Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их – игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки. Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т. д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.) .

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать? », «Что делаешь? », «Для чего надо рыхлить землю? » и т. д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

В своей работе использую такие игры, как игра на развитие речи «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок. » и называет нужное слово (замок, коробок, и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать? » Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

Игровое упражнение «Чье все это? »

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животных, а затем карточки с изображением различных частей (хвостик, ушки, глаза и т. д.) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игровое упражнение «Если бы. »

использую для развития у детей связной речи, воображения,

«Если бы я был волшебником, то. »

«Если бы я стал. »

Игровое упражнение «Закончи сам»

помогает в развитии у детей воображения, сказочной речи.

Я предлагаю начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Дети очень любят играть в такие игры:

" Назвать любые слова на определённую букву"

"Что звучало? "

"Назвать больше слов по теме. " (в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т. д.) Очень интересно в этой игре использовать песочные часы.

"Составить цепочки слов-антонимов. " (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т. д.)

"Назвать все известные предметы одного и того же цвета", "Угадай, что я хочу сказать. "

Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа) закревляем в различных дидактических играх.

Так же речевое развитие проходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями

Что еще интересного мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов, сказок. Составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам.

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Художественная литература и устное народное творчество также развивают мышление и воображение ребенка, дают образцы литературного языка.

Чистоговорки скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают при артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, пением песен.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов и умением применять их в разных ситуациях.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики, ведь уровень развития мелкой моторики непосредственно связан с развитием речи детей. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Это и игры с мозаикой, мелким конструктором, а так же лепка, рисование, конструирование из бумаги, аппликация.

Такие виды работ у нас проходят не только во время непосредственной образовательной деятельности но и как индивидуальные формы работы во второй половине дня. Свои поделки дошкольники могут описать, рассказать как они выполняли ту или иную работу, что для этого потребовалось, в какой последовательности её необходимо было выполнять.

Таким образом речевое развитие-это сложная, каждодневная, кропотливая работа, потому что каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной

Умение разговаривать помогает быть ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. : Мозаика-Синтез, 2007, Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999.

www.maam.ru

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Работу выполнила воспитатель

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 36»

Космачева Марина Николаевна

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

Поэтому проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение сюжетных рассказов по картине, из личного опыта.

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы. Инновационные формы работы над рассказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. В процессе поиска решения проблемы развития связной речи дошкольников, работая по данной теме, изучив пособия авторов: Ф. А. Сохина, Л. П. Федоренко, Е. И. Тихеевой; мы поставили следующие цель и задачи.

Цель – представить систему работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста, раскрыть особенности развития связной речи детей старшей группы.

2. Разработать и представить недостающий методический материал для организации непосредственно-образовательной деятельности по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок в соответствии с данным возрастом.

3. Проанализировать эффективность предложенной методики.

Изучив теоретические аспекты обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин, мы решили разработать перспективный тематический план по развитию связной речи через обучение составлению рассказывания по картинам и сериям сюжетных картинок.

Предлагаемые нами конспекты непосредственной образовательной деятельности соответствуют основным требованиям методики развития речи, которые предъявляются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Каждая образовательная деятельность имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.

Дидактические задания представлены в форме игровых заданий, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог.

Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от образовательной деятельности номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к деятельности, упражняющей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Непосредственная образовательная деятельность по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей проводятся один раз в месяц: пять НОД по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды НОД по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процесс специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, индивидуальной работе.

В процессе обучения рассказыванию по картине мы использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, мы обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар? » (По картине «Шар улетел»).

В ходе образовательной деятельности мы применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится непосредственная образовательная деятельность.

Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца.

Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой оно происходит, причинных связей и зависимостей, своевременно предотвращая появление в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей.

Рассматривание картины сопровождается беседой. В старшей группе продолжается работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, поэтому, беседуя с детьми, педагог направляет их мысль на суть изображенного события при помощи следующего вопроса: «Что за случай произошел во время Таниной прогулки? » Вместе с воспитателем дети передают содержание картины. Наряду с выделением самого существенного в сюжете картины педагог учит детей видеть ее детали, описывать фон, пейзаж и т. д.

