Задачи нравственного воспитания дошкольников

Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Нравственное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Задачи нравственного воспитания:

- формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

- воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

- овладение практикой поведения.

- патриотизма;

- гражданственности;

- коллективизма.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

- гуманности;

- трудолюбия;

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

- воспитание гуманности как качества личности;

- воспитание коллективизма;

- формирование начал гражданственности и патриотизма;

- формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Используемая литература

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

www.maam.ru

Семинар— практикум для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

Задачи:

• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.

• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию дошкольников.

• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.

• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.

Ход семинара:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.

Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.

Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.

1. Теоретическая часть.

Нравственное воспитание - это: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - чувство любви к Родине.

Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

Методы поделены на три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое - хорошо, и что такое - плохо? »

У меня неприятность! Перемешались все карточки с указанием программных задачи по нравственному воспитанию по возрастам. Коллеги, помогите мне, пожалуйста, вы знатоки программных задач по группам и кому, как ни вам навести порядок! Выберите среди всех программных задач по нравственному воспитанию, ту, которая соответствует вашей возрастной группе. (Педагоги зачитывают программные задачи) .

Возрастная особенность: Зарождение произвольность поведения. Программная задача: Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.

Возрастная особенность: Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Программная задача: Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Возрастная особенность: Повышенная обидчивость, формирование лидерских качеств. Программная задача: Способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.

Возрастная особенность: Осваивают социальные отношения, соблюдение субординации в ролевом поведении. Программная задача: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

Возрастная особенность: Дети осваивают формы позитивного общения с людьми. Программная задача: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

Возрастная особенность: Обладает высоким уровнем личностного развития. Программная задача: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. (Для музыкального руководителя) .

2. Творческо-практическая часть семинара-практикума по нравственному воспитанию.

Давайте поиграем:

Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.

Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.

Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) все разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай! » - все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» - музыка меняется). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не зевай, быстро пару выбирай! ». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется.

Давайте поиграем:

«Подберите картинку к стихам». Детям в свободной деятельности можно рассказать о некоторых Заповедях христианских. А вот в такую игру можно поиграть для закрепления. Одной половине даются картинки, а другой 10 заповедей в стихах. Педагоги зачитывают стихи и находят подходящую к ним картинку.

Заповедь седьмая.

Бог создал мужа и жену,

И повелел Он им любить друг друга,

Не разрушать свою семью

И не искать себе другого друга.

Когда вы вырастете, дети,

То вспомните заветы эти.

Девятая заповедь

Не ябедничай взрослым на друзей

И ложных слов не говори.

Не одобряет Бог таких детей,

Правдивым будь и никогда не лги.

Шестая заповедь

Бог нас для жизни создает.

Не убивай, ты никого.

Кому и сколько жить на свете,

Решать дано лишь Богу, дети.

Восьмая заповедь

Пусть у приятеля игрушки лучше,

Но ничего без спроса не бери.

Бог Сам подарит то, что нужно,

Ты только помолись и попроси.

Заповедь пятая

Люби и слушайся ты маму с папой,

Людей ты старых почитай

Чем можешь ты им помогай!

Тогда, как станешь старым ты,

То будут дети и к тебе добры!

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

«ЧУДО ПОЛЯНА». Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке.

Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!

www.maam.ru

Сообщение из опыты работы «Нравственное воспитание дошкольников»

«Нравственная чистота детей –

национальное достояние народа»

На современном этапе, педагогическая общественность обсуждает проблему формирования нравственной личности. Этот факт обусловлен социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных потребностей. Вечные ценности: добро, истина и красота – постепенно отодвигаются на второй план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабление воспитательной функции семьи.

В такой ситуации, важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. Задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и нравственно-воспитанной личностью, т. к. от её интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. Первой ступенью в механизме нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные учреждения.

В современной педагогической практике прослеживается тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности любого дошкольного учреждения. Каждый ребёнок рассматривается как неповторимая личность. Задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного.

Ориентируясь на социальный заказ общества можно осуществлять свою деятельность по решению проблемы нравственного развития в соответствии с целью:

Формирование у детей знаний о нравственных общечеловеческих ценностях соответствующих нормам морали, осознание их значимости в регуляции своего поведении,

и поставленными задачами:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

- овладение основными нравственными ценностями: добро, дружба, взаимопомощь,

формирование чувства уважения и гуманного отношения к другим людям;

- умение совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться

от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств:

сочувствия, сопереживания, отзывчивости, справедливости и т. д. ;

- уметь включаться в разную деятельность позволяющую накапливать практический

опыт использования моральных норм;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры

общения с взрослыми и сверстниками.

Хотелось остановить внимание на особенностях организации работы с социумом.

Всем известно, что ДОУ является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании нравственной личности.

Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом успешно адаптироваться детям в коллективе сверстников, а это намного важнее для дошкольника, чем научиться читать и писать. Это важно, учить всему надо играючи, радостно и вдохновенно. Ведь формируя личность ребёнка, воспитываем у него:

- коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие,

заботливость, честность. Это то, что выражает отношение ребёнка к обществу,

коллективу, к другим людям;

- трудолюбие, бережливость, ответственность; скромность, самокритичность

и волевые черты характера;

- целеустремлённость, настойчивость, решительность, смелость, мужество,

самостоятельность, выдержка.

Нравственность человека складывается из нескольких моментов:

- знаний нравственных норм;

- нравственного поведения;

- нравственных чувств;

- понятий: мораль, добро, зло, искренность и т. д.

Задачи нравственного развития детей и технологии её реализации специально не прописаны. Остаётся открытым вопрос, о конкретном содержательном и методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ. Которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребёнку конкретных навыков не превращалась в самоцель, с преобладанием прямого обучения, а была бы «ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования нравственной культуры».

