Задачи литературного развития дошкольников

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению"

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

- посещение занятий в районной библиотеке.

- практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе"

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

- Участие в проектах

- Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Выполнил (а) : воспитатель

старшей группы "Светлячок"

Главатских Ольга Григорьевна

Тел. 8-923-473-00-18

www.maam.ru

Курс: Организация творческой деятельности дошкольников на основе литературных текстов

Вы используете гостевой доступ (Вход) Путь к странице

  • Общее

    Студенты!

    Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке - замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет.

    Существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

    Основные задачи курса:

  • Прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
  • Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
  • научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям и т.п.

    В дистанционном курсе представлены следующие разделы программы:

1.Выразительные средства искусства художественного слова

2. Особенности исполнения произведений разных жанров

3. Театрализованная деятельность в ДОУ

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Читать далее pedcollege.tomsk.ru

Тема 4 литературное образование детей дошкольного возраста - стр.17

Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Особенности восприятия и понимания детьми литературные произведений разных жанров. Единство чувства и мысли привосприятии. Активность детского восприятия, его наивность Понимание дошкольниками основного замысла произведения.

Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, сопереживания героям. Восприятие языковых особенностей литературного произведения.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания детям в современных программах.

Методы ознакомления с художественной литературой.

Знакомство с жанрами прозы и поэзии. Характеристика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию произведения. Требования к вопросам. Значение повторного чтения литературных произведений.

Особенности чтения книг с познавательным содержанием и на моральные темы. «Веселая» книга в детском саду.

Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние на отношение дошкольников к литературным героям. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера произведения.

Особенности методики ознакомления с художественной литературой на разных возрастных этапах.

Заучивание стихотворений. Требования к отбору поэтических произведений для детей. Приемы, способствующие запоминанию стихов: обогащение детского опыта (предварительные наблюдения, обогащение словаря) ; выразительное исполнение; анализ содержания и формы произведения; договаривание детьми рифмующих слов и др.

Приемы обучения детей выразительному исполнению стихов: эмоциональное исполнение произведения взрослыми; упражнение в выразительном чтении фрагментов стихов; обоснование выбора средств выразительного чтения детьми; чтение по ролям; игровые приемы заучивания; своеобразие использования хоровой декламации стихов.

Основная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010.-400с.

  2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М.: Академия, 2009.- 256с.

  3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  4. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

Дополнительная литература

1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.- 224с.

2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.

Характеристика состава детского фольклора; особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек, небылиц, перевертышей) . Методика использования их в работе с детьми. Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

Использование художественной литературы в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, игры-драматизации по литературным произведениям; театрализованные игры, вечера досуга, КВН. просмотр телепередач и др.

Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги, его значение в развитии читательских интересов; требования к оформлению; отбор книг; иллюстративного материала в зависимости от возраста детей.

Содержание и формы работы в уголке книги. Углубленное знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг.

Выставки детских книг.

Основная литература:

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.

Понятие звуковая культура речи, ее значение для развития речевого общения ребенка с окружающим, для интеллектуального развития детей и подготовки их к школе.

Особенности познания дошкольниками фонем речи, трудности в осознании детьми фонемного состава слова, их причины. Современные исследования по проблеме овладения дошкольниками звуковой стороны речи (А.

И. Максаков, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, М. Ф. Фомичева, В. И. Селивёрстов, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева) . Задачи по воспитанию звуковой культуры речи. Работа по развитию речевого слуха. Работа по формированию произносительной стороны речи.

Работа над интонационной выразительностью речи. Работа по совершенствованию норм литературного произношения. Работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, закреплением звуков. Содержание и методика упражнений.

Создание условий в детском саду для работы по звуковой культуре речи.

Основная литература:

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.

Слово, отношение к понятию. Семантика детской речи. Особенности овладения словарем детьми раннего и дошкольного возраста. Общеупотребительная лексика.

Активный и пассивный словарь, характеристика развития словаря на разных возрастных этапах (объем, особенности овладением значением слов, смысловыми оттенками значений, образными выражениями, фразеологизмами) . Причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах. Лексико-семантическое поле. Системные отношения между словами.

Основные этапы и направления педагогических исследований по развитию словаря детей (Г. Н. Бавыкина, В. И. Логинова, К. Т. Патрина, В. И. Яшина, Н. П. Иванова, Е. М. Струнина, Л. А. Колунова) .

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное ознакомление с предметами и явлениями.

Содержание занятий, отбор и организация наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях по сравнению предметов.

Занятия по формированию понятий (родовых, видовых) . Подведение детей к понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для детей.

Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах.

Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Приемы активизации словаря (В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, В. В. Гербова, Е. М. Струнина, В. И. Яшина, О. С. Ушакова) .

Организация и проведение экскурсий для знакомства с трудом взрослых.

Особенности знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых и отражении их в детском словаре. Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах.

Методика проведения экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова, Л. А. Мишарина, Н. Ф. Виноградова, Е. И. Радина, В. И. Яшина) . Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.

Основная литература:

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 8. Формирование связной речи.

Современные требования к развитию связной речи дошкольников. Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи, ее механизмы. Ситуативная и контекстная речь Виды связной речи (диалогическая и монологическая) .

Диалогическая речь. Факторы, порождающие диалог. Типы речевых ситуаций. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Основные пути обучения детей диалогу.

Беседа как метод диалогической речи.

Значение беседы в развитии диалогической речи. Виды бесед и их цель. Тематика бесед.

Требования к организации и проведению беседы. Методические приемы. Использование наглядных приемов.

