Задачи речевого развития дошкольников по фгос

Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

На первом этапе работы необходимо:

- проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает группа,

- создать все необходимые условия для развития речи детей по теме «Знакомим с родным городом»,

- составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического процесса: с детьми, с родителями воспитанников и с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами) .

При создании развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3. Обеспечение возможности для исследования и изучения.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

- Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

- Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

- Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1 структурное (фонетика, лексика и грамматика,

2 функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития,

3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений) .

В исследованиях функционального направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрявцева, О. С. Ушакова, А. В. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина и др., авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. д. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектовым по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша. В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

- ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

- логика выражения;

- форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом) .

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают - воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

- начало (цель - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

- основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

- конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1. Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи? ; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ; репродуктивные вопросы (простые по содержанию) : что? где?

2. Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

- образец, чтение произведения,

- вопросы, объяснения и указания,

- обращение к личному опыту детей,

- подсказ слова или фразы воспитателем,

- совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

- пересказ по частям,

- пересказ по ролям,

- хоровое проговаривание,

- игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) .

www.maam.ru

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС

Я, Окутина Елена Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4» предлагаю вашему вниманию сообщение из опыта работы на тему: «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС»

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи.

Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов:

Сократ и Платон создали теорию подлинного красноречья.

Константин Дмитриевич Ушинский стал основоположником методики первоначального обучение родному языку. Считал устное народное творчество - важным аспектом в обучении родному языку.

Елизавета Ивановна Тихеева - известный общественный деятель в области дошкольного образования, большое влияние оказала на содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.

Ефим Аронович Аркин - великий педагог, считал речевое общение детей со взрослыми – источником познание маленьким ребёнком окружающего мира.

И сейчас в наше современное время развитие речи детей не остаётся без внимания, поэтому считаю, что тема моего опыта работы актуальна, так как существует проблема.

Из моих наблюдений выявлено, что у многих детей:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Недостаточный словарный запас.

-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Не способность построить монолог.

-Отсутствие навыков культуры речи.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Поэтому важно педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе. (Цель:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи:

- Овладению речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха)

Для осуществление цели и решения поставленных задач выбрала следующие направления: Развитие ПРС, Работа с родителями, с детьми, со специалистами

Насыщая групповое пространство, я позаботилась в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Обогатила книжный уголок яркими, красочными книгами.

Для театрализованного уголка приобрела и изготовила разные виды театра, костюмы помогли приобрести родители, разнообразные маски приобрела фабричные и изготовила своими руками, разные атрибуты, ширмы.

Группа оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми которые влияют на развитие речи у детей.

В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы совместно с детьми изготовили макеты: «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместили их в уголке природы.

Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, приобрели конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия, тематические альбомы, игры для развития мелкой моторики.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникационные технологии, поэтому для развития речи детей приобрели диски: «Уроки тетушки совы».

С развивающего онлайн-портала «Мерсибо» записала на диски компьютерные игры по развитию речи детей, конструктор картинок от «Мерсибо», где из элементов можно собрать красочную картину и составить рассказ.

В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития использую методы представленные на слайде.

Применяя наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, провожу наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществляю экскурсии к реке Тиман, на почту, в магазин, в школу, в выездной зоопарк, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.

Применяя опосредованное наблюдение рассматриваю с детьми игрушки и картины, описываем их, затем составляем рассказы.

Используя словесные методы, читаю и рассказываю детям художественные произведения, заучиваем с ними наизусть стихотворения, пересказываем знакомые им сказки и рассказы, беседуем на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказываем с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные? », «расскажи как прошёл твой день рождения? »

В театрализованном уголке у нас живёт бабушка- рассказушка, которая присутствует в любом режимном моменте и просит детей рассказать о своих действиях. Применяю практические методы используя в работе с детьми различные дидактические игры,

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», поэтому использую

игры драматизации, инсценировки.

Любят дети выполнять упражнения с лентами с обручами, с мячами под музыку, поэтому использую пластические этюды.

Как и предыдущие приёмы любимы детьми хороводные игры.

Так как средствами развитие речи считается изобразительное искусство, музыкальная деятельность, физическая культура, считаю работу специалистов учреждения с детьми в группе целесообразной.

