Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ

В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного мониторинга? Помимо двигательной (физической) активности, результаты которой можно надежно измерить и сравнить, описать количественно и качественно, следует отметить определенные преимущества художественно-продуктивной деятельности.

Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.

Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития ребенка-дошкольника. Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное самостоятельное творчество детей.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.

-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.)

-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина) ; целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) .

Средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

-В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.

-С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

-Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

-В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

-Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) ; свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.

-Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения) .

-В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.) .

-Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве;

-конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса) ;

-легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ;

- охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов;

- самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.

-Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники;

- умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;

- интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.

www.maam.ru

Педагогический проект Художественно— эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении ;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства - Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников - Педагогика - Test.ru

Страница 1

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства) .

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт, портрет.

Способы обработки и анализа материалов.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:

Н – низкий уровень (синий)

ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

не знает и не называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

не отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

не реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

не использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

не использует образные сравнения при рассматривании предметов;

не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С – средний уровень (зелёный)

ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

недостаточно эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

частично использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В-высокий (красный)

ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует;

знает и называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – «созерцание», повторное рассматривание;

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;

использует образные сравнения при рассматривании предметов;

выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки») ;

Ссылка на источник www.edutower.ru

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет) .

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы) .

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

- Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

- Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла)- дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла)- в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл)- дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

АНКЕТА

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст. _____________________________________________________________________________

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст) . _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам) ? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.) . _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе? ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Ф. И. О. ____________________________________________________________________

1. Указать образование и стаж работы. _________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым ознакомить детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством? ____________________________________________________

3. Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?_________________ __________________________________________________________________________

4. Какое отношение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству? _____________________________________________________________________________

5. Какие качества личности можно формировать в процессе приобщения детей к искусству? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Какие формы ознакомления с искусством вы считаете наиболее целесообразными?

_____________________________________________________________________________

7. Какой уровень анализа ребенком произведения искусства? _________________________

8. С какими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства знакомы дети? ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Какую роспись дети узнают и предпочитают в своем творчестве? ___________________ _____________________________________________________________________________

10. Что по-вашему влияет на эстетическое воспитание детей? ________________________ _____________________________________________________________________________

11. Какие виды работ находят место в творчестве детей под влиянием искусства?

_____________________________________________________________________________

12. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?

_____________________________________________________________________________

13. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам больше всего нравится?

_____________________________________________________________________________

14. Любите ли вы рисовать, лепить, делать аппликации из разных материалов?

_____________________________________________________________________________

15. Чему вы хотели еще научиться, какие техники освоить? __________________________ _____________________________________________________________________________

16. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду. _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

1Вопросы для повторения

Инструкция: Например, ребенку демонстрируется изображение…, предлагается ответить на вопросы….

Критерии оценки.

Уровни.

Тематика «Я в музее» (варианты: «Я иду в музей») , или «Я играю на компьютере» (тему можно скорректировать подл возраст) .

Вопросы по рисунку и опыту (можно спроектировать н6а основе материалов 3х томника по «Диагностике») . – 4-7 вопросов, направленных на выявление опыта детей посещения музея, впечтаелнеий, понимания правил и т.п.

Составляют коллекцию детских работ по теме:

«Я иду в музей» (варианты: Я играю на компьютере», для младших _ «Я!») .

Нужно: 1 предложить 3-5 лдетям выполнить работу по теме (не подсказывать) как нарисуют.

Проанализировать работы по основным средствам вырезительности.

  1. Анализируют одну из образовательных программ – раздел «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

По следующим критериям: Задачи работы.

Особенности содержания (разделы, их взаимосвязь, доступность, ориетированность на возрастные возможности, многообразие содержания)

Соотнесенность разделов по развитию восприятия и деятельности.

Представленность интеграции с другими разделами, средствами развития (например математического, музыкального и т.п.)

В межсессионный период студенты ИЗУЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО следующие вопросы:

1. Музейная педагогика. Для этого – знакомятся с презентацией по музейной педагогике. Выстраивают план ответа.

Во втором семестре – просматривают выданные программы по музейной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1997.

  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. –

  3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (Введение) .

  4. Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В. Б. Косминской. – М.: Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. Просвещение, 1985.

  5. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

  6. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956.

5 Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - С.458-465.

Парциальные программы

  1. Воробьева Д. И. Гармония: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995.

  2. Золочевский С. А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.

  3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) М., 2002.

  4. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

  5. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа. М.,2001.

  6. Куревина О. А.. Селезнева Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей . М.,1999.

  7. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М.,1999.

  8. Ражников Б. Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей "Маленький Эмо"// Дошкольное воспитание.,1996,№9-с.58-65

  9. Торшилова Е. М. Программа "Шалун или мир дому твоему" и методика эстетического развития дошкольника – М., 1999.

1. Эстетическое воспитание1. понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

художественное воспитание22. 2 2 трактуется как воспитание средствами искусства.

Художественно образование– процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.

художественно-эстетическое развитие33 как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека.

Эстетическое восприятие4 как сложный целенаправленный эмоционально окрашенный процесс отражения воспринимаемого объекта с позиции эстетического идеала, обладает рядом особенностей: оценочно, целостно (восприятие в единстве содержания и формы) , эмоционально, субъективно.

Художественное восприятие5 понимается как процесс узнавания, понимания, эмоционально-эстетической оценки художественного произведения.

