Дошкольникам о москве

Москва— столица России.

Цель: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и рисования.

Задачи:

- закрепить понятие «россияне», «Родина», «столица»;

- расширить кругозор дошкольников сведениями о Москве;

- воспитывать патриотические, гражданские чувства;

- развивать творчество.

Материал: карта России, экран, проектор, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами Москвы, прослушивание песен о Москве.

Ход занятия.

Сегодня наше занятие посвящено главному городу нашей страны.

- А как называется наша страна, в которой мы живем?

- А кто мы с вами? (ответы детей)

Правильно, все мы россияне и Россия – наша Родина.

- Что такое Родина? (предположительные ответы, рассуждения детей) .

Россия очень большая страна (показ на карте мира). В нашей стране много городов, но есть один самый главный. Какой это город? (показ слайдов с видом Кремля)

Это Москва (показ на карте). О Москве очень много сложено стихов и песен, послушайте один из них

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.

Как еще называют Москву? (Столица.) А чем столица отличается от других городов страны? В столице находится наше правительство, работает президент.

- А кто у нас президент?

- Где работает наше правительство и президент?

- Что такое Кремль?

В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Это широкая кирпичная стена, в стенах Кремля много сторожевых башен, всего 20, и каждая имеет свое название. Я вам назову несколько:

Набатная – на ней висел огромный колокол;

Боровицкая – вокруг нее был дремучий бор (лес) ;

Арсенальная – там был оружейный склад;

Никольская – над ее воротами была размещена икона Николая Чудотворца.

А самая главная башня – Спасская, по названию иконы Спаса Смоленского написанная над проездными воротами, которые являются парадным въездом в Кремль.

- Как называются часы на Спасской башне? (весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами Кремля и каждой названной башни) .

Об этих башнях даже написано стихотворение:

Для построек москвичи стали делать кирпичи…

Девятнадцать грозных башен

Простояли пять веков,

Никакой им враг не страшен,

Сколько б ни было врагов.

Сохранились эти стены, До сих пор они стоят,

Неприступны, неизменны,

Как и пять веков назад.

Туристы со всего мира приезжают посмотреть на Кремль: на его территории много храмов, соборов. Здесь находится две удивительные достопримечательности – это Царь-Пушка и Царь-Колокол. Царь-пушка отлита из бронзы на московском Пушечном дворе. Пушка предназначена для защиты Спасских ворот, но из нее никогда никого не стреляли. Царь-колокол является самым большим колоколом в мире. Когда мастера – литейщики выплавили этот огромный колокол, в то время случился в Кремле пожар. Сгорели все Кремлевские постройки, и огонь уже подбирался к колоколу. Испугались мастера, что от огня колокол может расплавиться, и стали поливать его водой. И от разницы температур от колокола откололся кусок. Царь-Колокол так ни разу и не зазвонил. Вот сколько интересного можно увидеть на территории Кремля. (весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами достопримечательностей) .

Физ. минутка.

(дети идут по кругу)

Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)

много на земле. (руки вниз)

Светятся, сияют звезды на Кремле

(руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)

В Москве есть еще одно месте, известное во всем мире – это площадь. Как она называется?

Что за место есть в Москве

Там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все,

Эта площадь Красная.

«Красная» - значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор. По Красной площади прошли многие известные люди, герои войны, герои наших дней. На ней принимал поздравления Ю. А. Гагарин, после того, как совершил свой первый космический полет (слайд-показ видов Красной площади, храма, парада Победы, чествования Ю. А. Гагарина) .

На свете немало других площадей,

Героев других немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут, пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

А сейчас предлагаю выполнить задание. Для закрепления изложенного материала детям предлагаются листочки бумаги с нарисованными схематично (точками) некоторых достопримечательностей Москвы. Дошкольникам необходимо соединить точки, дополнить рисунок деталями и рассказать, что у него получилось (пока дети выполняют задание включить песню о Москве, на выбор педагога) .

Думаю, что сегодня мы узнали много нового и интересного о Москве, познакомились с достопримечательностями столицы.

Примечание. Занятие показывалось для педагогов детского сада, дети стихи учили заранее.

www.maam.ru

Презентация проекта в старшей группе. «Москва— сердце России».

