Динамика развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.

Важной задачей для меня, как для педагога стал поиск эффективных средств организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию и формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего с тем, что у дошкольников отмечается недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, что в дальнейшем может сказаться на социализации ребёнка, в межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.

Избежать такого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Поэтому я стала искать новые подходы в решение проблемы развития и формирования коммуникативных навыков дошкольника.

В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, не смотря на то, что общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Старший дошкольный возраст-уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.

Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности.

Диапазон опыта

представлен системой мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.

Коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком и выразительными средствами речи в различных речевых ситуациях.

Новизна опыта заключается в создании условий для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.

В своих трудах Нуждина М. А., Мильруд Р. П. пришли к выводу о том, что коммуникативные навыки необходимо развивать ещё в детстве. Тогда, когда ребёнок наиболее пластичен, способен всё впитывать в себя.

Таким образом, анализируя литературу, можно сделать выводы, что игра является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребёнка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности. Всё это может дать театральная деятельность. Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет успешно развивать коммуникативные качества детей.

Опыт адресован педагогам, обеспечивающим получение дошкольного образования, руководителям театрализованных студий, работающих с дошкольниками, также он может быть полезен студентам педагогических колледжей и вузов.

Технология опыта

Целью моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков

2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

3. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Работа по созданию театрализованных представлений осуществлялась поэтапно.

На начальном этапе внимание детей старалась акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

На промежуточном этапе игровые ситуации позволяли ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии воспитанникам предоставлялась возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. У детей постепенно углубляется интерес к театрализованным играм. Они учатся сочетать в роли движение и текс, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантониму 2-3х действующих лиц.

На завершающем этапе проводились специальные развивающие занятия с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребёнка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства в движении, мимикой, голосом, на развитие способности переживать.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближало детей, делало их союзниками, партнёрами в общем деле.

На всех этапах работы мною активно использовался такой метод, как похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях.

Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес дошкольников и родителей к организации и проведению театрализованных представлений.

Таким образом, театрализованная форма воспитания- одно из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Критерием результативности опыта является положительная динамика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Если на начальном этапе у 36 % детей был низкий уровень коммуникативных склонностей, то на завершающем этапе у 78% детей средний уровень, а у 20% -высокий уровень сформированности.

Повысилась творческая активность детей. 26% воспитанников имеют высокий уровень; 72 %-средний и лишь у 2 %детей низкий уровень активности.

Улучшились навыки общения детей. На начальном этапе у 56% воспитанников отмечался низкий уровень сформированности навыков, на завершающем этапе у 64% детей средний уровень, а 36% воспитанников имеют высокий уровень сформированности навыков.

Также неоднократные наблюдения за детьми позволило мне сделать вывод, что у детей появилась любовь к исполнительскому мастерству, они с удовольствием стали участвовать в театрализованных играх, представлениях, концертах.

Хотелось бы также отметить, что у родителей наметилась положительная тенденция понимания нравственных аспектов в воспитании личностных качеств ребёнка, посредством участия в театрализованных играх.

Если на начальном этапе работы основными критериями развития личности родители выделяли интеллектуальную сторону развития детей, то к концу завершающего этапа 86% родителей отметили важность эмоционально- духовной сущности ребёнка.

Прикреплённые файлы:

obobschenie-opyta_u21k3.pptx | 1511,88 Кб | Скачан: 71
www.maam.ru

Мониторинг развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

Л. В. Гражданкина

Г 75 Мониторинг развития детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Часть 1. – Усть-Каменогорск: «Медиа-Алянс». – 200с.

ISBN -8

Мониторинг предназначен для воспитателей, учителей начальных классов и методистов образовательных комплексов «Детский сад – начальная школа»; воспитателей дошкольных учреждений, методистов, учителей начальных классов. Завучей, психологов общеобразовательных школ, реализующих преемственность между детским садом и начальной школой.

Г

00(05) -04 ББК 74.1

ISBN -8 Гражданкина Л. В., 2004

В современных дошкольных и школьных учреждениях стала широко использоваться мониторинговая система. Мониторинг затрагивает различные аспекты жизнедеятельности детских садов и школ: анализ планов учебно-воспитательной работы, целесообразность постановки задач образовательного процесса и работы с кадрами, создание благоприятных условий для творческой работы педагогов, сочетание контроля с оказанием практической помощи, состояние делопроизводства, здоровьесберегающий подход в обучении и воспитании учащихся, организация учебного процесса на занятиях и т. д. .

Созданию и внедрению мониторинга развития ребенка с трех до одиннадцати лет предшествовало изучение мониторинговой системы в различных науках, в первую очередь в образовательной системе. Понятие мониторинг (с англ. monitoring – контроль, наблюдение, отслеживание) в педагогическую науку пришло из социологии и экологии.

В экологии мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды. В социологии мониторинг используют для определения небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнения повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесение во времени, а также последствия принимаемых решений.

