Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание.

Как ни странно современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме.

Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование положительного отношения детей к труду. Как мне кажется достичь её можно только на основе учета особенностей трудовой деятельности и возрастных особенностей ребенка

Задачи:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда.

В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.

Не побоюсь утверждать, что труд детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств воспитания. По моему мнению процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

www.maam.ru

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова.

(Предполагаемые ответы воспитателей)

Заглянем в Толковый словарь русского языка. Это слово имеет несколько значений: 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное на достижение чего-нибудь. 4. Результат деятельности. Можно дать общее определение: труд — это деятельность человека, направленная на созидание чего-либо.

Когда труд интересен и по силам, он приносит радость. Мне нравится высказывание В. Гаршина о трудовой деятельности человека: «В пустой и бесцельной толчее, которую мы все называем жизнью, есть только одно истинное безотносительное счастье: удовлетворение работника, когда он, погруженный в свой труд, забывает все мелочи жизни и потом, окончив его, может сказать себе с гордостью: "Да, сегодня я создал благое". Не менее интересно высказывание Ф. Вольтера: «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Гомер говорил о том, что труд побеждает все.

Ф. Ларошфуко утверждал, что физический труд помогает забывать нравственные страдания, а Стендаль называл труд отцом удовольствия. Д. Беллерс писал: «Труд подлипает масло в лампаду жизни», а Эзоп: «Истинное сокровище для людей — умение трудиться». Как видим, труд играет огромную роль в жизни человека: дает наслаждение, лечит от горя, рождает мудрость, утоляет голод, продлевает жизнь, облагораживает человека, является его совестью и радостью.

Великая радость — работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета.

Все счастье земли — за трудом!

В. Я. Брюсов

Но почему получается так, что кто-то вырастает трудолюбивым, а кто-то лентяем?

(Предполагаемые ответы воспитателей)

Возможно влияние генов, а может детям не привил и навыки к трудовой деятельности в семье, детском саду.

Содержание образовательной области «Труд» в дошкольном учреждении направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоцио-нальны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.

В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению

Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:

— в бытовом труде;

— при занятиях рукоделием;

— в конструктивной деятельности.

Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.

При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:

- самообслуживание:

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе.

В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

- педагог должен бы и, внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять И поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков

Начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:

• 2—3 года — терпеливое обучение;

• 3—4 года — продолжать знакомить, разъясни I ь:

• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;

• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;

• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом») .

Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.

Привлечение детей к участию в деятельности

Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Учитываются такие требования к организации совместной работы:

результат работы каждого ребенка должен быть виден;

- ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;

— воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.

Существует несколько видов коллективной работы.

1. Подготовка праздников.

2. Изготовление икебан

3. Изготовление кукол

4. Изготовление масок и костюмов на Новый год.

5. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей.

6. Подготовка к спектаклям.

7. Организация празднования дней рождения.

8. Изготовление панно и украшений для интерьера детского сада или групп малышей.

www.maam.ru

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой». Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. Организуя трудовую деятельность воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых:

Наблюдения,

Экскурсии,

Чтение художественной литературы,

Рассматривание картин и иллюстраций,

Дидактические игры,

Организация посильной помощи взрослым,

Организация совместного труда детей дошкольного возраста со взрослыми,

Партнерские взаимоотношения между ними.

Виды труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурств по подготовке к ужину, обеду, по работе в уголке природы.

Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное в детском саду из природного материала.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Решение нравственных задач в видах труда:

• Самообслуживание - Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.

• Хозяйственно-бытовой труд - Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы.

• Ручной труд - Развитие волевых усилий, творчества.

• Труд в природе - Воспитание ответственности за жизнь животных, растений.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит:

Накопление практического опыта,

Формирование навыков и умений,

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата,

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,

Расширение кругозора,

Расширение словарного запаса,

Расширение представлений о сенсорных эталонах,

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

Позволяет получать оценку,

Ощущение радости от результата труда,

Проявления внимания к партнерам по труду.

Форма организации труда:

• Поручения - Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда.

• Дежурство - Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям) .

• Коллективный труд (труд всей группой) - Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду не возможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование находится в специально отведенном месте, мы назвали его “Трудовичок”. Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

www.maam.ru

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание – это привитие определенного отношения к трудовой деятельности, как к важной жизненной потребности с помощью развития навыка к труду. Привычка к трудовой деятельности является включение дошкольника в целенаправленный труд, который поможет сформировать довольство в период его выполнения и конечным результатом.