Презентация проектной деятельности для воспитателей на тему:"Москва сердце России".

Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями родного города, закреплять знания детей о Москве. Разработанный в детском саду проект для детей старшего дошкольного возраста до конца не реализован и в настоящее время имеет лишь промежуточный результат. Проектная деятельность с детьми в области патриотического воспитания будет продолжена в подготовительной группе, что даст возможность закрепить и расширить полученные знания, объединить усилия семьи и детского сада для формирования духовно-нравственных качеств личности.

www.maam.ru

Рассказы о Москве для школьников

Это рассказы для детей, рассказы для чтения в начальной школе, рассказы о Москве, рассказы о красоте московских улиц, о красоте и неповторимости московских домов и даже лужи в Москве какие-то особенные.

Михаил Пришвин. Весна света

Ночью снежинки при электричестве рождались из ничего: небо было звёздное, чистое.

Пороша складывалась на асфальте не просто как снег, а звёздочка над звёздочкой, не сплющивая одна другую.

Казалось, прямо из ничего бралась эта редкая пороша, а между тем, как я подходил к своему жилищу в Лаврушинском переулке, асфальт от неё был седой.

Радостно было моё пробуждение на шестом этаже.

Москва лежала, покрытая звёздной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько чётких следов, сколько весенних романов: весной света все коты лезут на крыши.

И даже когда я спустился вниз и проехал по улице Горького, радость весны света меня не оставила. При лёгком утреннике в лучах солнца была та нейтральная среда, когда пахнет самая мысль: подумаешь о чём-нибудь, и этим самым запахнет.

Воробей спустился с крыши Моссовета и утонул по шею в звёздной пороше.

Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлетелось

вокруг столько звездочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте.

- Видели? - сказал один мальчик трём девочкам.

И дети, глядя вверх на крышу Моссовета, стали дожидаться второго слёта весёлого воробья.

Весна света согревается полднями.

Пороша к полудню растаяла, и радость моя притупилась, но не исчезла, нет!

Как только замёрзли к вечеру лужи, запах вечернего мороза опять вернул меня к весне света.

Так вечерело, но голубые вечерние звёзды не показались в Москве: всё небо оставалось голубым и медленно синело.

На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами; никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой.

Возле полузамёрзших луж от растаявшей звёздной пороши всюду слышался детский восторженный крик, детская радость наполняла весь воздух.

Так дети в Москве начинают весну, как в деревне начинают её воробьи, потом грачи, жаворонки, в лесах тетерева, на реках утки и кулики на болотах.

От детских весенних звуков в городе, как всё равно от птичьих криков в лесах, мои ветхие одежды с тоской и гриппом вдруг свалились.

Настоящий бродяга при первых весенних лучах и вправду часто бросает своё тряпьё при дороге...

Лужи быстро везде замерзали. Одну я попробовал ткнуть ногой, и стекло разлетелось вдребезги с особенным звуком: др... др... др...

Бессмысленно про себя, как это бывает у стихотворцев, стал я повторять этот звук, прибавляя подходящие гласные: дра, дря, дри, дриан.

И вдруг из этой бессмысленной дряни вышла сначала любимая моя богиня Дриана (душа дерева, леса) , а потом и Дриандия, желанная страна, в которую ещё утром при звёздной пороше начал я своё путешествие.

Я так этому обрадовался, что несколько раз вслух, пробуя на звучность, повторил, ни на кого вокруг не обращая внимания:

- Дриандия.

- Что он сказал? - спросила одна девочка у другой позади меня. - Что он сказал?

Тогда все девочки и мальчики с другой лужи бросились догонять меня.

- Вы что-то сказали? - спросили они меня все разом.

- Да, - ответил я, - слова мои были такие: «Где тут Малая Бронная?»

Какое разочарование, какое уныние произвели мои слова: оказалось, что мы и стояли-то как раз на этой Малой Бронной.

- Мне кажется, - сказала одна маленькая девочка с плутовскими глазами, - вы что-то совсем другое сказали.

- Нет, - повторил я, - мне нужна Малая Бронная, иду к моим хорошим знакомым в дом номер тридцать шесть. До свиданья!

