Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх».

В старшем дошкольном возрасте складывается устойчивый интерес к совместной деятельности со сверстниками. Из всей двигательной деятельности наиболее интересна для детей подвижная игра (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Н. В. Полтавцева и другие). Участвуя в подвижной игре, ребенок проявляет высокую двигательную активность, мобилизует свои волевые качества для достижения успеха, демонстрирует смекалку. Проблема воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста это по существу проблема становления самостоятельной, активной личности и формирование детского коллектива.

В связи с этим выделяется противоречие между: необходимостью воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.

Данное противоречие обусловили актуальность проблемы исследования и определили цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и практической реализации педагогической технологии воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 2 Объект исследования: процесс воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология, способствующая воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 3 Гипотеза исследования: представлена Вашему вниманию на слайде.

СЛ. 4 Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании, были поставлены следующие задачи представленные вашему вниманию на слайде.

СЛ. 5 Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов, представленных Вашему вниманию на слайде.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

• Уточнено понятие «самоорганизация» применительно к детям старшего дошкольного возраста, которое проявляется в способности ребенка организовать собственное поведение в какой-либо деятельности и как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.

• Разработана педагогическая технология, направленная на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижных игр.

СЛ. 6 Изучение педагогической технологии ведется учеными в разных аспектах.

Изучается совокупность методов (В. М. Шепель) ; теория и практика осуществления технологических подходов к образованию (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько) ; совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе средств и форм (В. В. Давыдов) ; игровые технологии.

СЛ. 7 Также в теоретической главе мы рассмотрели проблему воспитания самоорганизации у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.

В педагогике самоорганизация рассматривается:

-как способность ребенка организовывать собственное поведение в какой-либо деятельности

-как умение организовывать совместную деятельность со сверстниками.

Самоорганизация включает разные свойства личности: самостоятельность, организованность, целенаправленность, ответственность.

В психолого-педагогической литературе эти свойства личности относят к волевым чертам характера.

Проблемой воспитания самостоятельности в подвижных играх занимаются такие ученые, как Л. Карташова, М. Н. Емельянова, Э. Я. Степаненкова, Н. В. Полтавцевой, И. В. Калининой, Н. А. Гордова др.

Вторая глава посвящена опытно-поисковое исследование реализации педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх.

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Чебурашка» города Когалым, Тюменской области, ХМАО – Югры. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста, 6 педагогов ДОО и 16 родителей.

СЛ. 8 В ходе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи, представленные на слайде.

СЛ. 9 Для выявления уровня самоорганизации в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста, мы предлагали детям организовать и провести знакомую подвижную игру.

Уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения подвижной игры, представлен в гистограмме на слайде.

Таким образом, как видно из гистограммы уровень сформированности самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх находиться в основном на среднем и низком уровнях.

СЛ. 10 Для решения второй задачи, с целью определения состояния работы педагогов по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх нами было проведено анкетирование воспитателей, а также методиста по физической культуре, в ходе которого, мы надеялись выяснить отношение педагогов к изучаемой нами проблеме. В анкетировании участвовало 4 воспитателя, и методист по физической культуре. Результаты анкетирования представлены на слайде.

Таким образом, анкетирование показало, что: педагоги ведут определенную работу по воспитанию самоорганизации у дошкольников; демонстрируют знания по изучаемой нами проблеме, однако мало внимания уделяют воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 11 Параллельно нами было проведено анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 20 родителей. Анализируя анкеты, мы увидели, что родители понимают важность воспитания самоорганизации у детей, однако в большинстве случаев инициаторами игр являются дети. Результаты представлены на слайде.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента, позволили нам подойти к разработке педагогической технологии, направленной на воспитание самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения ими подвижных игр.

СЛ. 12 Разработанная нами педагогическая технология предполагала использовать определенную этапность, которая представлена на слайде.

