Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Проблемы

• недостаточная осведомленность педагогов о специфике использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

• несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности.

Цель: адаптировать метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по вопросу использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

2. Повысить профессиональную компетенцию участников сопровождения в вопросах особенностей организации проектной деятельности при работе с дошкольниками с ОВЗ.

3. Провести первичную и итоговую диагностику воспитанников для определения уровня развития их социально-коммуникативных и проектных умений.

4. Провести диагностику социальной активности родителей.

5. Пополнить предметно-развивающую среду наглядно-дидактическим материалом.

6. Разработать методическую документацию по использованию проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Проектный метод - это одно из приоритетных направлений современной системы образования, где важной задачей является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации.

Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка, возможно с применением в практике обучения проектного метода.

В ФГОС социально-коммуникативная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о возможности применения технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья с учетом социального заказа общества.

Использование проектного метода, как деятельности, должно осуществляется дозировано:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

• комплексные блочно-тематические занятия;

• интеграция:

o частичная

o полная интеграция

• метод проектов:

o форма организации образовательного пространства;

o метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проекта направлен на предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Этапы реализации проекта.

1. Информационно – аналитический

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по вопросу организации проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ.

2. Провести первичную диагностику социальной активности родителей и уровня развития социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников.

Мероприятия:

1. Педагогические и просветительские:

- систематизация и анализ педагогической и специальной методической литературы и интернет ресурсов;

-изучение и анализ опыта коллег.

2. Педагогические и коррекционно-диагностические.

Работа с коллегами:

1. Консультирование педагогов по использованию метода проектов в работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Семинары-практикумы с целью повышения творческого потенциала педагогов

3. Изучение и анализ специальной литературы и интернет ресурсов.

4. Изучение опыта коллег.

Работа с родителями:

1. Индивидуальные педагогические консультирования с целью формирования адекватного восприятия родителями своего ребенка

2. Образовательные семинары с целью личностного и социального развития родителей, формирования навыков социальной активности

Работа с детьми:

1. Мониторинг с целью выявления уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой) .

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности социально-коммуникативных умений дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1. Повысилась компетентность педагогов в вопросах использования проектного метода в работе с детьми с ОВЗ.

2. Разработана и размещена на сайте ДОУ памятка для родителей «Я и мой ребенок»

3. Повысилась компетентность родителей в вопросах использования проектного метода при работе с детьми.

4. Выявлен уровень сформированности проектных умений дошкольников

5. Выявлен уровень социальной активности и педагогической культуры родителей.

2. Конструктивно-практический

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетенцию участников сопровождения в вопросах особенностей организации проектной деятельности при работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Повысить социально-коммуникативную и педагогическую компетентность педагогов и родителей.

4. Повысить уровень социально-коммуникативных и проектных умений воспитанников с ОВЗ.

Мероприятия:

1. Разработать модель взаимодействия участников сопровождения и семьи.

2. Пополнить предметно – развивающую среду наглядно-дидактическим материалом.

3. Разработать методическую документацию по использованию проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Работа с коллегами:

1. Разработка тематического планирования проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей программы

2. Разработать план мероприятий по социально-коммуникативному развитию воспитанников.

3. Разработать стратегию взаимодействия всех участников сопровождения при организации проектной деятельности.

4. Подобрать тематический дидактический материал

для разработки проектов: «Азбука здоровья», «Мир театра», «Книжная неделя», «Мои друзья», «Познай себя», «Я и моя семья», «Дыхание и жизнь» и др.

Работа с родителями:

1. Организация и проведение тренингов с целью обучения родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.

2. Консультирование родителей об особенностях и возможностях проведения с детьми игр по развитию социально-коммуникативных умений в других условиях.

3. Помощь родителям в создании презентации семейных проектов.

Работа с детьми:

1. Насыщение детей наглядным материалом согласно тематике проектов (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т. д.) ;

2. Организация бесед, драматизаций, с целью научить воспитанников получать необходимую информацию в общении, научить слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам.

3. Обыгрывание различных конфликтных и проблемных ситуаций с целью научить воспитанников спокойно отстаивать свое мнение и соотносить свои желания и стремления с интересами других людей

4. Организация и проведение различных коллективных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

1. Разработаны тематические планы проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей программы

2. Разработан план мероприятий по социально-коммуникативному развитию воспитанников посредством использования проектного метода.

3. Улучшились коммуникативные способности детей с ограниченными возможностями здоровья

4. Разработан план индивидуальной работы с детьми и родителями, нуждающимися в сопровождении психолога.

5. Подобран тематический дидактический материал для разработки проектов.