Любое чувство, в том числе и нравственное, ребёнок должен пережить повторно, чтобы окрепло. Единственный, и наиболее соответствующий природе детской психики, путь в воспитании – это приучение ребёнка к нравственным чувствам через повторение в определённых ситуациях тех или иных поступков. В практической деятельности ребёнок накапливает нравственный опыт, вступая в отношение со сверстниками, взрослыми.

Дошкольный возраст – период первоначального становления личности.

К семи годам уже достаточно чётко прослеживается направленность личности ребёнка, как показателя уровня его нравственного развития.

Рассматривать нравственное развитие личности невозможно без участия в жизни ребёнка других людей, поэтому проведём черту, связывающую нравственное развитие с социальным и рассмотрим данное развитие как социально-нравственное, через взаимодействие с ближайшим социумом: семья, детский сад, школа.

Основой устойчивого поведения и отношения ребёнка к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации, которые выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Они определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта.

Чаще всего этот термин понимается как направленность субъекта на определённые ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт.

Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они связаны с нравственными качествами. Жертвенная и деятельная любовь к людям требует воспитание таких качеств личности, как:

- доброжелательность, стремление совершать добрые поступки;

- терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить

прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло;

- человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих,

ответственность за своё решение;

- честность и правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки,

признавать ошибки;

- ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание;

- трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим

трудом других;

- совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Важное значение, для полноценного психического и личностного развития ребёнка, имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом («запечатление образа») .

Родители, конечно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему необходима при формировании нравственных ценностных ориентаций помощь педагогов ДОУ.

Компонентами процесса формирования нравственных ценностных ориентаций выступают, во-первых:

- наблюдения в различных видах деятельности, беседы, как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний. Только благодаря этому, взрослый может развивать систему потребностей, а следовательно и ценностные ориентации ребёнка;

Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Речь идёт о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности. Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребёнка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией;

В третьих, способствовать тому, чтобы ребёнок мог осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого педагогу важно подбирать и продумывать такое содержание игр, которое поможет формированию представлений о нравственных ценностях и предоставит возможность нравственного выбора.

Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребёнка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.

В этом случае важно:

- содействовать формированию у родителей ответственности за создание

благоприятного психологического семейного климата;

- обогащать родителей знаниями педагогической этики;

- раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций,

с тем чтобы действовать совместно в таких формах, как родительские собрания,

беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха.

Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого его воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Недостаток любви и ласки в отношениях между воспитанником и взрослым ограничивает развитие способности ребёнка откликнуться на эмоциональное состояние другого человека.

Ведь не случайно В. Г. Белинский отмечал:

«Слово, проникнутое любовью, горит огнём неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и даёт ему мир и счастье; но слово, лишённое любви, и святые истины делает холодным и мёртвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».

www.maam.ru

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мораль -общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека. Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками.

Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:

• Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

• Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

• Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Помните, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

www.maam.ru

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - Страница 16

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, средства и методы.

А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) .

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников.

Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллекти­визм, патриотизм. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) .

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим) . При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников) .

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.) .

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

- нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

- нрав­ственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

- нравственных привычек и норм - куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Подробней otveti-examen.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015

Нравится Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап - накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап - претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов - мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой) :

  • предварительного,

  • художественно-ознакомительного,

  • эмоционально-действенного.

Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и др.) .

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.

Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) .

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова) ; беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.

П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре) ; обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева) ; организацию игр-упражнений (С.

А. Улитко) , игр-драматизаций.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

- организация деятельности детей - игры, труд и др.,

- включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

- общение с природой;

- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного) . При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

Список литературы:

  1. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., 2011.

  2. Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.

Ссылка на источник www.scienceforum.ru

Направления духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.) , дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения.

При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.

В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников должны входить следующие виды деятельности:

  • продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков) ;
  • театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики) ;
  • познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых) ;
  • творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы) ;
  • нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями) ;
  • совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы) .

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:

Материал с сайта www.neboleem.net

Доклад «Нравственное воспитание: задачи, средства, методы» - Детсад Клуб

Доклад «Нравственное воспитание: задачи, средства, методы»

Автор: Калашникова Вера Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад «Красная шапочка» (пгт Междуреченский) .

Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Следовательно, можно выделить механизм нравственного воспитания:

Знания и представления + мотивация + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности. Главная особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости.

Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы.

В первую группу задач входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на все другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер и поэтому на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие - патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта, и конкретные условия жизни.

Задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловые блока:

1 блок: воспитание гуманных чувств и отношений.

2 блок: воспитание патриотизма.

3 блок: воспитание трудолюбия.

4 блок: воспитание коллективизма.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

Вторым средством воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Третьим средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е.

она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.

1 группа: методы формирования нравственного поведения (при - учение, упражнение, руководство деятельностью) .

2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа) .

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение) .

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.

5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.

6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.

8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.

9. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет.

10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Используемая литература:

Бахтиярова Рашида Хусаиновна. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

Зульфибаева Галия Равильевна. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников.

Ссылка на источник www.detsadclub.ru

Другие статьи по теме:

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Воспитание дошкольников

    Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Последовательность нравственного развития дошкольников

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Методы нравственного воспитания дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Духовное воспитание дошкольников

    Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее» ПРОГРАММА духовно - нравственного воспитания воспитанников МБДОУ "Вознесенский детский са...

  • Духовно нравственное развитие дошкольников

    Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ» (духовно-нравственное развитие дошкольников через социальн...

  • Духовно нравственное воспитание дошкольников в рамках фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...