Основные задачи трудового воспитания:

  • Развитие индивидуальных способностей с помощью трудовой деятельности:
  1. Помощь в правильном отношении к труду старших людей.
  2. Помощь в развитии в ребенке любви к труду.
  3. Помощь в проявлении нравственно-волевого становления дошкольника.
  • Развитие и полное овладение различными видами труда:
  1. Привитие специальных навыков для эффективной трудовой деятельности.
  2. Формирование основных умений при выполнении задания.

Средства для трудового воспитания дошкольников:

  1. Художественные. Предметы, которые связаны с художественным воспитанием: изобретательное искусство, музыка или литература. Для достижения результата необходимо систематически использовать художественные средства, которые следует органично сочетать с трудовой деятельностью дошкольников.
  2. Знакомство с трудовой деятельностью старшего поколения. Благодаря такому средству дети приобретают правильное понимание значимости труда для жизнедеятельности, содержании труда и общественной ответственности.

Показывать труд взрослых можно несколькими способами:

  • Общение с человеком-работником и знакомство с его отношением к труду.
  • Привлечение внимания к различным видам труда и результатам трудовой деятельности.
  • Индивидуальный труд дошкольника. Таким способом формируются прикладные и практические навыки у детей.

Виды трудового воспитания:

Трудовое воспитание дошкольником можно разделить на четыре типа:

  • Художественный труд своими руками.

Такая трудовая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой. Дошкольник может выполнять различные поделки из разных подручных материалов. При окончании ребенок может порадоваться полученным украшением, поделкой, подарком.

  • Трудовая деятельность на природе.

В основные задачи такого типа труда входит работа на участке земли. Дошкольники могут ухаживать за посаженными растениями, выращивать продукты питания. Результатами труда на природе может быть: материальный продукт (выращенные овощи, цветы или дерево) ; приобретение новых знаний; ощущение необходимости и возможности радовать окружающих.

  • Хозяйственная и бытовая трудовая деятельность.

Привитие бытовых навыков является наиболее понятной деятельностью взрослых, с которой он встречается повседневно. Ребенок учится сосредотачиваться на определенном задании и полностью справляться с ним с помощью взрослого.

В такие моменты у дошкольника формируется правильное отношение и значение хозяйственно-бытовой деятельности. Благодаря этому в сознании ребенка развивается понимание, что окружающий его мир он создает сам.

В процессе взросления хозяйственная и бутовая деятельность постепенно усложняется. Те навыки и умения, которые приобретет дошкольник, помогут ему в дальнейшем бытовом труде.

  • Самообслуживание.

Умение самостоятельно удовлетворять личностные потребности: кушать, умываться, одеваться. Такие навыки необходимо развивать на всех этапах взросления дошкольника. Благодаря навыку самообслуживания ребенок может независимо функционировать от взрослых и повышать собственную самооценку.

Формы организации трудового воспитания:

В организацию труда можно внести три основных способа:

  • Совместный труд с коллективом.

Задачей коллективной трудовой деятельности является вынесения задания, с которым легко могут справиться дети. Важным аспектом является их сотрудничество в труде.

При выполнении задания все дети испытывают удовлетворение и общую пользу. Совместный труд является целенаправленной деятельностью, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то часть.

При совместном труде дети взаимодействуют между собой, учитывая темп и возможности каждого ребенка в коллективе для достижения общей цели.

Коллективная трудовая деятельность направлена на решение трудовых и нравственных вопросов. Это помогает воспитать правильные коллективные взаимоотношения.

Коллективный труд необходимо организовывать в группе не менее 1 раза в неделю.

Развивая интерес дошкольника к трудовой деятельности можно привить правильную мотивацию и целеустремленность в выполнении задания.

  • Дежурство.

В такую трудовую деятельность вовлекается несколько дошкольников для достижения интересов всего коллектива.

При выполнении дежурства ребенок осознает направленность труда, а также осуществляет заботу обо всей группе.

Для организации дежурства можно использовать:

  1. Подготовку к занятиям.
  2. Уголок природы.

Во время дежурства дошкольник привыкает к систематическому вовлечению в трудовую деятельность. Основной задачей такого труда является забота о коллективе.

  • Выполнение поручений.

Такая деятельность включает выполнение просьбы взрослого. Поручения могут быть разными:

  1. По содержанию.

Источник gentlelady.ru

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 20

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, условия, средства, виды труда, формы организации.

А) ПЕДАГОГИ О НЕОБХОДИМОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ С РАННИХ ЛЕТ.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Д. Ушинский, А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н. К. Крупская.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах опреде­лил теоретический и методологический взгляд на труд де­тей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду се­рьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

Великий педагог " В. А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности.

Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

СВОЕОБРАЗИЕ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКА, ПРЕДПОСЫЛКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ.

Труд детей отличается от труда взрослых людей.

Своеобразие детского труда:

1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2. Труд детей носит воспитывающий характер.

3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..

4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.

5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат) , но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планиро­вания трудовой деятельности. Планирование - важный ком­понент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте пла­нирование специфично. Дети планируют лишь процесс ис­полнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения.

Не пре­дусматриваются контроль и оценка работы. Словесное пла­нирование отстает от практического - ребенок не может со­ставить план работы, но действует последовательно.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольниковзачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в поло­жительной оценке взрослого.

Ребенка старшего возрастаинтересует достижение практического, материально пред­ставленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнуто­го результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детямдошкольного возраста, хотя она и име­ет свои особенности.

Материал otveti-examen.ru

Предварительный просмотр:

Педагогические условия трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.

В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе. Вместе с тем анализ опыта трудового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни дошкольников в детском саду.

Теоретическая база опыта:

Исследование базируется на научных положениях: теории развития ребенка в условиях совместной деятельности (Р. С. Буре, Л. С. Выготский, Г. Н. Година, А. В. Запорожец, А. С. Макаренко В. А. Сухомлиский и др.) , теории индивидуально-дифференцированного подхода организации трудовой деятельности детей (СИ. Архангельский, А. А. Вербицкий, Л. Ф. Спирин и др.) , теории трудового воспитания дошкольников (Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Л. В. Куцакова, Т, А. Маркова, Д. В. Сергеева, Л. А. Парамонова и др.)

Актуальность:

Учёные внесли значительный вклад в разработку проблемы методике трудового воспитания детей дошкольного возраста .

Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности ещё не достаточно разработана.

Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников . Трудовое воспитание детей дошкольного возраста ещё не стала ведущем направлением в образовательном процессе ДОУ.

Таким образом выявлены противоречия

-между социальной значимостью трудового воспитания и недостаточной реализацией данной педагогической задачи ДОУ;

-Между необходимостью подготовки педагога ДОУ к формирования трудолюбия детей и не разработанностью теоретических основ организационно –педагогических условий развития данного базового качества ребёнка.

Трудовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста

Осуществляется успешно ,если :

- Содержание и формы различных видов труда учитывают возрастные

особенности дошкольников , соответствуют личным интересам детей

и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении

инициативы ;

Обеспечено усвоение детей приёмов, средств , методов трудовой деятельности в различных видах труда , в процессе игр и специальных занятий.

Результативность

Реализация педагогических условий (организация содержания и форм различных видов труда учитывает возрастные особенности дошкольников, соответствует личным интересам детей и их потребностям в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы; обеспечение усвоения детьми приемов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий) позволила получить следующие положительные результаты деятельности:

по группе установлено увеличение в два раза количества детей, имеющих высокий уровень знаний о труде взрослых и их профессиях. Низкий уровень по данному параметру у дошкольников не выявлен;

у половины группы детей труд наряду с игрой является привлекательным видом деятельности;

возросла социальная активность в труде: количество дошкольников, имеющих высокий и выше среднего уровни увеличилось в три раза, по среднему уровню значимых изменений не выявлено; отмечено снижение в два раза процентного соотношения детей с низким уровнем;

в освоении детьми компонентов деятельности и степени самостоятельности в два раза возросло число дошкольников, способных самостоятельно поставить цель труда, принимая цель в форме познавательной задачи, планировать и оценивать результат трудовых усилий.

Основные термины:

Труд - является основным видом деятельности человека; эта деятельность, имеющая цель. В процессе труда человек затрачивает свои физические, психические возможности и каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. Важнейшее средство воспитания.

Трудовая деятельность- выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда") ; физиологическом (как "функции человеческого организма") , психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств и т. д.) .

Трудовое воспитание дошкольников- воспитание положительного отношения к труду. как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых путем включения личности в посильную трудовую деятельность и такой организации такой деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

Педагогические условия:

В ходе работы были реализованы педагогические условия, которые обеспечивают эффективность процесса трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Первое условие - Содержание и формы различных видов труда должны учитывать возрастные особенности дошкольников, соответствовать личным интересам детей и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициатив. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания

трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется в старшем дошкольном возрасте системно и последовательно.

