инновационной педагогической технологии как наглядное моделирование. При работе с детьми используется программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и Т. С. Комаровой, которая является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений с учетом новейших достижений науки и практики отечественного зарубежного дошкольного образования.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты) .

С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги применяют разнообразные педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, технологии проектирования и мультимедийных презентаций, технологию ТРИЗ, социально-адаптирующие, здоровьесберегающие, технологию наглядного моделирования.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше? ", "А как это произошло? ", "Почему это случилось? " Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;

2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной) ;

3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения;

геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с использованием наглядного моделирования у дошкольников:

1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

2. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.

3. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».

Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа, в именительном и родительном падежах.

Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про всех и про многих детенышей («цепочка слов») .

Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева) … лисята (указательный жест на кружки слева… много лисят (обобщающий жест кружков справа) .

В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач: на расширение предметного словаря, на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.

4. Игра «Кому что нужно? ».

Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».

Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны: градусник, лекарства, фонедоскоп, рецепт, шпатели… ». Кружок слева – это название профессии, кружки справа – слова – «предметы».

5. Игра «Назови маму».

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».

Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном случае карточка-модель переворачивается. Кружки слева символизируют детенышей, а кружок справа – их маму.

6. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший».

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании моделей и схем для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

www.maam.ru

- Повышение качества совместной работы педагога с детьми.

- Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.

- Обмен педагогическим опытом и активное использование новых технологий художественного творчества.

- Привлечение родителей к организации персональных выставок детского творчества.

- Изучение дополнительной литературы и пополнение методической копилки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами) , рисование ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью, рисование на песке

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография) ; монотипия пейзажная; рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Хочу познакомить вас с некоторыми видами техники нетрадиционного рисования, которые часто используем, и нравится детям, и родителям.

(Показ некоторые техники рисования) .

А теперь покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняли в младшей группе.

Готовые работы, выполненные детьми моей группы.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми создавали свои произведения искусств. Для родителей подготовила консультацию «Нетрадиционное рисование в детском саду»; картотеку «Нетрадиционных способов рисования».

Составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования, проект «Волшебные краски». Проводилась беседа. Проводились совместные художественные выставки.

Участвовали на конкурсах. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Следует отметить, что в ходе данной работы я пришла к выводу:

во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

для развития мелкой моторики руки

детей младшего дошкольного возраста

Детям моей группы очень нравиться заниматься и играть с веселой и красочной книжкой.

Обыкновенную коробку из-под шоколадных конфет я использую в предметной развивающей среде как «Волшебный сундучок». Дети с удовольствием рисуют. Содержимое сундучка меняется, может быть манка, мука, картофельный крахмал.

Сегодня в продаже появились наборы для творчества, в который представлены разноцветные сыпучие материалы.

На следующий год, работая уже с ребятишками среднего дошкольного возраста, я планирую разнообразить и усовершенствовать работу над развитием мелкой моторики, воображения и творческого мышления детей.

В младшем возрасте очень интересны деткам, так называемые бродилки.

Дети ведут собачку домой и одним пальчикам и поочередно, и ходят пальчиками и прыгают. Как вариант используют маленькие массажные мячики. Детям очень нравиться.

Игра на развитие тактильных ощущений. Содержимое баночки тоже может варьироваться в зависимости от образовательных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на источник nsportal.ru

Рисование: «Платья матрешкам» (коллективная работа)

Средства:обучение, игры, упражнения, беседы, вопросы, демонстрационный, наглядный материал.

Формы:непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги.

Диагностика -результативный модуль

Результат:повышение уровня развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.Д

Диагностический материал Л. А. Венгера, Т. М. Бондаренко.

Цель проекта технологии: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип научности. Развитие представлений о сенсорных эталонах в детском саду строится на принципе дидактики. Основу содержания изобразительного творчества составляет соответствующая область деятельности взрослых – т.е. изобразительное искусство.

Мы можем учить только тому, что они в состоянии усвоить из огромного богатства, накопленного человечеством опыта.