Нами было выявлено, что значительное влияние на воспитание самоорганизации в играх оказывает общение детей между собой. Обычно игры в небольшой группе бывают более продолжительными и более подвижными, чем одиночные. В свою очередь введение в игровую деятельность детей коллективных подвижных игр увеличивает продолжительность общения детей.

СЛ. 13 Разработанная нами педагогическая технология предполагала организацию совместной деятельности не только с детьми, но и с педагогами и родителями дошкольников.

Методическая работа с педагогами включала в себя проведение следующих мероприятий, которая представлена на слайде.

В результате проведенной работы педагоги чаще стали использовать подвижные игры для воспитания самоорганизации у дошкольников, что сделало их работу более продуктивной, а так же интересной.

Формирующая часть эксперимента предусматривала так же взаимодействие с родителями.

Мы провели консультацию для родителей на тему: «Многообразие подвижных игр в воспитании дошкольников». На выбор темы повлиял результат констатирующего эксперимента, где выяснилось, что дети практически не играют в подвижные игры в домашних условиях. Консультация познакомила родителей с новыми подвижными играми, в которые они могут играть со своими детьми в выходные дни, при выезде на природу, на дачу.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был сделан акцент на реализацию в практике ряда выявленных ранее условий, необходимых для развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста самоорганизации в подвижных играх, нами был проведён контрольный этап эксперимента.

СЛ. 14 С целью фиксации изменений, был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого применялись те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.

Исходя из анализа нашего наблюдения, были получены следующие результаты представлены на слайде.

Таким образом, полученные на контрольном этапе эксперимента результаты доказывают эффективность разработанной педагогической технологии по воспитанию самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

СЛ. 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-ahipova_ocdom.pptx | 187,16 Кб | Скачан: 2
www.maam.ru

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

«Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Актуальность данной проблемы отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании главный аспект - содействие развитию личности.

Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы всех образовательных учреждений.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.

Таким образом, возникает определенное противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях.

Это составило сущность проблемы и определило тему нашего исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»

Цель исследования: определить и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Объект исследования: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы, методы и условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования была положена гипотеза: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- трудолюбие будет рассматриваться как интегрированное качество личности, включающее компоненты: проявление общественных мотивов, владение различными умениями и навыками, понимание важности и ценности труда, представление о труде взрослых;

- содержание и формы организации различных видов труда учитывают возрастные особенности дошкольников, соответствуют личным интересам детей пяти-семи лет и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы;

- обеспечено усвоение детьми приемов, средств, методов трудовой

деятельности в различных видах труда;

- создана соответствующая предметно – развивающая среда;

- осуществляется взаимодействие с семьей на принципах параллельности воздействия на детей и организации совместной деятельности детей и взрослых.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

- изучить уровень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике;

- определить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

В первой главе работы раскрываются научные основы трудового воспитания и воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в частности. Данная проблема достаточно широко изучалась психологами (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и педагогами, так было разработано содержание труда детей в ДОУ (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.) ; выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова) ; изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др.) ; рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.) .

Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проводилась в ГОУ Детском саду № 486 ЮАО города Москвы.

Экспериментом было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста. Целями констатирующего этапа эксперимента было определение номинального уровня проявления трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были проведены индивидуальные беседы с детьми (методика Р. С. Буре, наблюдения за поведением детей в разных видах труда, что позволило определить уровень проявления трудолюбия у старших дошкольников. Полученные данные показали, что дети находятся на разных уровнях сформированности трудолюбия, в основном это средний и низкий уровни (нет устойчивого желания трудиться, на низком уровне находятся трудовые навыки, знания о профессиях поверхностные) .

Исходя из теоретических положений, раскрывающих сущность и условия формирование трудолюбия у дошкольников, а также результатов конста-тирующего этапа эксперимента, были определены цели формирующего этапа эксперимента. В связи, с чем была выстроена система работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и вовлечению детей в трудовую деятельность.

Система построена в соответствии с основными дидактическими принципами: - связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность; а также принцип интеграции предполагающий взаимосвязь разных видов деятельности.

