Устное народное творчество детей дошкольного возраста

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

«Устное народное творчество в коррекции речевых

нарушений у детей дошкольного возраста»

Т. Н. Субботина, воспитатель

МБДОУ детский сад № 37 «Соловушка», г. Старый Оскол

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе.

Фольклор дает прекрасные образы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух.

Через устное народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.

Колыбельные песни. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ах ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» - «кепка», «капуста» - «виласта» - «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. Приговорки учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех, редко восьми строк. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушечка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пороги печет,

Кошка на окошке рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет…

Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

- помогают расширить словарный запас детей;

- способствуют развитию слуховой памяти;

- дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

- развивают фонематичекий слух;

- оказывают помощь в автоматизации звуков речи.

В марте мороз трескуч, да не жгуч.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Скороговорки. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

Использование скороговорок помогает закрепить дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания.

Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.

Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок:

- загадки с точно названными признаки;

- загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками;

- загадки с отрицательным сравнением;

- загадки с отрицательным сравнением и зашифрованными признаками, т. е. содержание и отрицание, и иносказания;

- комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками:

- загадывание загадок;

- отгадывание загадок;

- доказательство правильности отгадок;

- сравнение загадок о разном.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

(Месяц и звезды)

Пословицы и поговорки. Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка часть суждения.

Он – лисий хвост. – Поговорка.

В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает. -Пословица.

Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна при работе с рассказом, сказкой.

Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Тара - бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна.

Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Литература:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007.

2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.

3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8( 49) ноябрь, 2008.

4. Соболева А. В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. В. Соболева. М. : ГНОМ и Д, 2000.

5. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду, № 4, 2001.

www.maam.ru

Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.

Беря, все это во внимание, я выбрала тему для своего проекта «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество».

В своей работе я уделяла большое внимание воспитание детей через использования устного народного творчества.

Нами разработанный проект рассчитан на один год.

Участниками проекта: детей своей группы, родителей, педагогов нашего детского сада.

Далее обозначаю актуальность данного проекта. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.

Естественно необходимость использования устного народного творчества в развитии младшего дошкольного возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового интересного. У него развиваются когнитивные навыки (память, внимание, речь) .

Также актуальность по данной теме еще заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источник духовно-нравственного развития детей.

Следующим пунктом в проекте должны поставить цель.

Цель проекта звучит так: знакомить детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей 2-3 лет к красоте родного слова.

Далее поставлены перед собой несколько задач.

Такие как:

1. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;

2. В разных видах деятельности применять народное слово;

3. Показать красоту образного языка сказок;

4. Использовать в процессе театрализованную деятельность;

5. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.

6. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

7. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.

8. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

9. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Также необходимо было сформулировать гипотеза: Воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.

В ходе проекта были обозначены следующие этапы.

Это:

1. Подготовительный – создание условий для реализации проекта

2. Основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3. Заключительный – презентация, оформление материала проекта, итоги, выводы, результат. Начнем с первого этапа – подготовительный. Он представляет собой создание условий для реализации проекта:

- Подбор методической, педагогической и художественной литературы;

- Создание библиотеки народного творчества;

- Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;

- Подбор наглядных пособий и иллюстраций;

- Подбор детской фонотеки: музыка, сказка, песни;

- Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Также были обозначены формы работы

1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки) .

2. Тематические беседы по устному народному творчеству

3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций

5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности

6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок

7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах

8. Развлечения, досуги

9. Рисование, лепка по народному творчеству

10. Пальчиковые игры

Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями.

Они оказали большую помощь в подборе художественной литературе, наглядно-дидактических пособий, рисование масок по сказкам, вязание для пальчикового театра, подбор фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, мелодии) .

Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь.

Чтобы держать родителей в курсе событий были приготовлены консультации «Русский народный фольклор», «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» и т. д. Также на итоговом родительском собрании планирую выступить с докладом и рассказать родителям об играх с детьми дома, были созданы папки–передвижки, проводились беседы, развлечения по данной тематике.

Родители также доброжелательно отнеслись на предложение принести в группу диски с колыбельными песенками, потешками, сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

Что можно сказать о проделанной работе? Наконец переходим к заключительному этапу.