Они остались в кружке, недовольные, и, наверно, сейчас обсуждали между собой эту странность: было что-то вроде как бы Дриандия, и оказалось - обыкновенная Малая Бронная!

Отойдя от них на значительное расстояние, я остановился у фонаря и громко им крикнул:

- Дриандия!

Услышав это во второй раз, уверившись, бросились дети с дружным криком:

- Дриандия, Дриандия!

- Страна вольных сванов, - ответил я.

- А кто они?

- Это, - начал я спокойно рассказывать, - люди не очень большие ростом, но сильно вооружённые.

Мы вошли под чёрные, старые деревья Пионерских прудов.

Большие матовые электрические фонари, как луны, показывались нам из-за деревьев. Закрайки пруда были покрыты льдом.

Одна девочка попробовала стать, лёд затрещал.

- Да ты с головой уйдёшь! - крикнул я.

- С головой? - засмеялась она. - Как это - с головой?

- С головой, с головой! - повторили ребята.

И, прельщённые возможностью уйти с головой, бросились на лёд.

Когда же всё кончилось благополучно и никто с головой не ушёл, дети опять явились ко мне, как к старому своему приятелю, и попросили ещё рассказать о маленьких, но сильно вооружённых людях Дриандии.

- Люди эти, - сказал я, - всегда держатся по двое. Один отдыхает, а другой везёт его на салазках, и оттого время даром у них не пропадает. Они во всём помогают друг другу.

- А зачем они сильно вооружены?

- Они должны охранять от врагов свою родину.

- А почему они на салазках, у них вечная зима?

- Нет, у них всегда, как вот теперь у нас, - ни лето и ни зима, у них всегда весна света: лёд под ногами хрустит, иногда проваливается, и тогда бедные сваны уходят под лёд с головой, другие их тут же спасают. Голубые звёзды вечером у них не показываются: небо у них такое голубое, светлое, и, как только вечер, везде в окнах загораются разноцветные лампочки...

Я им рассказывал то самое, что бывает в Москве весной света, как сейчас, и никто из них не догадывался, что моя волшебная Дриандия находится тут же, в Москве, и что так скоро за эту Дриандию мы все пойдём на войну.

Ирина Пивоварова. Мы пошли в театр

Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.

И мы прыгали через лужи.

Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылева разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у нее чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

- Не обращай внимания! - и пошли дальше.

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало - и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи! Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я ее люблю! Мне даже плакать хочется, как я ее люблю!

У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи - восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, - и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали.

И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

Рекомендуем посмотреть:

Материал ped-kopilka.ru

«Москва – главный город нашей Родины». НОД детей старшего дошкольного возраста

28 Ноябрь 2012

Ход

Беседа на тему «Родина».

- У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Есть мать, которая его родила — это самый дорогой и близкий ему человек. А ещё у каждого человека есть самое дорогое—это Родина, родная страна.

- Как называется наша страна? ( ответы детей)

- В каждой стране есть свой герб, гимн, флаг. Посмотрите на флаг России. Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите пожалуйста цвета этих полос. (Ответы детей) .

- Эти цвета народ почитал издавна, и каждый цвет имеет своё символическое значение. А вы знаете значение этих цветов?

Белый - благородство. Красный - смелость.

Русский народ эти цвета считал самыми красивыми.

- А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. Ребята, а что вы знаете об орле?

Какая это птица? (Ответы детей) . А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.

Работа над пословицами и поговорками.

- Ведь недаром столько много пословиц и поговорок сложено русским народом о солнце. А вы знаете пословицы или поговорки о солнышке? (Ответы детей) .

-Как солнце встаёт, так и день настаёт.

- Солнце, как родная матушка—никогда никого не обидит.

- Солнце не закроешь, правды не скроешь.

В центре орла изображён всадник на белом коне, который поражает копьём чёрного змея. Это означает, что добро всегда побеждает зло.

Гимн России.

- У каждой страны есть свой гимн. Что такое гимн? (ответы детей) Правильно, это главная, торжественная песня страны. Что такое гимн, у нас ещё знает Андрей (чтение стихотворения «Что такое гимн?») . Да, ребята, гимн слушают всегда стоя, проявляя уважение к родной стране. Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны ( слушание гимна) .

