Буква и презентация для дошкольников

ТЕМА: «Звуки . Буквы У, у»

ЦЕЛИ:

1) обучающие: познакомить со звуками и буквами У, у; развивать фонетико-фонематическое восприятие, артикуляционное понимание звука; научить печатать буквы У,у, читать слоги и слова;

2) развивающие: навыки самоконтроля и самоанализа, понятийное мышление, зрительное восприятие, память, образное мышление, аналитико-синтетические умения и навыки; учить чёткой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей отработкой понимания предложения и его признаков; формировать произвольное внимание;

3) воспитательные:воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к родной природе, бережное к ней отношение, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.

Задачи:

  1. Создать положительный эмоциональный настрой на совместную работу;
  2. Актуализировать ранее полученные знания;
  3. Формировать умения анализировать звуковой состав слов, вычленять из слова нужный звук и давать ему характеристику;
  4. Учить применять полученные знания в новой учебной ситуации

Содержание урока

Урок соответствует требованиям программы обучения 1-го класса по ФГОС. На уроке были использованы все необходимые учебные пособия и дополнительные материалы. К ним можно отнести учебник «Азбука», «Весёлая азбука в картинках», наглядный материал, раздаточный материал, электронную презентацию, музыкальное сопровождение.

Структура урока

1этап - Организация деятельности

Грамотно выбраны методы мотивацииучащихся на протяжении всего урока. Активизация деятельности прошла быстро. В стихотворной форме под музыку прошел организационный момент и мотивация учащихся.

Ребята с первой минуты включились в учебную деятельность. На данном этапе формируются умения:

-выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

2 этап – Актуализация

Создание проблемной ситуации, загадки помогли учащимся самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Проговорили алфавит, назвали гласные звуки, дали им характеристику. На этом этапе формируются познавательные и коллективные УУД, а также формируются умения:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

На каждом этапе ставились цели, всё находилось в логической связи, подводились итоги, делались выводы.

3 этап - Физминутка

Прошла в игровой форме и как первичное закрепление полученных новых знаний

4 этап – Проблемное объяснение нового материала, (знакомство со звуками)

Осуществлялся оптимальный объём и целевое разнообразие приёмов обучения. Появление сказочного героя помогло в игровой форме повторить необходимые знания. Участие в обсуждении, отгадывание загадок составление схем слов по картинкам, ответы на проблемные вопросы, формулировка выводов, организация фронтальной работы позволила учащимся самостоятельно получить новые знания. На этом этапе прошло формирование умений:

-определять роль гласных букв, стоящих после согласных букв, обозначающих согласные звуки, (указание на твердость или мягкость согласного звука)

- называть звуки, из которых состоит слово (согласные-звонкие,глухие, парные, непарные, тверды, мягкие) ;

- не смешивать понятия «звук» и «буква»;

- делить слово на слоги, ставить ударение;

-достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- самостоятельно формулировать познавательные цели;

- анализировать объекты с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

4 этап – Проблемное объяснение нового материала, (знакомство с буквами и слогами)

Дети в игровой форме познакомились с начертанием буквы, нашли предметы, с которыми она похожа и дополнили свои представления тем, что предложил учитель. Научились печатать букву. Знакомство со слогами-слияниями прошло с помощью презентации живо и интересно.Формирование умений: осмысленно правильно читать слоги-слияния, проводить ассоциации и на их основе запоминать новый материал.

5 этап – Гимнастика для глаз

Хороший отдых под музыку позволил продолжить работу.

6 этап - Закрепление

Разные виды чтения – жужжащее, хоровое, индивидуальное, разбор орфограмм, работа с текстом, озаглавливание, помогло понять смысл прочитанного текста. Велась работа по расширению читательского кругозора. Проблемная ситуация помогла самостоятельно назвать автора К. И. Чуковского и вспомнить его произведения.Формирование умений:

- осмысленно правильно читать целыми словами.

7 этап – Самостоятельная работа (работа в парах)

Была организована работа в парах. В игровой форме дети совместно находили ответ на поставленный вопрос. Учились оценивать свою работу и своих товарищей.

8 этап - Рефлексия

Прошла в форме игры «Наши достижения». Каждый должен был оценить себя сам. Формирование умений:

- выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке;

- осознавать качество и уровень усвоенного материала. В качестве подарка - маленькие солнышки, как символ урока. Дети были удовлетворены собственной деятельностью и в хорошем настроении ушли с урока.

Результат урока

Урок достиг своих целей.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Подробней на сайте nsportal.ru

Звук , буквы "А, а"

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв. Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

III. Повторение изученного.

- На какие группы делятся звуки?- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?

1. Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.

На доске слоги: СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА. Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках. Например: Ученик: - СА.

Все: - СА – СА – СА под кустом сидит лиса. Ученик: - АС. Все: - АС – АС – АС – пили мы из кружки квас.

ЗА – ЗА – ЗА – уходи домой коза. ША – ША – ША – мама моет малыша. АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш. ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа.

ЧА – ЧА – ЧА – к Саше вызвали врача. АЧ – АЧ – АЧ – шёл по полю чёрный грач. РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

2. Работа со схемами.

Ученики рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё арбуз.

Выставляется схема предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант: У Оли арбуз.)

- Ребята, какое предложение «спряталось» в этой схеме?

Можно предложить детям использовать подсказки: 1. Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме второго слова. 2. Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его…(арбуз) .

Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ, которая дана в учебнике (с. 25) .

Полученные предложения соотносятся со схемой. Схема предложения остаётся на доске.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую чистоговорку мы произнесли последней?

- Давайте ещё раз её произнесём. – РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

- Сегодня мы пойдём в гости?- В какую страну? ( В страну Букв) .- Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков. - Давайте прислушаемся к звукам.

1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука .Использование презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) .

1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3) .

2. Работа по учебнику и у доски. На доске появляется картинка, на которой изображена астра. Составляется схема этого слова.

Дети находят такую же картинку и схему в учебнике. Проводится работа по выделению звука .

3. Первичное закрепление.

Слайд 4. Работа по развитию фонематического слуха, мышления.

Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас, торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.) .

- Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук , стоящий в любом месте слова.

Словарная работа (далее – «словарное слово») : АНТРЕКОТ, АЙВА. Эти слова написаны на карточках (деление на слоги, ударение) и помещаются на магнитную доску. Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных принадлежностей присутствует ударный звук . Определяется место звука в этих словах.

Игра «Наши имена». Детям, в чьих именах встречается звук – ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…) . Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки – имена мальчиков. Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно – хлопают, ошибка – топают. (При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег) .

4. Знакомство с буквой А.

Слайды 5 и 6. (Развитие ассоциативного мышления) .

Учебник, с.25. Демонстрируются и письменные буквы А, а.

Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается назвать девочку именем, начинающимся с ударного звука , в соответствии со схемой. Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня – А, арбуз – а.

- У кого из учеников нашего класса имя начинается с ударного звука ?- Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука? Почему?

V. Физтминутка. Слайд 7.

Ссылка на источник festival.1september.ru

Буква и звук У, у – презентация для урока чтения в 1 классе или для дошкольников

Опубликовано: 26 августа 2014, 01:06

Презентация знакомит учеников 1 класса со строчной и прописной буквой У. Используя данную разработку, можно провести интегрированный урок или занятие у дошкольников, когда нза один час дети и звук выделят, и буквой его обозначат, и писать ее научатся.

Чтобы учащиеся 1 класса не устали от большого объема работы, презентация предлагает различные задания для знакомства с буквой У:

  • Загадка про утюг
  • Что общее в словах (утка, уж, утюг - буква у в начале каждого слова)
  • Что лишнее в ряду (удочка, улитка, утюги - утюги, потому что много предметов)
  • Образец написания буквы У отдельно и в соединениях с другими буквами, изученными на уроках ранее (в слогах и словах)
  • Звукобуквенный анализ слов голуби, кукуруза, луна с составлением схем слов и записью в тетрадях

Подробней www.klassnye-chasy.ru

Презентация «Гласные звуки и буквы»

Данное методическое пособие является приложением к образовательной программе дополнительного образования детей «Учись, играя…».

