Тревожность у детей дошкольного возраста

Тревожность детей дошкольного возраста

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность человека, черта характера, которая проявляется в склонности впадать в состояние повышенного беспокойства и тревоги в тех ситуациях жизни, которые, по мнению данного человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачами или фрустрацией. Такое определение тревожности дается в словаре Р. С. Немова.

В словаре Г. М. Коджаспировой тревожность определяется, как повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в том числе и таких как общественные характеристики которые к этому не предполагают.

Тревожность необходимо изучать и отслеживать в дошкольном возрасте, так как она играет важную роль в их жизни. Необходимо изучать уровень развития тревожности. Очень высокий и очень низкий уровень развития тревожности считается в психологической литературе неадекватным эмоционально – чувственным проявлением, признаком эмоционально – чувственной дезадаптации. Очень низкий уровень развития тревожности приводит к тому, что дети не чувствуют опасности, а слишком высокий уровень грозит переходом в личностную тревожность при которой происходит нарушение эмоционального состояния.

Большая часть проблем, связанных с обучением и воспитанием в детском саду, обусловлена эмоциональной неустойчивостью ребенка, в том числе эмоциями тревоги. Не зная причин возникновения тревожности, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, часто просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков, и, главное, как ему помочь. Следовательно, задача воспитателя состоит не только в том, чтобы стать для воспитанника носителем знаний, воспитателем, но и в какой—то степени психотерапевтом, помочь тревожному ребенку конструктивно преодолеть ее, обрести душевное спокойствие, так требуемый для его полноценного развития.

Система игр для подавления тревожности у детей.

Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходимо большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорить, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие еще на более мелкие, необходимо помочь ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки показать ребенку, что теперь его собрать невозможно Завернуть эти мелкие кусочки в большую бумажку подойти к мусорному ведру и выкинуть, затем вместе с ребенком выбросить весь мусор.

ЗАМЕЧАЯИЕ: Повторить упражнение через 1-2 недели. Посмотреть, что изменилось в изображен страха (цвет, сюжет, композиция) .

Расскажи свой страх (для детей с 5 лет)

Минимальное количество участников — 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то. ». Затем задает вопрос: «А у вас было такое? » «А кто чего боится, расскажите! Дети по желанию, рассказывают о ситуациях, когда было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку того, у кого было похожее.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Следить, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорить все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.

Маски (для детей с 6 лет)

Минимальное количество участников — 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуют, страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погонят друг за другом. Затем происходит ритуал масок, все берутся за руки, улыбаются друг можно плавно потанцевать.

СОВЕТ: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

Ручеек.

Один ребенок выходит из группы, остальные образуют коридор (образуют 2 параллельные линии). Ребенок должен пройти по этому коридору с закрытыми словами, в это время остальные ребята должны прикасаться к нему. Причем касания должны быть разными.

www.maam.ru

Тревожность у детей дошкольного возраста | Это мои трудности

Категория: Перевоспитание Метки: как воспитать трудного ребёнка, методы перевоспитания, проблемы перевоспитания, процесс перевоспитания

Откуда берётся чувство тревоги у детей дошкольного возраста? особенно у тех детей, которых родители ограждают от любых стрессов и переживаний. Тревожность у детей дошкольного возраста - это устойчивое состояние эмоций. Такие эмоции постоянно напоминают о предчувствии беды и от этого у ребёнка появляются страхи.

Когда у человека есть тревожность, то он склонен паниковать по любому поводу, испытывает непонятный страх, ощущение неопределённой, но реальной угрозы.

Присмотритесь к ребёнку. Тревожный ребёнок - это переживающий ребёнок. Переживает он без причин, не может сконцентрировать внимание, испытывает постоянное напряжение, особенно в области лица и шеи.

А также тревожный ребёнок: -теребит одежду, волосы или крутит что-то в руках. -грызёт ногти, карандаши и тд. -сбивчиво говорит и ищет подтверждений правильности своих действий -жалуется на страшные сны и плохо засыпает

Что же делать с детской тревожностью?

Заверьте ребёнка в родительской любви. Независимо от того - у ребёнка сейчас одни успехи или он попал впросак.

Обнимайте и целуйте почаще, это поможет ребёнку чувствовать себя уверенней. У тревожных детей преувеличена жажда любви. А ещё такие дети хотят дарить свою привязанность.

Ярко отмечайте все успехи ребёнка. Никогда не требуйте того, что ребёнок не в состоянии выполнить.

Почаще создавайте условия, в которых ребёнок будет 100% успешным.