3. Оценочно – результативный

Задачи:

1. Проанализировать проведенные коррекционно-педагогические мероприятия.

2. Выявить динамику социальной активности родителей, и их педагогической компетентности.

3. Выявить динамику развития социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников с ОВЗ.

Мероприятия:

1. Оценка деятельности коррекционно-педагогической эффективности.

2. Анализ продуктов деятельности.

Работа с коллегами:

Выставка различных программ, планов, разработок проектов диагностического инструментария, наглядных пособий.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей с целью прослеживания динамики социальной активности родителей и повышения их педагогической культуры.

Работа с детьми:

1. Мониторинг с целью определения повышения уровня развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой) .

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности социально-коммуникативных умений дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1. Повысилась компетентность педагогов по вопросу использования проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Повысилась социальная активность родителей, их педагогическая грамотность.

3. Повысился уровень социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников с ОВЗ.

4. Разработан профиль динамики развития проектных умений дошкольников.

www.maam.ru

Методы диагностики развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Актуальность данного вопроса состоит в подборе методического инструментария позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий должен включать совместную анкету: родителя, воспитателя и педагога- психолога и набор диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста. Вопросы анкеты должны быть направлены на оценку способности детей к позитивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики должны выявить уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей взрослых и сверстников в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.

Одной из значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношения является отношения со сверстниками. В качестве базового метода выступает наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников в повседневной жизни. Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. В своей практике, исследуя коммуникативную компетентность в группе старших дошкольников, я использую метод наблюдения и заполняю совместно с воспитателями «Таблицу анализа поведения и эмоций», предложенную А. А. Романовой. Данная методика удобна в использовании и в обработке результатов. Заполняется таблица с основными параметрами и определяется степень выраженности каждого параметра. Определяются поведенческие и эмоциональные особенности, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. Полученные результаты дают основание для дальнейшей индивидуальной, подгрупповой или групповой работы.

Для более углубленного изучения коммуникативной сферы старших дошкольников, также полагаясь на метод наблюдения, могут быть использованы диагностические ситуации, выявляющие особенности взаимодействия дошкольников в совместной деятельности: «Рукавички» Г. Л. Цукерман, «Строитель», «Мозаика», Абрамова Т. А.

Целью этих методик является выявление уровня сформированности действий по согласованию условии в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Проводя наблюдение, за одной из диагностических ситуаций необходимо анализировать и оценивать, как протекает процесс взаимодействия детей:

1) Умеют ли дети договариваться;

2) Как осуществляется взаимный контроль;

3) Как относятся к результату деятельности своего партнера;

4) Осуществляется ли взаимопомощь;

5) Умеют ли рационально использовать средства деятельности.

Также при исследовании взаимоотношений старших дошкольников используется и социометрические методики. «Два домика», «Секрет» Т. А. Репиной.

Применение данных методик нам позволяет выявить различное статусное положение детей внутри группы, т. к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника.

Еще одной составляющей коммуникативной компетентности является получение и восприятие в общении необходимой информации. Умение выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению и интересам. Умение понимать эмоциональное состояние.

Не малую роль в коммуникативной компетенции играет, и социальное развитии ребенка-дошкольника. Она позволяет различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. В качестве диагностики в данном случае может быть применена методика Я. И. Михайловой «Диагностика социального интеллекта». Где в субтесте №1 «Истории с завершением» появляется возможность предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенных ситуациях и предсказать, что произойдет дальше. Стимульный материал теста состоит из двух частей, представленных 5-ю сериями картинок, на которых изображены сцены с различными детьми. Субтест №2 «Группы экспрессии» предназначен для восприятия невербальной экспрессии, распознаванию мимики, поз, жестов характерных для семи эмоциональных состояний.

На 2-х рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди 4-х остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Из- неправильно сформированной коммуникативной сферы, ребенок в дальнейшем тяжело адаптируется к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении- уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, жалобы педагогу.

Умение эффективно общаться зависит от многих фактов, и в большей степени от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

www.maam.ru

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его почувствовать, сделать своим.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л. С. Выготским понятие «Зоны ближайшего развития» особым образом фиксировало именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Поэтому при анализе достижений ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития надо понимать результаты являются промежуточными и могут, служит лишь основанием для выбора педагогом методов и приемов для индивидуальнойработы. Важна объективная, адекватная оценка развития детей а неправильная интерпретация результатов диагностики может оказать негативное влияние, как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка. Таким образом, мы оценку уровня становления социальной компетентности проводи ли в ходе анализа итогов наблюдения за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах. Анализ результатов мониторинга не являлся самоцелью. Он был необходим для констатации исходного уровня сформированности моральной компетенции, анализ которого позволяет нам планировать дальнейшую работу по социальному развитию детей. Анализ наблюдений был направлен на реальное положение ребенка в группе сверстников, характер взаимоотношений со сверстниками, роль ребенка в совместной деятельности.