Тема презентации - гласные звуки и буквы.

Цель - закрепление изученного материала по теме.

Презентация способствует закреплению знаний о соответствии звука и буквы, прививает навыки учебной культуры, развивает логическое мышление, фонематический слух, память, внимание, усидчивость, внимательность, обогащает словарный запас, грамматический строй речи.

Работу с презентацией можно представить следующей логической цепочкой: загадка на знание цвета - выбор вопроса соответствующего цвета - выполнение задания (отгадывание загадок, определение первого звука в словах, умение прочитать слова по первым буквам картинок, продолжение стихотворения) - выделение звука - обозначение буквой - составление слов, словосочетаний и предложений с использованием данной буквы - проверка полученного результата.

Дети, владеющие навыками чтения, могут работать с презентацией самостоятельно с использование ПК. Использование презентации в образовательном процессе способствует созданию положительной познавательной мотивации у учащихся, организации внимания детей, созданию «ситуации успеха» для каждого ребенка, активизации речевого общения и обогащению словарного запаса детей.

Данное пособие, возможно, использовать при работе с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования, в дошкольных образовательных учреждениях и родителям при подготовке детей к школе.

Использование презентации в образовательном процессе способствует созданию положительной познавательной мотивации у учащихся, организации внимания детей, созданию «ситуации успеха» для каждого ребенка, активизации речевого общения и обогащению словарного запаса детей.

Приложение: Презентация «Гласные звуки и буквы».

Фото автора

Автор: Супрунова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории районного Дома детского творчества, с. Мильково Камчатского края. Руководитель объединения «Школа логики», автор образовательной программы дополнительного образования детей «Учись, играя…», которая направлена на формирование и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Стаж работы 20 лет.

5

Материал www.o-detstve.ru

Буква и звук О, о – презентация для 1 класса по обучению грамоте и для дошкольников

Опубликовано: 25 августа 2014, 15:52

Только с использованием презентации знакомство с буквой и звуком О может пройти на уроке обучения грамоте в 1 классе весело и непринужденно. Даже звукобуквенный анализ слова не покажется страшным испытанием для детей, когда на слайдах все движется и внимание ребенка постоянно приковано к материалу.

Знакомство со звуком о начинается с выделением его из слов. На уроке с детьми постоянно будет добрый ослик, который обожает букву О: ведь это с нее начинается его имя. Прежде чем познакомиться с осликом, дети складывают картинку из пазлов.

Наш герой явился на урок обучения грамоты не с пустыми руками. Он принес множество заданий для того, чтобы дети по слайдам презентации выучили букву о и узнали многое о звуке о. Ученикам придется составлять предложения, делить слова на слоги, соотносить схемы и готовые предложения. Даже физкультминутка связана с изучением новой буквы.

Скачать презентацию буквы и звука О можно как для 1 класса, так и для дошкольников.

Материал с сайта www.klassnye-chasy.ru

Буква и звук И, и – презентация для 1 класса по обучению грамоте, скачать бесплатно

Опубликовано: 25 августа 2014, 12:04

К уроку ознакомления первоклассников и дошкольников с буквой И составлена презентация. На ее слайдах достаточно материала для того, чтобы выделить новый звук из слов, охарактеризовать его.

По слайдам презентации, которую можно бесплатно скачать к уроку обучения грамоте в 1 классе по любому УМК, можно составлять предложения со словами, имеющими букву И, играть с ними в игры, делить слова на слоги. Ученики видят, что буква И бывает большая и маленькая, отмечают ее местонахождение в начале слова, в конце или в средине. Попробуйте вместе с учениками 1 класса на уроке, посвященном изучению буквы И, по последнему слайду презентации составить сказку об индейце, который имел много игрушек, но однажды нашел изумруд.

