Воспитание дошкольников

Воспитание дошкольников

(6 голоса, среднее 3.50 из 5)

В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного стыдно, мол, он сам виноват в своих неудачах.

Взрослые, так сказать, успешные люди на первый план ставят на первый план материальное обогащение любой ценой, мол, цель оправдывает средства. Но жизнь настолько сложна, многогранна и изменчива, и в ней важно всегда оставаться человеком с большой буквы, иметь тот духовный стержень, который в разных ситуациях подскажет, как правильно поступить и поможет быть честным перед самим собой, перед внутренней инстанцией - совестью.

Причиной такой ситуации является кризис ценностей в обществе, и изменять эту ситуацию нужно с первого звена образования- дошкольного.

Материал с сайта apruo.ru

Все для воспитателей детских садов

Дошкольное воспитание – один из важнейших этапов формирования личности, а живой диалог среди увлеченных одним делом – безусловная составляющая успеха.

Мы знаем, как сложно найти актуальную информацию по методологии обучения, как при появлении определенного опыта появляется желание поделиться с коллегами своими наработками и услышать мнения. Мы все это знаем. И потому предлагаем Вам информационный портал, где Вы можете найти все, что может Вам понадобиться для работы.

Дошколенок.ру – портал для воспитателей и педагогов.

Есть чем поделиться с коллегами? Возникла необходимость обсудить новую методику или идею? Опубликуйте свои учебно-методические материалы, конспекты занятий, сценарии праздников и многое другое.

Мы зафиксируем Ваше авторское право на представленный текст, а Вы сможете поделиться своим уникальным опытом с коллегами.

Загляните в наши разделы – мы уверены, что Дошколенок.ру станет Вашим помощником в нелегком деле образования дошкольников.

В разделе «Конспекты занятий», Вы можете узнать какие занятия проводят Ваши коллеги, или рассказать педагогам о своем удачном опыте в реализации новых методик.

Есть вопросы? Волнуют проблемы обучения детей? Загляните в раздел «Консультации» - вполне возможно, здесь Вы найдете ответы на свои вопросы.

Вопросы социально-личностного потенциала ребенка волнуют многих профессионалов в системе образования. У нас Вы можете познакомиться с последними наработками специалистов и поделиться своими планами и проектами, направленными на разностороннее развитие индивидуальности малышей.

Ребенок знакомится с окружающим миром через игру, участвуя в праздниках и увлекательных мероприятиях, он учится существовать в разных условиях, правильно реагировать и быстро адаптироваться. Мы уверены, что Вы уделяете огромное внимание одной из важнейших деятельностей ребенка, а потому предлагаем Вам познакомиться с разнообразными сценариями, забавными играми и интересными викторинами, а может быть, предложить что-то свое.

Мы надеемся, что наш портал будет Вам полезен в ежедневном и кропотливом труде – развитии личности ребенка. Приходите, общайтесь, делитесь своими идеями и обсуждайте их с коллегами – работайте с комфортом и удовольствием!

Новое на сайте:

Материал dohcolonoc.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Читать далее www.vashevse.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Подробней www.vashevse.ru

Гражданское воспитание дошкольников - Проекты - Региональный образовательный портал Псковской области

Никандрова М. А.

Введение

На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжёлыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребёнка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2) , «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».

Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определённый уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Правовая культура - это одна из форм социально - значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно - правовому воспитанию.

Толерантность в современном обществе - формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и не целенаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащённости процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Концептуальные основы

Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д. И. Фельдштейн, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко) ; рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.

И. Кожокарь, Н. И. Шевченко) . Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В. Г. Ронкин, Н. И. Судаков) ; изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С. А. Козловой, Е. Н. Радиной, Э, К. Сусловой) .

Разделяя теории Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребёнка.

Концептуальную основу нашего проекта составил ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как одно из направлений социально - личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребёнка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определённого содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребёнком себя как социального субъекта.