Система предусматривает формирование у ребенка определенных трудовых навыков, решает задачу нравственно-трудового воспитания.

Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет их самостоятельный труд, поэтому режим жизни детей в группе был организован так, что на каждом его этапе предусматривались трудовые дела (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В целостный педагогический процесс были включены все формы организации труда детей (поручения, дежурство, коллективный труд, совместный труд детей и взрослых, а также было предусмотрено разнообразие его содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. Дети были объединены в небольшие подгруппы (по желанию детей, их личной симпатии, такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дошкольников учили самостоятельно распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, т. е. развивали умение быть не только исполнителями, но и руководителями.

Важным условием является создание предметно-развивающей среды, способствующей качественной организации трудовой деятельности дошкольников. Поэтому оборудование и инвентарь в группе привлекательны для детей соответствуют эстетическим и гигиеническим требованиям. При оформлении группы использовались работы детей (картины, поделки из разных материалов) .

При формировании системных знаний о труде взрослых проводились наблюдения за трудовыми процессами, встречи с интересными людьми (рассказы родителей о своих профессиях, выпуск ими стенгазет «Мамы разные нужны, папы всякие важны»).

В педагогический процесс трудового воспитания включалось народное творчество во всем его многообразии, (потешки, пословицы, поговорки, сказки и т. д., чтение художественной литературы, этические беседы. Для закрепления знаний проводились дидактические игры типа: «Угадай профессию», «Кем я буду» и др. Были введены схематические модели, которые позволяют наглядно представить функции взрослых в трудовых процессах, связь людей в труде.

Данные, полученные при обработке результатов контрольного этапа эксперимента, продемонстрировали динамику проявления трудолюбия у старших дошкольников: так высокий уровень составил 40%, на среднем уровне количественной динамики не наблюдалось, но при этом качественные показатели имели место, динамика низкого уровня составила

– 40%.

Анализ полученных результатов опытно – экспериментальной работы показал, что разработанная и реализованная в воспитательно–образовательном процессе система работы повлияла на развитие трудолюбия у детей.

В процессе систематической и методически правильной организации работы у дошкольников повысился интерес к труду; сформировались навыки совместной деятельности; повысился уровень воспитанности; раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; укрепились товарищеские связи, установились взаимопонимание и взаимопомощь; расширились представления детей об окружающем и знания о труде взрослых; труд стал для детей потребностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. нам удалось доказать, что выделенные формы, методы и условия являются наиболее эффективными в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

www.maam.ru

Дидактические игры как способ развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Дидактические игры как способ развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Студентки 51 группы

Глава1. Теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Словарная работа как одно из направлений развития речи дошкольников…………………………………………………………………..

1.2. Особенности овладения словарем детей 6-7 лет……………………..

1.3. Дидактические игры как средство развития словаря………………….

1.3.1. Характеристика дидактических игр……………………………………..

1.3.4. Значение дидактических игр для психического развития дошкольников………………………………………………………………………

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по использованию дидактических игр для обогащения словаря старших дошкольников

2.1. Условия проведения опытно-экспериментальной работы.

2.2. Определение уровня освоение словаря родного языка детьми экспериментальной группы………………………………………………………….

2.3. Практическая работа с детьми по развитию словаря с использованием дидактических игр……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Приложение………………………………………………………………………

Введение

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет.

После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для развития речи не заговорит, то в дальнейшем ему уже не будет это умение дано. И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития речь.

А. А. Люблинская писала: "Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя... как могучим средством взаимодействия и общения людей .

С точки зрения Ф. А Сохина - "Развитие словаря у детей одна из важнейших задач развития речи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории."

Общеизвестно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития речи детей, в том числе и для овладения словарем родного языка, поэтому так важно уделять внимание развитию речи ребенка-дошкольника.

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра.

Исследования психолога Славиной Л. С. показали, что в процессе игры даже интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной работы, который ему не доступен в обычной учебной ситуации.

Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста форме. Дети сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Цель: изучить возможности дидактических игр для развития словаря детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в практической работе.

Объект: процесс развития словаря детей.

Предмет: дидактические игры как способ обогащения словаря детей.

Гипотеза: можно предположить, что развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр будет проходить более успешно, если игры будут соответствовать возрасту детей и будут регулярно использоваться в педагогическом процессе детского сада.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать и апробировать диагностические методики для определения уровня овладения словарем детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить и реализовать план практической работы с детьми

Похожие материалы

Материал с сайта vunivere.ru

Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности

1.2 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников

1.3 Мотивационная готовность к обучению в школе

Глава 2. ­кспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, организация экспериментального исследования

2.2 Результаты экспериментального изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации .

Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.

­ти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. ­то совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.

Проблема готовности детей к школе одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Начало обучения в школе новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности учебной.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Мотивационная готовность это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата .

Целью нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследованияявляется мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.

Основными задачами исследования выступили следующие:

1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школедетей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.

3. ­кспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школедетей старшего дошкольного возраста.

4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) ; экспериментальный метод (констатирующий эксперимент) , количественный и качественный анализ полученных результатов.

Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №73 г. Череповца Вологодской области.

В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности

Любая форма поведения может быть объясн

s

Источник studsell.com

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические основы усвоения правовых знаний детьми дошкольного возраста

.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста

.2 Специфика правосознания детей дошкольного возраста

.3 Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников

.4 Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний

Глава 2. Формирование правовой социализации детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания

.1 Понятие Правовое воспитание, его содержание и особенности

.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ

.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Глава 3. Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

.1 Организация исследования

.2 Анализ результатов исследования

.3 Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой грамотности дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

правовое воспитание дошкольник

Актуальность. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.

С. Алексеев, Л. С. Явич, и др.) , правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И. А. Ильин, В. И. Каминская, П. И. Новгородцев, А. Р. Ратинов и др.) , нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников) .

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В. А. Караковский, М. А. Лазутова, Е. А. Лукашева, Г. В. Мальцев, А. Ф. Никитин, З. К. Шнекедорф и другие) , на моральных и нравственных ценностях (А.

Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А. Н. Титаренко и др.) , на нравственно-правовом воспитании школьников (Г. П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева и др.) , правовом воспитании студентов (И. А. Дерягин, Ю. П. Козюбра) .

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С. А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственно-правовых представлений старших дошкольников в системе дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях.

Проблема нашего исследованиязаключается в необходимости научного изучения уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и возможности формирования у них нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Объект исследования: правовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственно - правовых представлений в системе дошкольного образования.

Гипотеза исследования: заключается в том, чтоу детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий уровень правовой грамотности и для того, чтобы обеспечить успешную правовую социализацию этих детей, необходимо использовать познавательно - развивающие занятия, направленные на усвоение элементарного нравственно - правового знания как объективной потребности для достижения социально приемлемого поведения.

Цель исследования: изучение и анализ процесса формирования правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать данные психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности правовой грамотности до и после проведения серии занятий по нравственно - правовому воспитанию.

. Составить методические рекомендации и подобрать занятия по нравственно - правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой явились:положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса; идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным восп

s

Материал studsell.com

1. Проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по данной теме.

2. Дать характеристику развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста, условия её возникновения и организации.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы творческого развития детей.

1.1 Развитие творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста по результатам научно - методических исследований.

1.2. Театрализованная деятельность и ее характеристика.

1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры. С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче) .

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

2.1. Констатирующий экспериментпредставляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №) , одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

2. 2.Формирующий эксперимент

На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" мы включим: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".

2.3. Контрольный эксперимент

Для того чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий выражены в таблице.

