Внимание в дошкольном возрасте

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности .

Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое .

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание».

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию.

Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем;

- внимание неустойчиво;

- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

1) с развитием речи;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) с становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют

для них интеллектуальное значение.

Проведенное экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей, характеризующих внимание детей данного возраста.

Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы:

1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5. Конгнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников мальчиков.

Таким образом, выбранные нами методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что в этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание.

www.maam.ru

Особенности развития внимания ребенка в дошкольном возрасте - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Особенности развития внимания ребенка в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, интенсивностью и другими специфическими раздражителями.

Позднее внимание начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями, имеющими сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с потребностями ребенка. С развитием произвольного внимания дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.

Л. С. Выготский отмечал, что развитие внимания ребенка происходит в среде, состоящей из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают внимание ребенка в силу присущих им свойств, с другой – соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка.

Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.

Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания-стрелки к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Практический пример

Наташа М., 6 лет 3 месяца. Собирается с мамой в зоопарк. "Я хочу посмотреть сначала на слона, а потом на жирафа", – говорит девочка по дороге в зоопарк. Она определяет цель "посмотреть", а затем внимательно рассматривает объекты, вызвавшие у нее особый интерес.

Это показатель того, что в старшем дошкольном возрасте средством управления внимания становится речь самого ребенка, которая постепенно приобретает планирующую функцию.

Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроизвольное внимание в произвольное.

Основной механизм этой важнейшей трансформации – формирующаяся речь ребенка, с помощью которой планируются действия и осуществляется над ними контроль. В. Г. Каменская отмечает, что возраст от трех до семи лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания.

К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением.

В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания выражается в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесной инструкции взрослого. Дошкольник уже способен сосредоточиться на предложенной взрослым деятельности.

Однако период сосредоточения у четырех-пятилетних детей недолог – не более трех-пяти минут, к тому же внимание детей легко переключается на посторонние, не относящиеся к деятельности раздражители. Данные проявления рассеянности и отвлекаемости внимания являются характерными для дошкольников, поскольку свойства устойчивости и концентрации внимания у них еще не сформированы в должной степени.

Внимание дошкольников представляет собой лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, не обеспечивающий высокой эффективности деятельности когнитивных процессов. Это обусловлено в первую очередь психофизиологическими факторами, а именно незрелостью лобной области головного мозга и несформированностью длинных ассоциативных путей, которые обеспечивают взаимосвязи передних отделов с проекционными зонами коры височных и затылочных долей мозга.

В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольности внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего "усилителя" мышления. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полностью еще осознаваемы, произвольность его внимания проявляется в недостаточно зрелой форме.

Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Основные достижения в процессе развития произвольности внимания в дошкольном возрасте проявляются в совершенствовании механизмов его избирательности. Другие свойства внимания развиты намного слабее.

Общей закономерностью развития внимания является увеличение устойчивости внимания от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей.

Старшие дошкольники не только могут более длительное время заниматься малоинтересной для них работой но указанию взрослых, но и делают меньше отвлечений от нее. Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, психическое состояние дошкольника, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента) (рис. 9.2) .

Рис. 9.2. Факторы устойчивости внимания детей дошкольного возраста

Типичные особенности свойств внимания у детей с различным доминирующим типом темперамента представлены в табл. 9.2. Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте.

Таблица 9.2

Различия в свойствах внимания у детей с разными типами темперамента

Доминирующий тип темперамента

Характеристики свойств внимания

Холерик

Относительно сильно выраженная концентрация внимания при работе с увлечением и относительно развитое распределение внимания. Трудности переключения внимания. Процесс вхождения в работу неустойчив, в чем сказывается влияние предшествующего психического состояния.

Длительная сосредоточенность имеет неровную колеблющуюся кривую. Внимание имеет яркую внешнюю выразительность. Отмечается быстрота ориентировочный реакции

Сангвиник

Относительно высокая концентрация внимания в меняющихся условиях групповой обстановки и умение хорошо распределять внимание. Внимание относительно устойчиво, с характерным сочетанием внимательности и невнимательности. Внимание подвижно.