Наиболее эффективными формами организации труда в этом возрасте является совместный коллективный труд, а также дежурства. При отборе содержания труда для совместной деятельности необходимо наличие следующих условий: труд должен быть интересен для детей и в то же время жизненно значим; объем труда должен быть допустимым с общепедагогической точки зрения; в нем должна целесообразно выступать необходимость совместной деятельности с разделением функций между детьми и взрослыми.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

При организации трудовой деятельности обеспечивалось всестороннее развитие детей, формирование жизненно необходимых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности. Совместный коллективный труд (прежде всего в природе) способствовал активизации физических сил и умственной деятельности детей, доставлял им радость, позволяя ощущать себя значимыми и компетентными.

Основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей заключаются в следующем:

-подчеркивание общественной значимости труда;

-все виды труда и их содержание должны соответствовать возрастнымвозможностям детей;

-строгое соблюдение норм нагрузки, выполняемой детьми, недопуская их перегрузки и переутомления;

-постепенное расширение самостоятельности детей;

  • создание благоприятной психологической атмосферы, формируя у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремлений помочь друг другу;
  • направление внимания и усилий детей на качественное выполнение трудовых действий.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются -объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек. Второе условие - обеспечение усвоения детьми приемов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий. Это условие реализовывалось в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий.

В старшей группе ДОУ большую роль в трудовом воспитании начинает играть ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. У дошкольников в этот возрастной период формируется интерес к ручному труду, желание создавать своими руками различные изделия, сувениры, украшения. Одно из направлений работы- воспитание заботы о младших детях, о мамах и т.д.

Широко используется игровые формы организации труда, например, труд в

« Мастерской добрых дел». Идёт постоянный поиск инновационных форм работы . Например : « Дежурство по выполнению полезных дел»,

« Лечебница для книг», « Мастерская народных умельцев» или « Фабрика игрушек».

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду эффективной формой работы является проектная деятельность, которая позволяет детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

Проводимое исследование подтвердило правомерность гипотезы:

  1. Личность ребёнка формируется в деятельности , общении , игре , познании,

продуктивных видов деятельности в труде.

  1. Эффективное трудовое воспитание обеспечивается рядом педагогических

условий:

  • Содержание и формы различных видов труда учитывают возрастные и личностные

особенности детей их потребность в самореализации, общении, одобрении,

проявлении инициативы;

  • Обеспечение усвоения детьми приёмов , средств , методов трудовой деятельности в различных видах труда , в процессе игр и специальных занятий.

Материал nsportal.ru

Презентация на тему "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста" скачать бесплатно

МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Белочка»г. Зверево, Ростовская область

№ слайда 2

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

№ слайда 3Описание слайда:

Труд- основное условие всей человеческой жизни –и при томв такой степени, что мы визвестном смысле должнысказать: ТРУД создал самогочеловека» Ф. Энгельс

№ слайда 4Описание слайда:

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредствомознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

№ слайда 5Описание слайда:

1.«Условия организации труда детей. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурства. Коллективный труд детей»Р. С. Буре2.«Особенности труда дошкольника.

Ручной труд» В. Г. Нечаева3.«Ознакомление с трудом взрослых» Е. И. Радина4.«Поручения» А. Д. Шатова5.«Труд в природе» Е. И. Корзакова, В. Г. Фокина6.«Самообслуживание»Г. И. Година7.«Труд ребенка в семье» Л. В. Загик, Т. А. Маркова8. «Формирование положительного отношения к труду взрослых» Я. З. Неверович, В. И. Логвинова

№ слайда 6

Цель трудового воспитания дошкольника Формирование положительного отношения ребенка к труду

№ слайда 7Описание слайда:

Задачи трудового воспитания в ДОУОбучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений труиться в коллективе и для коллектива)

№ слайда 8Описание слайда:

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В. А. Сухомлинский

№ слайда 9Описание слайда:

Условия организации труда детей Создание мотивации трудовой деятельности Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам Учет нагрузки, состояния здоровья , интересов, способностей ребенка

№ слайда 10

Виды труда Ручной и художеств. труд Само-обслуживание Хозяйственно-бытовой Труд в природе

№ слайда 11Описание слайда:

Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)

№ слайда 12№ слайда 13Описание слайда:

Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

№ слайда 14№ слайда 15Описание слайда:

Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.

№ слайда 16№ слайда 17Описание слайда:

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

№ слайда 18

Читать далее ppt4web.ru

49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие) » Шпоры для студентов

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труд. воспитания

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.

А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоц-ци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) .

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете.

Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог.

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы Труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат) . У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование . детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.) ; намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется.

Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. ТрУдовая деятельность детей имеет свою спецификут поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат) .

Вид деят-и Компонент

Материал shporiforall.ru

Другие статьи по теме: