Задержка психического развития у дошкольников

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Психолого-педагогической диагностикой и коррекцией особенностей восприятия у дошкольников с задержкой психического развития». В своей работе вы, также как и я, встречаете детей с задержкой психического развития. Поэтому тема, я думаю, актуальна и для вас.

Давайте вспомним что же такое восприятие? Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих важную роль в том, чтобы установить наиболее существенные особенности звукового потока.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу.

Осязательное (тактильное) восприятие является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление) .

Итак, восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления, того что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Какие же особенности восприятия у дошкольников с ЗПР?

У этих детей снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от детей с нарушением интеллекта дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок не может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш», хотя сам цвет называет.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Чтобы определить уровень развития восприятия, можно предложить детям следующие задания:

- определить направление и конец пути предмета на линиях – лабиринтах;

- найти среди похожих данный предмет;

- сказать, чего не хватает на рисунках;

- найти, какие предметы спрятаны в рисунках;

- собрать пирамидку правильно и неправильно собранную педагогом;

- найти подходящую заплатку к коврику;

- составить картинку, разрезанную на четыре части;

- угадать, что звучало за ширмой (например, переливание воды из стакана в стакан, шорох бумаги) ;

- определить, какой музыкальный инструмент звучит за ширмой;

- отбить ритм по образцу педагога;

- определить, откуда доносится звук;

- сказать слово громко, тихо;

- сказать фразу высоким, низким голосом;

- узнать на ощупь, какой предмет лежит в мешочке;

- определить с закрытыми глазами, до какой части тела дотронулся педагог;

- определить с закрытыми глазами сколько раз дотронулся педагог до руки, спины;

- определить с закрытыми глазами, какую фигуру нарисовал педагог на коже ребенка;

- показать правую (левую) руку (ногу, ухо) у себя и педагога, стоящего напротив;

- отгадать с закрытыми глазами, из какого материала сделан предложенный предмет.

Хочу отметить, что для диагностики данного психического процесса нужно давать материал, знакомый детям. Нельзя, например, поиграть за ширмой на бабалайке, если дети не знают что такое балалайка и как она звучит. Мы можем взять бубен, барабан, погремушку.

В результате диагностики у детей моей группы было выявлено, что 38, 6% детей успешно справились с предложенными заданиями, 28, 1% - имели трудности при выполнении заданий, 33, 3% детей не правились с предложенными заданиями.

Учитывая то, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех видов восприятия, мной была разработана система дополнительных занятий для коррекции данного психического процесса. Данные занятия включали в себя задания и игры, направленные как на развитие зрительного восприятия, предлагаемые Я. О. Микфельд в программе по профилактике оптической дисграфии и дислексии, так и на коррекцию слухового и тактильного восприятия. Вся система включала в себя 12 занятий, учитывающих уровень развития и тип ведущей деятельности дошкольников. Проводились данные занятия 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.

Следует отметить, что содержание заданий, предлагаемых детям, постоянно усложняется. И в качестве основных средств обучения использовались дидактические игры.

Система занятий для коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР включала в себя задания, которые дети выполняли за столами, а также подвижные игры, помогающие сменить вид деятельности ребят и разнообразить коррекционные занятия

Пример одного из занятий перед вами: здесь вы видите названия игр, коррекционные задачи к каждой игре и оборудование, необходимое для проведения занятия.

1 «Чего не хватает? » Развитие зрительное восприятия Лист № 6 для каждого ребенка, цветные карандаши

2 «Что перепутал художник? » Развитие зрительное восприятия Лист № 7 для каждого ребенка, цветные карандаши

3 «Разложи фигуры» Развитие зрительной памяти Набор фигур

4 «Бег по сигналу» Развитие слухового восприятия Бубен

5 «Узнай фигуру на ощупь» Развитие тактильного восприятия Набор геометрических фигур из бархатной бумаги или картона

Коротко остановлюсь на описании содержания коррекционной работы. Совершенствование зрительного восприятия предметов предусматривает: зрительное восприятие формы; цвета; размера; а также совокупности признаков предметов.

В качестве основных упражнений используются: «Найди одинаковое», «Запомни картинки», «Сложи фигуру из палочек», «Чего не хватает? », «Разложи фигуры», «Что изменилось? », «Дорисуй животное» и т. д.

Развитие слухового восприятия включает в себя несколько этапов:

Угадывание звучащего предмета, инструмента, мелодии; дифференциация акустически далеких изолированных звуков; дифференциация акустически близких изолированных звуков;

восприятие групп звуков;

дифференциация тонких акустических различий звуков.

На этом этапе используются следующие виды упражнений и заданий: «Бег по сигналу», «Отгадай, кто позвал», «Повтори, не ошибись», «Скажи наоборот» и т. д.

