Дошкольная психология

перейти к книгам (4)

Урунтаева Галина Анатольевна - доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

Автор более 100 работ в области детской и педагогической психологии, истории психологии, в том числе учебно-методического комплекта, включающего учебное пособие «Дошкольная психология», хрестоматию «Психология дошкольника», практикум «Диагностика психологических особенностей дошкольника».

Детская психология

Учебник написан на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии.

Он дает полное представление о детской психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Дошкольная психология. Учебное пособие

Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии.

Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Практикум по детской психологии

Соавтор: Афонькина Ю. А.

Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: «Личность», «Деятельность и общение», «Познавательные процессы».

В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение) , важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции, чувства) , общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление) .

Психология детства в художественной литературе XIX - XX

Хрестоматия-практикум является первым учебным пособием, которое рассматривает проблему детства с единой позиции научного психологического и литературоведческого анализа.

В произведениях, включенных в него, раскрывается многообразие психологических особенностей ребенка, его личности; рассматриваются игровая деятельность, общение его со взрослыми и сверстниками, проявление и развитие эмоций и чувств, способностей и свойств характера.

К каждому литературному отрывку предлагаются вопросы и задания, которые акцентируют внимание на психологических особенностях ребенка и отражают взаимосвязь языковых средств и тонких психологических наблюдений.

Ссылка на источник www.koob.ru

Психология дошкольника

Книги, хрестоматии, монографии, сборники статей, методические и учебные пособия по детской психологии. Основные публикации по отраслям психологической науки и практики. Наиболее интересные и редкие издания, книжные новинки. Рецензии на публикации, отзывы специалистов, развернутые аннотации

Аннотация | Оглавление | Предисловие | Хрестоматия составлена в соответствии с программой курса «Дошкольная психология» для педагогических училищ и пединститутов. В нее включены произведения (или отрывки из них) , в которых рассматриваются наиболее важные направления развития психики ребенка: развитие его деятельности в дошкольном возрасте, познавательных процессов и развитие личности.

В предлагаемых текстах не только раскрываются теоретические понятия, но и даются методические указания по их применению, а также примеры из жизни и педагогической практики. Адресованная учащимся книга может быть интересна также психологам и воспитателям дошкольных учреждений.

Оглавление

РАЗДЕЛ I. Развитие деятельности в дошкольном возрасте

А. Г. Рузская. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками

Л. Б. Годовикова. Общение со взрослыми и познавательная активность детей

Е. А. Вовчик-Блакитная. Детские контакты и их мотивы ё

Т. А. Репина. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек

Д. Б. Эльконин Психологические вопросы игры дошкольника

Е. М. Гаспарова. Отображение социальных отношений в игре

Л. В. Лидак. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст)

В. С. Мухина. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта

В. П. Сохина. Восприятие формы дошкольниками и конструирование

РАЗДЕЛ II. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

Н. В. Волкова. Внимание детей во время занятий

Ф. А. Сохин. О задачах развития речи

А. М. Леушина. О своеобразии образов в речи маленьких детей

А. А. Люблинская. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей

В. И. Логинова, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

А. В. Запорожец. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником

Г. Н. Рошка, Что и почему запоминает ребенок (ранний возраст)

З. М. Истомина. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста

О. М. Дьяченко. Об основных направлениях развития воображения дошкольника

Г. Д. Кириллова. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве (старший дошкольный возраст)

С. Л. Новоселова. О ранних этапах в формировании мышления

А. В. Запорожец. Развитие рассуждения в дошкольном возрасте

А. А. Люблинская. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей

Л. Р. Голубева. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста

Л. А. Ветер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию

РАЗДЕЛ III. Развитие личности в дошкольном возрасте

Н. Е. Анкудинова. О развитии самосознания у детей

И. Н. Бронников. Осознание поступков детьми трех-пяти лет

Р.X. Шакуров. О детском самолюбии

Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет

А. А. Люблинская. О моральных представлениях и моральных привычках

А. Г. Рузская, Л. Н. Абрамова. Что стоит за жалобой дошкольника

Е. И. Кулъчицкая. О развитии чувств

Е. Б. Волосова. Формирование эмоциональных реакций

Н. И. Непомнящая. Формирование воли

К. Я. Вазина. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности

Е. О. Смирнова. Пути формирования произвольного поведения

Л. А. Венгер. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст)

И. А. Домашенко. Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребенка к школе

Е. Е. Сапогова. Своеобразие переходного периода у детей 6-летнего возраста

Предисловие

В пособии представлены материалы по одному из важнейших периодов детства - от рождения до 7 лет.