Беседа о Москве.

- Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? ( ответы детей) . А вы были в Москве?

- Давайте мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей) . Достопримечательность - это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. На каком виде транспорта мы с вами отправимся в Москву? (Предложения детей) . Поехали!

Виртуальная экскурсия по Москве.

- Первая остановка - Московский Кремль. (Рассматривание иллюстраций) . С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль - это значит крепость. Рассмотрите иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей) .

- Рассматривание иллюстраций с изображением Красной площади. На Красной площади в праздники проходят военные парады.

- Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни. На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время.

Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. (Слушание) .

- А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше. Поехали!

- В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Я предлагаю экскурсоводами побыть вам самим и рассказать об этих замечательных памятниках архитектуры. (Рассказ детей) .

- Отправляемся дальше. Мы приехали ещё к одной достопримечательности города Москвы. Это Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна? (Ответы детей) . Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны.

Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране». В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите.

- Русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она - главный город нашего государства. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок. Послушайте, какими тёплыми словами говорил о Москве А. С. Пушкин:

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе -Москва, я думал о тебе! Москва! Как много в этом звуке -Для сердца русского слилось - Как много в нём отозвалось!

Ребята, а вы знаете пословицы о Москве, стихотворения?

Чтение стихотворений, пословиц о Москве.

Кто в Москве не бывал—красоты не видал Все дороги ведут в Москву

Подведение итогов.

- Где мы побывали? Что вам понравилось больше всего?

Автор: Ачитаева Анна Васильевна,г. Дмитров, Московская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Материал с сайта PlanetaDetstva.net

Рабочая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников г. Москвы, района Косино - Ухтомский.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,к родному городу – задача первостепеннойважности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходитв любовь к своему государству, к его истории,его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Основой программы являются региональные программы г. Москвы: «Столичное образование на 2012- 2016 г.г.», «Патриотическое воспитание населения г. Москвы на 2012-2018 г.г.».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства, создание условий, где каждый ребенок сможет развить свои личностные качества, свою активность, освоение им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.

Задачи:

-Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

- На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;

- Воспитывать дошкольников, развивая заботливое отношение к природе, к людям, своему району, к своей «малой Родине»;

- Знакомить детей с символами района, города Москвы и Российского государства (герб, флаг, гимн) ;

- Воспитывать чувство гордости за достижения района, города и страны в целом;

- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Разделы построения программы:

Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая НОД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины. Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала. От 1-го к 3-му разделу содержание программы расширяется, концентрируясь вокруг личности ребенка, его «Я». В этом суть личностно-ориентированного подхода в работе с детьми. Систему работы можно представить следующим образом:

семья>детский сад>родная улица> родной район>родной город >родная страна

Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей.

В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Каждый педагог может сам подобрать и творчески разработать свои занятия и другие формы работы, проводимые с детьми, подключая к работе социальных партнеров.

Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут.

Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

РАЗДЕЛ 1. «Я и МОЯ СЕМЬЯ»

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят пред собой дошкольники, чему изумляются и что вызывает отклик у них в душе. Эти впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становлении личности.

Положительное отношение в семье к близким формируется с первых дней жизни ребенка. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В духовном и нравственном воспитании детей дошкольного возраста очень важным является пример взрослых, особенно близких для ребенка людей, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) . Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом района, города и страны.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя семья»

Ребенок должен иметь представления:

- о семье, семейных и родственных отношениях;

- о семье, поступках и действиях, добром отношении к близким;

- о том, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения) , как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу;

- о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи.

ЗНАТЬ:

- свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;

- родственников, близких и далеких, как их звали.

- как чтят память предков;

- кто в роду защищал свою страну от врагов и чем отличился в мирное время;

- свою родословную;

- семейные традиции и праздники;

Раздел 2. «Я И ПРИРОДА»

Здесь ребенок узнает о незнакомых животных и растениях ближайшего природного окружения и различных природных зон. Знакомый материал пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.