В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею;

3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

По теме:

Материал nsportal.ru

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В данной курсовой работе проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая данную тему, были раскрыты такие её аспекты как анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, причины первичных речевых нарушений данной категории детей и характеристика речи и её особенности, классификация речевых нарушений, психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции рассматриваемых детей. А также раскрыт вопрос коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

1.2 Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

.3 Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава II. Коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи у слабослышащих детей

2.1 Методика проведения специальных игр

2.2 Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Заключение

нарушение слуховой речь слабослышащий ребенок игра

Введение

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что категория "развитие" всегда находится в центре внимания ученых и практиков. Это проблема стала центральной для целого ряда классических и отечественных и зарубежных работ (Д. Брунер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и т.д.) . В основном, ряд научных работ посвящены исследованию какого-либо качества или ряд признаков развития ребенка, а также разработке периодизаций детского развития.

Хотя, учеными - исследователями разрешено множество проблем и созданы различные подходы, методы и теории в этой области, всегда останется неразрешенными ряд вопросов в детской психологии. А именно исследование и разработка программ, методик психологического обеспечения гармоничного развития личности, в частности развития речи.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Поэтому изучение "Особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста" представляется актуальной.

Гипотеза исследования: одним из эффективных средств коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста является проведение специальных игр.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть теоретический анализ речи и нарушений слуха;

2.указать содержание коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие речи у слабослышащих детей.

Объект: речь детей с нарушением слуха.

Предметом является особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Материалы курсовой работы могут быть использованы в качестве информационного источника при изучении курса "Развитие речи", спецсеминарах, освещающих психолого-педагогическое развитие ребенка, а также педагогических практиках.

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отража

s

Материал с сайта studsell.com

Ярема О. Н., Смышляева А. И.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью...

М. Монтень

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует сложившаяся социально-политическая ситуация, стремительные изменения мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

В связи с этим педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания дошкольникам. Поэтому одним из приоритетных направлений работы МДОУ ДС №53 Копейского городского округа является развитие интеллектуально-творческого потенциала детей через исследовательскую деятельность.

Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

В 2012 году в ДОУ была разработана целевая программа «Экология от А до Я», необходимость создания которой было обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения приводит к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами...

Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Дошкольник должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и неживой природы.

Познакомить детей с ними мы решили через исследовательскую деятельность. В рамках реализации целевой программы «Экология от А до Я», нами, совместно с воспитанниками подготовительной к школе группе, была разработана и успешно защищена исследовательская работа «Уральские самоцветы», посвященная изучению сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и уральских самоцветов, описанных в нем. В своей работе мы использовали один из главных принципов экологического воспитания: принцип регионализма, который проявляется в изучении объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей.

Давайте определимся, что же такое исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, которая позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и ставить цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы и самостоятельно представлять защиту полученных результатов.

Тему исследовательской работы «Уральские самоцветы» нам подсказали сами дети после поездки в Ильменский заповедник. Во время экскурсии ребята услышали о сказах П. П. Бажова, в которых он рассказывал о том, как люди нашли уральские камни. Их заинтересовало: реальные события описывал П. П. Бажов или это писательский вымысел.

В работе мы придерживались следующих этапов:

1. Постановка целей, задач исследования.

Цель исследования: познакомиться со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце» и узнать, что в нем правда, а что вымысел.

Задачи исследования:

­ Познакомиться со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце».

­ Узнать, что в сказе правда, а что выдумка.

­ Изучить информацию об уральских самоцветах: хризолите, малахите, родоните.

­ Оформить результаты исследования.

2. Определение предмета и объекта исследования.

Предмет исследования: сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Объект исследования: образцы камней: хризолит, родонит, малахит.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: Серебряное копытце, лесной козел, существовал на Урале.

4. Освоение методики исследования.

Методами исследования были: опросы, наблюдения, анализ, обобщение.

5. Сбор и обработка исследовательского материала.

Исследовательская работы проводилась через формы организации дошкольного образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Организованная деятельность

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...