Диагностика дошкольников

Веракса А. Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. (Психодиагностика)

Аннотация к книге "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов":

В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики ребенка 5-7 лет. Книга содержит описание методик и методических приемов работы с дошкольниками, правила обработки полученных данных и составления на их основе комплексного психологического портрета ребенка. Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, студентов психологических вузов, но также будет полезно всем, кого интересуют вопросы практической психологии.

Основные направления проведения психологической диагностики............................18

Рекомендации к проведению индивидуального диагностического обследования ..........20

Описание диагностических методик..................................25

Пример индивидуального психологического обследования дошкольника ............92

Приложение 1. Характеристика детей с особыми вариантами развития...............104

Приложение 2. Что такое IQ?.......................................122

Приложение 3. Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек .......125

Список литературы................................................127

-Готов ли ваш ребенок к школе? (тесты/вопросы/собеседование на определение уровня готовности/развития/знаний)

- "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте" Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е., 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу») .

Книга является первым систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропси- хологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специ- фики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей.

Описаны диф- ференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. Книга пред- назначена для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.

Оглавление

Часть I Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте ....... 6

Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте ...11

Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте.... 16

Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов ... 25

4.1. Общие положения .....25

4.2. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка ....27

Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики дошкольников .......44

5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном и постнатальном развитии ребенка .......44

5.2. Нейропсихологический синдром в динамике коррекционно-развивающих занятий ........44

Заключение ........56

Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет .......65

Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет .......67

Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5–6 лет .....70

Приложение 4. Опросник для родителя ........74

Часть II Альбом для нейропсихологического обследования дошкольников

-Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка.

Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

- "Психодиагностика. Конспект лекций" Лучинин А. С. - М.:Эксмо, 2008.- 37 с.

Конспект лекций по курсу «Психодиагностика» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

Оглавление

1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла

2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства

ЛЕКЦИЯ № 2. Метод тестов

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине 3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ) . Работы В. Штерна

ЛЕКЦИЯ № 3. Возникновение группового тестирования

1. Требования практики (массовое обследование больших групп испытуемых)

2. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»

3. Недостатки и ограничения тестов общих способностей

ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений

1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей

2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена

3. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Л. Терстона

4. Тесты достижений

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

2. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона.

Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы Г. Роршаха (пятна Роршаха) , X. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ)

ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в) . «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина.

Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики

2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках 4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки

1. Достоинства метода тестов

2. Недостатки метода тестов

ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности

2. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности

3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки

4. Надежность частей теста, ее определение методом расщепления. Уравнение Спирмена – Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Дж. Фланагана и Рюлона

ЛЕКЦИЯ № 10. Сущность валидности

Подробней fusionpiter.ru

Рисунок к методике «Проставь значки»

Методика "Скульптура"http://azps.ru

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 баллставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балларебенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 балловребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7балловребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9балловребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 балловпо этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно.

Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в10 балловсвидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределахот 8 до 9 баллов,говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервалеот 6 до 7 балловявляется признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в4-5 балловговорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная3 и меньше баллам,чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Методика "Узнай фигуры"http://azps.ru

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов— ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов— ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла— ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл— ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Ссылка на источник nsportal.ru

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

48469

Автор:Е. А. Горбунова, педагог-психолог высшей категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 58, г. Уфа, Республика Башкортостан

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо закороткий срок провести диагностику возрастного развитияпсихических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но приэтом бездоказательно для родителей.

Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим.

Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то извзрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе,тратится на получение данных, еще требующих подтверждения уродителей и протоколирования. Необходимо искать другие путирешения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

  • проведение диагностики с группой детей;
  • взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
  • использование апробированных на практике диагностических материалов;
  • легкость в получении результата;
  • наглядность;
  • применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М. М., Шарохиной В. Л., Фоминой Л. В., Осиповой А. А. и Забрам-ной С. Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Педагоги-психологи Калининского района города Уфы ведут работу по данному комплексу методик с 2008 г.

Цель тестирования:

  • получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
  • создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
  • обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

  • при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
  • при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
  • при создании предметно-развивающей среды;
  • для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек.

На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола. Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка ________________Дата рождения____________ Возраст на момент обследования______________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Нарисуй дождик.

2. Найди одинаковые предметы и соедини их линиями.

3. Заштопай коврики.

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

1 задание:

  • высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
  • низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты.

2 задание:

  • высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
  • средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
  • низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

  • высокий уровень - все выполнено правильно;
  • средний уровень - допущено 2 ошибки;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

4 задание:

  • высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
  • средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции;
  • низкий уровень - задание не выполнено.

5 задание:

  • высокий уровень - точное следование инструкции;
  • средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
  • низкий уровень - задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

Фамилия, имя ребенка ____________________Дата рождения _____________ Возраст на момент обследования ___________________Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа_______________

1. Помоги рыбкам найти маму.

2. Домики.

Ссылка на источник www.resobr.ru

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений) ;

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений) ;

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль) .

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:

a) неэкспериментальные психологические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Неэкспериментальные методы:

Наблюдениеявляется одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

- это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

- Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

- На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

- Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

- Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта.

Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Монографический метод.Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест– стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу.

На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое ) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо) .

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Этапы организации диагностической работы.

  1. Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
  2. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
  3. Разработка задач для обследования воспитанников.
  4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
  5. Подготовка материала для диагностики.
  6. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»
  7. Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия) .
  8. Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
  9. В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.
  10. По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Методики диагностики дошкольников

    к содержанию ^ Найди и вычеркни Эта методика применяется с целью диагностики продуктивности работы и устойчивости внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается ли...

  • Виды физического развития дошкольников

    Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...

  • Психологическая диагностика дошкольников

    Веракса А. Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. (Психодиагностика) Аннотация к книге "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов...

  • Методы воспитания дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

    5 3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...

  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста I. Аннотация Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-ко...

  • Методики по развитию речи дошкольников

    Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития» В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошк...

  • Диагностика математического развития дошкольников

    Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия,...

  • Диагностика дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Диагностики для дошкольников

    Рисунок к методике «Проставь значки» Методика "Скульптура" http://azps.ru Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантаз...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Диагностика одаренности детей дошкольного возраста

    Диагностика детской одаренности, Методика "Карта одаренности" (А. И. Савенков) - Теория и методика воспитания младших школьников - Учебные материалы для студентов • организаторская, лидерская ода...