Основу хрестоматии составляют важнейшие теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных ученых в области дошкольной психологии. Следует отметить, что в книге рассматриваются наиболее важные проблемы в развитии главных сфер психики ребенка.

Хрестоматия включает три раздела: развитие деятельности в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте и развитие личности в дошкольном возрасте. Подчеркнем, что указанные разделы хрестоматии представлены с разной степенью полноты, что обусловлено, во-первых, степенью изученности рассматриваемых проблем и, во-вторых, возможностями практического применения студентами описываемых явлений и закономерностей в будущей профессиональной деятельности.

Итак, главный принцип отбора материала для хрестоматии состоял в том, чтобы показать основные направления психического развития дошкольника и главные новообразования в каждом из них.

В предлагаемых вниманию читателей текстах наиболее полно представлены основные положения концепций авторов и научных направлений, к которым они принадлежат. Составитель постарался также показать практическую направленность психологических знаний для воспитателей, вскрыть взаимосвязи этих знаний с педагогической практикой. Таким образом, включенные в хрестоматию материалы дают возможность непосредственного применения полученных знаний в работе психологов и воспитателей дошкольных учреждений.

Пособие дополняет соответствующие учебники по курсу психологии дошкольника, что дает возможность преподавателям организовывать самостоятельную работу студентов с книгой. Тексты представляют собой отрывки из монографий, сборников, журналов.

Приводятся статьи из журнала «Дошкольное воспитание». Материалы именно этого журнала содержат научные данные, ориентированные прежде всего на практических работников, поэтому включают как теоретические понятия, так и методические указания по их применению, а также многочисленные примеры из жизни и педагогической практики, что очень важно и для студентов и для воспитателей детского сада.

Все тексты публикуются с сокращениями, учитывающими, сохранность логики изложения, системы доказательств и примеров. Имевшиеся в них библиографические ссылки сокращены до указаний фамилий авторов, цитируемых в текстах работ. Чтобы получить информацию о библиографических сведениях данных работ, следует обратиться к первоисточникам статей, где выходные данные приводятся полностью.

Смотрите также:

Подробней на сайте www.childpsy.ru

Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о детской психологии как науке и ее практическом применении.

Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд.

ГЛАВА 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.) , изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.

Б. Эльконии) , охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики.

То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

из 321

Читать далее pedlib.ru

Все о детях - Психология дошкольника

  1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.
  2. Познавательные процессы дошкольника.
  3. Развитие личности в дошкольном возрасте.
  4. Готовность ребенка к обучению в школе.

Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения. Младшие дошкольники (3—4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей. Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности. В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование.

Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза. Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней. В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным. Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

Познавательные процессы дошкольника.

В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями. К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью. К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.Память дошкольника имеет следующие особенности:

  1. наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;
  2. запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;
  3. при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;
  4. дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
  5. хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

  1. образы воображения легко возникают.
  2. «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает») , с другой — большой фантазер;
  3. образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение) ;
  4. часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка . Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок. В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

  1. ситуативную;
  2. контекстную;
  3. объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее. По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное. В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь. Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

Развитие личности в дошкольном возрасте.

Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы. Отношение взрослого к ребенку во многом определяет стано вление его личности. При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

  1. подражая близким людям;
  2. слушая чтение рассказов, сказок, стихов;
  3. подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;
  4. через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми. В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя. На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость. Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных — чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши) , чувство прекрасного. К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций. Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

Готовность ребенка к обучению в школе.

Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997) . Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформиро-ванность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели. Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности.

Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности. Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития. Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.Эмоциональная готовность — это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика. Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки , умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо) . Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Источник: Н. А. Богачкина "Психология. Конспект лекций"

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Похожие материалы

Материал с сайта www.vseodetishkax.ru

Дошкольная психология

Рубрика От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет

Аннотация:

Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении.

Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка. Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

Предисловие

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками, курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся педагогических училищ, колледжей и студентов вузов. Его цель состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, мышления дошкольника, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу.

