Диагностика дошкольного возраста

Диагностика детей дошкольного возраста с РДА

Эмоциональное общение со взрослым.

Задание 1. «Дай ручку! »

Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым.

Методика обследования:

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Рекомендации: чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напо-ристость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Задание 2. «Привет! Пока! »

Цель: оценивается уровень понимания правил поведения между людьми. Задание помогает определить степень инициативы, умение приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно,

Методика обследования:

Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

— Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании — повторяется — педагог машет рукой.

— Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

— Помаши ручкой на прощание. Пока!

Задание 3. «Хлопаем в ладоши! »

Цель: оценивается уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым.

Методика обследования:

Педагог хлопает в ладоши со словами:

— Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

— Давай похлопаем в ладоши вместе.

Рекомендации: если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, то настаивать не следует.

Задание 4. «Лови мячик! »

Цель: оценивается усидчивость, уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым, развитость общей моторики.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик

Методика обследования:

Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать диагностику на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

— Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

— Кати мячик! Oй! Поймала мячик!

Рекомендации: диагностика проводится в течение 2-3 минут, при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка прекратить.

Оценка результатов:

1. Оценивается уровень общительности (легко вступает в контакт, инициативен или пас-сивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, изби-рательный негативизм) .

2. Как выполнил задание: выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошиб-кой считается неправильно названное или показанное изображение) ; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.

3. Определяются индивидуальные особенности ребенка: особенности эмоционально-волевой сферы (фон настроения – нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач. Эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту) : жизнерадостное, подавление, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня) ; личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству) ; некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный; быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т. д.) : быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкре-пление) .

www.maam.ru

Материал (старшая группа) по теме: Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Опубликовано 26.02.2012 - 8:35 - Мамаева Ольга Владимировна

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга.

Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивидуальных особенностей одаренного ребенка и задачи углубленного исследования определенной сферы деятельности.

Когнитивная сфера.

Мышление.

Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) - адаптированный вариант теста Амтхауэра. Тест предназначен для исследования структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Состоит из 9-ти субтестов, каждый из которых, направлен на измерение различных функций интеллекта. Определяется IQ по каждому из субтестов, а также общий IQ.

Выявляет конкретность и самостоятельность мышления. Способность к обобщению и мыслительная изобретательность. Индуктивное мышление. Богатство воображения, пространственное воображение.

Практическая или теоретическая одаренность.

Продуктивность мышления

Методика Туник Е. Е. позволяет исследовать творческое мышление:

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.

Диагностика креативности.

Тест Е. Торренсадает возможность оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления. Дает представление о качественном своеобразии этих структур у разных людей.

Можно использовать следующие интеллектуальные тесты:

Тест структуры интеллекта Амтхауерапредназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте с 13- ти лет.

Тест состоит из девяти субтестов каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

Шкала умственного развития Бине-Симона.

Авторы методики - А. Бине, Т. Симон. Методика содержит 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Тест интеллекта.

Возраст испытуемых - дети. Состоит из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности.

ШТУР А И Б(Школьный тест умственного развития) .

Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста) ; 2. Аналогия (1 субтест) ; 3. Классификация (1 субтест) ; 4. Обобщение(1 субтест) ; 5. Числовые ряды (1 субтест) .

Тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся с 6-9 –х классов.

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) , в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов:

1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления) ;2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения) ;3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами) ;4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков) ;5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации) ;6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии) ;7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы) .

КОТ «Краткий отборочный тест» для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности». Тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика. Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость) , восприятие (скорость, точность, отвлекаемость) .

Внимание.

  • Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
  • Измерение устойчивости и концентрация внимания с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
  • Измерение характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
  • Методика Пьерона-Рузера
  • Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
  • Методика В. М. Когана

Память.

  • Методика психометрической оценки памяти Д. Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов.

Цель изучения, какой - либо одной из сторон функции памяти.