Хочу обозначить результаты о проделанной работе.

Думаем, что работа по фольклору, которую мы проводили в своей группе, дала много хорошего.

Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение.

В – третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.

Потешки, сказки, игры, прибаутки, заклички, колыбельные вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечание и наказание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

Также у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитие детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки.

Из всего сказанного хотим сделать вывод: работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.

Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе.

www.maam.ru

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Из опыта работы Поддубной Антонины Александровны, воспитателя первой категории, МАДОУ ЦРР ДС №350, города Челябинска

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают буквально всё, даже не желая того.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей.

Поэтому у ребенка старшего дошкольного возраста появляются следующие проблемы:

1. Речь состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо) .

2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

3. Использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.

4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.

5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст.

6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. Отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Все выше сказанное предопределило выбор темы опыта работы: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Целю опыта работы является: теоретически обосновать и подтвердить практически значимость использования устного народного творчества в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Цель работы предопределила необходимость постановки следующих задач:

1. Раскрыть влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста;

3. Определить основные условия и средства организации и использования малых форм фольклора в речевом развитии детей;

4. Осуществлять взаимодействие с родителями по использованию малых форм фольклора в речевом развитии.

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.

В результате реализации плана работы по теме самообразования сформируется база для развития речи детей. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, то речь детей станет более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Методика использования в работе малых фольклорных форм.

Для целенаправленного и систематического использования малых форм фольклора в работе с детьми среднего дошкольного возраста нами были выделены разделы темы самообразования, по которым планируется работать в течение всего года. Также, был составлен план тематических мероприятий по данным разделам.

План работы по разделам темы самообразования

Системный подход к проведению календарных и народных праздников

(Оформлено в таблицу: Месяц, Праздник, Виды деятельности)

Октябрь, ноябрь

«Осенины» 1. Беседа: «Осенины» - это встреча осени на Руси (приложение №1) 2. Выставка поделок «Осенние фантазии» (совместная работа родителей с детьми).

3. Разгадывание осенних загадок (приложение №2)

4. «Осенины» игры на прогулках (приложение №3)

5. Знакомство с устным народным творчеством на осеннюю тематику (приложение№4).

6. «Осенины» сказки (приложение №5)

7. Праздник осени (по плану музыкального руководителя)

Декабрь, январь

«Рождество» 1. Чтение рассказа Нелли Гогус «Что за праздник – Рождество? » (приложение № 6)

2. Просмотр презентации «Что такое Рождество? » (приложение №7 на диске)

3. Познакомить детей с колядками и разучить колядки на святки (приложение №8)

4. Чтение перед сном новогодних сказок (приложение №9)

5. «Святочные игры» на прогулках (приложение №10)

Февраль

«Масленица» 1. Беседа с сопровождением презентацией «История и традиции праздника «Масленица»» (приложение №11 на сд-диске) 2. Знакомство с масленичным фольклором. Разучивание песен для встречи масленицы и прощания с масленицей (приложение №12) 3. Чтение «Масленичных» сказок (приложение №13)

4. Гулянье «Проводы масленицы» (по плану муз. руководителя) 5. Посиделки: «Хороши Русские блины» (совместная работа с родителями) (приложение №14)

6. Совместно с родителями и детьми изготовить блинную книгу рецептов «Ладушки».

Март

«Жаворонки» (Встреча весны) 1. Презентация-знакомство с праздником «Жаворонки» (приложение №15 на сд-диске)

2. Консультация для родителей: «Что за праздник – «Жаворонки»? » (приложение №16)

3. Знакомство с устным народным творчеством «закличками», поговорками, приметами, разучивание закличек, подходящих для праздника (приложение №17)

4. Изготовление и выпечка «Жаворонков» (приложение №18) 5. Развлечение: Выполнение обряда встречи весны (приложение №19)

Апрель

Пасха 1. Просмотр презентации «Пасха – Светлое Христово Воскресение» (приложение №20 на сд-диске)

2. Художественное творчество: «Роспись Пасхальных яиц» (приложение №21)

3. Знакомство с пословицами и поговорками о Пасхе (приложение №22)

4. Выставка иллюстраций старинных открыток с поговорками к Пасхе (метод. копилка по теме самообразования стр. 39) 5. Знакомство со старинными русскими народными играми с пасхальными яйцами (приложение №23)