Быстрота ориентировочной реакции. Внимание легко привлекается к новому виду занятий, но относительно труднее удерживается в течение длительного времени. Быстрая отвлекаемость при однообразной работе. Ярко выраженная внешняя форма внимания (особенно непроизвольного)

Флегматик

Относительная устойчивость внимания в различных условиях работы. Менее выраженное распределение внимания. Переключаемость внимания относительно медленная. Процесс сосредоточения, не отличаясь особой напряженностью, малоутомителен.

Ориентировочная реакция медленная. Во внимании нет резких сдвигов. Несоответствие внешних признаков внимания действительному сосредоточению (слабая внешняя форма выражения)

Меланхолик

Слабое распределение внимания. Относительно интенсивная сосредоточенность при работе в спокойной обстановке. Переключение внимания медленное.

Медленная ориентировочная реакция, постепенное вхождение в работу. Внимание относительно устойчиво. К концу дня вследствие обилия и разнообразия впечатлений внимание ребенка заметно ослабляется. Невыразительность внешней формы внимания

К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемость и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах. В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы.

Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон.

Отсутствие способностей к длительной и интенсивной сосредоточенности детей дошкольного возраста – явление естественное, также обусловленное особенностями их нервной деятельности (незрелость механизмов торможения, лобных долей и других областей мозга) .

Причинами неспособности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и появления рассеянности также могут быть:

• общее расстройство нервной системы (неврастения) ;

• малокровие;

• заболевания дыхательных путей, затрудняющие поступление воздуха в легкие и поэтому обедняющие питание клеток мозга кислородом;

• физическое и умственное утомление и переутомление;

• тяжелые переживания;

• перегрузка мозга большим количеством впечатлений;

• разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений;

• неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима, выполнение всех его желаний и капризов;

• неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности.

Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольного возраста) развиты недостаточно сильно. Распределение внимания в существенной степени зависит от уровня овладения теми видами деятельности, которые выполняет дошкольник в рамках этого свойства внимания.

Если выполнение какого-либо действия является значимым для детей, привычным и хорошо освоенным, то его легче совмещать с выполнением другого действия. Дети дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, полевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Подробней studme.org

|4,5-5,5 |51,4 |6,4 ||5,5-6,5 |62,8 |1,6 |

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Так, Н. Н. Поддъковым, изучавшим особенности автоматизации действия у детей дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки) . В отличие от младших дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5 лет находили их одними-двумя движениями головы. К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них.

На протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов. Это объясняется тем, что игра постепенно усложняется и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.

Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства.

Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан и Н. В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления.

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно.

Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Данная форма внимания преобладает у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте.

Ребенок на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением.

Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.

Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом. Организация материалов в коррекционно - развивающем занятии позволяет:

1) планировать действия контроля;

2) действовать в соответствии с намеченным планом;

3) постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности.

Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного.

Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.

Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний.

В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.

Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно – развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности , т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей

(шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.) . Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.

Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания

(целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности.

Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию) ;

- организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.) ;

- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка) ;

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.

Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к соей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

Категория:Развитие внимания | Добавил:sova (01.10.2009) Просмотров:10760 | Рейтинг:4.2/4

Подробней psychology.filolingvia.com

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.

Что такое внимание

Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

  1. Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
  2. Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
  3. Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
  4. Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
  5. Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.

Нарушение любого из этих свойств приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание – это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон, затрагивающие интеллектуальные и моральные чувства (красочные цвета, гармоничные звуки, приятные запахи) , рефлекторно привлекают внимание.

Причины возникновения непреднамеренного внимания:

  • внезапное действие и сила раздражителя (резкий звук, вспышка света) ;
  • новизна предмета;
  • движение;
  • контрастные особенности цвета, формы, величины предметов.

У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний. Малыш узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи. Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем кроха сам начинает обращать внимание не только на что-то яркое и примечательное, но и на что-то необычное, что ему еще не встречалось.

Произвольное внимание

Первоначально произвольное (преднамеренное, активное) внимание формируется вне личности малыша: как бы ни развивалось непроизвольное, это не приведет к возникновению произвольного внимания. Активное внимание формируется у детей вследствие коммуникации со взрослыми. Однако, несмотря на особенности и качественные различия с пассивным вниманием, активное тоже связано с увлечениями, ощущениями и сложившимся опытом крохи.