  • Запоминание двух групп слов.
  • Запоминание 10 слов по А. Р. Лурия
  • Запоминаие 2-х фраз
  • Исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву)
  • Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Ссылка на источник nsportal.ru

род занятий в настоящее время________________________________________

хронические заболевания (если есть) ___________________________________

6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни __________________________________________________________________

7. Жилищно-бытовые условия:

а) квартира (комната) ______________(количество комнат) _______________

б) кв. метров на человека____________________________________________

в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими детьми, уголок и т. д.) _________________________________________________________________

2 часть

1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть) : да нет не помню. Если «да», то какие и на каком сроке?________________________

2. Роды (нужное подчеркнуть) : в срок преждевременные запоздалые.Какие по счету роды _____________________________________________________

3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть) : да нет не помню.

4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть) : соответствовало возрасту раннее с задержкой. сидеть начал с мес. ползать начал с мес., активно мало не ползалстоять начал с мес. ходить начал с мес.

5. Речевое развитие (с какого возраста) : гуканье, гуление, лепет первое слово первая простая фраза развернутая фраза.

6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой: времени сна, приема пищи, прогулок.

7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине? в возрасте в связи _____________________________________________________________

8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?) ______________________

9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть) : массаж, лечебная гимнастика, плавание, другие ________________________________

10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить: _________________________________________________

11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие: обычный детский садс ____ лет по ____ лет; логопедический с ____ лет по ____ лет; санаторного типа с ____ лет по ____ лет; другое с ______ лет по ______ лет.

12. Как относится ребенок к детскому саду (подчеркнуть) : положительно, негативно, безразлично.

13. Чем болел в этот период и как часто?_______________________________

14. Занимался ли ребенок с логопедом?________________________________

В каком возрасте__________________________________________________

15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка?_______________________

16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми) ?_______________________

17. В какое время засыпает ребенок? ________________________________

18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да, Нет

19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку) : спит крепко / беспокойно; легко засыпает; долго засыпает; вскрикивает, разговаривает, стонет во сне; ходит во сне.Укажите, как часто это происходит__________________________________

20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в детском саду или служить причиной травматизма______________________

21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть) : часто беспокоен и возбужден; часто вял, апатичен и пассивен; много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду; много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми; много беспокоится по поводу своей внешности; неорганизован, разболтан, несобран; часто без повода раздражается; легко выходит из себя из-за неудач и замечаний; не в меру плаксив.

22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье?_________________

23. Какова была реакция ребенка на эти события?________________________

24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие?______________________

25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (подчеркнуть) : благополучные; неблагополучные; ровные; сложные.

26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть) : со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов____________________________

27. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни?______________________________________

28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?__________________

29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой? ___________________________________________________________

30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами?_____________

31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом? _______________________

32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей?________

__________________________________________________________________

3 часть

1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время (нужное отметить) : нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечнососудистой системы,

желудочно-кишечные заболевания, поражение центральной нервной системы

нарушение деятельности дыхательной системы, нарушения эндокринной системы, другое ____________________________________________________

2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства? Какие? __________________________________________________________________

3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания) ?_____________________________________________

4. Бывают ли реакции на прививки (подчеркнуть) :да, нет, не знаю

5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?_______________

6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность?__________________________________________________

7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении?________________________________________________________

8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?________________________________________________________

4 часть

1. К моменту поступления ребенка в детский садон самостоятельно умеет (подчеркнуть) :одеваться, завязывать шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы,другое

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание сотрудников детского сада?________________________________

Такая диагностика позволяет отметить особенности взаимоотношений в семье, личностные характеристики ребенка и начальный уровень его социальных навыков.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу.

Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса.

Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик.

Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание «Узнай настроение». Ребенку старшего возраста предлагается дорисовать нижнюю часть лица и определить по мимике настроение.

С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка «Сложи только те лица, которые тебе нравятся». Или можно дать задание «Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы» Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка.. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике.

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно выяснить отношения педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему?

Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу?

Детям старшего возраста можно задавать вопросы, требующие его отношения к окружающим событиям, явлениям. Например: Зачем люди трудятся? Откуда берут хлеб? Кем ты будешь, когда вырастешь? Расскажи о своих близких.

