Дошкольная педагогика учебник

Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Никол

Стр. 1

Введение

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ.

Успешность содержательного реформирования деятельности детских садов связывается с задачей формирования профессиональной идентичности, т. е. развития у студентов адекватной инновационным тенденциям самоконцепции личности воспитателя-профессионала на базе единства научной теории и практики.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка на разных этапах социализации.

Предлагаемое пособие посвящено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Оно включает лекционный материал и методические рекомендации по проведению практических занятий в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.

В результате изучения курса «Дошкольная педагогика» студенты должны знать:

системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе;

современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;

специфику организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;

инновационные технологии дошкольного образования;

особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;

систему знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников;

из 83

Подробней на сайте pedlib.ru

Учебник Дошкольная педагогика

игры-этюдыи пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых,игр-драматизацийосуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня) .

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, культуры общения и этикета, воспитанием толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте) . В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность также включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательскаядеятельностьвключает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами) , безопасного поведения, а также освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования) , сенсорное и математическое развитие.

Продуктивная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструктивной деятельностью. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием художественного восприятия.

Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает связь между познавательно-иссле- довательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Тем самым конструктивная деятельность ребенка носит интегративный характер, так как преимущественно решает задачи образовательной области «Познание».

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями Сан Пи Н2.4.1.2660-10требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв.

188

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 911; в ред. от 20.12.2010) .

Музыкально-художественнаядеятельностьорганизуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано и как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельность включает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода.

Вмладшем возрасте это формирование навыков самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытовоготруда, в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.

Вчем особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов?

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку проявлять самостоятельность и творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых воспитателем в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, являются направленность на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление

Раздел 3. Педагогический процесс

189

партнерского характера их отношений. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Рассмотрим особенности образовательной деятельности, организуемой в режимных моментах.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

—наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых (например, сервировка стола к завтраку) ;

—индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные

ипр.) ;

—создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

—трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.) ;

—беседы и разговоры с детьми по их интересам;

—рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

—индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

—двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

—работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических

Подробней www.StudFiles.ru

Учебник Дошкольная педагогика

соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотво-

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

19

рят, скажем так, “чудо” для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им»1.

В концепции В. Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом его месте в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого

исудьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В. И. Вернадского, называвшего детство «планетным явлением», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию», а не «развивающую производную» от «развивающегося социума». Ценность детства, по мнению В. Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры

идетства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, — культуроосвоение и культуросозидание.

Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Идею становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В. В. Абраменкова, М. С. Каган, А. В. Петровский, К. Б. Соколов, Е. В. Субботский, Р. М. Чумичева, О. А. Кучерова, С. М. Лойтер, М. В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М. С. Каган обнаруживает в ней своего рода два слоя.

Один из них — непосредственно субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй — проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка.

В связи с этим детская субкультура в широком смысле — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или инойконкретно-историческойсоциальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры, по мнению, В. В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия

имифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому»,«по-правдивому»(Р. М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоцио-нально-речевыхвосклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого

инастоящего, размышлений, надежд и чувств.

1 Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С.12–13.

20Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

Вконцепции новой психологии детства А. Б. Орлова мир детства наряду с миром взрослости — совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни…»1 Мир детства, по мнению А. Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью) , то есть духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно

обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова

и Е. И. Исаева позволяет определить самоценность детства, заключающуюся:

—в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

—развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли

испособностей;

—оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

Ряд авторов, разделяя данный подход (Н. Н. Авдеева, М. В. Корепанова, Е. О. Смирнова, Р. М. Чумичева) , рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я».

Исходя из этого, детство определяется как период со-творенияребенком своего «Я», смысл которого заключается в становлении личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

Концепция В. В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в 1924 году концепция детства, принадлежащая отечественному философу, богослову, психологу и педагогу В. В. Зеньковскому.

«Основная наша ошибка в отношении детей, — пишет В. В. Зеньковский, — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии»2. Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не

1 Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002. С. 22.

2 Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995. С. 24.

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

21

позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В. В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли.

Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии»1.

Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В. В. Зеньковским. Рассмотрим этот закон подробнее. «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще… Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни.

Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя “удачного” психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и не закрепленными — как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа»2.

Из процитированного очевидно, что психическим корнем детской игры является эмоциональная сфера, а сама игра выступает посредником телесного и психического выражения чувства. «Игра служит прежде всего запросам чувства…» — пишет В. В. Зеньковский. Итак, эта авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос:ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

Таким образом, детство — уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу.

1 Там же. С. 32.

2 Там же. С. 37.

