Творческие способности детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

«Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».

Синити Судзуки.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия, а главное - создание для него пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги, грамотно подобранное, с учетом интересов детей, занятие и игра.

Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их чему угодно. Обучение является очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядит веселой занимательной игрой. Мои воспитанники уверены, что они просто играют, и никогда не подозревают, что их чему-то учат. Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро замечаешь, что он стал быстрее развиваться, лучше ориентироваться в окружающей среде, научился сосредотачиваться и у него появляется чувство независимости, уверенности, анализирует свои поступки и перестает баловаться. Много полезного дети получают от взрослых, которые могут открыть и объяснить тайны, привлечь внимание к неизвестному.

Взрослый, будь он родитель или педагог, является в этом случае «гончаром, а ребенок – глиной в его руках» и, воспользовавшись этим благодатным периодом, называемым – детство, можно слепить из него личность, который может творчески подходить к решению разных проблем. Например, смотря с ребенком на лист растения, можно показать ему прожилки, форму и размер листа и какой разный он с каждой стороны на ощупь. Я считаю, что способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если мы, взрослые, научим его замечать даже самые мелкие детали окружающей среды. Эта способность очень важна для умственного развития малыша — ведь любознательность ребенка легко увлечь, если он научится внимательно наблюдать и оценивать явления природы. Самые крошечные и, казалось бы, незначительные детали могут поведать ему об очень многом. Например, возьмите картинку, изображающую семью, отдыхающую с котом на берегу реки. Спросите ребенка, что он думает о картинке: сколько дней семья на отдыхе, какая помощь от кота, теплая ли вода в реке, кто может выйти из леса, что замышляют дети? Используя свои способности наблюдать и изобретать и фантазию ребенка, чтобы ответить на эти вопросы, можно насладиться игрой, вообразив настоящий берег реки с палаткой прямо в комнате и изображая супер сыщиков. Играя с ребенком надо помнить, что крайне важно уметь слушать его и вызывать на разговор. Какие интересные, неожиданные и бесхитростные бывают порой высказывания детей. Их чистота и непосредственность восприятия может вернуть нам способность удивляться. Беседа с ребенком доставляет большое удовольствие, из нее можно многое узнать о том, как он воспринимает мир.

Еще одна прекрасная возможность развития творческих способностей ребенка — постановка спектаклей. Перевоплощаясь в разных персонажей, ребенок имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами жизни и как бы подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться на его, непростом в наше время, жизненном пути. В театральном действии он становится деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Такое перевоплощение развивает интеллект, воспитывает способность сопереживать и понимать. Захваченный игрой в спектакле и проявляя активность, ребенок использует свои физические и умственные способности.

Но здесь очень важна одна деталь. Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставлять ему свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. То есть создать ему то пространство выбора и доверия, которое позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.

Еще один важный момент из моей практики, на который я хотела бы обратить внимание – это продолжительность игры. Игры, представленные в программе «Занимательная мозаика», обучающие, но обучение - это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «не докормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё. Также в ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Для этого целесообразно заканчивать любой урок с детьми, теми упражнениями, теми элементами, которые ему хорошо удаются. Бывают ситуации, когда мы видим, что ребенок не настроен соответствующим образом на игру, или потерял интерес, тогда необходимо прекратить игру, или предложить альтернативу. Нужно вовремя прервать упражнения, не дав закрепиться неудовольствию. Отсутствие принуждения - принцип, которым я руководствуюсь. Лучше ничего не делать, чем вызывать у ребёнка скуку. Если я вижу, что ребенку не интересно, я предлагаю ему самому выбрать задание (из существующих вариантов, что более успешно развивает интерес и навыки самостоятельной работы. Некоторые игры–занятия можно положить в основу проектной работы, растягивая их выполнение, на несколько занятий. Этот принцип повышает мотивацию к обучению.

На основании выше сказанного можно сделать вывод: следует всегда заканчивать занятия на мажорной ноте, на радости достигнутого успеха.

И последнее, на что я хотела обратить внимание – это семья. Известно, что первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, «опираясь» на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей.

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса. В связи с этим и с семьей происходят радикальные изменения, отражающие преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех. (Н. М. Лебедева, М. С. Яницкий и др.) Супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н. Г. Марковская, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи. А ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его будущее.

www.maam.ru

1. Проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по данной теме.

2. Дать характеристику развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста, условия её возникновения и организации.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы творческого развития детей.

1.1 Развитие творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста по результатам научно - методических исследований.

1.2. Театрализованная деятельность и ее характеристика.

1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры. С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче) .

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

2.1. Констатирующий экспериментпредставляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №) , одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

2. 2.Формирующий эксперимент

На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" мы включим: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".

2.3. Контрольный эксперимент

Для того чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий выражены в таблице.

В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею;

3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

По теме:

Материал nsportal.ru

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1 Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста

.1 Программа и методики исследования

.2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация

Заключение

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Предмет исследования - творческие способности детей дошкольного возраста.

Объект исследования - воспитанники дошкольного образовательного учреждения развивающего вида № 923 города Москвы.

Цель исследования - изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников.

. Выявить критерии одарённости у детей дошкольного возраста.

. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния интеллекта на творческие способности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - творческие способности дошкольника не зависят от уровня развития его интеллекта.

Методы исследования:

теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы;

эмпирические методы: наблюдение, тестирование;

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающий определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причём выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность её в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий .

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков.

Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей.

Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как строительный материал в построение его способностей.

Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний .

Можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вероятно, что данному индивиду потребу

s

Подробней на сайте studsell.com

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать.

Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать.

Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния) , но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) , зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками) . Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения) .

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы) , живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати.

Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова!

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) .

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе) .

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными.

Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок.

И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Английский для детей дошкольного возраста

    «Виды транспорта». Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста Кружок «Happy English» Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста по теме...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...