6. Оформление альбома «Мы встречаем пасху» (совместная работа детей и родителей)

Май

Подведение итогов по теме самореализации. Подготовка отчёта.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

www.maam.ru

Якутский фольклор как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

Математическое развитие ребенка прошла длительный путь своего развития. Ее предшественником является устное народной творчество: загадки, пословицы, поговорки, считалки, шутки – все это приобщает детей к счету, формированию понятия числа. К вопросу использования устного народного творчества в математическом развитии значителен вклад Т. П. Аммосовой [3], К. Я. Большуновой [15], З. А. Михайловой [69], Л. И. Павловой [81], М. И. Баишевой [9]. По мнению Л. И. Павловой: «большими возможностями обладает фольклорный материал и для математического развития дошкольников. Он позволяет решить целый ряд проблем в обучении детей математике» [81, c.55].

Усвоение математических знаний представляет определенную трудность для маленьких детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны и овладению ими необходимы соответствующий уровень развития логического мышления и памяти.

Устные формы народного творчества помогают преодолеть это противоречие, так как построены с учетом психологических особенностей восприятия, мышления и памяти дошкольников.

Абстрактные математические понятия облечены в образные формы, и поэтому, они становятся доступны для детского мышления. отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным. Они обладают занимательностью, носят игровой характер. Благодаря этому, ребенок не произвольно и не заметно для себя усваивает необходимые для него знания и умения.

Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требует нестандартных решений. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Замечательным источником народной мудрости является загадка. Загадки охватывают многообразный мир окружающих явлений и предметов. Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние.

Загадки можно условно разделить на следующие группы:

1. Загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;

2. Загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина, ширина, толщина, объем;

3. Загадки, в которых указываются формы предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;

4. Загадки, характеризующие предмет и явления с пространственно-временной точки зрения.

Например, суем – расстояние между кончиками большого и

указательного пальцев; харыс – расстояние между кончиками большого и среднего пальцев; хардыы – длины большого шага; былас – расстояние между вытянутыми в стороны руками; сатыы кос – 7, 8 км; ат ко о – 10 км; выражение «куннук сир» - означает путь, протяженностью в один день. В различных олонхо часто используется также понятие «былаас»(см. приложение) .

Каждая загадка – это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать мыслительные операции, важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки.

Например: горячо, как огонь. Кругло, как шар (солнце) .

Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта ребенка. Загадки следует располагать в определенной последовательности от простых к более сложным, то есть от загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные, к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорические).

Дети знают много считалок и это можно использовать на занятиях, когда нужно выбрать водящего, чтобы поднять активность детей, нужно не назначать детей, а делать это с помощью считалки.

На занятиях по формированию представлений загадки, считалки могут быть предложены детьми в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «по форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшего прямо из его живого, глубокого источника вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения, тем, что в них, как в зеркале отразилась народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так вести детей к пониманию народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц».

Пословицы могут оказать огромное влияние на развитие ума. Например: атас туhугар атах тостор; биир тыл минньигэс, биэс тыл сымсах.

С точки зрения А. Ф. Говоровой олонхо выступает как источник развития творчества детей дошкольного возраста.

А. П. Маркова рассмотрела ознакомление детей с олонхо в двух аспектах:

1. Использование олонхо и изобразительная деятельность;

2. Приобщение детей к олонхо посредством игр [62, с. 6].

Олонхо - вершина развития якутского фольклора впитавшая в себя философские, мировоззренческие, педагогические взгляды народа.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления детей с устным народным творчеством, в частности с олонхо, основываются на трудах М. А. Афанасьевой, А. П. Марковой и др.

С точки зрения известного этнопедагога И. С. Портнягина якутский народный эпос – олонхо носит ярко выраженный педагогический характер. Олонхо развивает ум, сообразительность, рассуждения ребенка, дает красочные характеристики окружающего мира, способствует формированию научно-математического мировоззрения [88, с. 65].

Весомый вклад в изучении олонхо внесли исследователи якутского языка А. Е. Кулаковский, Э. К. Пекарский, П. А. Ойунский и др., отмечавшие воспитательную роль олонхо.