Иначе, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

А. С. Белкин «образовательный мониторинг» раскрывает как процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг, предлагаемый в данном издании, обеспечивает отслеживание динамики развития ребенка с трех до одиннадцати лет в условиях образовательного комплекса «Детский сад – начальная школа». Здесь мониторинг рассматривается в психологическом и педагогическом аспектах.

Традиционно, психологический мониторинг устанавливает тенденции и закономерности психического развития детей разных возрастов.

Педагогический мониторинг, по мнению А. А. Орлова, в отличие от психологического, имеет специфический объект изучения – результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг дает качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Исходя из этого целью создания данного мониторинга было не только отслеживание динамики психического развития ребенка с трех до одиннадцати лет, но и оценивание результативности труда педагога, эффективности использования новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе и т. д., что способствует созданию оптимальных условий для развития каждого ребенка на основе дифференциации обучения и стимулирует педагогов к самостоятельному осмыслению и принятию верных профессиональных решений.

Отсутствие мониторинговой системы между детским садом и школой – потерянное звено преемственности личностно-ориентированного образования. Говоря о дифференцированном обучении, педагоги теряют связующую нить, констатирующую о развитии ребенка с дошкольного возраста, изучая его «с чистого листа» на новом возрастном этапе.

Таким образом, дети не только подвергаются постоянным испытаниям, затягивается процесс адаптации к новым условиям, затрачивается время на диагностику, которая имела место на предыдущем этапе развития ребенка – теряется важная ценность современного дошкольного образования. Ведь главная функция детского сада, из опыта нашей работы, заключается в изучении, координации и создании условий индивидуального плана развития ребенка. Анализ индивидуального плана, позволяет педагогам и психологам проектировать свои действия по отношению к каждому субъекту, объективно оценивая его достижения и способности в овладении новыми.

Исходя из вышеизложенного, разработан мониторинг индивидуального уровня развития ребенка с момента поступления в детский сад до основной школы. Мониторинг состоит из двух частей: первая часть предназначена для дошкольного возраста (3-7 лет) , вторая часть – для учащихся начальной школы (7-11 лет) . Каждая часть сопровождается графиками индивидуального развития ребенка и таблицами, в которых отражается результативность уровня развития кокретной возрастной группы (группа детей детского сада, школьный класс) , участвующей в данном мониторинге, в процентных показателях.

Объектом мониторинга являются воспитанники дошкольных групп и учащиеся начальной школы образовательного комплекса «Детский сад – начальная школа».

Цель мониторинга – изучение динамики развития ребенка с трех до одиннадцати лет в условиях преемственности реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе «Детский сад – начальная школа» и своевременная координация действий по отношению к каждому ребенку.

Задачи мониторинга:

- непрерывное наблюдение за динамикой развития каждого ребенка;

- своевременное выявление факторов, влияющих на уровень развития детей;

- предупреждение негативных тенденций, тормозящих процесс развития;

- оценка эффективности образовательной среды, направленной на индивидуальное развитие ребенка.

Показатели мониторинга:

Читать далее pandia.ru

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Детский сад

  • Наблюдение.
  • Пошаговая фиксация.

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С. Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей) , на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

  • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
  • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
  • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

  • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) , материалов;
  • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных) ;
  • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом) , способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
  • формирование элементов учебной деятельности;
  • формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4) . Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ) ; волнообразная динамика; избирательная динамика.

Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности) , причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5) .

Индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Горбачёва Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г. Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г. Н., Рычкова Л. С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
  5. Стребелева Е. А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
  6. Швченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Подробней на сайте 50ds.ru

Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста - Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста - Материалы - PClever.ru

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возрастаСтраница 1

В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения (17,18) . В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. (17,18)

В публикуемых в данной монографии исследованиях прослеживается возникновение у детей новых чувств, новых эмоциональных переживаний в процессе деятельности и усвоения простейших нравственных норм, социальных требований и правил поведения. Так, например, дошкольник, в отличие от ребенка раннего возраста, начинает радоваться не только тогда, когда удовлетворяются его непосредственные желания, но и тогда, когда ему удается хорошо выполнить свои маленькие трудовые или учебные обязанности, оказать посильную помощь взрослому или сверстнику, поступить по справедливости и поделиться с товарищем своими игрушками и т. д.(17,18)

Как показывают полученные данные, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний взрослых. Последние должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Решающую роль играет включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволила бы ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения такого рода норм и правил для достижения успеха всеми участниками общего дела и каждого из них в отдельности, для более полного удовлетворения их собственных запросов.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.(18)

Такое понимание проблемы противостоит широко распространенному в идеалистической психологии представлению о том, что чувства, эмоции как внутренние душевные состояния предшествуют деятельности и лишь выражаются, проявляются во внешнем поведении.(18)

В свое время Ч. Дарвин обнаружил генетическую связь между процессами выражения чувств у человека и приспособительными формами поведения у его животных предков (18) . Это открытие, имевшее важное значение для разработки проблем антропогенеза, было, однако, что якобы человеческие чувства являются лишившимися своего былого жизненного значения рудиментами некогда целесообразных животных инстинктов.