В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить личное отношение к изображенному.

Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями педагога: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка; что Таня сделала, когда увидела лодочку». После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, связанная с составлением рассказов по картинам и серий сюжетных картин, позволяет расширять запас слов детей, в том числе, слов с противоположном значением, помогает развивать умение детей правильно и грамотно строить предложения.

При работе по данному направлению имеются положительные результаты.

www.maam.ru

-Развивать монологическую форму речи.

-Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем

Занятия со старшими дошкольниками, на них также широко используют дидактические игры и упражнения, включают пластические упражнения (физкультминутки) .

Индивидуальная и групповая работа с детьми, как правило, организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей.

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди".

Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества.

Наблюдения. Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов.

Социальная среда как развитие речи дошкольника. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует.Дети - великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи.

Экскурсии как метод развития речи детей - учим детей объяснять увиденное.

Игра и труд как развитие речи детей.

Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека.

Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

методы словарной работы

I. Введение новых слов в словарь

1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

2. Рассматривание и обследование предметов.

3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.

Эти три метода используются во всех возрастных группах.

4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.

5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .

Последние два метода используются, начиная со средней группы.

II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.

Этот метод используется главным образом в старших группах

2. Чтение и рассказывание литературных произведений.

3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Два последние метода используются во всех возрастных группах.

III. Закрепление и активизация словаря.

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание картин знакомого содержания.

3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.

Эти методы используются во всех возрастных группах.

4. Словесные игры используются в средней и старшей группах

5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.

6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.

7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале) используется преимущественно в средней и старших группах.

В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный) ; продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда) . В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане.

Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на "теоретические" позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

К концу года дети должны уметь

• Участвовать в беседе.

• Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

• Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

• Определять место звука в слове.

• Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

По теме:

Материал nsportal.ru

Материал по логопедии на тему: Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Опубликовано 06.03.2015 - 17:57 - Красильникова Марина Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей

Цель:Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме«Дидактические игрыпо развитию речи для детей дошкольного возраста».

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей.

Высоким уровнемречевого развития удетей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;Результаты диагностики нам показывают, что уровень развития речи у наших дошкольников недостаточно высок, а особенно низкие показатели у лексического строя речи.Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей? (высказываются педагоги)

Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение.

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями.

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. приставочный: делать? пере-делать;

3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;

4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, углублять знания о них.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Во время работы над словом, необходимо стимулировать детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать) . При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Подбирая материал для словесных дидактических игр, старайтесь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Например, игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.

Образуем слова с суффиксом -ик-

Куст-кустик

Ссылка на источник nsportal.ru

4. Продукт педагогического проекта…………………………………………......13

Паспорт проекта

Название проекта:«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой»

Вид проекта:практико – ориентированный

Продолжительность:1 год

Участники:дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Основное направление проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой.

Актуальность

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей -важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1.сотрудничать;

3.воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4.говорить самому.

Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам) , в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проблема формирования и развития коммуникативных способностей особенно актуальна. В результате мониторинга сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» было выявлено большое количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

Актуальность проблемы поставила перед нами цель– внедрение инновационной технологии О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» для повышения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Для решения поставленной цели были определены задачипедагогического проекта:

  1. Повысить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 5 % через внедрение технологии Бизиковой О. А.
  2. Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению технологии О. А. Бизиковой, с целью дальнейшего использования педагогов в работе по формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
  3. Повысить уровень компетентности родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм и методов работы на 8 %.

Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:

  1. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков у детей

старшего дошкольного возраста на 5%.

  1. Повысится уровень компетентности педагогов по развитию

коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 35%.

  1. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития

коммуникативных навыков детей на 8 %.

Содержание проекта

Цель: Развитие умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться диалогом, как формой общения.

Задачи:

  1. Формировать умения пользоваться различными единицамидиалога в соответствии с их функциональным назначением.
  1. Способствовать усвоению основных правил ведения диалога,его культуры.
  1. Обучать дошкольников правилам речевого этикета.
  1. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по

вопросам развития коммуникативных навыков у детей.