22

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

1.2. Развитие ребенка как субъекта детской деятельности

В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом детских видов деятельности?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Большинство философских и психологических словарей определяют, чтосубъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Субъект от лат. subjectus — лежащий в основе.

Субъект — предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится (В. А. Даль) .

Субъект — 1) Влогике подлежащее суждение, то есть предмет, о которомчто-либоговорится или мыслится; впсихологии субъект — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. 2) Субъект вграмматике то же, что подлежащее (Ф. А, Брокгауз и И. А. Ефрон) .

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии.

Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В. А. Петровский) .

Субъект — индивид или социальная группа, выступающие носителемпредметно-практическойдеятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности.

И хотя обращение к интерпретации детских проявлений с точки зрения субъектности не вызывает споров и противоречий, зачастую декларативное применение этого подхода приводит к схоластическому «вымыванию» ценности и потенциальных возможностей реализации идей развития ребенка как субъекта и в научных исследованиях, и в практике дошкольного образования. Это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольной педагогике.

Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

23

Сопорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется

врезультате освоения ребенком культурно-историческихспособов через организованное обучение и деятельность.

Модель развития ребенка как субъекта поведения, по Л. С. Выготскому, осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие:

— в раннем возрасте — восприятие;

— в дошкольном возрасте — память;

— к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление. Продолжатели идей Л. С. Выготского, его ученики А. Н. Леонтьев,

А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, ее мотивы, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть) .

Спозиции Д. Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической;от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте — это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-йгод жизни: ребенок — субъект эмоционального общения;2-йгод жизни: ребенок — субъект предметной деятельности;

3-йгод жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности;3–5лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый) ; ребенок — субъект

понимания и освоения смыслов человеческих действий; 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности;

6–7лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания) .

24Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

Втеории развития субъектности в онтогенезе (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Л. М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы. Детско-взрослаясобытийная общность представляет собой такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе) , для которого характерны содействие, сотворчество, сопереживание, учет и принятие интересов и склонностей, особенностей каждого, его желаний, прав и обязанностей.

Теория развития субъективной реальности в онтогенезе определяет категориальный статус возраста в психологии и педагогике с точки зрения развития субъективной реальности; интегральную периодизацию развития человеческой субъективности на всем жизненном пути; основные ступени развития субъективной реальности в онтогенезе и психолого-педагогическиеусловия развития субъектной позиции ребенка.

Философско-психологическиеидеи А. В. Брушлинского и Д. И. Фельдштейна определяют детство как субъект отношений современного общества и как субъект социокультурного процесса в целом.

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему) . Затем на основании отношения формируются инициативы, то есть желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Качества, характеризующие человека как субъекта деятельности: ценностное отношение; интерес; избирательная направленность; инициативность; свобода выбора; самостоятельность; автономность; творчество.

Исследования второй половины XX века утвердительно ответили на вопрос: правомерно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения?

Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова) и многочисленных диссертациях (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, М. Н. Полякова и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится

Раздел 1. Теоретические основы дошкольной педагогики

25

субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной) . Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

—с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

—процессами направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру, илимотивационно-потребностнаясфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин

идр.) . Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я», происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности?

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка:

Подробней www.StudFiles.ru

Учебник Дошкольная педагогика

Раздел 3. Педагогический процесс

169

(А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, В. И. Логинова, В. Т. Кудрявцев и др.) .

На каких положениях базируется теория развивающего обучения детей дошкольного возраста?

1. Цель обучения — это развитие у ребенка образных форм познания мира —наглядно-образногомышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства (А. В. Запорожец) , познавательной активности и любознательности, эмоциональночувственного опыта.

2. Включение в содержание обучения богатой картины мира и элементарных понятий об окружающей действительности. Картину мира составляют представления о людях, их отношениях, мире предметов

итрудовой деятельности, природе и искусстве. Дети могут освоить элементарные понятия об окружающей действительности, представленные в образной форме, — системные знания (Н. Н. Поддьяков, В. И. Логинова) и разнообразные способы познания (сенсорный анализ, экспериментирование, построение и использование наглядных моделей и др.) .

3. Организация деятельностистроится на основе решения ребенком широкого круга проблемно-игровых задач (развивающие игры, проблемно-игровые ситуации, творческие задания) , побуждающих ребенка занять позицию субъекта деятельности. Творческие способности ребенка интенсивно развиваются в детском экспериментировании, в котором ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на разнообразные предметы или объекты с целью их познания.

