Дидактические игры для детей дошкольного возраста

Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа) ;

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении) ;

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай-ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не стало"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Звуковые часы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова) .

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.

Дидактическая игра «Волшебный шкаф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.

www.maam.ru

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Автор: Белашова Татьяна Анатольевна

Воспитатель первой младшей группы

МДАОУ детского сада общеразвивающего вида №11

Представляю четыре игры.

Игры предназначены для детей от 2 до 3 лет. Способствует развитию мелкой моторики, вниманию, логике.

Данные игры будут полезны для детей младшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Игры изготовлены из бросового материала

Цель:

закреплять знания детей о цвете, размере предметов.

Задачи:

- Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру.

- Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.

- Развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики рук.

- Учить чередовать геометрические фигуры по цвету

- Развивать воображение и творчество детей.

Дидактическая игра «Выложи узор по схеме»

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных фигурок разного цвета.

Дидактическая игра «Подбери серединку по цвету»

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть какого цвета картинки. У каждого цветочка должна быть своя серединка по цвету соответствовать картинкам (сначала воспитатель показывает, как ко всем красным предметам приставить красную серединку и предлагает детям повторить за ним) А теперь дети самостоятельно подбирают картинки и соответственно серединку. По мере освоения детьми игровых, предметных действий им предлагается действовать самостоятельно.

Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»

Ход игры:

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям сделать, скажем, гусеницу, показать ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое.

Можно, например, складывать домик, ракету меняя его размер, форму, цвет, или добавляя детали.

Занимаясь геометрическим конструированием, дети должны двигаться от простого к сложному.

www.maam.ru

Дидактические игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вам описание дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста (1, 5 — 3 лет, изготовленных своими руками из доступных материалов. Данный материал будет полезен как воспитателям групп раннего возраста, так и родителям. Описания игр органично дополнены вариациями упражнений с ними.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, память, внимание.

Компоненты: пособие состоит из трех дощечек разного цвета размером 20-30 см. Дощечки скреплены между собой. Каждая сторона дощечки содержит методический материал на развитие сенсорных способностей, речи, памяти, внимания.

Время игры: 10 — 15 мин.

Количество участников: пособие предназначено для индивидуального обучения (1 ребёнок – 1 педагог) .

Пособие рассчитано на детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно использовать как в образовательный учреждениях, так и в домашних условиях.

Варианты игры:

Дощечка №1

«Гвоздики – резиночки»

Задачи:

способствовать развитию речи детей через развитие мелкой моторики пальцев рук;

развивать у детей знание о цвете и форме геометрических фигур;

уметь соотносить резиночки и гвоздики по цвету;

формировать умение складывать различные геометрические фигуры при помощи резинок.

Ход игры:

1. Покажи гвоздики жёлтого цвета, зелёного, красного и т. д. Потрогай гвоздики. Какие они?

2. Покажи резиночку жёлтого цвета, зелёного, красного. Растяни резиночку, какая она?

3. Одень резиночку жёлтого цвета на гвоздики жёлтого цвета.

4. Натяни резиночку так, чтобы получился треугольник, квадрат.

5. Посмотри на дощечку, какая геометрическая фигура получилась? (квадрат, треугольник)

«Один – много», «Большой – маленький»

Задачи:

развивать умение различать и называть формы единственного и множественного числа существительных (один – много) ;

развивать у детей знание о цвете;

формировать умение различать предметы по величине (большой – маленький) ;

находить предметы по словесному указанию;

формировать умение находить сходства и различия между предметами по цвету.

Ход игры:

1. Покажи машину, ладошку, цветок и т. д.

2. Какого цвета ладошка, машина?

3. Покажи большую машину, маленькую.

4. Это большая машина – она одна, а это маленькая – их много. Сколько больших машин? Сколько маленьких?

5. Эта маленькая машина синего цвета, а эта маленькая машина синего цвета с белыми кружочками. Они разные. Эта маленькая и эта большая машина одинаковые по цвету, но разные по величине и т. д.

Покажи одинаковые машины по цвету, по величине.

Дощечка №2

«Соотнеси по цвету»

Задачи:

развивать речь;

формировать умение соотносить предметы по цвету;

развивать умение находить сходства и различия между предметами.

Ход игры:

1. Взрослый показывает на картинку: Это курочка, это цветок. Эта курочка жёлтого цвета, а этот цветок жёлтого цвета. Посади курочку жёлтого цвета на цветок жёлтого цвета.

2. Какой курочке не досталось цветка? Какого цвета эта курочка? В игре есть цветок такого цвета?