Принцип доступности. Выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей.

Принцип сознательности. Предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми умений. Такие умения закрепляются прочно, и дети могут в дальнейшем активно ими пользоваться.

Принцип систематичности и последовательности. Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы развитие представлений о сенсорных эталонах связывалась со всеми сторонами воспитательной работы и овладение новыми умениями опирались на то, что уже усвоено.

Принцип наглядности. Детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или их изображениями, когда это необходимо, дается наглядный показ действий по выполнению работы. Наглядность во всех случаях соединяется с чётким пояснением.

Принцип индивидуального подхода.При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

Использовалась следующая модель проведения специально - организованной деятельности:

1. Вводная часть.Цель вводной части-настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части проводятся игры - приветствия, игры с именами.

2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят пальчиковая гимнастика, игры, упражнения, задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения инаправленные на развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании младшего дошкольника.

3. Заключительная часть. Основной целью этой части является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение общей игры - забавы, обобщение знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

На подготовительном(первоначальном) этаперазвитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании младших дошкольников стоит задача создания интереса к изобразительному искусству.

На данном этапенеобходимо выработать исходный уровень общих представлений, требующих для выполнения серий заданий основного блока. На данном этапе использовались различные задания, дидактические игры, упражнения, чтение художественной литературы.

1. Дидактическая игра «Разноцветные мячики».Цель: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста; учить детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.

Игровой материал: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в разный цвет, коробки по количеству цвета.

Ход игры: шарики смешивают в коробке. Рядом с ребёнком разные по цвету корзинки, ребенку предлагают разобрать шарики по цвету, предложить шарики в коробку такого же цвета. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет.

Инструкция: «шарики перепутались им надо найти домик такого же цвета, что и шарик, помоги найти шарикам домик».

2. Чтение сказки М. Манаковой «Приключение красок»

3. Дидактическая игра «Посади жучка на цветочек»Цель: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.

Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий) .

Пособия: разноцветные цветы из картона, жучки того же цвета, что и цветы

Ход игры:

Цветы врассыпную разложены на столе. Ребенку необходимо найти каждому жучку найти свой цветок: «Посади жучка на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтый жучок сел на желтый цветок. Все жучки спрятались. Молодец!»

4. Дидактическая игра «Заштопай у матрешки сарафан»

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: матрешки, вырезанные из цветного картона, сарафаны которых содержат отверстия разных фигур, фигурки такого же цвета, как у сарафанов.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей на матрёшек, а именно на их сарафаны, на фабрике сшили сарафаны с отверстиями их надо заштопать заплатками такого же цвета и фигуркой, как и отверстия в сарафанах. Дети выполняют задания, матрешки благодарят детей.

5. Д/И «Построим башню

Цель: Развитие представлений детей о сенсорных эталонах – величине; определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький»

6. Д/И «Чудесный мешочек»

Цель: Развитие представлений детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами – форма;

Правила игры: отгадать предмет на ощупь.

Игровой материал: мешочек из ткани, разные фигуры.

Ход игры: Педагог рассматривает с детьми предметы разной по форме, потом прячет в мешочек, дети по очереди на ощупь отгадывают форму и называют ее.

Инструкция: «Какая фигурка у тебя в руках?»

7. Окраска воды «Три воздушных шарика».Цель: Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил, составление ряда по светлоте.

Таким образом, в результате работы дети могут овладеть следующими знаниями и умениями: иметь представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста; уметь различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий) ; узнавать и называть форму предмета; определять и называть величину предмета.

Все это позволит перейти к основному этапу работы, цель которого является: сформировать представление детей о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.

Основной этап.

1. Рисование «Красивые, воздушные шары»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Развитие представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.

- Закрепить цвета, умение называть и показывать цвета

- Развитие чувство формы и цвета.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Содействовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

-Воспитание аккуратности при работе с красками. (Конспект занятия приложение 5)

2. Рисование «Плывет кораблик»

Задачи:

- Учить детей создавать композицию, используя игровые приемы. Закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии. Закреплять умения рисовать краской пальчиками.