4. Педагог организует сотрудничество с детьми, используя как прямые, так и косвенные способы: «провоцирующие действия», совместное разрешение проблемных ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, положительную оценку достижений, способы педагогической поддержки, направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему определенные затруднения, снятие у него эмоционального напряжения.

5. Особенности взаимодействия дошкольников, характеризующиесясотрудничеством, где связь выражена как«цель—результат»(в процессе лепки, аппликации, ручного труда, декоративного рисования) ;совместно-последовательнымсотрудничеством, подразумевающим принятие общей цели, последовательное выполнение действий участниками (по типу конвейера) , взаимной регуляции;совместно-взаимодействующее

170

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

имикрогруппах, взаимодействием между ними в процессе создания общего продукта деятельности; взаимодействие осуществляется на основе проблемной ситуации, требующей взаимосвязи детей (в процессе образовательных ситуаций математического, экологического, речевого развития; например, пересказ по эпизодам, творческое рассказывание по ролям и др.) .

6. Результатом развивающего обучения становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, способность к учебно-познавательному

исверстниками.

Что такое теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) ?

Эта теория значима для организации обучения дошкольников, так как обучение, как правило, начинается с предметного восприятия.

Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным и сокращенным, проходит ряд этапов. Рассмотрим данные этапы на примере освоения детьми сенсорных эталонов формы.

1. Этап знакомства с новым действием — перед ребенком раскрывается ориентировочная основа действия.«Как отличить круг и квадрат?» (наличие/отсутствие уголков) .

2. Этап выполнения действия в материальном виде — действие выполняется во внешней форме с развертыванием всех входящих в него операций.«Прокати: катится — не катится?»

3. Этап формирования действия как внешнеречевого — все элементы действия представлены во внешней речи, действие развернуто, не обобщено.«Что нужно сделать, чтобы узнать, какая из фигур круг,

акакая квадрат? Прокати».

4. Этап формирования действия во внешней речи про себя — действие выполняется беззвучно, как проговаривание про себя.«Вспомни, что нужно сделать, чтобы узнать форму геометрической фигуры».

5. Этап формирования действия во внутренней речи — действие интериоризуется.«Как ты думаешь, какая это фигура: круг или квадрат?»

Далее ребенку достаточно беглого взгляда на геометрические фигуры для установления их формы.

Раздел 3. Педагогический процесс

8.4. Принципы обучения детей дошкольного возраста

Что такое принципы обучения? В чем своеобразие применения принципов обучения в детском саду?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.

Их использование опосредовано возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детей дошкольного возраста. Принципы делятся на две большие группы: принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, и принципы, определяющие организацию процесса обучения.

В чем сущность принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста?

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка

определяет подход к выбору знаний и умений для дошкольников.

Вобучение детей включаются знания о людях и их отношениях, городе, стране, мире предметов и трудовой деятельности взрослых, природе и искусстве. Это создает условия для органичного вхождения ребенка в современный мир.

Одновременно происходит формирование познавательных умений, основанных на наглядно-образноммышлении и во­ ображении, умственных способностей и речи детей. В итоге ребенок становится способен к самостоятельному решению познавательных задач.

Впроцессе обучения он осваивает умения в разных видах деятельности (в рисовании, конструировании, экспериментировании, рассказывании и пр.) , которые позволяют проявлять самостоятельность и творчество, занимать позицию субъекта детских видов деятельности.

Принцип научности и системности знаний основан на включении в программу достоверных фактов и явлений, необходимости показывать факты и явления во взаимосвязях, в их существенных проявлениях. Содержание обучения предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлении связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных

сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.) . Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

172

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

Принцип доступности основан на соответствии содержания обучения познавательным возможностям детей, особенностям развития умений в разных видах детской деятельности. Их включение в содержание обучения определяется психическими, двигательными, координационными и другими возможностями детей дошкольного возраста.

Например, умения, связанные с использованием тонкой моторики руки, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте. В то же время данный принцип базируется на положении «о зоне ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский) , что предполагает отбор таких знаний и умений, освоение которых становится возможным для ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Принцип интеграции основан накомплексно-тематическомподходе, базирующемся на идее объединения содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы (например, «Наш детский сад», «Моя семья», «Мальчики и девочки» и пр.) . Интеграция достигается за счет взаимной дополняемости и соответствия элементов содержания, например математического ихудожественно-эстетическогоили экологического и художественного.

В чем сущность принципов, определяющих особенности организации процесса обучения?

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения определяет направленность обучения на развитие личности ребенка, его интеллекта, гуманистической направленности чувств и поведения, эмоциональной отзывчивости. Под влиянием обучения интенсивно развиваются основные виды детской деятельности: познавательная, художественная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая

идр. В этом проявляется важнейшая черта обучения в детском саду — направленность на развитие детской деятельности и становление субъектной позиции ребенка.