Таким образом, решая задачи морального воспитания, мы построили свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

-"позитивный центризм" ;

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход;

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он человек, постепенное осознание своих возможностей способствовало тому, что дети научились быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научились видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Нашей главной задачей явилось – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависило от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Мы ориентирова лись не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяли основную деятельность ребенка, наиболее адекватную, реализуемой задаче. В одном случае это могла быть игра, в другом - труд, в третьем – занятия, познавательная деятельность. Формы работы – коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяя ли организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царила обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. Дети знает не только свои обязанности, но и права. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Работу по социальному развитию начинали уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволило формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывало инициативность и самостоятельность, развивало активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый – грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане использовали индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию, что позволило стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – привело к успешному социальному развития дошкольников.

www.maam.ru

Раздел 1. (Теоретический) ОСНОВОПОЛАГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………..4

1.1. Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности) ……...4

1.2.Определение целей и задач профессиональной деятельности на современном этапе..7

1.3.Совокупность теоритических и нормативно – правовых основ профессиональной деятельности педагога…………………………………………………………………………8

1.4.Выводы по разделу 1…………………………………………………………………11

Раздел 2. (Практический) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………..12

2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе ДОО…………12

2.2. Планирование педагогического процесса в средней группе ДОО……………………….16

2.3. Методическое оснащение образовательного процесса……………………………………18

2.4. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды (РППС) …………21

2.5. Организация педагогического мониторинга в средней группе по образовательной области социально – коммуникативное развитие………………………………………………23

2.6. Организация взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………28

2.7. Выводы по разделу 2…………………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………………………34

Приложения……………………………………………………………………………………37

Введение.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла острая необходимость пересмотреть многие аспекты своей профессиональной педагогической деятельности. Интенсивное обновление нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, изменение методологических положений стимулирует к осознанию происходящих изменений, поднимает проблемы повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

I. Основополагание профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования.

1.1Актуальные проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности) .

Работу начала с изучения методической литературы и создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Стараюсь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, возможностью безопасного пребывания в детском саду. Ведь с воспитания бережного отношения друг к другу, игрушкам, знанием правил безопасного поведения строится будущее ребёнка.

При организации образовательного процесса учитываю уровень возможностей каждого ребенка, создаю условия для развития чувства успешности, удовлетворенности и, в конечном счете, формирование веры в свои силы и возможности. Считаю, что именно эти силы человеческой активности обеспечивают ребенку продвижение в развитии.

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь, это:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• интеллектуальное развитие детей;

• воспитание нравственных качеств человека;

• приобщение его к общественным ценностям.

Самоанализ своей профессиональной деятельности позволил мне выявить трудности при организации образовательного процесса в современных условиях, отметить точки роста, наметить перспективы формирования собственных профессиональных компетенций.

Причины трудностей мне видятся в следующем:

• отсутствие комментирующих методических материалов, когда воспитателю приходится много времени и сил затрачивать на планирование работы без представлений о ее технологии и адекватности форм;

• неподготовленность развивающей предметно-пространственной среды;

• отсутствие конкретизации по реализации интеграции содержания образовательных областей;

• трудность в осуществлении индивидуализации в силу большой наполняемости группы;

• неполное знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования.

С целью повышения своего педагогического мастерства занимаюсь самообразованием, систематически изучаю современную литературу в области педагогики и психологии, духовно - нравственного воспитания, интеллектуального развития, что помогает мне ориентироваться в современных стратегиях развития образования и успешно повышать качество педагогического труда.

Основу системы моей работы составляют рекомендации:

«Безопасность» Р. Б. Стеркина;

«Азбука «Ау!» О. Г. Жукова, Г. И. Трушнина, Е. Г. Фёдорова;

«Основы безопасного поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева;

«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н. И. Крылова;

«Безопасность для малышей. Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина,

Журналы «Дошкольное воспитатние».

Считаю, что эффективным способом накопления у детей представлений о правилах безопасного поведения являются сказки с участием детей, которые мы с детьми показывали малышам и родителям.

Участвовали с детьми в конкурсах рисунков:

2012 г Усольское районное отделение «Всероссийское добровольное пожарное отделение» конкурс рисунков на тему: «Сто лет храним от бед» - сертификат участника;

2013 всероссийский дистанционный конкурс «Азбука безопасности жизнедеятельности» - получен Диплом № 28/аб.