Наряду с решением задач изобразительной деятельности или продуктивной М. А. Федотычева (воспитательпо изобразительной деятельности) успешно осуществляет развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, строительными деталями, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях изобразительной деятельностью детей М. А. знакомит с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Ю. К. Фёдоров – музыкальный руководитель нашего учреждения играет не маловажную роль в развитии речи детей. На его занятиях развиваются, совершенствуются, закрепляются певческие навыки и формируется стереотип правильного произношения звуков, слов. Характеризуя музыкальные произведения – дети подбирают качественные прилагательные. Разучивание песен – предполагает заучивание наизусть. Слушая музыкальные произведения – рисуют образные картины, составляя предложения и рассказы. Проведение праздников – предполагает общение со сверстниками, со взрослыми.

Н. А. Едунова – педагог-психолог проводит занятия и организует игры с целью сплочение детского коллектива, развитие доброжелательного отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым, учит детей составлять предложение-пожелания. Для проявление инициативы общаться и развития актёрского мастерства применяет сказкотерапию.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через формы представленные на слайде.

Анализ работы с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие» показал, что дети проявляют инициативу в общении, пополняется словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь становится насыщеннее, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры.Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игрызанимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Методическое объединение воспитателей и специалистов по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС. — Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей

Просмотров: 2157 Поделиться:

Методическое объединение воспитателей и специалистов

по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС.

Руководитель:

воспитатель 1 категории Лежнина Л. А.

2014 уч. г

Пояснительная записка

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обручению Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов и др.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. В дошкольном возрасте идет интенсивное освоение средств, форм и функций речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения

Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.

Подробней на сайте imteacher.ru

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет)

Правильное формирование личности ребенка - это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать и воспитатели.

Введение новых норм обучения

В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС) . Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей.

Каково предназначение ФГОС в детском саду?

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Задачи дошкольного образования

Речевое развитие дошкольников по ФГОС задачи ставит следующие: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Задачи дошкольного воспитания (ФГОС)

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (цели и задачи вкратце рассмотрены выше) ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов у малышей.

Работа воспитателя по ФГОС

Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка.

Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

Направления развития дошкольника по ФГОС

По новым стандартам детские сады обязаны предоставлять дошкольникам следующие направления развития:

  • познавательное;

Об особенностях познавательного развития

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области.

Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. В качестве задачи ставится формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях, свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах) .

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у малышей любовь к своей Отчизне. Занятия формируют представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, помогают совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях, многообразии народов и стран.

Специфика речевого развития дошкольников

Речевое развитие дошкольников по ФГОС в 1 младшей группе ставит задачу овладения речью как необходимым средством для культуры и общения. Также занятия помогают малышам обогащать словарный запас, формировать фонетический слух.

Какие моменты должны быть учтены воспитателями, планирующими речевое развитие дошкольников?

По ФГОС ДО в дошкольный период с помощью познавательной культуры идет формирование у ребенка первичных представлений об окружающем мире. По мере роста образ мира у малышей меняется.

Не стоит забывать о том, что путь познания и развития у маленького человека существенно отличается от представлений взрослых, которые способны воспринимать окружающие явления и предметы собственным интеллектом, в то время как дети знакомятся с разными явлениями с помощью эмоций. Взрослые люди предпочитают обрабатывать информацию, не уделяя должного внимания человеческим отношениям. Дошкольники не могут качественно и быстро обрабатывать большой поток знаний, поэтому для них отношения между людьми играют очень большую роль.

Особенности развития трехлетнего малыша

Для трехлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю.

Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?) , внутренние (Зачем? Как?) характеристики предмета.

В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.

Особенности развития малыша второй младшей группы

Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.

Особенности развития четырехлетнего малыша

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка.

Очень важно речевое развитие дошкольников. По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире.

Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

Особенности развития пятилетнего малыша

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его - заинтересовать малыша.

Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время».

Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого».

В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру.

Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, - присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию.

В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» - залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.

Способы создания развивающей среды для дошкольников

Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех возрастных группах создавать развивающую предметно-пространственную среду.

В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует возрастным особенностям детей, а также содержанию образовательной программы.

Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.

Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников.

Подводим итоги

Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности развития памяти, мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций) , а также условий развития и воспитания личности.

В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.

Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.

В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.

В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Подробней fb.ru
940.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образованияв настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачиречевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры,(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим) ,

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Принципы развития речи:принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитиюречи детей

1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развитияречи1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)

Задачи вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.

Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципыорганизации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания , но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Речевое развитие дошкольников

    Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Социально личностное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Задачи социально коммуникативного развития дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Задачи развития связной речи дошкольников

    Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах»...

  • Задачи познавательного развития дошкольников по фгос

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Речевое развитие дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...