Принцип наглядности отражает ведущую рольнаглядно-образного

инаглядно-действенногомышления ребенка в процессе обучения, указывает на необходимость привлечения сенсорного восприятия, наблюдения. Разнообразные виды наглядности — предметы, картины, книжная графика, компьютерные средства и пр. — создают базу для обогащения представлений ребенка о мире, их конкретизации. Реализация данного принципа осуществляется в процессе участия ребенка в совместной со взрослым деятельности, в элементарных опытах, использовании поисковых действий и экспериментировании.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста связан с использованием таких методов и при-

Раздел 3. Педагогический процесс

173

емов, которые ставят ребенка в активную позицию, позволяют самостоятельно «открывать» новые знания и способы действий. Особое значение для реализации данного принципа имеют задания творческого характера, которые стимулируют самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. В то же время степень самостоятельности ребенка дошкольного возраста в обучении относительна, она обеспечивается поддержкой со стороны взрослого, использованием занимательных и игровых ситуаций, ярких и красочных материалов, что во многом обусловлено преобладанием у ребенка непроизвольного внимания.

Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала. Данный принцип требует установления логики в выборе содержания обучения, определения поэтапности в переходе от одних представлений к другим, в формировании умений с их постепенным усложнением.

Систематичность и последовательность обеспечиваются разбивкой содержания обучения на отдельные этапы, установлением связи между этапами и разными образовательными областями программы. Своеобразие применения принципа систематичности и последовательности проявляется в небольших объемах содержания, предлагаемого детям для усвоения, в частой повторяемости содержания с небольшими усложнениями.

Тем самым обеспечивается прочность усвоения материала. На прочность усвоения огромное влияние оказывает возможность его практического применения в повседневной деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной и пр.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Впроцессе обучения важно учитывать высокую эмоциональную возбудимость детей дошкольного возраста, их быструю утомляемость. Поэтому в процессе обучения важно поддерживать эмоционально положительный фон, чередовать различные формы детской активности (слушание, проговаривание, обыгрывание, упражнения и пр.) для предупреждения утомляемости. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, работоспособности.

Всоответствии с данными особенностями воспитатель предлагает им индивидуальные задания разной степени сложности, оказывает педагогическую поддержку в случае затруднений, использует дополнительные разъяснения и показ способов действия.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

174

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

8.5. Методы обучения дошкольников, их своеобразие

Что такое метод обучения? Какие методы используются в обучении детей дошкольного возраста?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Термин «метод» происходит от греч.methodos, что означает «путь, способ движения к цели».

Метод обучения — это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения,способ усвоения учебного материала ихарактер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения — структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.

Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Какие классификации методов обучения существуют? Как их использовать в процессе обучения?

Классификаций методов много.

Классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия — наглядные, словесные и практические (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.) .

Классификация методов по ведущим дидактическим задачам — методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов) .

Классификация методов по логике изложения и подачи материала — индуктивные и дедуктивные (А. Н. Алексюк) .

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся — информационно-рецептивные,репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И. Я. Лернер,

М. Н. Скаткин) .

Классификация методов на основе целостного подхода, отражаю-

щего единство целей, содержания обучения, характера учебно-позна-вательной деятельности — методы ее организации, стимулирования

Раздел 3. Педагогический процесс

175

и мотивации, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю. К. Бабанский) .

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия — это наглядные, словесные и практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.) .

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательнойдеятельности, важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера (см. табл. 4) . В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Таблица 4. Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Название метода

Подробней www.StudFiles.ru

Другие статьи по теме:

  • Предмет дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Методы дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Задачи дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика как наука

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Категории дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста

    Дошкольная педагогика и психология. Педагогика +и психология дошкольного возраста. Большой выбор программ. Дистанционно! Идет набор.новогодние акции. 36 часов ? 1 неделя. Стоимость ? 2 000р. 72 ч...

  • Курсовая работа по педагогике дошкольного образования

    Дипломные и курсовые работы | Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования НОЗС-11: 7 ноября (пятница) в 10 часов НОЗ-09: 13 ноября (четверг) в 10 часов Явка обязательна!...

  • Козлова куликова дошкольная педагогика

    Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников (Козлова С. А., Куликова Т. А.) 06.11.2010 17:21 Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед...

  • Дипломные работы по педагогике дошкольное образование

    Факультет психологии и педагогики Расписание государственной аттестации, направление подготовки «Психология», профиль «Психология личности», группа ПВ-6 (.pdf) Расписание обзорных лекций для студ...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...