Подобной точки зрения придерживался У. Джемс, который рассматривал эмоциональные переживания как производные по отношению к инстинктивным соматическим и вегетативным выразительным реакциям (3) . Таким образом, взамен метафизической концепции эмоций как изначальной душевной способности выдвигалось столь же неудовлетворительное, грубо механистическое объяснение, сводившее эти сложнейшие психические акты к внутриорганическим отправлениям.(3)

Анализ теории вопроса и опыт советских психологических исследований свидетельствует о том, что при изучении генезиса эмоций необходимо искать источники их происхождения в осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления.(9)

Подробней на сайте www.pclever.ru

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С. Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей) , на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

  • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
  • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
  • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

  • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) , материалов;
  • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных) ;
  • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом) , способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
  • формирование элементов учебной деятельности;
  • формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4) . Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ) ; волнообразная динамика; избирательная динамика.

Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности) , причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5) .

Индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Горбачёва Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г. Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г. Н., Рычкова Л. С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
  5. Стребелева Е. А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
  6. Швченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Подробней
Подробней festival.1september.ru

89,5%

Образовательная область «Безопасность»

Мы не только на непосредственно образовательной деятельности , но и вне ее много времени уделяем охране жизни и здоровью детей. Дети играют вместе с нами в группе и на участке в игры, которые учат правилам дорожного движения, как вести себя с незнакомыми людьми. Закрепляют полученные знания во время экскурсий в музеи, которые мы часто проводим.

Образовательная область «Социализация»

Для развития игровой деятельности в группе создаются тематические игровые зоны, манипулятивные центры, насыщенные дидактическим и интеллектуальным материалом, уголки уединения.

Мы систематически формируем у детей игровые умения, способствуем превращению игры в их самостоятельную деятельность, развиваем любознательность и познавательные способности у детей, активизируем их двигательную деятельность.

Расширяя словарный запас, развивая связную речь, создаем активное речевое общение детей во всех видах игр.

Анализируя полученные результаты, отмечаем, у некоторых детей недостаточное умение моделировать сюжет, комбинировать разнообразные действия – над этим надо еще работать.

Образовательная область «Познание»

В группе создали условия для осуществления опытно-экспериментальной деятельности детей, где проводим с детьми простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой и т.д.. В результате проводимой практической деятельности у детей формируется диалектическое мышление, сообразительность, пытливость, самостоятельность.Широко используем ТСОи новые информационные технологии

В познавательную деятельность детей включаем работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы, демонстрирует существенные экологические связи в ней.

В результате проведённой практической деятельности у детей сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть и беречь многообразие природы. Это позволило развить у детей сообразительность, пытливость, самостоятельность.

Образовательные области: «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»

Этот раздел программы является наиболее сложным, поскольку пронизывает все методики. Особые сложности вызывает развитие связной речи и обогащение словаря. Дети стали пересказывать сказки без помощи воспитателя, интересные рассказы составляли из личного опыта, по картинкам сюжетным и предметным. В книжном уголке оформлены и подобраны картинки для индивидуальной работы и самостоятельного рассматривания и составления рассказов детьми. Однако в средней группе затруднялись дети пересказать литературное произведение, назвать детенышей животных, составить описательный рассказ по сюжетным картинкам. В старшей группе затруднялись объяснить смысл пословиц, подбор рифм

Для более успешной работы по этому разделу в этом учебном году внедряем цикл непосредственно образовательной деятельности и упражнений для формирования образной речи. При пересказе сказок, рассказов учим четкому и завершенному высказыванию.

Наиболее успешно идет ознакомление детей с русскими народными сказками, с пословицами, поговорками. Дети с удовольствием инсценируют сказки, знают пословицы, поговорки, частушки

В группе оборудовали уголок театрализации, где представлены разные виды театра: театр на магнитах, перчаточный, настольный. В результате дети общительны, активны, эмоциональны, свободны в выборе - 85,9% детей научились творчески выражать свои эмоции и чувства с помощью мимики и интонации.

Образовательные области «Художественное творчество» и «Труд»

На протяжении трех лет я работаю над развитием творчества и воображения у детей. Работы стали интереснее, разнообразнее. Использую нетрадиционные техники рисования.

Это рисование пальцами рук и кистью руки, искусство батика – роспись ткани, рисование по «мокрому», «кляксографии»и т.д. Много интересного и полезного дети получают при посещении музеев Санкт-Петербурга и вносят это в свои работы.

Большинство детей осознанно, без напоминания выполняют процессы самообслуживания, самостоятельно контролируют и оценивают качество результата, при необходимости исправляет его. Относятся к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности, любят трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.

Образовательная область «Музыка»

Намного лучше идет работа по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.. Пополнили музыкальный уголок атрибутами. Дети с удовольствием поют, танцуют в свободное время. Слабо идет раздел по элементарному музицированию.

Необходимо знакомить детей как больше с музыкальными инструментами и их звучанием. Учить игре на музыкальных инструментах.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств)

Результаты на май 2012 года

Уровень развития интегративных качеств

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

    Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста I. Аннотация Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-ко...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыс...

  • Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...