Требования к педагогу дошкольного образования

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна?

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе

-к структуре и ее объему

- к условиям её реализации,

- к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Понятно, что требования к материально - техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. К современному педагогу предъявляются требования к владению технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника.

Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Реализацией данных технологий занимается воспитатель и специалисты ДОУ. К этому виду технологий можно отнести: технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком. В каждой возрастной группе педагог совместно с другими специалистами ДОУ проводит оценку развития детей, его интегративных качеств, только с письменного согласия его родителей (законных представителей) .

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям?

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться». Мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».

Прикреплённые файлы:

fgos_90or3.pptx | 2212,07 Кб | Скачан: 4
www.maam.ru

Презентация «Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно стандарт будет внедрен к сентябрю 2014 года. Сейчас он находится на первой ступени внедрения и апробирования. Т. е. может изменяться и дополняться, с учетом специфики работы образовательных учреждений и региональным компонентом.

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 1 – объясняет, что же такое стандарт в педагогической деятельности.

Слайд 2 – отражает на что направлен профессиональный стандарт.

Слайд 3 – раскрывает характеристику стандарта

Слайд 4 – функции профессионального стандарта

Слайд 5 – области применения – касается приема на работу

Слайд 6 – раскрывает цель применения стандарта

Слайд 7 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ОБУЧЕНИЕ

Слайд 8 - – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ВОСПИТАНИЕ

Слайд 9 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области РАЗВИТИЕ

Слайд 10 – раскрывает незначительную часть профессиональных компетенций воспитателя

Слайд 11 - раскрывает методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_rdn3k.ppt | 43 Кб | Скачан: 2587
www.maam.ru

О квалификационных требованиях к педагогическим работникам, реализующим программы дошкольного и общего образования

13.08.2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации разъясняет квалификационные требования к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования и просит довести данную информацию до педагогических работников и руководителей педагогических коллективов организаций и учреждений дошкольного и общего образования.

С текстом документа вы можете ознакомиться по ссылке

Подробней kriro.ru

СООБЩЕНИЕ "Сопоставление требований Профессионального стандарта педагога и требований ФГОС ДО"

от качества условий - к качеству результатов.

Профессиональный стандарт педагога

как инструмент повышения качества образования»

(для заместителей по ВМР)

«Сопоставление требований профессионального стандарта педагога

и требований ФГОС ДО»

(заместитель заведующей по ВМР ДОУ № 15 Гуляева И. В.)

2014г.

Уважаемые коллеги, как вам уже известно, Федеральный государственный образовательный стандарт ДО – это нормативный документ, который выдвигает определенные требования к образовательной программе.

А профессиональный стандарт педагога, это еще один документ, который так же выдвигает конкретные требования но, уже, к педагогу.

Я хочу предложить Вам сопоставить эти документы и рассмотреть, насколько они связаны между собой.

И так, обратите внимание на слайд, в разделе Профессионального стандарта 3.1.1. - «Общепедагогическая функция. Обучение», в подразделе «Трудовые действия» указаны действия педагога по:

- Участию в разработке и реализации образовательной программы ОУ и программы развития образовательного учреждения в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Так же и во ФГОС ДО (р.2, 3, 4) прописано:

- Участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО, и участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды ОУчерез обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ОУ.

Далее в профессиональном стандарте прописано:

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

И в федеральном стандарте имеется - Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Еще в трудовые действия стандарта педагога входит

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Во ФГОС, вы так же видите,

Организацию и проведение мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Далее одним из трудовых действий, которым должен обладать педагог в соответствии с профессиональным стандартом и параллельно пересекающимся во ФГОС является:

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) .

Только в федеральных требованиях прописано как -

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (ОЗ) (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Профессиональный стандарт определяет и необходимые умения, которыми должен обладать современный педагог

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Владеть ИКТ-компетентностями.

А в требованиях федеральных стандартов, к структуре образовательной программы , мы видим

Умения применить методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой учреждения.

Следующим разделом для рассмотрения взаимосвязи этих двух документов является

п.3.1.2 Общепедагогической функции Профессиональных стандартов педагога - «Воспитательная деятельность» подраздел Действия и умения педагога «Необходимые умения».