Подбор разных типов вопросов (репродуктивные, поисковые, обобщающие) , их соотношение. Требования к вопросам. Этическая беседа, ее роль в воспитании детей и развитии речи (Л. П. Князева, Н. М. Крылова, Э. П. Короткова, Н. Ф. Виноградова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.)

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи (описание, повествование, рассуждение) . Рассказ и пересказ. Рассказы на наглядной основе (картинка, игрушка, реальные предметы, наблюдение) , рассказы на словесной основе (пересказ, рассказы из опыта, творческие рассказы) , их своеобразие.

Приемы обучения рассказов, направленные на освоение формы рассказа, на самостоятельное определение содержания рассказа, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Усложнение требований к рассказам детей в разных возрастных группах.

Основная литература:

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.

Типы и виды картин (предметные, сюжетные, пейзаж, натюрморт, портрет) . Особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин с детьми.

Вопросы, направленные на понимание содержания картины и установление связей, на поиск лучших форм для выражения содержания, наиболее точных, выразительных слов. Приемы обучения рассказыванию (логико-синтаксические схемы, оценка, указания и др.) .

Структура занятий. Рассказывание по серии сюжетных картин. Варианты предъявления картин для составления детских рассказов (В.

В. Гербова, Э. П. Короткова, О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова, Е. В. Савушкина.

Обучение детей составлению творческих рассказов.

Виды творческих рассказов на наглядной и словесной основе. Программные требования к творческому рассказыванию дошкольников. Творческое рассказывание и словесное творчество. Показатели (критерии) творческого рассказывания.

Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческого воображения детей в ходе рассказа.

Приемы, направленные на самостоятельное определение содержания рассказа, на освоение его формы, средства художественной выразительности. Структура занятий. Усиление творческих элементов в рассказах детей старшего дошкольного возраста.

Влияние фольклора на сочинение сказок детьми (Л. В. Ворошнина, А. Е. Шибицкая, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Е. Л. Пороцкая) .

Основная литература:

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Страницы: < предыдущаяследующая >...78910111213141516171819Смотреть полностью

Похожие работы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050703. 65 «Дошкольнаяпедагогика и психология» квалификация: преподаватель дошкольнойпедагогики и психологиипо заочной форме сокращенной программе обучения

    Учебно-методический комплекс ... программа разработана длястудентов, обучающихсяпоспециальности050703.65 «Дошкольнаяпедагогика и психология» (заочная форма сокращенная программа обучения) в связи с отсутствием соответствующего Государственного стандарта по данной ...
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: специалист Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс ... КАРТА самостоятельной работы студентапо дисциплине ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИе ПРАКТИКУМы длястудентов образовательной профессиональной программы050703.65 «Дошкольнаяпедагогика и психология»по ЗАОЧНОЙ форме ТЕМА ...
  3. Работы кафедры психологии (кафедры) на 2013-2014 учебный год утверждено

    Программа ... . Совершенствовать содержание педагогических практик длястудентов и бакалавров, обучающихсяпоспециальности 050706.65Педагогика и психология, по направлению 050400.62 Психолого-педагогическоеобразование, профиль «Психологияобразования»по очной ...

Подробней gigabaza.ru

Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями - Страница 20

Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературыи представлены в программах детского сада.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание— важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.) , ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение(его содержание и форму) .

Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:

- определять основных героев;

- на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему) ;

- определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка) ;

- улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения) .

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры) , часть — уметь передавать близко к тексту(пересказывать) . Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задачформировать самостоятельность детейв художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия) , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев) , речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказываниядошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.

В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Материал с сайта otveti-examen.ru

  1. Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -старший воспитатель….
  2. Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» -воспитатели групп
  3. Открытый просмотр: физкультурное интегрированное занятие по сказке «Теремок» в старшей группе №7 – воспитатель по физо ….; занятие в логопедической группе №6 «Библиотека» - учитель-логопед…; литературный КВН между подготовительными к школе группами №10 и №12 – музыкальный руководитель ….
  4. Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры «По ознакомлению дошкольников с художественной литературой»-старший воспитатель ….
  5. Домашнее задание педагогам:

- проанализировать раздел «Художественная литература» в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

- подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о роли книги в развитии и воспитании человека.

Повестка дня:

  1. Подведение итого тематической проверки «Ознакомление с художественной литературой» - старший воспитатель ….
  2. Обсуждение результатов анкетирования родителей – выступление воспитателей каждой группы.
  3. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -проводит старший воспитатель ….
  4. Решение педагогического совета
  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

срок - в течение учебного года; ответственный – ст. восп-ль …

  1. Спланировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) , посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

срок – в течении 2011-2012 учебному году; ответственные – творческая группа

  1. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».

Срок – с 28 марта по 1 апреля; ответственные – ст. восп-ль …

и педагоги детского сада.

  1. Подготовить и провести мини-семинар «Учимся у книги»

срок – февраль 2011г.; ответственные – ст. восп-ль …

Проведение педагогического совета

1. Вступительное слово заведующей детского сада….

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книгеизменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

2. Выступление старшего воспитателя …..

Подведение итогов тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественное литературой»

3. Обсуждение результатов анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

Выступление воспитателей каждой возрастной группы. Подведение итогов анкетирования старшим воспитателем.

4. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:

*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Педагоги заранее разделены на две команды. Было выбрано жюри.

Состав жюри: председатель – зав. д/с …

члены: воспитатель ….

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи дошкольников через художественную литературу

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

    Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой «Литературе так же ну...

  • Речевое развитие дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

    Реферат на тему Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников скачать бесплатно Педагогика Тип работы: дипломная работа Введение Овладение родным языком как средством...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Задачи развития связной речи дошкольников

    Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах»...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Изобразительное искусство в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Математическое развитие дошкольников

    Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...