Структурное содержание олонхо – описание страны, священного дерева, жилища края, его богатства, его богатства, его вооружения.

В олонхо каждый эпизод несет воспитательную и образовательную нагрузку. Это, в первую очередь, этнические идеи: трудолюбие, единство рода и племени, согласие в семье, патриотизм, гуманные взаимоотношения между людьми, почтительное отношение к старым людям, как к носителям и хранителям национальных традиций, забота о детях и их воспитание, честность, смелость, благородство и др. это одновременно передача эстетических идеалов, воинских доспехов, красоты борьбы и побед, многочисленных национальных праздников, взаимоотношения между людьми. Олонхо дает неисчерпаемо богатый материал для формирования у молодежи не только эстетических вкусов, но и развития ума, силы, храбрости и патриотизма.

И. С. Портнягин, воспитывающее воздействие олонхо, видит в следующем:

- развивает ум, сообразительность, дает красочную характеристику окружающего мира, способствует формированию научно-материалистического мировоззрения детей;

- воспитывает такие качества личности человека как, чистоплотность и гуманизм, патриотизм и милосердие, мужество и честность, простота и величие, героизм и трудолюбие, сплоченность, солидарность;

- воспитывает чувство любви к родным местам, отчему дому, семейному очагу, чувство справедливости и защищенности, народности и мудрости;

- всегда побеждает благородство, ратный подвиг народа, человечность, добро торжествует над злом;

- устное творчество олонхо способствует развитию речи и мысленной деятельности детей. Язык олонхо одухотворяет и облагораживает слушателей, учит их меткости в выражениях, выразительности речи, смышлености в поступках;

- природа, ее просторы в пространстве и времени, символы и красочность описаний развивают эстетический вкус [88, с. 132].

Также для формирования полноценных систематических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников рекомендуется использовать занимательные проблемные ситуации, разработанные на сюжетах сказок. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, втягиваясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. Он стремится вмешаться в ситуацию, повлиять на них. Так, слушая увлекательную историю и переживая с играми, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, арифметизировать ход своих мыслей.

Н. Я. Большунова рекомендует математическое содержание включать в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание [15, с. 42].

Сказка позволяет также осуществлять мысленный эксперимент с опорой на наглядные и идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет детям понять такое свойство, как необратимость времени. Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевые игры, обусловив тем самым его творческое освоение. так, например, материалом могут стать количественные отношения.

www.maam.ru

Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи

Современное общество уделяет большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В настоящее время существует большое количество методического материала по развитию различных способностей, умений и навыков у детей дошкольного возраста. При таком потоке информации важно не упустить самое главное – развитие духовности маленького человека. В основу воспитания и обучения с детских лет необходимо заложить духовные ценности: милосердие, доброту, терпение, сострадание, принятие другого человека с его достоинствами и недостатками, понимание, прощение, ответственность за свои слова и поступки. Ведь главная основа выживания разных народов - это духовный рост каждого человека в отдельности и каждой семьи в целом. Вышеперечисленные духовные ценности формировались на протяжении многовекового жизненного опыта людей через устное народное творчество. Итогом такого формирования можно назвать: сказания, былины, рассказы, сказки, стихи. Каждое слово такого творчества было отшлифовано временем и сжато до размера краткого поучительного рассказа - притчи.

В настоящее время существует парадокс. Несмотря на то, что полки биб-лиотек и книжных магазинов заставлены массой книг, читателей и покупателей там очень мало. Можно сослаться на интернет, где доступна любая литература в электронном варианте, но и там посетителей электронных библиотек не много. Общественность бьет тревогу. Все попытки министерства образования по привитию любви к чтению у населения: флешмобы, дни чтения и многое другое результата не дают. Население нашей страны все меньше читает, а молодежь практически совсем перестала обращать внимание на литературу.