Развитие осязательного восприятия включает в себя: дифференциация предметов по форме; дифференциация предметов, изготовленных из разных материалов, сравнение предметов по размеру на ощупь (одинаковой формы, но разного размера, сравнение предметов по весу. Используются следующие виды упражнений: «Узнай фигуру на ощупь», «Чудесный мешочек», «Перышко и стул», «Тренируй чувствительность», «Узнай, по какой поверхности прошел» и т. д.

Уровень развития восприятия после проводимых коррекционных занятий:

высокий уровень показали 73, 7 % детей (увеличение на 45, 1%) ;

средний уровень – 14% (снижение на 14, 1%) ;

низкий уровень 12, 3% (снижение на 21%).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств о предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Эффективность диагностики и коррекции восприятия у старших дошкольников с ЗПР зависит от следующих условий:

- учета структуры познавательных процессов у дошкольников с ЗПР;

- использования основных средств коррекции - дидактических игр;

- постепенное усложнение содержания задач и заданий, предлагаемых детям.

Прикреплённые файлы:

vosprijatie_jpp8g.ppt | 775,5 Кб | Скачан: 180
www.maam.ru

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память.

У дошкольников с ЗПР страдает мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи дошкольника, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с ЗПР. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

Основной целью работы логопеда является формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Работая с дошкольниками с ЗПР, я выявила у них низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками. В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту и позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, что соответствует целевым ориентирам в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Предлагаю вашему вниманию мои пособия по развитию мелкой моторики:

I. Игры с прищепками:

1. «Солнышко».

Цели: развитие памяти, речи, мелкой моторики, координации движений.

Логопед говорит, что солнышко целый день было вместе с детьми, надо его отблагодарить и прикрепить прищепки – «лучики».

2. «Ёжик», «Морская рыбка».

Цель: развитие движений пальцев рук, двигательной памяти, выделение определённого заданного цвета.

Логопед предлагает ребёнку прицепить «колючки» ёжику, плавники и хвостик рыбке. Можно оговорить в задании, брать прищепки определённого цвета.

3. «Накорми животных».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, мышления, речи.

4. «Кто что съел? ».

Цель: развитие движений пальцев рук.

5. «Чей хвост? ».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, соотнесение цветов, дифференцирование животных Юга и Севера.

II. Игры с крышками:

1. «Кто живёт на цветке».

Цель: развитие мелкой моторики, выделение определённого заданного цвета.

2. «Путешественники».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку посмотреть, кто поплывёт с ним на занятие.

III. Игры с пуговицами:

1. «Гусеница-растеряша».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, закрепление восприятия цветов.

Логопед предлагает ребёнку помочь гусенице-растеряше прикрепить все кружочки на нужную пуговицу.

2. «Цветочная поляна».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

3. Игра «Колючий ёж».

Цель: развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает ребёнку погладить ежа, почувствовать какой он колючий, также можно взять («ёжик принёс подарки») \подарить ёжику гриб и яблоко.

4. Игра «Новогодняя ёлка».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания.

Логопед предлагает ребёнку украсить новогоднюю ёлочку.

IV. Игра «Волшебные камушки».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, воображения, закрепить восприятие цветов.

Логопед показывает ребёнку разноцветные камушки и камни, с нарисованными мордочками, и предлагает выложить нужные фигуры.

V. Игра «Молнии».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку открыть молнии и посмотреть, что или кто там прячется.

www.maam.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

ОглавлениеСтр. 17

12. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

13. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

14. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т. А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

1. Этиология и классификации задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

из 70

Источник pedlib.ru

Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) - Курсовая работа , страница 1

II деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

  • двигательная;

  • образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная) ;

  • эмоциональная;

III деление памяти по характеру участи воли в процессах запоминания:

  • непроизвольная;

  • произвольная.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.

Мгновенная память по определению Р. С. Немова, это память – образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд.

Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений) . Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание .

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи.

Долговременная память, по мнению Р. С. Немова, способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде. .

Благодаря генетической памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Как пишут Н. Николов, Л. Д. Столяренко и Р. Нешев, генетическая память у человека – единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание. .

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков. А. В. Петровский подчеркивает важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. . Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память.

В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Эмоциональная память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами) . Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. .

В произвольной памяти процессы запоминания и воспроизведения А. В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели .

память познавательный задержка психический

Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П. И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. .

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

Процессы памяти

Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково.

Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Другие же наоборот, быстро запоминаю, но и быстро забывают то, что когда то запомнили.

У этих людей наиболее сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Таким образом, к процессам памяти многие исследователи и психологи относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывания материала.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее воспринятого материала.

Сохранение – это процесс удержания заученного материала в памяти. С точки зрения физиологии, это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкрепления.