Содержание данных задач условно можно представить в виде трех блоков:

первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение —реакция на побуждение».

Диалогическое единство

Подробней на сайте nsportal.ru

1. Влияние малых форм фольклора на развитие

речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Некоторым детям, присуще излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.

Работа над автоматизацией поставленных звуков, подчас скучна и однообразна для ребенка. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Тексты потешек, подчас забавны, дети с удовольствием повторяют их, закрепляя тем самым правильное произношение звуков, занятия становятся интересными и разнообразными.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

2. Особенности понимания малых фольклорных форм

старшими дошкольниками с ОНР.

Известно, что дошкольники сообщим недоразвитием речи, испытывают большие затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок, нежели их сверстники без речевой патологии. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки") , "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю") , "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк") , то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице " Хочешь, есть калачи, не лежи на печи" –

"Не нужно есть лежа, а то крошки в постель попадут …".

Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и учатся на их основе делать логические выводы.

Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Мы постарались восполнить этот пробел. На занятых по развитию связной речи, старались подбирать такие художественные произведения (сказки, рассказы) , на примере которых можно ярко продемонстрировать детям значение той или иной пословицы, поговорки. Затем просили детей проиллюстрировать основную мысль сказки, рассказа, которая комментировалась поговоркой или пословицей.

Для этого мы завели альбом и записывали туда известные детям пословицы и поговорки.

Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом.

Мы попросили родителей и детей припомнить забавные случаи, которые произошли с ними самими или с их знакомыми. Записать эту историю и подобрать к ней подходящую пословицу или поговорку.

На следующем этапе работы, мы попросили родителей помочь детям подобрать фотоматериалы к поговорке или пословице, которая особенно запомнилась или понравилась их ребенку.

Используя подобранные материалы, мы с детьми выпустили групповую стенгазету, которую так назвали: «Поговорки – цветочки, пословицы - ягодки»

Пословицы и поговорки использовались на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Воспитатель предварял чтение художественных произведений, пословицей или поговоркой, подводя детей к осознанию идеи произведения;

Например, перед чтением сказки «Лиса и журавль" мы выясняли, как понимают дети выражение "Как аукнется, так и откликнется". Затем предложили объяснить значение слова "аукнуть", подбирали синонимы к этому слову. Обсудили значение выражения «не солоно хлебавши».

Дети говорили, как они понимают пословицу "Как аукнется, так и откликнется". (Пословица о том, что к другим людям надо относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе) . Подобрали пословицу со схожим значением: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь». После обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, почему герои сказки так поступили. (Варианты ответов детей: «… из-за жадности…», «…хотели обхитрить друг друга…») . В свободное время предлагали детям проиллюстрировать пословицу.

Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.) , а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  1. у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх, играх - забавах, выбирая ведущего с помощью считалок.
  2. родители с большим интересом отнеслись к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми и подбирали пословицы и поговорки, объясняя детям их смысл.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей помогает детям в вербальном общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Развивает словесно-логическое мышление. Учит детей устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями.

Развивает творческие способности детей, а в совокупности помогает в личностном становлении ребенка.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Речевой материал для работы над дикцией.

Пословицы, поговорки.

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Ешь – не кроши, съешь – не проси.

Не поднимай нос: споткнешься.

Не спеши судить – спеши выслушать.

Задумал бежать, так не надо лежать.

Знайка бежит, а незнайка на печке лежит.

Железом золото добывается.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заварил кашу – не жалей масла.

Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

Береги нос в сильный мороз.

Всему свое время.

Где снег, там и след.

Есть совесть — есть и стыд.

И сила уму уступает.

Как ни тесно, а все есть место.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Всякое семя сеют в свое время.

Конец — делу венец.

Как аукнется, так и откликнется.

Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.

Библиография.

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  4. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
  7. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
  8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
  9. Мухина В. С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  11. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

По теме:

Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Представленный опыт позволит повысить интерес ре...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Культура общения детей старшего дошкольного возраста

    Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразован...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Презентация речевое развитие детей дошкольного возраста

    Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит...

  • Презентация развитие речи детей дошкольного возраста

    Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жи...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Речевое воспитание детей дошкольного возраста

    Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...