Сузились границы познания самого себя, нет мотива и желания становиться на примерах литературных героев: лучше, чище, добрее, духовно светлее, быть проще, ближе к природе. Люди разучились любить, то есть - жертвовать собой ради другого человека. А ведь основа духовности – это понимание вечной истины: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На первом месте у большинства людей материальные ценности: зарабатывание денег, развлечения, приобретение дорогих вещей, поездки за границу и т. д. Лучше от этого человек не становится. Такая деградация духовности, в конечном итоге, ведет к вымиранию нации. Поэтому эффективным методом работы по привитию любви к чтению с детства являются притчи. Они краткие, лаконичные, мудрые. Слушая и понимая притчу ребенку легче понять то, что с ним происходит, потому что она на примере других героев учит делать правильный выбор между добром и злом. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Через притчи ребенка можно подвести к познанию самого себя и окружающих людей, объяснить многие поступки на примерах различных героев живого и неживого мира. Педагог – психолог, развивающий в детях духовные ценности, всегда должен быть для них примером. Духовность воспитанника формируется духовностью педагога. Если сам педагог не будет убедительным, то не сможет привить правильные устои детям. Некоторые специалисты считают, что ребенку, дошкольного возраста, трудно понять смысл притчи в силу возрастных особенностей, поэтому очень важно подобрать притчу в соответствии с возрастом ребенка и правильно раскрыть ее смысл. Суть притчи можно объяснить дошкольнику различными методами и приемами на специальных – организованных поликультурных индивидуальных или групповых занятиях, где можно совмещать сказкотерапевтические методы с элементами музыкотерапии, куклотерапии и арт - терапии.

Притчи можно структурировать по отдельным проблемам:

1. Притчи о сострадании и жалости - для агрессивных детей;

2. Притчи о терпеливости, усидчивости, о любви к людям, об умении уступать друг другу, о любви детей к родителям, об уважении к взрослым - для детей, страдающих расстройством поведения;

3. Притчи о смелости, мужественности - для детей, которые испытывают страхи;

4. Притчи, которые прививают любовь к труду - для ленивых детей;

5. Притчи о честности, порядочности, умении делиться с другими - для профилактики воровства у детей.

Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит, через правильное и увлекательное познание мудрых притч с детских лет, на примере простых житейских историй. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию Божественной сути.

Список литературы:

1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007. - 80 с.

2. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - Рязань: Зерна – Сло-во, 2013. - 32 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.

4. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психоло-гов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

5. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. В 7-и книгах. – 1300 с.

6. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь, 2007. – 296 с.

7. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.

8. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

9. http://izuchaemorkse.blogspot.ru/2013/02/blog-post_1721.html Методика работы с притчами

www.maam.ru

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша, то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом:

Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, к овладению родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци, обобщив опыт швейцарской народной педагогики, создал «Книгу для матерей». Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников с ОНР, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

В настоящее время появилось большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Такие программы, как: «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, «Оберег» - Е. Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О. Л. Князевой и многих других.

Но и в этих программах не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития детей раннего возраста средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как Ушинский К. Д. Русинский В. Н.

Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Флерина, Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, В. П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен. Социально бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В. И. Адрианова – Перетц, Н. А. Дмитриева, С. Г. Лазутин, В. И. Чичепов, Ю. Г. Илларионова во всей красе представляют нам развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Л. Н. Павлова, Н. Н. Палагина столь высоко ценили активизированные воздействие малых Фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав считает не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

www.maam.ru

Рабочая программа (младшая группа) по теме: Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Опубликовано 10.03.2014 - 22:30 - Шубина Наталья Сергеевна

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Цель: использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

- создавать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору

- знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки;

- расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора;

- формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;

- приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Проект по развитию речи (младшая группа) на тему: Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Опубликовано 16.03.2015 - 21:22 - Дедова Александра Анатольевна

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Тип проекта: творческо-поисковый.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы.

А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы) ; с укладом жизни и быта русского народа.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;

- проведение подвижных игр;

Ссылка на источник nsportal.ru

Мышки-за корку,

Детки-за молочко!

Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках.

Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая) . Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток (приложение №1) . Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.

Перед тем как приступить к показу того или иного театра следует дать детям возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди. Работа по созданию интереса к русскому народному творчеству с помощью театральной деятельности проводится в несколько этапов:

1. Развивающая среда.

3. Работа с родителями.

4. Подготовка материала.

5. Совместная деятельность взрослых и детей при ознакомлении с русским фольклором с использованием различных видов театра.

6. Самостоятельная театральная деятельность детей.

Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе необходимо создать развивающую среду. В интерьер можно включить элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково, Городец, Филимоновская, предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды.