Необходимо быть последовательным в воспитательных воздействиях. Не запрещайте то, что разрешали раньше, не угрожайте жестокими наказаниями.

Научите тревожного ребёнка расслабляться

Будет очень здорово, если родители научат тревожного ребёнка расслабляться. Во время обиды или сильной тревоги всегда помогайте ребёнку легким массажем.

У тревожных детей часто и родители тревожны поэтому умению расслабиться учитесь вместе:

Сначала напрягитесь и станьте солдатиком, а затем максимально почувствуйте расслабление, нужно стать куклой тряпкой. Темп этого упражнения с каждым разом ускоряется. Заканчивать нужно комфортным мышечным состоянием.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

Ссылка на источник trudno-deti.ru

Врублевская Любовь Викторовна Воспитатель первой кв.категории детского сада №187 ОАО «РЖД» г. Омск КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Проявление тревожности у детей»

Цель: Акцентирование внимания родителей на актуальности проблемы; расширение представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми.

Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы и наград.

Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети.

Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя взрослому с тревожным ребенком?

Об этом мы и поговорим сегодня.

Слово «тревога» было известно в русском языке с I половины XVIII века и означало «знак к битве». Позже появилось и понятия «тревожность».

В современной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако, это совсем неидентичные термины.

Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога дает человеку дополнительный импульс, что помогает сохранить и жизнь и здоровье.

Например, убегая от преследователя, человек может развить скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. Это мобилизующая тревога, дающая дополнительный импульс.

Но есть и расслабляющая тревога, которая парализует человека (привести пример) . Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если ребенка постоянно убеждают в беспомощности («ты сам не можешь…», «ты не умеешь…», «лучше я сделаю…» и т.д.) , то в дальнейшем в определенные моменты он дубеет переживать расслабляющую тревогу. Если же, напротив, взрослые настраивают на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты ребенок будет испытывать мобилизирующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку почти в любом виде деятельности.

Итак, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги.

Если же состояние тревоги часто повторяется в одних и тех же ситуациях, причем имеет место и в других разных ситуациях (при общении с незнакомыми взрослыми, детьми; при ответе на вопрос во время занятия и т.д.) , то следует говорить о тревожности.

Причины возникновения тревожности:

I. Большинство ученых считают, что одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

1. Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.

2. Неадекватные требования (чаще всего завышенные) . Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим, отличником. Такие родители не хотят смириться с тем, что их ребенок получает не только «Хорошо» или «5», и требуют с ребенка не возможного для него.

3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят: «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т.п.

4. Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.

II. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Уровень тревожности ребенка возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

III. Авторитарный стиль воспитания также способствует повышению тревожности у ребенка.

IV. Менее тревожные дети в тех семьях, где к ним доброжелательно относятся. В тех семьях, где часто возникают конфликты, повышается тревожность и у детей.

Как выглядит тревожный ребенок?

Когда ребенок попадает в новую для него вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается, неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Этих детей отмечает чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности.

Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Эти дети очень требователен к себе. Они ищут одобрения, поощрения взрослых во всех делах.

Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным?

А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?

Рассмотрим основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.

I. Повышать самооценку ребенка.

Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:

1. Называть ребенка по имени.

2. Хвалить ребенка:

- хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице) ;

- главное, похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь;

- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;

- хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.

3. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.

4. Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т.д.)

5. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

II. Обучение умению управлять своим поведение.

Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок.

Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.

III. Снятие мышечного напряжения.

1. Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)

2. Игры на телесный контакт. Массаж.

• Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли) ;

• Ласковые прикосновения;

• «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок») .

3. Снятие напряжения с помощью дыхания.

• «глубокое дыхание» - глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;

• «воздушный шарик» - надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох - сдули;

При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии – брюшное.

Скачать разработку консультации для родителей

Материал dochkolenok.ru

Проблема тревожности в дошкольном возрасте — Уссури Вики

• стыд

• вину

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Тревожность – психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) .

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности) .

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А. М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обученияучебная тревожность;

-с представлениями о себесамооценочная тревожность;

-с общениеммежличностная тревожность.

Причины возникновения тревожности

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, т.к. установление причины нарушения – основа для построения коррекционно-развивающей программы.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности.

«Я не знаю ни одного случая, - утверждал А. С. Макаренко,- когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений – «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось».

По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...».

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах.

У таких детей появляется страх одиночества.

Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь.

Негативное отношение к престарелым. В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз.

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.

Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Помимо перечисленных факторов тревожность возникает и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или действительно представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти "возрастные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка.

Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям.

Для нормальных (конструктивных) фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. У тревожных детей происходит отрыв от реальности.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчикиболее тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя.

Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик: экспрессивные - «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,интерпретативная - «Тест тревожности» и др.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Критерии определения тревожности у ребенка:

  • Постоянное беспокойство
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
  • Раздражительность
  • Нарушение сна

Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнует
  12. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  13. Пуглив, многое вызывает у него страх
  14. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  15. Часто не может сдерживать слезы.
  16. Плохо переносит ожидание.
  17. Не любит браться за новое дело.
  18. Не уверен в себе, в своих силах.
  19. Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый пункт ставится один балл.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Ссылка на источник wiki.uspi.ru

- психогимнастика (М. И. Чистякова, Р. В. Овчарова и др.) ;

- психогимнастические игры и упражнения.

Но все же главным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и я считаю: именно благодаря правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка. Использую в своей работе игровую терапию:

1. Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.

2. Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.

3. Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

В своей практической работе по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, я определила, что коррекция тревожности более эффективно проходит при использовании на НОД элементов психогимнастики, для снятия тревожности и повышения самооценки.

Перед началом цикла занятий необходимо провести диагностическое обследование детей. Занятия проводятся в кабинете психолога один раз в неделю. Их длительность 30-35 мин.

В группе не более 10 детей.

Большое внимание в процессе коррекции тревожности детей уделяю организации групповой работы с родителями.

Одной из первых форм работы с родителями, является просветительская – создание в группах в уголках для родителей консультаций, доступных для понимания родителей. Участвую в родительских собраниях, где играем с родителями и через игру, практически проиграв, родители приходят к пониманию того, что все не так сложно, как кажется, на самом деле и как считают окружающие их люди.

Из всего выше указанного, хочу подчеркнуть: в тесном контакте психолога, воспитателя с родителями, необходимо поддерживать тревожных детей, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие справиться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь, не забывая о том, что мы работаем с детьми дошкольного возраста и добиться положительного результата реально только через игру.

По теме:

Источник nsportal.ru

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

<Тревожное детство - болезненная юность>

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них..

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

<"Добрая" мама - залог хорошего самочувствия ребенка>

Отрицательный фон ребенка характеризуется:

- плохим настроением;

- растерянностью.

Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто:

- плачет;

- легко обижается, иногда без видимой причины;

- много времени проводит один;

При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую) , что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе ("Я же ничего не могу!") .

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой) .

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.

Обычно это не очень уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

<"Запуганный" ребенок - больной ребенок!">

Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Как развивается тревожность?

Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) .

Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание) .

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах.

<Ребенок, потерявший уверенность в себе, теряет постепенно и свое психическое здоровье>

Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением) .

К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями:

- тревожные;

- мнительные;

- неуверенные в себе.

Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, то есть способствует формированию тревожности.

Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас.

Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины:

1) "Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова";

2) "Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся".

В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.

<Злые родители - лучшие условия для формирования тревожности у ребенка>

Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, то есть, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберет тебя дядя в мешок", "Уеду от тебя" и т. д.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.

Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня".

Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит "угроза". Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, "уходя в мир фантазий".

В фантазиях он разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных конструктивных фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь) ; с другой стороны, сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь.

Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя ей. Этот же отрыв от реальности присутствует и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7-ми и особенно 8-ми годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

<Грозные родители -> Тревожные дети>

Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков, такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки.

Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: от учителей, директора школы и т. д.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

<Творчество - состояние спокойного человека>

Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого- педагогических мероприятий. Ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие детей, будут соблюдать нужные рекомендации.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Она относится к фундаментальным образованиям личности и в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Он может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения) . Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой:

- быть согласованными;

Источник www.vash-psiholog.info

Другие статьи по теме:

  • Коррекция страхов у детей дошкольного возраста

    Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов,...

  • Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Сказка терапия для детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия для детей дошкольного возраста Сказкотерапия –это метод воспитания и лечения сказками. С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказк...

  • Тревожность у детей старшего дошкольного возраста

    Тревожность детей дошкольного возраста Тревожность – индивидуальная психологическая особенность человека, черта характера, которая проявляется в склонности впадать в состояние повышенного беспоко...

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Неврозы у детей дошкольного возраста

    О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог: Невроз истерического характера Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Агрессивность в дошкольном возрасте

    Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста «Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста» Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень...

  • Агрессивность у детей дошкольного возраста

    Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы. Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста : Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть...

  • Детские страхи у детей дошкольного возраста

    Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся разл...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...