Предлагаемая проектная работа связана с конкретизацией методологических основ гражданского воспитания дошкольников в дошкольной группе представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности; в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданского воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим его место в окружающем мире.

Таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Цель проекта:создание педагогических условий по формированию основ гражданственности ребёнка-дошкольника путём приобщения к отечественной культуре в условиях дошкольной группы.

Задачи:

1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.

2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.

3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих на Псковской земле и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, школе, родной улице, городу.

5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей.

6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольных образовательных групп в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.

Реализация всех этапов проекта позволит отметить нам положительную динамику показателей когнитивной, эмоционально - чувственной, поведенческой сфер гражданственности. Это будет свидетельствовать:

·о том, что у детей формируется устойчивый интерес к прошлому и настоящему своей Родины, объектам русской культуры, к различным объектам иных национальных культур, стремление к их познанию, к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;

·о проявлении положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, праздниках, о стремлении к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;

·о росте показателей у детей поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности;

·о личностных проявлениях детей: чувство собственного достоинства, позитивной национальной идентификации, гордости за достижение своей национальной культуры;

·о повышении уровня профессиональной подготовки педагогов, изменении их отношения к гражданскому воспитанию: более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на становление гражданственности дошкольников;

·об изменении отношения родителей к решению задач гражданского воспитания в детской группе: проявление устойчивого интереса к содержанию и технологиям воспитательной работы, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.

В качестве основных критериев оценки результатов деятельности нами будут использованы:

·осознанность, системность знаний; свободное владение материалом, как педагогами, так и детьми;

·устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;

·стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

В течение предполагаемого срока реализации проекта планируется систематическое отслеживание замысла и эффективности проекта, описание и оформление результатов проведённой работы.

Описание проекта

Работа по становлению гражданственности у детей дошкольного возраста как результат гражданского воспитания будет успешной, если:

·процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста»;

·определены критерии сформированности гражданственности у дошкольников;

·теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей;

·педагогический процесс по гражданскому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

Образовательное пространство как результат диалога личности с её окружением является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:

·единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;

·взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;

·признание ценности образовательного пространства всеми участниками проектной деятельности;

При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности.

Игровая деятельность - даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность - даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная - удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение - обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) - объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная - активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная - даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

·метод сравнения

·метод моделирования и конструирования

·метод проектной деятельности

·метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать

·метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств

·решение логических задач

2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

·игровые приёмы - повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

·сюрпризные моменты и элементы новизны - эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

·приём предложения и обучения способу - воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве

·беседа - является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

·повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование - позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний

·метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по гражданскому воспитанию предполагает изучение индивидуального стиля общения каждого участника проекта; организацию постоянно действующего семинара на период реализации проекта по теме: «Гражданское воспитание дошкольников»; проведение семинаров - практикумов, консультаций по коррекционной работе с детьми и проведению диагностических исследований по вопросам коммуникативного и социально - личностного развития ребёнка; обеспечение необходимыми пособиями, литературой педагогов.

Для создания целостного педагогического процесса так же необходимо диагностическое исследование по теме проекта и повышение компетентности родителей в вопросах психического, социального развития ребёнка: организация семинаров, консультаций, игровых тренингов, информационного блока для родителей.

Материалы и другие ресурсы обеспечения проекта

1. Творческий потенциал педагогов.

2. Опыт работы педагогов в режиме инновационной деятельности Заинтересованность родителей в инновационном процессе. Оказание помощи.

3. Уровень профессионализма (предполагаемый и фактический) .

4. Материально - техническая база учреждения:

- литература: методическая, психолого -педагогическая,

научно - популярная, художественная, методические пособия.

- оборудование: компьютеры, принтеры.

Читать далее conf.pskovedu.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Формирование личности дошкольника

    Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце мал...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Познавательный интерес дошкольников

    Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности Концептуальное изложение педагогического опыта В настоящее время в России остро...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Высказывания о воспитании детей дошкольного возраста

    Использование педагогических принципов А. С. Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеёк» Республика Хакаси...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...