Забывание – это процесс полной или частичной утери материала, хранящегося в памяти. Физиологической основой забывания является торможение временных связей.

Эти процессы в структуре памяти необходимо, как утверждает Р. С. Немов, рассматривать в единстве. Таким образом можно сказать, что память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс..

Читать далее works.doklad.ru

Задержка психического развития у детей

Особенностью задержки психического развития (ЗПР) явля­ется качественно иная структура интеллектуальной недостаточ­ности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие от олигофрении, у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических про­цессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной дея­тельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близ­ком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от де­тей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная актив­ность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.

В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узна­вании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смы­словой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задерж­кой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторньгх нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.

Таким образом, одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность об­разования связей между отдельными перцептивными и двига­тельными функциями.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в раз­витии является отставание в формировании у них пространст­венных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

29Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нор­мально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность.

Характерным признаком детей с задержкой психического раз­вития является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические наруше­ния и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.

Одной из часто встречающихся особенностей нарушений вни­мания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной рабо­ты может отмечаться отставание в развитии мыслительных опе­раций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигатель­ной расторможенности, повышенной аффективной возбудимо­сти, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в ус­воении навыков чтения и письма.

Для многих детей с задержкой психического развития харак­терна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в зна­чительной степени связана со слабостью регуляции произволь­ной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, не-сформированностью функции самоконтроля. Этими же факто­рами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замед­ленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма.

Наиболее отчетливо инфантилизм про­является к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах задержки психического развития преоб­ладает задержанное развитие различных сторон познаватель­ной деятельности.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Читать далее doshkolnuk.com

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА.

Шатохина Ольга Анатольевна

МАДОУ детский сад комбинированного вида №200

г. Хабаровска

Проблема качественного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Я работаю учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении №200 города Хабаровска в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития.

Дети поступают в нашу группу в возрасте 4 – 5 лет с диагнозом ЗПР различного генеза. При поступлении детей мною проводится мониторинг с целью выявления уровня развития детей данной категории.

У детей с ЗПР наблюдаются не достаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах— системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные ивременные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так и речевых звуков идр. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается слабая мотивация к познанию окружающего мира.

Для усвоения сенсорных эталонов, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия ребенку с ЗПР требуется гораздо больше повторений. Для этого я использую дидактические игры и упражнения, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм развиваются способности, уровень развития которых, несомненно, сказывается в период школьного обучения, а также имеет большое значение для последующего развития личности.

Таким образом, особая роль дидактических игр и упражнений в развитии сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР должны сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В своей работе я использую игры и игровые упражнения известных авторов: Л. А. Венгер, Т. М. Бондаренко, Б. П. Никитина, М. Монтессори. Все мы хорошо знаем эти игры и используем в своей работе.

Желание улучшить коррекционную работу с детьми и разнообразить развивающую среду группы подтолкнуло меня на поиск новых и интересных игр.

О развивающихиграх В. В. Воскобовича я услышала, но в своей работе не использовала. Первые игры, с которыми я познакомилась, были «Игровой Квадрат”, “Волшебные фонарики”, “Волшебная 8”.

Что бы узнать как можно больше об этих играх (область применения, методы работы) , я изготовила эти игры своими руками для чего использовала: разноцветный фетр, картон, ткань и т.д. Задания к этим играм приходилось придумывать самой.

Игры мне очень понравились и заинтересовали. Незаметно для себя дети осваивали цифры; узнавали и запоминали цвет и форму; тренировали мелкую моторику рук; совершенствовали мышление, внимание, память, воображение. Игры дали возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Развивающие игры сделали учение интересным занятием для детей, пробуждали интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

Я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет - “Сказочные лабиринты игры”. В этом мне помогли тьюторский семинар Кондратьевой Любовь Александровны и авторский семинар В. В. Воскобовича прослушанный в г. Санкт-Петербурге.

Чем же заинтересовали игры В. В. Вокобовича:

1.Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Эти игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

3.С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4.Помогают всесторонне развивать детей.

Проанализировав все минусы и плюсы (которых оказалось гораздо больше) я решила включить в свою педагогическую работу игры В. В. Воскобовича и особый упор сделать на игры по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ.

На I этапе моей работы мною была изучена методическая литература, опыт коллег.

На II этапе была проведена разъяснительная работа среди родителей. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с играми В. В. Воскобовича, которые планирую использовать в своей работе, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для группы.

Часть родителей заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Мини-коврографы”, “Игровой квадрат”, “Математические корзинки”) .

На III этапе в группе была создана развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес» “населенный” персонажами сказок. В «Фиолетовом лесу» располагаются игры и упражнения для закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.

