Трудовое воспитание дошкольников

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Ростовской обл.

Опыт работы ДОУ

по трудовому воспитанию дошкольников[/h3]



Старший воспитатель

Агаркова Надежда Ильинична

2013 г.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.

В последнее время не имело должного внимания трудовое воспитание детей и в ДОУ. Однако с введением ФГТ к образовательной программе в нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяем достаточно много внимания. В течение года мы углубленно работали в данном направлении и выработали определенную систему трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда

К настоящему времени:

- определены условия организации труда дошкольников, разработано его содержание;

- выделены формы организации детей в труде ;

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых;

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье;

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.

Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

Работа запланирована и ведется в нескольких направлениях: с детьми, коллективом и родителями.

Цель трудового воспитания дошкольников по ФГТ – формирование положительного отношения ребенка к труду.

И реализуется через решение следующих задач:

Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Считаем, что для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- подбор оборудования для труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

- поощрения в процессе и по результатам труда;

-демонстрация заинтересованности педагога.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

- труд по уборке помещения;

- мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,

картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых:

НОД

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Экскурсии

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)

Дидактические, настольные, творческие игры

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Использование ИКТ

Интеграция образовательных областей

Поставленной перед коллективом цели добивались, используя разнообразные формы и методы работы. В подготовке к педсовету на тему «Система работы ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников» приняли участие все педагоги ДОУ.

Запланирован и проведен тематический контроль «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников».

Очень сложно было определить победителей в смотре-конкурсе на Лучший уголок дежурств, в котором приняли участие все средние, старшие и подготовительные группы. Уголки были содержательны, оформлены эстетично, оригинально, отвечали возрастным требованиям детей данной группы. В изготовлении уголков приняли участие родители.

Младшие группы тоже не остались в стороне: приняли участие в Фестивале педагогических проектов: «Огород на окошке» (1 младшие группы) и «О тех, кто трудится в детском саду» (2 младшие группы).

Для педагогов подготовили и провели консультации на темы: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников», «Значение трудового воспитания в развитии личности», «Ознакомление с трудом взрослых».

Все возрастные группы продемонстрировали разнообразные формы работы по трудовому воспитанию на открытых просмотрах по теме «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию».

Воспитатель высшей категории подготовила и провела мастер-класс на тему «Развитие творческого потенциала в процессе овладения приемами техники «квиллинг».

Педагоги высшей категории в помощь воспитателям разработали технологические карты на все возрастные группы, где можно наглядно увидеть задачи, виды труда и формы организации деятельности детей по каждой группе отдельно.

В помощь воспитателям разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.

Считаем, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников был представлен на городском методическом объединении дошкольных работников и получил высокую оценку коллег.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. И коллектив нашего ДОУ добивается в этом определенных положительных результатов. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим. » В. А. Сухомлинский.

www.maam.ru

Трудовое воспитание дошкольников

  1. Средства трудового воспитания дошкольников.
  2. Ознакомление с трудом взрослых.

Труд -это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Большое значение труду придавал А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

- Были определены ведущие задачи:

- научиться трудиться с радостью;

- приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Современный этап отличается, «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания этот раздел отсутствует. Эта проблема может привести к задержке в развитии личности.

Своеобразие детского труда.

  1. Детский труд не создаёт общественно значимых материальных ценностей;
  2. Труд детей носит воспитательный характер;
  3. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми
  4. Детский труд близок к игре (играют водой во время умывания)
  5. В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого. Самостоятельными.
  6. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.
  7. Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер.
  8. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Задачи трудового воспитания дошкольников.

  1. Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:

- овладение трудовыми навыками и умениями.

- овладение структурной деятельностью

2. Развитие личности ребёнка в труде:

- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;

- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;

- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.

Виды труда.По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры) . Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп. Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность.

Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке. Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.

Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани.

Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Умственный труд – улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка) , решение житейской задачи, собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей деятельности всё это результат умственного труда.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен:

- доступен по характеру выполняемых действий

- связан с игрой.

Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд.

Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами(дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей.

- уборка игрушек

- мытьё игрушек

- стирка кукольного белья и т. д.

Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках) .

У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд который организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение. У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Не смотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:

- осмысленной

- радостной

- творческой.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

- инициатива

Ссылка на источник davaiknam.ru

49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие) » Шпоры для студентов

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труд. воспитания

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.

А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоц-ци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) .

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете.

Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог.

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы Труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат) . У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование . детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.) ; намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется.

Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. ТрУдовая деятельность детей имеет свою спецификут поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат) .

Вид деят-и Компонент

Подробней shporiforall.ru

1. Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

3. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

4. Требования к организации детского труда.

5. Виды трудовой деятельности дошкольников.

6. Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях.

Заключение.

1. Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.

А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) .

2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

Цельвсей системы трудового воспитания- нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачитрудового воспитаниядетей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

3. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольниковв том, что:

1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете.

Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог.

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивытруда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат) . У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей – они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.) ; намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется.

Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

4. Требования к организации детского труда.

Существует несколько основных требований к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему.

Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А. Аркин) , что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей.

Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью.

Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы.

Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

5. Виды трудовой деятельности дошкольников.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание-труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой трудпредполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяетсятруд в природе.Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников.

Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.) , это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу) ; этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный трудпо своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребенка. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

6. Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Большую роль поручения играют в младших группах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе.

Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

  1. Поручения всегда исходят от взрослого.
  2. В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать) .
  3. Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
  4. В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботу о людях.

Вдошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами) . Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года.

Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям, распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

Вусловиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

  • способствуют систематичности включения детей в труд;
  • требуют от ребенка большей самостоятельности;
  • необходимы знания последовательности и объема работы;
  • имеют общественную значимость для всего коллектива;
  • задания даются в обобщенном виде. Имеет свои особенности и подбор дежурных:
  • объединение детей по одинаковому отношению к труду;
  • объединение по принципу «кто с кем хочет»;
  • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным) ;
  • объединение по алфавиту (в подготовительной группе) .

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили) .

Требования к дежурству:1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.3.

В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня.

5. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание.

Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.Впроцессе общего труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей - совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда существует и другая точка зрения - С. А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

  • общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд;
  • совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно;
  • коллективный труд - может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Список литературы.

1. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Организация трудовой деятельности дошкольников

    Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в...

  • Трудовая деятельность дошкольников

    Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в...

  • Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыс...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Экономическое воспитание дошкольников

    Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста С изменение социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основа...

  • Игра как средство воспитания дошкольников

    Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста» Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека н...

  • Воспитание дошкольников

    Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...