Здесь мы видим

Создание в группах разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Так же и в федеральном стандарте в требованиях к условиям реализации Программы прописано

Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и/или дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для психолого-педагогического просвещения.

И последним разделом для нашего рассмотрения является п.3.1.3 «Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность» стандарта педагога подраздел «Трудовые действия» в котором отражено

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) , необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения и т.п.

И соответственно во ФГОС ДО в пункте 3.4.так же отражается работа при организации инклюзивного образования, с пояснением – что, в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы привлекаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Стоит обратить внимание на то, что в Профессиональном стандарте педагога указано:

… Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.

А так же:

  • Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных детей, инклюзивная школа и т.п.) .

И исходя из вышесказанного, а так же после проведения сопоставления двух нормативных документов нельзя не отметить, что их содержание обязательно нужно учитывать при разработке (корректировке) «Должностной инструкции воспитателя ДОУ».

Читать далее egords15.edumsko.ru

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Консультант Плюс

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: "учитель", "воспитатель".

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности) , либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Дата публикации на сайте: 12.12.2013

Поделиться ссылкой:

Читать далее www.Consultant.ru

Воспитатель детского сада Должностные обязанности Квалификационные требования

Аттестация в детском саду (ДОУ)

Воспитатель детского сада - Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений

Реклама

Воспитатель детского сада - Должностные обязанности

- Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации.

Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно - развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

- Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.

- Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.

- Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.

- Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии) ; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:

4 - данное качество ярко выражено

3 - данное качество сформировано в достаточной степени

2 - данное качество имеет место

1 - сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.

Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.

Качества

Материал doshvozrast.ru

Профстандарт педагога дошкольного образования

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю) , отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:

Трудовые действия

Участие:

  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
  • в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Организация:

  • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом) , продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимые умения:

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом) , продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) .

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Источник: профстандарт педагога

Примечание. Блог предоставляет пользователям информацию без комментариев, которые можно найти в методических журналах.

Поделиться

Ссылка на источник eduinspector.ru

Государственные требования к педагогу дошкольного образования - Студопедия

Читайте также:

К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования: Трудовые действия

Участие:

в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Организация: видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом) , продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимые умения: рганизовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом) , продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) .

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Подробней studopedia.ru

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - VII Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИГрязнова Е. С., Багаутдинова С. Ф.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится

В настоящее время система дошкольного образования переживает этап реформирования. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ?1?. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении статуса дошкольного образования и признании самоценности периода дошкольного детства, с другой - о предъявлении принципиально новых, специфичных требований, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г.) ?2?.

В связи с этим в центре внимания оказывается педагог, непосредственно реализующий в практике положения, предлагаемые ФГОС ДО. Возникает вопрос: может ли педагог оставаться прежним при столь существенных изменениях в системе дошкольного образования? Какой квалификацией и какими компетенциями должен обладать педагог для наиболее эффективного решения задач образования детей дошкольного возраста?

Обусловленный необходимостью единого подхода к определению профессиональных компетенций педагога, Приказом Министерства труда России №544н от 18 октября 2013 г. утверждается Профессиональный стандарт «Педагог» (далее Стандарт) .

Опираясь на положения Концепции профессионального стандарта педагога , необходимо отметить, что данный документ может выступать в качестве:

  • инструмента реализации стратегии образования на современном этапе;

  • инструмента повышения качества образования;

  • средства отбора педагогических кадров;

  • основой для формирования трудового договора между работодателем и педагогом.

С учетом данных утверждений, профессиональный стандарт педагога рассматривается как документ, определяющий основные требования к квалификации педагога в рамках различных уровней общего образования, отражающий структуру его профессиональной деятельности, а также характеризующий личностные качества педагога. Необходимо отметить, что в Стандарте обозначены требования к педагогам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Мы убеждены в практической значимости Стандарта как для педагога, так и для руководителя, как четкого ориентира, «мерила» способности педагога профессионально и качественно осуществлять образовательную деятельность.

Рассмотрим структуру профессионального стандарта педагога.

В разделе «Общие сведения» раскрывается основная цель вида профессиональной деятельности: оказание профессиональных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями.

Раздел II представляет собой описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт и включает два блока:

Блок А: трудовые функции, связанные с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней образования.

Блок В: трудовые функции, связанные с педагогической деятельностью по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

В разделе III дается детальная характеристика трудовых действийпедагога, указанных выше и отражающих специфику работы в рамках различных уровней образования. Также оговариваются требования к образованию, опыту практической деятельности и особые условия допуска к работе педагога.

Блок А представлен совокупностью трудовых действий, необходимых умений и знаний в контексте общепедагогических функций: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность. При этом на наш взгляд, не все характеристики соответствуют специфике деятельности педагога дошкольного образования. Данное противоречие, по нашему мнению, должно быть разрешено в процессе апробации Стандарта.

Блок В отражает трудовые действия, необходимые умения и знания, относящиеся к педагогу конкретного уровня образования. И так как наш профессиональный интерес касается уровня дошкольного образования, четкое выделение специфичных трудовых функций представляет для нас особую практическую значимость.

В данном разделе также приведены трудовые функции педагогов, реализующих модули «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Русский язык».

Раздел IV - сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Как уже было сказано, Стандарт - это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Но Концепцией документа предусмотрено также региональное дополнение к Стандарту, отражающее реальный социокультурный контекст деятельности педагога, а также внутренний стандарт образовательного учреждения, определяющий профессиональные компетенции педагога с учетом специфики реализуемых образовательных программ.

Несомненно, каждая образовательная организация специфична своей миссией, приоритетным направлением развития детей, реализуемыми образовательными программами и, соответственно, педагоги должны обладать некими дополнительными компетенциями. На наш взгляд, разработка внутреннего стандарта учреждения позволит предусмотреть ряд важных моментов в отношении профессиональных компетенций педагога конкретного образовательного учреждения и существенно повысить эффективность образовательного процесса.

Так, спецификой нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие творчески одаренных детей средствами искусства, в частности, музыкального искусства. И мы считаем необходимой разработку внутреннего стандарта учреждения, который бы включал дополнительные трудовые действия, умения и знания педагогов с учетом специфики работы.

По нашему мнению, они могут быть следующими:

Трудовые действия

  • участвовать в разработке образовательных программ развития одаренных и перспективных детей;

  • разрабатывать и проводить мониторинг развития способностей детей дошкольного возраста с целью оценки их индивидуальных достижений;

  • выстраивать индивидуальный образовательный маршрут на основе данных мониторинга;

  • создавать педагогические условия для повышения эффективности образовательной деятельности с одаренными детьми, самостоятельно оценивать их результативность;

  • осуществлять образовательную деятельность на основе интегрированного взаимодействия со специалистами организации и за ее пределами

Необходимые умения

  • владеть методиками художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечивать тесное сотрудничество с родителями одаренных детей в вопросах их развития

Необходимые знания

  • знать и учитывать в своей деятельности индивидуальные (психологические и иные) особенности и возможности одаренных и перспективных детей

Таким образом, внутренний стандарт образовательного учреждения может быть дополнен необходимыми трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, которые позволят существенно повысить эффективность образовательной деятельности.

В статье нами представлено дополнительное содержание для внутреннего стандарта конкретного дошкольного учреждения. Но данный вопрос, безусловно, требует углубленного изучения. Поэтому проблема разработки внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения является основой нашего дальнейшего исследования.

В завершение отметим, что профессиональный стандарт существенно расширяет границы свободы педагога, одновременно повышая его ответственность за результаты труда. И сейчас мы можем говорить о том, что перед нами модель современного педагога, которой должен соответствовать каждый.

Безусловно, Стандарт оставляет множество вопросов, в частности, вопрос профессиональной подготовки педагогов. Но мы убеждены, что стандартизация всех сфер образования - ближайшее будущее и постепенное введение профессионального стандарта педагога к 2018 году позволит вывести систему образования в России на качественно новый уровень.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166143.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637.

3. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) воспитатель, учитель) // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553.

4. Проект профессионального стандарта педагога (Концепция и содержание) // Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3071.

Читать далее www.scienceforum.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Фгос дошкольного образования 2015

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • К принципам дошкольного образования не относится

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Специальность дошкольное образование

    Специальность Дошкольное образование Шифр 1-01 01 01 Описание специальности Дошкольное образование - специальность, предметной областью которой является воспитание, обучение и развитие детей ранн...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...