Произвольное внимание у ребенка возникает тогда, когда ему нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете, с которым необходимо совершить какие-либо действия. Значительную роль тут играет психическое состояние малыша. Если он утомлен или болен, перевозбужден или находится в плохом настроении – все это все это может ослабить способность сосредоточиться и сконцентрироваться.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание у малыша дошкольного возраста возникает тогда, когда он поглощен каким-то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение, и крохе уже не нужно заставлять себя делать что-либо: занятие становится увлекательным и реализуется без особых затруднений.

Такое внимание обладает некоторыми особенностями: оно является самым продолжительным и эффективным. Так как малыш не напрягается и не устает, он может довольно долгий период времени быть сосредоточенным на своем занятии, не теряя целенаправленности.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.

Способность сосредотачиваться у малыша в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна. Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться.

Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте. Например, дошкольник может долго наблюдать за аквариумными рыбками, пытаясь найти особенности в каждой из них.

Развитие внимания у детей этого возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности. Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: кроха все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием.

С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест) . В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию.

Например, собираясь в зоопарк, кроха говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.

Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, крохе хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол.

Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы. Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:

Постепенное усложнение поставленных задач. Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза.

Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей.

Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.

Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.

Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.

Формирование самоконтроля. При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется) .

Игры и упражнения для развития внимания

Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры. Например:

«Пуговички» (игра используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей) . Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички.

Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.

«Найти букву» (упражнение на развитие устойчивости состояния сосредоточенности для дошкольников, знакомых с алфавитом) . Малышу следует предложить небольшой текст из книги или журнала. Ребенок должен просмотреть все строки и везде зачеркнуть какую-либо букву (к примеру, букву «Р») . Взрослый оценивает выполненное задание, фиксируя время и подсчитывая ошибки.

Усложнив упражнение новыми правилами, можно поработать над навыками переключения и распределения внимания. К примеру, все буквы «Р» необходимо зачеркивать, а все буквы «Т» - подчеркивать.

«Кто где живет?» (игра, развивающая устойчивость сосредоточенности и умение концентрироваться) . Для игры понадобится рисунок с изображением нескольких животных, которые соединены спутанными линиями со своими домиками. Малышу необходимо разобраться, кто где живет.

Для этого ему нужно проследить по выбранной линии взглядом. Если крохе такое задание еще не под силу, на первых порах можно воспользоваться карандашом или просто поводить пальцем. Подобные игры-лабиринты можно приобрести уже готовыми, причем главными героями могут быть не обязательно зверушки, но и персонажи известных сказок и мультфильмов.

«Печатаем слова» (упражнение для группы дошкольников, развивающее внимательность и закрепляющее навыки чтения) . Каждому участнику необходимо присвоить букву (выдать лист с изображением буквы) . Взрослый называет какое-нибудь простое слово («мама», «дом», «вода», «роза») и пишет его на бумаге. Малышам нужно «напечатать» это слово – те из них, чья буква присутствует в заданном слове, хлопают в ладошки в той последовательности, в которой находятся буквы. Слова должны быть подобраны так, чтобы все дети отработали это упражнение.

«Охотник» (игра для развития внимательности и умения концентрироваться) . Малышу нужно представить, что он – охотник в лесу, которому необходимо внимательно прислушиваться ко всему вокруг. Ребенку следует тихо сидеть и слушать, что происходит вне комнаты, где он находится (в коридоре, на улице) . Цель игры: кроха должен рассказать, какие звуки ему удалось распознать (хлопнула дверь, проехала машина) .

Если к пяти годам малыш только пытается быть внимательным по указанию взрослых, то к концу старшего дошкольного возраста под влиянием самоинструкций активное внимание начинает стремительно развиваться. Главное – учитывать особенности внимания ребенка и помочь, если у него возникают трудности с концентрацией и сосредоточенностью. Ведь в школе преднамеренное внимание станет одним из базовых условий организации учебной деятельности.

Что еще почитать

Подробней на сайте SZabotoi.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...