У детей возрастает интерес к познавательной деятельности, завершается работа по систематизации знаний. В данном разделе идет привлечение детей к экологически ориентированной деятельности, совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и природа»

Ребенок должен иметь представления:

- о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

- о богатстве природных ресурсов нашей страны. Природном богатстве Москвы и Московской области, района Косино - Ухтомский: лесными, природными ресурсами (реки, горы, озера) , животными, рыбами, птицами;

- представления о заповедниках нашей страны, о редких животных и растениях

ЗНАТЬ:

- природные богатства нашей страны и Московской области;

- различные природно-климатические зоны (тайга, лес, степь и др.) ;

- виды ландшафта (горы, равнина, тайга, степь) ;

УМЕТЬ:

- проявлять осознанное и бережное отношение к природе;

Раздел 3. «Я И МОЯ РОДИНА»

В этом разделе детям необходимо дать знания о Москве, некоторые сведения о ее истории, достопримечательностях, о том, что родной город, район славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Город Москва – главный город России, малая Родина. Географическое положение. Уникальность природы. Реки, озера.

Город хранит свою культуру, представленную в музеях, История Московского кремля как величайшего памятника страны. Символы страны: официальные (гимн, герб, флаг) , неофициальные (Кремль, колокола, береза) . Каждый человек, который любит свой город, заботится о его чистоте, поддерживает красоту, созданную руками других людей.

Россия – огромная многонациональная страна, в которой живут люди разных национальностей со своими традициями и обычаями. В ней много городов, сел, деревень. Люди в России говорят на разных языках.

Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Расположение разных стран, заинтересовавших детей, на карте, глобусе. Важность мирного существования со всеми народами, знания и уважения их культуры, обычаев и традиций.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя Родина»

Ребенок может иметь представления:

-о районе Косино – Ухтомский, его достопримечательностях, его жителях;

- о Российской Федерации и городе Москве;

- о карте Москвы и района Косино- Ухтомский, гербах и флагах города и района;

- о государственной символике;

- о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде;

ЗНАТЬ:

- свой район, некоторые сведения об его истории, достопримечательностях;

- знать свой адрес, улицу, близлежащие учреждения их назначение;

- знать, что родной район славен своей историей, традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми;

- название страны, ее главного города;

- имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества и Москвы;

- флаг России, герб России, герб родного города;

- гимн России;

- знать о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у

каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

- знать другие города России;

- приводить примеры достопримечательностей России, города Москвы, родного района;

- показывать на карте и глобусе Россию и Москву;

- эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране, городе и родном районе;

Содержание психолого-педагогической работы

Источник nsportal.ru

Сроки реализации проекта:сентябрь-октябрь 2011 года.

Образовательная область:социализация.

Участники проекта:дети старшей группы №3, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта.В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за свой город, в котором он родился и живет. Эти чувства не появляются из ниоткуда, они формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях.

Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любви к родному краю. Патриотизм появляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, окружающему миру впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.

Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса к родному краю имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, микрорайон, город. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения.

При воспитании любви к родному краю, необходимо продумать и подобрать материал, который поможет наиболее полно и ярко показать и рассказать детям о данной местности, выделив ее характерные черты, поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Исходя из вышесказанного, актуальность данного проекта определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

Цели проекта:

  • определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;
  • выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки у дошкольников;
  • систематизировать знания детей и родителей о родном городе.

Задачи проекта:

  • сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о родном городе, стране;
  • пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • знание детьми 5-6 лет истории своего города, предприятий города и их значимость; символики города, достопримечательностей города;
  • тематическая выставки рисунков, фотографий «Я и моя Москва»;
  • мини-рассказы детей «Выходной день в родном городе»;
  • изготовление макета «Улица города»;

Презентация проекта:проведение досуга для детей «Москва – город, в котором мы живем».

Формы и методы реализации проекта.

Познание окружающего мира, развитие речи.

Занятие 1. «История возникновения родного города»

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя.

Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

(Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.:ЦГЛ, 2005, стр. 14

Смирнова Т. В., Филипова Т. Ю. Дошкольникам о Москве т родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010, стр. 11)

Занятие 2. «Московский Кремль»

Цель. Познакомить детей с историей создания Москвы, стрительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении.