Игры в сенсорной зоне способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развивается любознательность, воображение; дошкольники развивают и тренируют чувственный аппарат, игры способствуют их интеллектуальному развитию.

В сенсорной зоне я организую подгрупповую деятельность детей и индивидуальные занятия с целью повторения пройденного материала и закрепления новых знаний.

Дети имеют возможность самостоятельно работать в сенсомоторной зоне. Эта деятельность полностью зависит от воли, интересов и настроения детей. При возникновении трудностей к деятельности ребенка (если он этого пожелает) всегда может подключиться педагог.

Совместная самостоятельная деятельность детей способствует формированию компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР и их успешной социализации в обществе.

Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Игры и пособия В. В Воскобовича широко использую при организации непосредственно образовательной деятельности:

1. Игры, используются для ознакомления с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх - Плюх», «Лепестки» и т.д.

2. Они используются при ознакомление детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

3. Игры, направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Волшебная 8» и т.д.

4. Также на развитие конструктивных возможностей: «Чудо крестики», «Чудо соты», «Волшебная 8», «Конструктор букв» и т.д.

5. Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Черепашки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

Универсальность этих игр в том, что любая из этих игр может способствовать развитию разных психических процессов.

Индикатором результативности применения игр В. В. Воскобовича служит сравнительно-диагностические исследования детей. Мониторинг развития сенсомоторного восприятия у моих воспитанников с ОВЗ 4-7 лет показал эффективность использования игр в данном направлении.

Наблюдается положительная динамика развития. Увеличился процент детей с высоким и средним уровнем развития. Дети научились анализировать, сравнивать, у них сформировалась понятливость.

Дошкольники умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития мелкой моторики рук. У детей нет проблем со знанием геометрических фигур, различением цветов, умением ориентироваться на плоскости.

Таким образом, игры В. В. Воскобовича содействуют более успешному развитию сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР и органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Материал nsportal.ru

Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

«Необходимо расширять опыт ребёнка,

если мы хотим создать достаточно прочную

основу для его творческой деятельности»

Выготский Л. С.

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами художественного творчества позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально средовых и психологических факторов.

Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

Поэтому свою работу по развитию воображения у наших детей мы начали с формирования интереса к театрализованной деятельности. Хотелось бы отметить, что в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» (под ред. С. Г. Шевченко) раздела по обучению театрализованной деятельности нет. И мы эту работу ведем только в совместно организованной деятельности с детьми, опираясь на разработки коллег, работающих в этом направлении (ж. «Детский сад от А до Я» №4-2008) .

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов) .

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать один предмет в роли другого (например, палочка играет роль термометра, брусок – телефона) . В первой половине дошкольного периода (3-4года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего, впечатления, полученные при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов, наблюдении за окружающим миром.

Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. В старшем дошкольном возрасте (5-6лет) , когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое (например, волк в сказке был злой, а ребенок представляет его как несчастного, обиженного героя) . Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, значит воображение, фантазия является высшей и необходимой способностью человека.

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта.

Театрализовано - игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно с взрослым или самостоятельно. В нашей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:

  • Режиссерские - в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр») ;
  • Образно-ролевые - в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол - «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо») .

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д.

Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. И тут мы опираемся на определенные дидактические методы:

  • Познавательно-аффективная ориентировка

Цель: выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике сказочного образа;

  • Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, выполнение выразительных движений;

  • Выражение замещающей потребности

Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний-потребностей в театрализованных играх.

Умение представить героя произведения, его переживания, обстановку событий, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:

-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для развития творческого воображения детей;

-коррекционно – развивающие игры;

-упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика) ;

-задания по развитию интонационной выразительности;

-игры-превращения (театральные этюды) ;

-упражнения на развитие детской пластики;

-ритмические минутки;

-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-подготовка к постановке сказки.

Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.

Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе: оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.

Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.

В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.) . Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога. Проводятся игровые задания типа «Изобрази, что почувствовал Колобок, когда Лиса не стала его есть, а предложила ему дружбу?» В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т.е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях. А, следовательно, перевоплощать поведение персонажа в соответствии с творческим воображением.

Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; наблюдения развивают внимание и память; умело поставленные вопросы заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. В работе над выразительностью реплик персонажей происходит развитие речи детей (словарь, звуковая культура речи, связная речь) .

По нашим наблюдениям, в результате систематической работы, у детей улучшилось воображение (дети могут воспроизвести образ персонажа, внести собственные линии поведения героя драматизации) , расширился кругозор представлений об окружающем мире, отношениях людей. Значительно лучше развивается связная речь, мимика, пантомима. Дети более активно идут на контакт с окружающими людьми, эмоциональны.

Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Л. С. Выготский.

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду;
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте;
  3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр;
  4. Шорохова О. А. играем в сказку;
  5. Щеткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...