Скачать презентацию для 1 класса про букву И можно с сайта бесплатно и без регистрации. В архиве с разработкой есть готовый конспект урока.

Материал www.klassnye-chasy.ru

Презентация "Игра с буквами" как элемент системы подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте

Вперёд

Загрузить презентацию (2,9МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно вознакомительных целях иможет недавать представления овсех возможностях презентации. Если васзаинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полнуюверсию.

Понятие “грамота” определяется как умение читать и писать. На уроках грамоты дети овладевают навыками сознательного и правильного письма и чтения, знакомятся с некоторыми сведениями по грамматике и правописанию, это имеет существенное значение в деле подготовки учащихся к практической деятельности в жизни и вместе с тем создает предпосылки для овладения основами наук.

Существует большое количество педагогической и психологической литературы, в которой дано научное обоснование и разностороннее освещение различных вопросов по методам обучения и формированию первоначальных навыков чтения и письма у детей.

Обучение грамоте осуществляется аналитико–синтетическим методом, носит развивающий и воспитывающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

Дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, образовывать слоги из звуков, слова из слогов, предложения из слов. Учащиеся овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Параллельно дети учатся применять знания и умения, полученные на уроке обучения грамоте, в процессе коллективного чтения детских книг.

Одновременно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей.

Ребенок овладевает письменной речью, в отличие от устной, только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи формируются в процессе обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, она требует от ребенка определенной степени зрелости многих психических функций.

В состав процесса письма входит целый ряд специальных операций. Первой из них, как отмечает А. Р. Лурия, является анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Второй этап процесса письма заключается в переводе выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему – графемы. Это производится с учетом пространственного расположения их элементов.

Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая затем должна быть написана. Обычно этот процесс не вызывает особых трудностей.

На последнем, третьем, этапе происходит перевод подлежащих написанию зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений. То есть графемы переводятся в кинемы.

В период обучения грамоте ребенок также овладевает чтением. Как и письмо, чтение является сложным психофизиологическим процессом. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе этого происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание.

Т. Г. Егоров выделяет ряд ступеней в процессе формирования навыка чтения. Первой ступенью является овладение звуко-буквенными обозначениями. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, соотносящиеся с их звуковым значением.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память.

Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква.

Второй ступенью является ступень слогового чтения. Способ чтения является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

Третья ступень – становление целостных приемов восприятия. Эта ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения.

Четвертая ступень – ступень синтетического чтения. Она характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Еще в трудах К. Д. Ушинского были заложены основы методики обучения грамоте, где уделялось большое внимание подготовке к письму. Им были созданы книги для начальной и повышенной начальной школы “Родное слово” и “Детский мир”.

Начальным этапом обучения грамоте было приучение глаза и руки ребенка к письму элементов букв. Предлагались специальные прописи, “образцы для первоначальной рисовки”, упражнения по развитию зрительно-пространственных представлений (введение понятий верх – низ, право – лево, ниже – выше и др.) , упражнения по ориентации на листе бумаги, на грифельной доске.

В педагогической системе Марии Монтессори большое внимание уделялось развитию речи детей, подготовке их к усвоению чтения и письма. Монтессори был составлен специальный дидактический материал, позволяющий детям легко овладевать техникой письма.

Например, упражнения с шершавыми буквами: “Шершавые буквы”, Узнай букву”. “Шершавые слова”. А также “Письмо на манке”, Домино из букв”, “Предложение, слова, буква” и др.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, особое внимание уделяется подготовке к чтению и письму, так эти дети находятся в группе риска по возникновению дисграфии и дислексии. Особенно важным это становится при коррекции общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи, при нормальном слухе и интеллекте.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, небольшой запас слов, аграмматизмы, нарушения произношения и фонемообразования.

Дети третьего уровня речевого развития в условиях массовой школы обычно овладевают элементарными навыками письма и чтения. Но при этом они допускают значительное количество специфических ошибок, которые обусловлены отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. То есть у них наблюдается дислексия и дисграфия.