Воспитывать в детях любовь к родному городу.

(Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.:ЦГЛ, 2005, стр. 68

Смирнова Т. В., Филипова Т. Ю. Дошкольникам о Москве т родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010, стр. 16)

Занятие 3. «Кто в Москве не бывал, тот красы не видал»

Цель. Познакомить детей с географией родного города, развивать речь детей. Воспитывать чувство любви к своему Отечеству.

(Смирнова Т. В., Филипова Т. Ю. Дошкольникам о Москве т родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010, стр. 31)

Занятие 4. «Москва – столица России. Герб Москвы»

Цель. Уточнить знания детей о Москве. Познакомить с понятием «столица», объяснить символику города.

Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

(Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.:ЦГЛ, 2005, стр. 33

Смирнова Т. В., Филипова Т. Ю. Дошкольникам о Москве т родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010, стр. 34)

Рисование.

Занятие 1. «На моей улице»

Цель. Закрепить знания детей об истории родного города. Показать особенности рисования восковыми мелками.

Учить изображать восковыми мелками контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закрепит знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон) . Учить создавать городской пейзаж.

(Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, стр. 52)

Занятие 2. «Московское метро» (декоративное рисование с элементами аппликации)

Цель. Познакомить детей с декоративной оформительской техникой – мозаикой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить детей создавать многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику.

Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

(Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А.–2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, стр. 703)

Аппликация.

Занятие «Улица города»

Цель. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов) , по косой (крыши) и по сгибам (окошки) . Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

(Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А.–2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, стр. 53)

Конструирование

Занятие «Башни Кремля»

Цель. Закрепить представление детей о Кремле как старинной крепости. Познакомить с разнообразием башен Московского Кремля. Закрепить умение строить по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел.

Учить создавать коллективную поделку, объединяя индивидуальные постройки детей.

(Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А.–2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, стр. 699)

Изготовление макета улицы города.

(Давыдова Г. Н. Поделки из спичечных коробков. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009, стр. 20)

Игровая деятельность.

  1. «Мы строим город» (сюжетно-ролевая) .

Игра дает возможность каждому ребенку по-своему использовать знания, которые он получил на предыдущих занятиях, экскурсиях, во время бесед, при чтении художественных произведений и рассматривании иллюстраций о родном городе.

  1. «Путешествие по городу»

В процессе игры дети закрепляют знания о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен город.

  1. «Гости Москвы»

Игра позволяет уточнить, закрепить знания детей о столице нашей Родины – Москве, воспитать к ней любовь и желание больше узнать о ее достопримечательностях.

Работа с родителями

  1. Конкурс совместных творческих работ «Я и моя Москва»
  2. Рассказы родителей о своем родном городе, его истории, достопримечательностях.
  3. Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и беседы о них.
  4. Совместное посещение парков, музеев города Москвы.
  5. Составление с детьми мини-рассказа «Выходной день в городе»

Использованная литература:

  1. «Справочник старшего воспитателя» - №8-2011
  2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А.–2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
  3. Давыдова Г. Н. Поделки из спичечных коробков. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009
  4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  5. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М.:ЦГЛ, 2005
  6. Смирнова Т. В., Филипова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»

Resource id #3942

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • О москве детям дошкольного возраста

    Конспект НОД по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Москве» ЦЕЛИ: дать представление о плане и карте местности; закрепить знания детей о дост...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Презентация москва для дошкольников

    Москва — столица России. Цель : создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и рисования. Задачи: - закрепить по...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Гражданско патриотическое воспитание дошкольников

    Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире …. 3 2. Теоретические аспекты патрио...

  • Презентация россия для дошкольников

    «Моя Родина — Россия!» Уважаемые коллеги! Знакомство с родной страной, её культурой и традициями, народами, населяющими Россию, является важной задачей, стоящей перед воспитателями. Представляю В...

  • Нравственное воспитание дошкольников по фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Презентация патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников Слайд 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Северина Г. А. Слайд 2 Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все...

  • Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д...

  • Тренинг для дошкольников

    «Социально-психологический тренинг с детьми» Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности,...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Формирование патриотических чувств у дошкольников

    План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического...

  • Культура поведения дошкольников

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...