В основу учебного пособия положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития, мышления дошкольника как усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевдм, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, С. Л. Рубинштейном, Л. А. Венгером, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Пособие состоит из четырех разделов. В первом рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологического изучения ребенка. В остальных трех разделах показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.

Мы не ограничились рассмотрением психического развития ребенка только в возрасте 3-7 лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства.

Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель не сможет спроектировать последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем специалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка.

Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности яг значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развитиявыделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при формулировании задач воспитания.

Для того чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением, мышлением дошкольника и пр.

Изложение материала в учебном пособии сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они были подобраны из проведенных нами исследований.

Примеры не только иллюстрируют теоретические положения, но и восполняют недостаток психологического опыта у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших размышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточняют, раскрывают и наполняют смыслом научные понятия.

Учебное пособие знакомит читателей с наиболее выдающимися отечественными психологами, их достижениями и основ¬ными положениями исследований.

Оглавление

Раздел1. Общие вопросы детской психологииГлава 1 Предмет детской психологии § 1. Основные закономерности психического развития § 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта Глава 2. Принципы и методы детской психологии § 1. Принципы изучения психики ребенка § 2. Методы детской психологии § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка Глава 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни § 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет § 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет Раздел П. Развитие деятельности дошкольникаГлава 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте Глава 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте $ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Глава 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольники § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте Глава 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми. § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками Раздел III.

Развитие познавательных процессов дошкольникаГлава 9. Развитие внимания в дошкольном возрасте § 1. Функции и виды внимания § 2. Развитие внимания в младенчестве § 3. Развитие внимания в раннем детстве § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте § 5. Руководство развитием внимания Глава 10. Развитие речи в дошкольном возрасте § 1. Развитие речи в младенчестве § 2. Развитие речи в раннем детстве § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте Глава 11.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте §1. Сенсорное развитие в младенчестве § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте Глава 12.

Развитие памяти в дошкольном возрасте § 1. Развитие памяти в младенчестве § 2. Развитие памяти в раннем детстве § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте § 4. Руководство развитием памяти Глава 13. Развитие воображения в дошкольном возрасте § 1. Развитие воображения в раннем детстве § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте § 3. Руководство развитием воображения Глава 14.

Развитие мышления в дошкольном возрасте § 1. Развитие мышления в младенчестве § 2. Развитие мышления в раннем детстве § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте § 4. Руководство развитием мышления Раздел IV. Развитие личности дошкольника Глава 15.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте § 1. Развитие самосознания в младенчестве § 2. Развитие самосознания в раннем детстве § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте § 4. Руководство развитием самосознания Глава 16. Развитие воли в дошкольном возрасте § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте § 2. Руководство развитием воли Глава 17.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины Глава 18. Нравственное развитие в дошкольном возрасте § 1. Нравственное развитие в младенчестве § 2. Нравственное развитие в раннем детстве § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте Глава 19.

Развитие темперамента в дошкольном возрасте § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни § 2. Характеристика детей с разными типами темперамента § 3. Учет свойств темперамента в воспитательное-образовательной работе с дошкольниками Глава 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте § 1. Развитие способностей дошкольника § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте Глава 27. Психологическая готовность к обучению в школе § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе Приложения Программа по курсу «Дошкольная психология» для учащихся педагогических училищ и колледжей Словарь основных психологических понятий

© 1997-2009 Московский городской психолого-педагогический университет

Ссылка на источник
Ссылка на источник www.psyparents.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    Психическое развитие детей дошкольного возраста - Курсовой проект Курсовой проект - Психология 1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте 2. Развитие психических...

  • Дошкольный возраст это сколько лет

    Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но в...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Дошкольный возраст

    Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но в...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...

  • Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Особенности развития личности детей дошкольного возраста

    Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения - Дипломная работа Дипломная работа - Педагогика по предмету Психология лиц с нарушениями речи на тему: Особенн...

  • Внимание в дошкольном возрасте

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...

  • Программа для детей с зпр дошкольного возраста

    Содержание Введение Глава 1. Обзор литературы по теме исследования .1 Сущность и содержание понятия задержка психического развития 1.2 Классификация форм задержки психического развития 1.3 Особен...

  • Познавательные процессы в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Урунтаева дошкольная психология

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Автор — кандидат психологических наук Г. А. Урунтаева ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Предме...

  • Технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Психолого педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

    перейти к книгам (7) Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук,...