Закрепить названия цвета, формы, величины. Развитие у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. (Приложение 6)

3. Рисование «Ягодки и яблочки на тарелке»

Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста. Продолжать учить детей передавать форму предмета на рисунке. Закрепить представления детей младшего дошкольного возраста о величине, форме, цвете. Закреплять новые приемы выполнения задания. (Приложение 7)

4. Рисование « Желтый одуванчик»

Цель: Развивать представление о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста; учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. (Приложение 8)

5. Рисование «Щенок»

Цель: Развивать представление о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста; познакомить с новым методом рисования жесткой кистью; продолжать учить держать кисть во время рисования; совершенствовать умение подбирать необходимые цвета; продолжать учить рисовать кончиком кисти. (Приложение 9)

На итоговом этапе задания максимально стимулируют применение полученных умений.

Итоговая специально – организованная деятельность «Спасение солнышка»

Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста

Задачи: Познакомить с понятиями «широкий», «узкий»; «длинный»; «много», «один», «маленький, большой»; закрепить представление детей о цвете; геометрических фигурах, учить выкладывать из двух треугольников разного размера елочку; (Конспект занятия в приложении 10)

Рисование «Платья матрешкам» (коллективная работа)

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, отметить ее нарядность и яркость росписи. Упражнять в рисовании простых элементов росписи: круги, кольца, точки, линии; использовать «тычок» для выразительности узора.

-Развивать интерес к народному творчеству.

-Воспитывать у детей отзывчивость на красоту игрушки, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие. (Конспект занятия приложение 11)

Таким образом, экспериментальный материал может реализоваться как во время специально-организованной деятельности, так и в совместной (игры, исследования, практической деятельности) . При этом используются различные средства и методы: наблюдение, беседы, показ, опытно-экспериментальная работа.

По теме:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Великие исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Почему же это так?

Канадским нейрохирургом Пенфилдом было установлено, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной, а рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. На человечке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга.

Передняя центральная извилина мозга – это двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Кроме этого, в результате занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук образуется взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Если в правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, то в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушарием.

Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Поэтому так необходимо с раннего возраста начинать развивать руки и пальцы ребенка. Этот вид коррекционно-развивающей работы как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.

Все виды работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста разделены на 4 блока:

1 Блок. Пальчиковые игры с использованием кинестетического праксиса(предусматривает выполнение упражнений, направленных на формирование ощущений и представлений о составе движений) .

«Зайчик».Пальцы собрать в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.

Складываем пальчики –

Получились зайчики.

«Коза».Внутреннюю сторону ладони опустить вниз. Указательный и мизинец выставить вперед. Средний и безымянный прижать к ладони и обхватить большим.

У козы торчат рога,

«Курочка».Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Курочка прыг на крыльцо:

«Цветок».Ладони поднять вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижать друг к другу.

Солнце поднимается –

«Замок».Ладошки прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

«Елка».Пальцы обеих рук скрестить под углом друг к другу.

Елка быстро получается,

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОЛЬКЛОР-народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР-это очень весёлый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребёнка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка.

Расширяют словарный запас и расширяют воображение.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА-развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное-использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешкис целью формирования грамматического строя языка.

Малыши слушаютпесенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течении детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя.

Не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их. Например:

«Кто у нас хороший,

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Помогаютпотешкии при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их.

Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку.А затем использовать её во время сюжетно-ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Представим себе утро. Ваш малыш просыпается, и вы ему говорите:

«Вот проснулся петушок, встала курочка,

Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

Усаживая завтракать:

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов:

1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.

2. Чтение художественной литературы.

3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

4. Игровые ситуации.

5. Общение.

Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи.

Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения

и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

- формирование грамматического строя речи.

- развитие монологической и диалогической речи.

- развитие мелкой моторики.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр.

По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.

Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО

Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития

двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического

благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...