Как можно порадовать близких? Как можно помочь пожилому человеку? Как можно порадовать сотрудников детского сада?

Как бы ты успокоил малыша?.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

Заключение

Диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:

1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

* мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

* когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника) , способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

* поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.2. При выделении этапов социализации ребёнка от рождения до старшего дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий успешной социализации ребенка является социально-психологическая обстановка в семье.

Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность, и т.д) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Обобщая результаты проведённого теоретического исследования, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

* полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками) ;

* способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение) ;

* самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли) ;

* самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная) ;

* усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.) .

По теме:

Материал nsportal.ru

Все о детях - Диагностика детей среднего дошкольного возраста

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Май

  • « Найди отличия». Цель: определение особенностей произвольного внимания, умения находить сходство и отличия в предметах».

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и скажи чем они различаются.»

  • « Корректурная проба». Цель: определение умения ребёнка распределять внимание на несколько условий деятельности.

Инструкция: « Отыщи и зачеркни одну букву, такую же, как в верхней части листа». ВОСПРИЯТИЕ

  • «Умение ориентироваться на листе бумаги». Цель: определение сформированности плоскостных представлений. Инструкция: «Скажи, что нарисовано на листе правом верхнем углу? Что находиться в центре листа? Что находиться слева от ценра листа? Какого цвета фигура в левом нижнем углу?».
  • «Складывание разрезных картинок». Цель: исследование способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации. Инструкция: «Сложи из кусочков точно такую же картинку, как целая.»

ПАМЯТЬ

  • «Запоминание 10 слов». Цель: исследование объёма и слухоречевого запоминания определённого количества слов. Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай…», «Сейчас я проговорю те же слова ещё раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причём будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь», «Слушай ещё раз», «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». Ист. Д с. 4

МЫШЛЕНИЕ

  • «Классификация предметов». Цель: исследование способности ребёнка классифицировать предметы.

Инструкция: «На столе лежат картинки. Тебе их нужно разложить так, чтобы в каждой из стопок оказались подходящие друг к другу предметы».

  • «Четвёртый лишний». Цель: исследование развития логического мышления, умения сравнивать и обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Инструкция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвёртый – лишний.

Какой предмет лишний и почему.».

РЕЧЬ

  • « Разъяснение значения слов ». Цель: выявить особенности словарного запаса ребёнка и произношения.

Инструкция: «Представь, что ты попал на другую планету к инопланетянам. Как бы ты им объяснил что такое самолёт, пылесос, холодильник и т.п.»

ВООБРАЖЕНИЕ

  • «Придумай и нарисуй». Цель: определить уровень развития у детей воображения, проявления творчества и индивидуальности.

МОТОРИКА

  • См. «ВООБРАЖЕНИЕ» Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.

Анализ результатов: высокий уровень – линии ровные, чёткие, нажим средний; средний уровень – линии ровные, нажим чередуется, есть «сбои»; низкий уровень – линия неровная, дрожащая, или с очень сильным нажимом;

  • « Нарисуй человека». Цель: определить особенности личности ребёнка, его направленность.

Инструкция: «Нарисуй человека, какого хочешь». Интерпретация: см. папка 29.

  • «Тест тревожности». Цель: определение уровня тревожности у ребёнка.

Инструкция: «Я буду называть тебе какую-нибудь ситуацию, а ты будешь выбирать мальчика (девочку) , который радуется или грустит, злой или добрый и т.д.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ _май 2007 я\с № 131 ГРУППА №_2_ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:

Читать далее www.vseodetishkax.ru

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Просмотров: 19957

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

1. Слуховая память.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Б) Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.

3. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928) .

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30) . Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

4. «Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

Скачать готовый расчет по данной методикеЗадать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

Читать далее psmetodiki.ru

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека) , а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Читать далее psixologiya.org

Другие статьи по теме:

  • Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Картинки лета для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Ребенок дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Характеристика дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...

  • Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста упражнения

    Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...