Закрепляла полученные знания в играх-ситуациях «Как поступить?»; «Если ты потерялся?», «Как позвать на помощь?», «Как может выглядеть опасный незнакомец?».

Помимо специальных бесед, экскурсий, целевых прогулок, чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций для реализации данных задач использую подвижные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые театрализованные игры.

1.2. Определение цели и задач профессиональной деятельности на современном этапе.

Цель:

Формирование системы в работе педагога по социально – коммуникативному развитию в дошкольной образовательной организации. Воспитание социально компетентной, интеллектуально развитой личности дошкольника.

Задачи:

• изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования;

• подобрать литературу в соответствии с современными требованиями;

• выстроить систему методических подходов в работе;

• создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям

ФГОС;

• организовать взаимодействие с родителями, направленное на развитие социально – коммуникативной активности детей.

Задачи по самообразованию:

• Способствовать ознакомлению детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.

•Создать условия для ознакомления детей с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.

1.3. Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. В статье 10, п. 4 сказано:

«В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1)дошкольное образование;

3)основное общее образование;

4)среднее общее образование».

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является «Закон об образовании в РФ», регламентирующий все стороны деятельности дошкольной образовательной организации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

В основе Стандарта заложены принципы (вот некоторые из них) :

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

•сотрудничество Организации с семьёй;

•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении Сан Пи Н («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») 2.4.1.3049 – 13

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Опубликовано: 23 октября 2013 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 6214. Вступил в силу 1 ноября 2013 г.

Согласно ФГОС педагогическая деятельность представлена следующими видами: учебно - воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой. Если учесть, что в настоящее время роль педагога из ретранслятора информации об окружающем мире превратилась в организатора процесса обучения, а субъект-объектные отношения педагога и воспитаника превращаются в субъект-субъектные, требующие сознательного управляющего воздействия со стороны педагога, то управленческая составляющая педагогической деятельности становится основой, без которой не могут быть качественно выполнены все виды педагогической деятельности.

С одной стороны, новые условия создают свободу для профессиональной реализации педагога, с другой стороны, подобная свобода подразумевает высокую степень ответственности за результаты своего труда и соблюдение требований российского законодательства в области образования, которое в свою очередь так же претерпевает динамичные изменения в последнее десятилетие. Таким образом, нормативно-правовая компетентность (НПК) педагога становится важным условием обеспечение государственной политики в области образования.

1.4 Выводы по разделу I.

Таким образом, самоанализ позволил мне сформулировать собственные цель и задачи на современном этапе для развития своей профессиональной деятельности и определить содержание практического материала для наполнения методического портфеля.

II. Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной работы.

2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса в средней группе ДОО по области «Социально – коммуникативное развитие».

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.

Основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.

Использую проектный метод как один из методов интегрированного обучения дошкольников. Данный метод помогает научиться работать в команде, у детей вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов является педагогической технологией.

В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока моделирования образовательного процесса:

•совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

•свободная самостоятельная деятельность детей.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д. Б. Эльконин) .

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста.

В процессе этого взаимодействия у ребенка:

• происходит развитие способов (средств) действия;

• развивается познавательная мотивация и увлеченность;

• развиваются и транслируются культурные нормы – нормы взаимодействия с другими людьми.

Стараюсь подбирать средства развития (методы, формы, материал) .

Оцениваю взаимодействие взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова) :

•Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;

•Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;

•Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе) .

Примеры форм организации двигательной детской деятельности:

•подвижные игры с правилами

Материал с сайта nsportal.ru

Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) , социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта.

К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.) , а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А. Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. Виды деятельности принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме.

При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А. Н. Леонтьева, является условным понятием.

В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью) .

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности.

Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий - то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической) . Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент) , оценка себя (эмоциональный) , отношение к себе (поведенческий) .

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер - как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.) . Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях) ;
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание) .

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях - физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.) , целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.) ;
  • дети, имеющие трудности в обучении;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие - динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Материал fb.ru

Другие статьи по теме:

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Социально нравственное и личностное развитие дошкольников

    Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы Воспитателя МБ ДОУ № 21 Г. Батайска, Ростовской области Парфёновой Ларисы Сергеевны Вторая квалификационная кат...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...

  • Задачи социально коммуникативного развития дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Социальное развитие дошкольников

    Социально-личностное развитие дошкольника Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с п...

  • Социально личностное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет в...

  • Технологии социально коммуникативного развития дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...