Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению»

ПРОЕКТ на тему:

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к школьному обучению».

Актуальность.

Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной в наше время, так как одним из критерий предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие. Работая в старшей группе компенсирующего назначения, я убедилась, что одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению. Родители не придают значения важности использования дидактических игр дома, это показали результаты анкетирования по теме «Во что играют дети дома? »

Первоначальная диагностика интеллектуальных способностей выявила проблемы в сфере развития процессов мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия. Дети не умеют соблюдать правила игры, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты, распределять роли и т. д. Так же был выявлен низкий уровень заинтересованности родителей в совместных играх с детьми. Поэтому для успешного перехода к школьному обучению, и возникла необходимость в этом проекте.

Проблема

Несформированность интеллектуальной сферы детей с ОНР.

Задачи проекта:

• Развивать познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста;

• Развивать познавательную активность желание получать новые знания;

• Стимулировать умственную активность через подбор знаний разной степени сложности;

• Развивать умение использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, развивать слуховое понимание обращенной к нему речи;

• Развивать умение осмысливать собственные действия;

• Развивать гибкость мышления.

Ожидаемый результат

В ходе проекта у детей должны будут сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

Должны быть развиты такие качества как любознательность, сообразительность, наблюдательность, гибкость мышления.

ХОД ПРОЕКТА:

В течение учебного года в вечернее время проводились мероприятия в соответствии с планом работы. Ребята учились играть в дидактические игры, соблюдая правила, учились договариваться между собой. В процессе игры у детей развивалась мелкая моторика пальцев рук, дети учились контролировать свои движения и управлять ими. Возникающие в ходе игр конфликты разрешались сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно. В процессе игр совершенствовалась диалогическая речь.

Развиваем мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Закрепляем знания детей о животных разных стран, развиваем речь, мышление, память.

Закрепляем знания о геометрических фигурах, цвете; развиваем внимание, зрительное восприятие, речь, мышление.

Закрепляем умение соблюдать правила игры; развиваем комбинаторные и логические способности.

Закрепляем счет, развиваем сообразительность, логическое мышление и пространственное воображение.

Продолжаем учиться играть в шашки, развиваем логическое мышление, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Воспитываем спокойствие и уверенность в своих силах, умение выигрывать и проигрывать с достоинством.

Работа с родителями

Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:

• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;

• Выставка – экскурсия «Играя – обучаем, обучая – играем» выставка групповых дидактических игр с учетом возраста и обучающих задач;

• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки и домино дома»;

• Мастер – класс «Использование дидактических игр для развития познавательных способностей будущего школьника»;

• Родительское собрание «Растить любознательных».

Итоговое мероприятие

В конце года было проведено итоговое мероприятие "Шашечный турнир". В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира - Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос "Что нужно для игры в шашки? " дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира - кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.

Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.

Результативность.

Диагностика интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего назначения показала, что применение дидактических игр и дидактического материала дает положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей детей.

Следует учесть, что три человека, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Ожидаемый результат достигнут. У детей стали более развиты такие качества как любознательность, сообразительность, наблюдательность, гибкость мышления. Дети стали самостоятельно рассуждать, делать умозаключения, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, умение достойно проигрывать.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо продолжать работу по использованию дидактических игр для развития умственных способностей детей. А так же проводить работу с родителями, с целью повышения знаний о значении игр с детьми дома для успешной подготовки детей к школе.

www.maam.ru

2. Цели и задачи программы.

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

4. Формы и методы занятий.

5. Техническое оснащение занятий.

6. Учебный план работы кружка

7. Предполагаемые результаты.

8. Литература

  1. Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.

Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения.Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения) ; способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

2. Цели и задачи программы

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Обучающие:Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,

вишневый)

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,

высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -

ниже, толще – тоньше.

Развивающие:Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,

сравнение, классификация, обобщение) .

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память,

воображение) .

- мелкую моторику рук и глазомер.

- творческие способности и фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) .

- наглядность (наличие дидактических материалов) .

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей) .

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы) .

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий) .

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме) , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.) .

3.Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 3 месяца (март-май, 13 занятий) по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 10 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 5 лет.

4. Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежитуровень деятельностидетей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) .

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) .

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) .

-исследовательский (самостоятельная творческая работа) .

Методы, в основе которых лежитформа организациидеятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой) .

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) .

- групповой (работа в парах) .

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем) .

5. Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.

- Схемы для накладывания палочек при составлений

трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.

Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились.

6.Учебный план

Материал nsportal.ru

Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.02.2014 - 14:44 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

А. Камю

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Подробней nsportal.ru

Зубки белые.

Игры на развитие внимания

Вниманиесвязано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним.

Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.

Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос.

Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер — желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.) , который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, — сообщаете вы, — указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность) . Движение — указательный жест — является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило — держать палец у края стола — помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.) ?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы.

Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Несуществующее животное»

Если существование рыбы- молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы .

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку.

Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление- одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор) . Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.

Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению?

Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно.

Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 28.02.2012 - 13:20 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Источник nsportal.ru

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

М?КК «Павлодар ?аласыны? №35 с?билер ба?шасы»

ГККП «Ясли-сад №35»

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Усатенко В. В.

2012-2013 уч год

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры.

В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Игра делиться на несколько стадий:

1 стадия

Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 стадия

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре

3 стадия

В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию.

В эти виды игр дети усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях , так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

  • сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре “Угадай, что мы задумали”, необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: “да” или “нет”. Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.

В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто.

Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных.

Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания.

Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей) ;

- мотивационный (желание узнавать новое) ;

- практический (применять полученные знания и умения в жизни) .

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический) .

Дидактические игры, по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Тема недели

Ссылка на источник infourok.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...