Искусство– 6 специфическая особая форма общественного создания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира, высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах, связано с трудом, бытом, познанием.

художественный образ,7 как форма отражения действительности в искусстве с позиции эстетического идеала; эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности, в более частном случае - элемент, часть художественного произведения, способ бытия и воспроизведения особенной, художественной реальности.

Эстетические суждения8 рассматривают как умственный акт, реализующий отношение личности к конкретному эстетическому явлению (с разной степенью сложности, глубины – основанных на представлениях, эстетическом опыте) .

Эстетическая оценка99– целенаправленное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами.

Высшим критерием эстетической оценки, предполагающим сопоставление явлений, социально обусловленное представлений личности о совершенстве, красоте, воспринимаемое как цель, имеющим побудительный характер – выступает эстетический идеал.

Эстетический интерес, 10 понимаемый как целенаправленность личности на эстетическую деятельность и характеризуемый широтой, глубиной, устойчивостью, и в дошкольном возрасте только закладываются его основы.

эстетического отношения к миру,11 которое в современных источниках рассматривается как метакатегория педагогики искусства, уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия, интегрирующий и гармонизирующий взаимосвязи человека с окружающей действительностью в целях создания целостной, личностно значимой эстетической картины мира (

Творчество12 как активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, создающий новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

«творческая активность ребенка» – является интегративным качеством личности, включающим мотивационный, процессуальный, результативный компонент, проявляющейся в разных видах художественной деятельности (Заплатина) .

Способности13. понимаются какиндивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения каким-либо деятельностью (Б. М. Теплов) , присущие всем и поддающиеся развитию.

Синтез искусств1141414 (перев.соединение, сочетание) понимается как «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах» (Ю. П. Борев, М. С. Каган, Т. Г. Пеня, Б. П. Юсов, Р. М. Чумичева) .

  • Начертить «дерево идей» в области художественно-эстетического развития детей, указав временные рамки (этапы или примерные годы) , основные идейные ориентиры (проблема соотношения «творчество-обучение», «развитие способностей», вопросы приобщения детей к искусству, проблемы музейной педагогики) .
  1. Соотношение социальных и биологических факторов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

  1. Доступно ли искусство дошкольникам?: за и против.

Задачи художественно- эстетического развития

  1. Активизация и развитие эмоционального откликана проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (эстетических эмоций и чувств) , развитиехудожественно-эстетического восприятия.

  2. Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе обогащение иначальное обобщение представленийоб искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне) .

  3. Способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, сужденийотносительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ, становлению и проявлению у детейинтересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство иосваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности, на их основе формированиеэмоционально-нравственных и эстетических ориентаций, подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, и поддерживание проявления ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне) .

  4. Стимулирование самостоятельного проявления эстетическогоотношения к окружающему мирув разнообразных ситуациях(повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам (произведениям искусства, объектам природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям) .

5. Развитиеизобразительной деятельности.

Современные технологии художественно-эстетического развития и воспитания детей проектируютсяна следующихпринципах, которые ярко отражают методические ориентиры: принцип комплексного подхода к эстетическом и целостному развитию, связи искусства и науки, преемственности прогрессивных элементов культуры (формирование понимания связей между развитием традиций) , полихудожественного и интегратвиного подхода, учета географических, исторических, культурологических факторов, эстетизации всей жизни детей, единства обучения и самостоятельного художественного творчества детей (соотношения «обучения» (освоения способов деятельности) и самостоятельного поиска и самодеятельности детей) , раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах детской деятельности (Б. П. Юсов) . Выделяют также принципы – «методические рекомендации»: «педагогической драматургии» (создание ситуаций уподобления) , целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение) , постоянства связи с жизнью (привлечение личного опыта, поисковой деятельности, взаимодействий с родителями, внесение созданных детьми работ в пространство класса или группы) , опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создание потребности в приобретении знаний и умений (Б. М. Неменский) 1.

1Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – Стр. 195-202.

Соседние файлы в папке изоозо_1

  • #

Подробней на сайте www.StudFiles.ru

Материал (старшая группа) по теме: Педагогическая диагностика по художественно - эстетическому развитию

Опубликовано 28.09.2015 - 18:50 - Галиева Наталья Васильевна

В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. В связи с этим мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы должен быть пересмотрен и скорректирован.

Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .

Хочу предоставить вашему вниманию оценочное средство для оценки планируемых результатов в художественно – эстетической образовательной области

Область – Художественно-эстетическое развитие(Рисование)

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 года жизни

Показатели

1. Проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства: классическому, народному, окружающим предметам, зданиям, сооружениям. Видит и понимает прекрасное в жизни и искусстве радуется красоте природе.

2. Знает и применяет на практике материалы и оборудование для рисования.

3. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.

4. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

5. Правильно передает в изображении форму, строение, пропорции предмета, цветовую гамму.

6. Располагает изображения по всему листу, соблюдая пропорциональность в изображении разных предметов.

7. В процессе деятельности характер линии слитный, регулирует силу нажима, раскрашивает мелкими штрихами, не выходящими за пределами контура.

8. Самостоятельно проявляет замысел рисунка.

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Задачи художественно эстетического развития дошкольников по фгос

    Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития Приоритетное направление ДОУ художественно – эстетическое развитие детей...

  • Технологии художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...