«Найди лишний»

Задачи:

Развивать умение находить сходство и различия между предметами (цвет, величина, количество) .

Ход игры:

1. Покажи большие цветы. Какого они цвета? (Розовые, а один жёлтый). Сколько розовых цветов? (Много) Сколько жёлтых? (Один) Какой цветок лишний? (Жёлтый) Почему? (Потому что все розовые, а один жёлтый)

2. Покажи жучков. Какого они цвета? (Все жёлтые, а один фиолетовый.) Какой жучок лишний? Почему? (Потому что все жёлтые, а один фиолетовый) .

3. Покажи все розовые цветы. Покажи все жёлтые цветы. Сколько розовых цветов? (Много) Сколько желтых цветов? (Один) и т. д.

Дощечка №3

«Цвет и форма»

Задачи:

развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;

побуждать включать движение рук по предмету;

развивать сенсорные способности ребёнка;

развивать тактильные ощущения.

Ход игры:

1. Это круг, квадрат и т. д. (знакомство с геометрическими фигурами). Покажи квадрат, круг. Какого он цвета?

2. Потрогай фигуры. Какие они на ощупь? Чем отличаются?

3. Закрой глаза и на ощупь определи и назови форму геометрической фигуры.

Методические рекомендации: После каждой игры необходимо похвалить ребёнка, даже если он не совсем правильно справился с заданием. Детям раннего и младшего дошкольного возраста это просто необходимо. Похвала стимулирует ребёнка к дальнейшим действиям. Рекомендуем набраться терпения. Дерзайте, и всё получится!

www.maam.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал.

Демонстрационный:Плоские фигурки из картона, разрисованные в русском стиле.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет «Баю-бай» Витлина, «Во саду ли в огороде», русская народная музыка. Дети, слушая музыку, определяют, что делать?

Под спокойную музыку качают матрешек, под веселую музыку матрешки пляшут.

Предварительный просмотр:

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал.Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались.

Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на репервой октавы) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке лявторой октавы) .

Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на репервой октавы) . Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Демонстрационный:Гусеница, выполненная из яркой бумаги-самоклейки с одной стороны и бархатной бумаги с другой (головка и несколько разноцветных отдельных животиков) .

Ход игры.

Придумать гусенице имя.

1. Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

2. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмическую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

3. Приставить к головке два животика гусеницы.

Проговорить, прохлопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка) получившийся ритмический рисунок.

4. Усложнение:разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленям ритмический рисунок другого.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №58 комбинированного вида

Авторская дидактическая игра

для детей младшего дошкольного возраста

Автор: Шестакова Ксения Владимировна

Воспитатель второй квалификационной категории

Киселевск, 2013

Актуальность:Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому очень важно чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы.

Цель: учить различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) . Закрепить знание о геометрической фигуре – круг. Учить приему наложения деталей, приставления друг к другу. Закреплять умение группировать по цвету. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Педагогическая ценность: Данная игра рассчитана на индивидуальную и подгрупповую (2 человека) работу с детьми 2-3 лет. Способствует развитию сенсорных способностей (представлений о цвете – 4 основных цвета и форме – круг) , закреплению умения группировать по цвету.

Данная игра может быть использована при реализации образовательных областей «Социализация» и «Познание».

Этапы изготовления игры:Нарисовала елочки на альбомных листах- заламинировала, шарики-кружочки из цветной бумаги тоже заламинировала и вырезала.

1 способ- украсим елочку желтыми (красными, синими, зелеными) шарами

Игровая задача: выбрать только желтые (красные, синие, зеленые) шары.

Предварительная работа: беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций в книжках, разучивание песен,рисование «Украсим елочку», лепка «Разноцветные шары».

Ход игры:

Воспитатель: Елочка красивая в гости к нам пришла. Какого цвета елочка?

(Воспитатель предлагает украсить елочку шарами одного цвета (например, желтого) . Дети выбирают из четырех основных цветов желтые шары и располагают в хаотичном порядке на елочке) .

2 способ - украсим елочку разноцветными шариками.

Игровая задача:Расположить разноцветные шары на елочке по личному замыслу. Учить называть цвет.

Ход игры:

Воспитатель предлагает украсить елочку кому как нравится разноцветными шарами.

3 способ- украсим елочку бусами

Игровая задача:Выложить цепочку из шаров, чередуя основные цвета.

Ход игры:

Воспитатель:Давайте нарядим нашу елочку красивыми бусами.

Источники:

Материал nsportal.ru

- познание

- коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную.

Когда услышите сигнал «Раз, два, три - свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок) . Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:»Корешки, найдите свои вершки!».

Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей) , через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Игра «Загадочные животные»

Цель:Развивать зрительное восприятие, внимание, воображение

Участники: дети старшей группы.

Читать далее PlanetaDetstva.net

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-04-04

Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.

С помощью дидактических игр тренингового характера можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний — не только собственных, но и других людей. Эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику.

Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми. В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.

Эти игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней.

Главное — создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.

«Кинопробы».

Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Оборудование: «кинокамера» для «оператора».

Ход игры

Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку... Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы.

Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.

Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.

При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.

«Смак».

Цель: развивать уверенность в себе, умение вести разговор на определенную тему в присутствии большого количества людей.

Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки.

Ход игры

Для этой игры-тренинга можно использовать сюжет известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Ему предлагается представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд.

Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.

«Прогноз погоды».

Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.

Ход игры

Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.) . Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики?

Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать. Кто это сделает лучше?

«Остров плакс».

Цель: развивать умение с помощью мимики и пантомимики выражать эмоции и влиять на эмоциональное состояние другого человека.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Путешественники на воздушном шаре прилетели на остров Плакс и очень удивились: вокруг ни одного веселого лица, все жители этого острова без конца плачут. Тогда они решили развеселить плакс.

Дети становятся в пары лицом друг к другу. По сигналу путешественники стараются развеселить, рассмешить своих партнеров, не говоря им ни слова, не прикасаясь к ним, с помощью мимики и пантомимики. Плаксы стараются продержаться как можно дольше.

Выигрывает тот, кто быстрее всех рассмешит партнера или дольше продержится без смеха. Потом дети меняются ролями. В конце игры все вместе танцуют под веселую музыку.

Нет больше острова Плакса он стал островом Радости.

«Передача чувств».

Цель: развивать умение понимать и передавать состояние и настроение другого человека.

Ход игры

Вариант 1. Водящему ребенку предлагают выйти, без него группа выбирает определенный вкус пищи. Затем приглашается водящий и участники игры демонстрируют ему мимику, жесты, телодвижения, выражающие задуманные вкусовые ощущения (сладко, горько, кисло, солоно) . Водящий угадывает их.

Вариант 2. Можно передавать настроение, эмоциональное состояние (весело, грустно, больно, спокойно, испуг, удивление и т. д.) .

Вариант 3. Передаются чувства от музыки с помощью мимики и пантомимики (веселая, грустная, ритмичная, лирическая, задумчивая мелодия) .

«Магазин, зеркал».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, способность распознавать и адекватно выражать соответствующие эмоции.

Ход игры

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные звери. Звери ходят мимо зеркал вдоль стены, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц.

Затем дети меняются ролями.

«Доктор Айболит».

Цель: учить детей понимать язык чувств, развивать способность к эмпатии.

Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.

Ход игры

После чтения произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок — Айболит, остальные дети — больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.) . Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.

Т. Лобанок

  • Дидактические игры тренингового характера для детей дошкольного возрастаhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngГлавные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы. С помощью дидактических игр тренингового характера можно научить ребенка языку чувств, умению понимать

Материал с сайта vscolu.ru

1.1 Актуальность использования дидактических игр в речевом развитии детей с нарушением слуха.

1.2 Психофизиологические особенности и проблемы развития детей с нарушением слуха.

II часть.

2.1 Организация коррекционно развивающей работы с детьми со слуховой депривацией.

2.2 Особенности применения дидактических игр с детьми со слуховой депривацией.

2.3 Изучение и обследование состояния речевого развития детей дошкольного возраста со слуховой депривацией.

Диаграммы.

2.4 Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми со слуховой депривацией.

2.5 Обобщающие результаты работы.

Выводы.

I часть. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

1) После уточнения потери слуха у ребёнка перед родителями встаёт вопрос выбора методов воспитания и обучения. Один из путей обучения детей со значительным дефектом слуха – с помощью жестовой речи не оставляет у детей надежд на будущее, так как не даёт возможности научить ребёнка свободному владению речью, понятной для окружающих.

Ребёнок с нарушением слуха должен как можно больше времени общаться со взрослыми под руководством опытных педагогов, необходимо постоянно работать над развитием его речи максимально используя остатки слуха. У нас в стране в помощь родителям в подготовке таких детей к школе имеются специальные дошкольные учреждения коррекционного типа.

За многие годы работы в саду с глухими и слабослышащими детьми я сделала вывод, что дидактические игры, правильно подобраны и организованные имеют очень большое значение для этих детей. Так как наше учреждение обучающего плана, то обучение детей речи проводится с помощью различных дидактических игр. Все занятия, особенно у детей младшего возраста, построены на игре.

Игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгкими, занимательными. Та или иная умственная задача, заключённая в игре, и решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

2) При нарушении слуха значительно изменяются психические качества человека. Наблюдается резкая перемена характера, чрезмерная раздражительность, замкнутость, отчужденность.

Нарушение слуха приводит к тяжёлым последствиям для развития устной речи ребёнка, которые без специального педагогического вмешательства оказываются непреодолимыми. Многие дети страдают сенсорной алалией, то есть не понимают смысла словесных инструкций и не реагируют на них, отмечается нарушение ритмических процессов.

Такие дети нуждаются в многократных повторах при обучении. Нарушение слуха в первую очередь и в наибольшей мере отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка.

Нарушение функции слухового анализа и связанные с этим нарушения развития речи приводят к общему недоразвитию познавательной деятельности. Недоразвитие или отсутствие речи создают неблагоприятные условия для развития функций мышления, восприятия и памяти.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Не смотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих детей задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно бытовые действия.

II часть. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ.

2.1 Дидактические игры, как методический приём используются на всех занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию элементарных математических представлений и как закрепление пройденного материала. Первое знакомство детей с игрушками, начинается с ясельного возраста, происходит в форме игры, например: «Узнай, что в мешочке?», «Одень куклу», «Покатай мишку» и т.д.

Все действия с игрушками носят игровой характер, дети знакомятся с названием той или иной игрушки. Учатся глобально читать таблички и запоминать, а в старшем возрасте дактилировать. Каждая дидактическая игра имеет правило, которое обусловлены содержание игры.

Например: «Чудесный мешочек». Правила на ощупь определить овощи, назвать их. В мешочек можно поместить любые предметы, которые необходимо обыграть, запомнить их название, внешний вид и форму.

2.2 Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. У нас в группе обучение и воспитание детей проводится в тесной связи сурдопедагога и воспитателя.

Весь материал, который дети изучают с сурдопедагогом утром, вечером я с помощью дидактической игры его закрепляю. Таким образом, дети в игровой форме продолжают закреплять свои знания, автоматизируют речь, тренируются в правильном написании слов.

Например, играя «Магазин овощи-фрукты». Это игра на разном этапе обучения и с учётом возраста детей, имеет разные задачи.

Учить детей играть в лото «Овощи – фрукты» классифицировать предметы овощи – фрукты.

Подложить к картинкам таблички с названием овощей и фруктов, прочитать их.

переписать с табличек на лист бумаги в одну колонку овощи в другую фрукты.

написать на память под обобщающими словами «Овощи», «Фрукты».

Игру можно усложнить, увеличивая количество предметов и меняя задачи. Например: что где растёт, на земле или на дереве, в саду или в огороде?; какую имеют форму?; Найди одинаковые овощи или фрукты по форме и цвету; узнай на вкус – это что? и т.д. эта игра позволяет детям получить новые знания об овощах и фруктах, закрепляет старые.

Так как у нас в группе лично – ориентированный метод обучения и воспитания, то дидактическая игра позволяет преодолеть различные затруднения в умственной деятельности у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, я создаю благоприятные условия для индивидуального общения, выявляю причины отставания, многократно упражняю детей, поднимаю уровень их развития и речевого общения.

Использованная мною система обследования состояния речевого развития каждого ребенка позволяет:

1. Выявить уровень развития языковой способности у каждого ребенка.

2. Разработать систему коррекционных занятий, направленных на развитие речи ребенка, с учетом полученных результатов.

3. Определить содержание индивидуальных мероприятий, направленных на всестороннее развитие ребенка и активизацию словарного запаса.

4. Обеспечить системный контроль проводимой коррекционной работы и ее результатов.

2.3 Диагностическое обследование детей 4-х – 5-ти лет проводилось мною с группой детей 7 человек, имеющих разное состояние слуха и разный уровень речевого развития.

Из 7-ми детей два ребёнка (3-4 степень тугоухости) -тяжёлая степень потери слуха.

5-ть детей –(3-степени тугоухости) - средняя степень потери слуха + сопутствующие неврологические нарушения, такие как РЭП, F-83, ММД.

У нас в группе огромное количество дидактических игр, где используются различные картинки по темам программы, много дидактических игрушек. В играх используется природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и многое другое. Главной задачей воспитателя в дидактической игре является – заинтересованность детей в игре , и дать игровой смысл.

Свою работу по развитию речевой активности у детей со слуховой депривацией посредством дидактических игр я начала с оценки развития речевых навыков.