Создать библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное-это собрать коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов

Также следует составить перспективный план по ознакомлению детей двух-четырех лет с малыми фольклорными формами с использованием театра на занятиях. В течение года планируется 18 занятий, по 2 занятия в месяц. Остальная работа проводится в течение года в повседневной деятельности.

На родительском собрании нужно познакомить родителей с целью проведения этой работы. Заинтересовать родителей в активной поддержке, а затем провести консультацию по теме: «Использование театра в ознакомлении с русским фольклором».

Предложить родителям рассмотреть фабричные фигурки разных видов театра. Выработать общее решение по изготовлению игрушек и кукол из нетрадиционных материалов (природный, бросовый, тканевый, нитяной и др.) Предложить родителям распределить межу собой материал и вместе с детьми приступить к изготовлению кукол и игрушек для будущей театральной деятельности.

Как говорилось ранее, различают четыре вида театра:

1. Куклы Би-ба-бо (театр Петрушек) В этом театре используются куклы перчаточного вида. Кукла полая внутри, надевается на руку. В голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма большой и средний.

Такую куклу легко сшить самим, используя бросовый материал. Старые перчатки, варежки, детские носки, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки для глаз, носа и рта.

2. Пальчиковый театр-театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять картон, вырезать из него лицо человечка или мордочку животного, нарисовать глаза, нос, рот. Затем склеить кольцо из бумаги на палец и приклеить личико.

Герой готов. Также можно использовать половинки футляров от киндер сюрпризов или связать маленькие фигурки из остатков ниток. Кукол надевают на пальцы, по ходу действия двигая одним или несколькими пальцами, проговаривают текст сказки или потешки.

3. Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для детей двух-четырех лет. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театральной игры.

В этом виде театра для изготовления игрушек используется самый разнообразный материал: картон, глина, нитки. Ткань, пластиковые стаканы, шишки и др. Игрушки для театра имеют самые разные размеры от десяти до тридцати сантиметров, но их объединяет одно.

Они должны устойчиво стоять на столе.

4. Театр марионеток устроен по принципу больших кукол. Таких кукол сделать труднее, но возможно. Нужно взять старую тряпичную куклу или сшить новую и прикрепить ее рукам, ногам и голове лески. Затем изготовить крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки.

Привязать лески к дощечкам и кукла готова.

Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности: разные виды театров, рассматривания иллюстраций или вообще без наглядности.

Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В вечернее время к показу сказок целесообразно подключить родителей при этом заинтересованность детей возрастает.

Они с удовольствием играют вместе с родителями. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать.

Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга.

С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра.

Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

Ожидаемый результат методической разработки:

1. Дети проявляют постоянный интерес к произведениям русского фольклора.

2. Совместная деятельность взрослых детей создаёт общность интересов, возможность более глубокого общения друг с другом.

3. Дети эстетически воспринимают красоту родного языка, эмоционально реагируют на образы героев произведений, созданные с помощью разнообразных видов театра.

4. Запоминают и произносят новые слова, понимают их значение.

5. Развивают связную речь, строят небольшие предложения, состоящие из 2-3 слов и более.

6. Осознают такие нравственные понятия как «хорошо, плохо».

7. Проявляют такие качества как «доброта, щедрость».

Данная педагогическая идея может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду –М., 2003.

2. Васильева М. А., Гербова В. В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель», 2010.

4. Генов Г. В. Театр для малышей – М. : Просвещение, 1968.

5. Габова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – Мозаика-Синтез, 2006.

6. Караманенко Т. С. Кукольный театр в детском саду –М. : Учпедгиз, 1980.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению с фольклором

с помощью различных видов театра в 1-ой младшей группе

1. Настольный театр «Курочка Ряба»

цель:Привлечь к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра.

Учить эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение, использовать доступные речевые средства.

Материал:Персонажи сказки «Курочка Ряба» (настольный театр или куклы Би-Ба-Бо, декорации – домик стол, лавки и т. д.

2. «Петушок, курочка и цыплята» потешки «Петушок», «Курочка Рябушечка» чтение.

Цель:Познакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке и цыплятах.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Формировать интерес к театральной деятельности.