У дошкольников 5 – 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается следующее:

  • недостаточно развита координация движений;
  • плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
  • недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
  • недостаточно развито чувство ритма;
  • некоординированная деятельность руки и глаза;
  • плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
  • недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение) ;
  • низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация) ;
  • недостаточно развита зрительная память;
  • плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
  • недостаточно развиты графические способности.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.

Авторы предлагают разнообразные виды упражнений по профилактике нарушений чтения и письма.

Например, А. Н. Корнев предлагает систему формирования функционального базиса навыков чтения и письма, в которой выделяются следующие разделы: 1) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; 2) развитие зрительно – пространственного восприятия и наглядно–образного мышления; 3) формирование изобразительно–графических способностей; 4) развитие сукцессивных способностей ребенка; 5) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Р. И. Лалаева описывает систему работы по профилактике и коррекции дислексии. Работа проводится в нескольких направлениях. Вот некоторые из них:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) , в том числе буквенного (назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить предметные изображения, наложенные друг на друга; найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение) .
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10; разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности; игра "Чего не стало?"; игра "Что изменилось?") .
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза (определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг; сконструировать буквы из предъявленных элементов; показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом; определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве) .
  4. Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв (найти букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; на фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы; конструирование и реконструирование печатных букв из элементов) .

На логопедических занятиях я уделяю особое внимание подготовке детей к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи. В моем арсенале множество игр, пособий, методик, описанных в логопедической литературе. Кроме того, я начала использовать новые педагогические технологии, в том числе и компьютерные.

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Детям интересно все, что связано с компьютерами, таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедическом занятии.

Растет самооценка детей (поощрение за правильные ответы, возможность самому проверить правильность ответа) . Появляется возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Также необходимо отметить, что логопед затрачивает значительно меньше времени на подготовку к занятию. И на занятии экономится время благодаря быстрой смене материала на экране.

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие речевых функций детей согласно целям игры, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Для подготовки дошкольников 5 – 6 лет, имеющих нарушения речи, к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии мной был создан ряд компьютерных игр по нескольким направлениям. Для этих целей я использовала программу создания презентаций MS PowerPoint.

Она представляется очень удобной, так как на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы. Широко используется настройка анимации и действия. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение.

Особенно удобно мне использовать презентации при коррекции оптических нарушений, так как такие занятия требуют большого объема наглядного материала, который чаще всего приходится делать вручную. Игры в форме презентаций также позволяют решить дополнительную задачу – развивать зрительное внимание и память. Материал, представленный на экране является более привлекательным для детей, создает дополнительную мотивацию для активного участия детей в коррекционном процессе.

Игры-презентации я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Они являются частью традиционного занятия, время использования компьютера соответствует гигиеническим требованиям (непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут; после занятия проводится гимнастика для глаз) .

Для подготовки к чтению и письму, для развития буквенного гнозиса, формирования пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза я предлагаю детям специальные игры с буквами:

– “Жучок-буквоед”: на слайде изображена буква, некоторые элементы которой стерты. Ребенок называет букву, нажимает на клавишу – рядом появляется целая буква.

– “Буква за окошком”: на слайде нарисовано окошко, сквозь которое видна только часть буквы. Ребенок опознает букву (или буквы – один и тот же элемент, который виден сквозь окошко, может принадлежать нескольким буквам) , нажимает на клавишу – около окошка появляется правильный ответ.

– “Найди гномика” (зеркально написанные буквы) : на слайде две зеркально изображенные буквы. Детям предлагается найти гномика – он спрятался под буквой, которая написана неправильно. Ребенок нажимает на “неправильную” букву – под ней появляется гномик.

Если ответ неверный, можно вернуться на первоначальный слайд и попробовать еще раз.

– “Прочитай по половинке”: на слайде написано слово, верхняя или нижняя половина букв которого отсутствует. Детям предлагается прочитать слово. Если возникают трудности – нажатие на клавишу – и рядом появляется картинка.