При обследовании детей я опиралась на следующие критерии оценки развития экспрессивной стороны речи (активный словарь) и импрессивной стороны речи (пассивный словарь) .

Высокий уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок активно пользуется устной речью и подкладывает таблички в процессе игровой деятельности и в быту.

2. Работоспособность высокая, не снижается даже при отвлекающих факторах.

3. Имеет навык самостоятельного аналитического чтения, не прибегает к помощи взрослого.

4. Познавательный интерес и волевая саморегуляция ярко выражены.

Средний уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок пользуется речью, но требует частого напоминания со стороны взрослого.

2. Работоспособность снижается при наличии отвлекающих факторов.

3. При аналитическом чтении речевого материала часто обращается за помощью к взрослому.

4. Для выполнения заданий ребенка необходимо систематически мотивировать и создавать игровую ситуацию.

Низкий уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок пользуется речью только в том случае, если об этом просит взрослый, при этом допускает многочисленные ошибки в назывании предметов.

2. Не сосредоточен, игровые задания выполняет в течение непродолжительного времени, часто отвлекается.

3. Не имеет навыка аналитического чтения.

2.4 Планирование дидактических игр на год средняя группа.

2.4 Планирование дидактических игр на год средняя группа.

По теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Ссылка на источник nsportal.ru

  1. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры:

В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому»

Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

  • Игры головоломки;
  • Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил.

Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  • Работа с родителями:

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 41% родителей не часто играют с детьми не смотря на то, что дети любят играть со взрослыми. Играют родители с детьми в основном на компьютере, а после игры не разбирают допущенные детьми ошибки. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.
  • Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.
  • Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовила и провела консультации:

  1. Дидактическая игра в жизни ребёнка.
  2. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

папки передвижки:

  1. Родителям о детских играх и игрушках.
  2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».
  3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

  1. Играя, мы можем научить детей;
  2. Какие игрушки нужны детям;
  3. Виды игрушек;

В которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть, советы, задания.

На родительском собрании проведённом вместе с детьми познакомила родителей с новыми дидактическими играми и пособиями. На собрании родители вместе со своими детьми играли, а затем обсуждали проведённые игры.

В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

  • Работа с социумом.

Цель моей работы в данном направлении использовать возможности взаимодействия с социумом для развития познавательной активности детей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями.
  • Воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры.
  • Формировать у детей правила поведения, умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми, сверстниками.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личной культуры установлены тесные связи с областным художественным музеем, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Живая радуга».

В2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века».

Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире. На этой встрече с дошкольниками провели дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кому что нужно».

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Кукольный театр и музыкальная школа приобщают детей к большому искусству. Учащиеся школы искусств №3 провели концерт для наших маленьких зрителей, рассказали о народных инструментах и показали, как на них играть.

Дети нашей группы постоянно участвуют в фестивалях «Дельфийские игры», участвуют в конкурсе чтецов на базе КЦ и Д «Спутник».

  • Взаимосвязь с педагогами.

При совместной деятельности с другими педагогами решаю следующие задачи:

  • Улучшение качества образовательной работы.
  • Повышение уровня самообразования своего и педагогов.
  • Многообразить формы работы.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Поделилась опытом работы по теме: «Игровая деятельность», в рамках проекта: «Здоровье ребёнка в наших руках» провела презентацию материала по ЗОЖ дорожки здоровья, развлечение: «День Матери» цель: Обогатить знания детей о лесе и лекарственных растениях родного края.

Организовала и провела экологическую акцию: «Животные лесов Зауралья: с использованием дидактических игр. Приняла участие в зоочном педчтении по К. Д. Ушинскому по теме: «Игровая деятельность» из опыта работы.

Также мною были разработаны проекты по познавательному развитию, в которые вошли дидактические игры на разные темы:

  • «Животные наших лесов»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

  • « Птицы»

Цель: Расширять представление детей о птицах.

  • « Сюжетно-ролевая игра: «Школа»

Цель: Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представлений о жизни школы.

  • « День Победы»

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.

  • « Транспорт»

Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.

В своей работе использовала опыт работы Харченко Натальи Васильевны «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру», и воспитателя Хлыновой Светланы Юрьевны «Познавательное развитие детей через художественную литературу»

В результате проведённой мною работы дети научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Список литературы

Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З. М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л. А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

Мухина В. С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» 2010

«История педагогики» под руководством Шабаевой М. Ф., М., Просвещение, 1981.

Максаков А. И., Туманова Т. А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Ерофеев Т. И. «Занимательная математика».

Тихеева Е. И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы из сайта maaam.ru

По теме:

Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

творческий отчет...

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...