Материал:Персонажи потешек «Петушок и курочка Рябушечка» (настольный или пальчиковый театр)

3. Настольный театр «Теремок» рассказывание сказки. Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Цель:Продолжать учить самостоятельно обследовать фигуры из настольного театра, высказываться по желанию;

Эмоционально откликаться на происходящее действие. Включаться в рассказывание сказки; внятно произносить звуки и слова.

Материал:Настольный театр «Теремок», красочный мешок, кукла-вертушка, изображение ворона.

4. Потешка «Огуречик, огуречик» рассказывание.

Цель:Познакомить детей с фольклорным текстом, используя игрушки настольного театра;

Обогатить словарь детей введением слов одного корня (огурец, огурчик, огуречик) .

Познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Материал:Стержневые куклы для настольного театра. Декорации к потешке: гирлянда листьев, на 1 листе две прорези, верхняя и нижняя для движения фигурок.

5. Игра-инсценировка «Колобок»

Цель:Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассматривании игрушек.

Привлечь к использованию отрывков из сказки к собственной игре.

Материал:2 комплекта игрушек для инсценировки, 4-5 колобков, декорации, мешок.

6. Чтение потешки «Наши уточки с утра», дидактическая игра «Кто пришел, кто ушел? »

Цель:Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Учить детей различать и называть птиц. Развивать внимание.

Материал:Фланелеграф, плоские фигурки для фланелеграфа.

7. «Пошел Котик на торжок» чтение песенки.

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки используя мягкие игрушки настольного театра.

Развивать воображение, Осознавать такое понятие, как щедрость. Учить внимательно слушать текст и проговаривать слова.

Материал:Мягкие игрушки настольного театра.

8. Р. Н. С. «Репка» игра-инсценировка.

Цель:Закреплять знания сказки «Репка». Обогащать словарь.

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Материал:Фигурки пальчикового театра (вязанные из футляров от киндер-сюрпризов, декорации.

9. Русская народная песенка «Заяц Егорка», игра «Зайка серенький сидит».

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки.

Учить угадывать животное по описанию.

Поощрять попытки прочесть текст самим.

Материал:Театр марионеток (кукла-заяц)

10. Инсценировка сказки «Козлята и волк».

Цель:С помощью наглядности поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение.

На основе сказки расширить представления об отношениях между матерью и детьми.

Укреплять материнский авторитет.

Прививать послушание, на примере образов Козы и Волка, показать противоборство добра и зла, Утвердить торжество доброго начала.

Материал:Фигурки конусного настольного театра, декорации.

11. Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки».

Цель:Помочь детям понять содержание потешки, запомнить её.

Учить внятному произношению слов.

Материал:Фигурки настольного театра.

12. Повторение сказки «Козлятки и волк», самостоятельная деятельность

Цель:Учить манипулировать куклами перчаточного типа. Учить соотносить слова героев с их образами. Играть в сказку с помощью педагога.

Материал:Куклы героев сказки «Козлята и волк» перчаточного типа.

13. Потешка «Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»

Цель:Познакомить детей с фольклорным жанром: потешками-небылицами.

Привнести на занятия настроения, веселья, балогурства.

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.

Материал:Фланелеграф и фигурки к нему.

14. Показ сказки «Маша и медведь».

Цель:Познакомить детей с новой русской народной сказкой.

Формировать умение сопереживать героям, объяснить значение слов: кузовок и изба.

Материал:Куклы-марионетки, декорации.

15. «Бежала лесочком Лиса с кузовочком» русская народная песенка.

Цель:Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Совершенствовать память и внимание, поощрять попытки повторения текста песенки.

Учить манипулировать игрушками театра.

Материал:Кукла Лисы на стержне, которая крутится вокруг своей оси, корзинка, муляжи грибов. Игрушки -резиновые лисята

16. Рссказывание сказки «Кот, петух и лиса»

Цель:Познакомить детей с р. н. с. «Кот, петух и лиса». Формировать умение слушать и смотреть внимательно.

Объяснить значение слова «гусли».

Формировать понятие о дружбе. Оценивать поступки героев.

Материал:Куклы (кота, лисы и петуха, перчаточные (Би-Ба-Бо, декорации к сказке

17. Русская народная закличка «Солнышко ведрышко»

Цель:Познакомить с р. н. закличкой «Солнышко- ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь и память.