При повторном нажатии слово можно увидеть полностью.

– “Помоги Незнайке”: на слайде изображены буквы, наложенные друг на друга. Детям надо назвать, какие буквы они видят. Нажав на клавишу мышки можно проверить ответ.

– “Узнай букву”: на слайде расположена картинка, в которой художник спрятал букву. Например, буква “И” “вписана” в забор, буква “Д” в домик, буква “Г” – подъемный кран и т.д. Ребенок должен увидеть букву и назвать ее.

Чтобы проверить правильность ответа, надо нажать на клавишу мышки – рядом с картинкой появится нужная буква.

– “Игры с буквами”: с этой игре предлагается несколько вариантов. Например, прочитать слово, выбрав только правильно написанные буквы. Или прочитать слово, когда видно только половину букв (нижнюю или верхнюю) .

– “Веселые человечки”: на слайде картинка со схематично нарисованным человечком, который изображает какую-то букву. Дети должны угадать букву. При желании ребенок может изобразить букву так же, как человечек на картинке.

При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Какая буква спряталась?”: предлагается узнать зашумленные буквы. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Узнай букву по элементам”: на слайде изображены элементы буквы, ребенок должен угадать букву. При нажатии на клавишу элементы соединяются.

– “Найди все буквы “А”: детям предлагается найти все буквы “А”, среди букв, написанных разными шрифтами, стилизованных букв и посчитать их. При нажатии на клавишу все буквы, кроме “А” исчезают.

– “Буквы рассыпались”: дети должны назвать буквы, различно расположенные в пространстве. Можно, например, попросить ребенка посчитать, сколько на слайде букв “Б”. При нажатии на клавишу все остальные буквы исчезают.

– “Найди целую букву”: в этой игре надо найти целую букву среди недописанных, нажать на нее. Если ответ верный, на экране появляется Знайка, если неверный – Незнайка.

Частично этот материал представлен в презентации “Игры с буквами” (“Жучок – буквоед”, “Найди гномика”, “Помоги Незнайке”, “Буква за окошком”, “Узнай букву”, “Какая буква спряталась?”, “Прочитай слово”) .

Таким образом, современные компьютерные технологии открывают новые возможности использования традиционных логопедических методик. Использование игр, созданных с помощью презентаций, может разнообразить логопедической занятие, привлечь интерес детей, расширить возможности работы с наглядным материалом, а также помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.
  2. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  3. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
  4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,1998.
  5. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : В 2 тт. Т.II/Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М., 1997.
  6. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
  8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
  9. Островский С. Л., Усенков Д. Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2011
  10. Упражнения с Монтессори – материалом. – Рига-Москва, 1996.
  11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Материал с сайта
Материал с сайта festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Мультимедийная презентация для дошкольников

    "Детские презентации" - Мультимедийные Занятия в Детском Саду - viki.rdf.ru Тематические подборки клипов и презентаций·Праздники для детей Мультимедийные Занятия в Детском Саду Теперь можно купит...

  • Чтение по слогам для дошкольников

    Учимся читать по слогам - обучению чтению по слогам | Скачать бесплатно Опубликовано 25.04.2013 18:33 | Автор: administrator | Просмотров: 9463Рейтинг: Отлично Представленное Вашему вниманию учеб...

  • Русский язык для дошкольников

    «Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду». Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку. Задачи : опред...

  • Дополнительное образование для дошкольников

    Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортив...

  • Звук и буква и для дошкольников

    «Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для реб...

  • Триз для дошкольников

    ТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Пос...

  • Задания по грамоте для дошкольников

    Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифферен...

  • Программа английского языка для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Презентация для дошкольников звуки и буквы

    «Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для реб...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Логоритмика для дошкольников

    Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Игры для подготовки к школе дошкольников

    Компьютерные обучающие игры :: готовимся к школе :: Мама. Ру Екатерина Хломова20.11.2011 в 00:58 Детский и семейный психотерапевт Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, ра...