Материал:Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа, иллюстрации.

18. Инсценировка потешки «Как у нашего Кота», игра рассматривание домиков у зверей.

Цель:Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки, развивать наблюдательность.

Формировать способность к диалогической речи.

Вызвать желание к самостоятельному инсценированию.

Материал:Фланелеграф, игрушки плоские, мягкая игрушка кота.

Во 2-ой младшей группе по такой же схеме планируются занятия по ознакомлению детей с русским фольклором с помощью различных видов театра. Знакомить можно с такими произведениями, как – песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик», «Ночь пришла», «Еду, еду к бабе, деду», «Тили-бом, тили-бом», «Как у нашего Кота», «Кисонька-Мурысенька», «Сидит Белка на тележке», «Заря-заряница», «На улице три курицы», «Тень- тень потетень».

Русские народные сказки: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики».

Подробней на сайте nsportal.ru

Презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему: Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста

Опубликовано 14.07.2015 - 22:36 - Бацких Алла Викторовна

Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм.

Произведений словестного творчества русского народа, характером знакомства с ним и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору,

Ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа,

Выработанный веками взгляд на жизнь ,общество, природу.

Разработаны критерии эфективного формирования твозческой активности. к ним относятся : положительное отношение к устному народному творчеству, перевод образцов устно - поэтических произведений

перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию,самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок,пословиц и поговорок на народной основе.

Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия,проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопрсах, внимательном слушании фольклорного прпоизведения, интерес к нему,

который вырыжался в вопросах,желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому удержать в памяти содержания произведения,образных выражений,средств художественной выразительности разных фольклорных жанров;

желание и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении,желании отразить содержание произведения в разных видах художественно- творческой деятельности:изобразительной,игровой,художесвенно - речевой.

Стремлении использовать в повседневном речевом обращении меткие выражения,яркие обороты языка фольклорных произведений; умение выразительно передовать содержание произведения: рассказаьть сказку,прочитать наизусть народную песенку, потешку,

скоговорку, загадку,считалочку и т. д.

В целом же исследования,посвященные устному народному творчеству как средстау нравственно-эстетическому поспитанию,содержат указание на то ,что. устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности

личности ребенка-дошкольника.

Источник nsportal.ru

- А что Петр делает?

- Да на печи лежит!

Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

На материале детского фольклора составляем различные игры инсценировки с использованием пальчикового театра (ручной работы) , например сказка «Репка», « Колобок», «Теремок»…

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завели папку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали поговорки, потешки, считалки, и родители могли дома повторить этот материал со своим ребенком.

У нас в группе собрались дети с разных уголков России, а это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который мы могли бы использовать в играх, мы давали родителям творческие задания : « отправиться в фольклорную энциклопедию той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами…

Таким образом у нас появились новые игры народов Поволжья: народная башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Хищник в море», русская народная игра «Горелки с платочком», татарская народная игра «Горшки», мордовская игра «Раю-раю», марийская народная игра «Биляша», а так же множество потешек, поговорок, дразнилок.

Заканчивая свое выступление, хотела бы обратить ваше внимание на то, что детский фольклор очень помогает во время адаптации детей в установлении контакта ребенка и взрослого, в создании благоприятной обстановки. В процессе работы мы выяснили, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помогать приобщаться к фольклору, играть и играть, набираясь ума-разума, приобщать детей к национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

Используемая и рекомендуемая литература:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.

3. Афанасьев А. Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

4. Балакина Т. И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986.

7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

7. Микляева Н. В., Микляева М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

8. Петров В. М., Гришина Г. Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Синицина Е. И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000.

10. Титова М. Г., Яковлева Г. В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007.

11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972.

12. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Инсценировки для детей дошкольного возраста

    Использование театральных инсценировок на праздниках с детьми дошкольного возраста. Праздники в детском саду являются яркими и радостными событиями в жизни ребёнка. Сочетая различные виды искусст...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Потешки для детей дошкольного возраста

    Дидактическое пособие «Русская народная игра-потешка «Сорока белобока» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: Игра способствует развитию мелкой моторики и общему физическому развитию...

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да...

  • Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...