Дошкольное образование мастер класс

Мастер-класс для педагогов ДО «ФГОС— инвестиции в дошкольное детство»

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности.

План проведения мастер-класса:

1. Вступительное слово старшего воспитателя:

2. Электронное голосование.

3. Практические игровые упражнения.

4. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – инвестиции в дошкольное детство» - выступление старшего воспитателя.

5. Подведение итогов, обмен мнениями.

Предварительная работа: изучение ФЗ РФ «Об образовании» от 29. 12. 2-\012 г. № 273-ФЗ, Приказ МОН РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Материалы и оборудование: мультимедийная доска; презентация, дистанционные пульты; конверт с целевыми ориентирами для младенческого, раннего и дошкольного возраста; карты–схемы для составления модели развития успешного ребенка.

Ход мастер-класса:

Слайд № 1

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

Слайд № 2

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе игры.

Слайд № 3

Перед вами слайд с примерными вариантами ответов. С помощью электронного голосования выберите из них те, которые, по-вашему, мнению характеризуют ребенка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДО.

Приметные варианты:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

стремящийся получать готовые знания;

способный к организации собственной деятельности;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

овладевший грамотой – чтением, письмом, счетом.

доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

(Обсуждение вариантов ответов)

Таким образом, путем электронного голосования мы пришли к выводу, что наш воспитанник – это …. ребенок….

Слайд № 4

О ФГОС каждый из нас знает не понаслышке – это та перспектива, которая становится реальностью для каждого из нас. Давайте определим свою позицию по отношению к государственному стандарту сегодня, на этот час, а может быть на данную минуту. Вопрос перед вами на слайде, здесь же представлены варианты ответов: вы готовы к началу работы по внедрению ФГОС; в настоящее время занимаете выжидающую позицию; может быть критикующую позицию; испытываете сопротивление к грядущим переменам; не готовы к переходу на ФГОС. (Электронное голосование. Подведение итогов)

Слайд № 5

Все мы хорошо знаем, как расшифровывается ФГОС? А сейчас давайте отойдем от стандартного варианта и расшифруем ФГОС по-другому (по-новому). Т. е. попробуем его охарактеризовать, для этого ответим на вопрос, какой он федеральный государственный образовательный стандарт? (ИТОГ, обобщающий высказывания слушателей)

Сегодня мы с вами будем говорить о сущности стандарта. Что в нём нового и интересного, а нового в нем много. Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – инвестиции в дошкольное детство».

Слайд № 6

Таким образом, впервые в истории России дошкольное образование стало первым уровнем системы образования, что с одной стороны говорит о признании значимости дошкольного образования, с другой стороны о повышении требований к нему.

Слайд № 7

Да, нам посчастливилось жить в переходный период, от ФТГ к ФГОС. Давайте, определим, в чем отличие федеральных государственных требований от федеральных государственных образовательных стандартов.

Сегодня мы не будем говорить о структуре основной образовательной программы, так как примерные основные программы ещё не внесены в реестр программ, утвержденных мин. образ. и науки РФ. Мы остановимся только на некоторых отличиях ФГТ от ФГОС.

* ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, в данном случае разговор идет о целевых ориентирах дошкольного образования — это принципиальное новшество.

Слайд№8

*ФГОС учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей (в том числе мигранты, одаренные дети, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд № 9

* сравнение по таблице

Слайд № 10

* при ФГОС Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.

Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания, групп детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных групп.

Слайд № 11

* при ФГТ время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. При ФГОС Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация Программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Слайд № 12

* При ФГОС виды деятельности указаны в соответствии с возрастными периодами (см. ФГОС)

Слайд № 13

* образовательные области представлены на слайде. Детализировано содержание каждого направления развития

Слайд № 14

Практическое задание

Уважаемые слушатели, предлагаю Вам практическое задание. У нас присутствует 5 команд, а в Стандарте определено 5 образовательных областей. Необходимо каждой команде определить содержание одной из образовательных областей. (Педагоги работают самостоятельно, затем перечисляют свои варианты ответов. В качестве проверки на слайде появляется характеристика ОО. Подводится итог работы).

Слайды № 15, 16, 17, 18, 19

Слайд № 20

* обращаю Ваше внимание на следующий слайд «Социальная ситуация развития ребенка» – это ключевая установка ФГОС.

Слайд № 21

* сравнение по таблице

Слайд № 22

* при ФГТ обязательная часть включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При ФГОС отражаются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд № 23

* требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что стандарт рассматривает целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, а также на этапе завершения дошкольного образования.

Слайд № 24

(Вариант: слушатели получают конверт с целевыми ориентирами для младенческого, раннего и дошкольного возраста и классифицируют их с учетом возраста детей. В центре помещают изображение ребенка (с учетом его возраста) от него выкладывают лучики с целевыми ориентирами. По окончанию работы, озвучивают варианты ответов). В качестве проверки на слайде представлены выдержки из ФГОС.

Слайд № 25, 26

Думаю, что многие согласятся со мной, что на современном этапе наша работа, работа педагогов-дошкольников, нацелена на воспитание успешного ребенка. А эта цель может быть достигнута, если самоценность и уникальность детства будет сохранена, а ведь это, как мы уже говорили, в наших руках. Слайд № 27

Предлагаю составить модель развития успешного ребенка. Перед Вами карты

-схемы. В них определены 3 этапа: 1 этап – начальный (какой ребенок пришел к нам) ; 2 этап - практический (каким образом мы строим свою работу, направленную на решение поставленных задач в свете внедрения ФГОС) ; 3 этап – заключительный (какого ребенка мы должны получить) .

Конечно, эта задача по плечу педагогу, который свою жизнь посвятил будущему своей страны. Ведь ни для кого не секрет, что педагоги-дошкольники - особый отряд педагогов. Это целеустремленные, надежные, ответственные, активные, неравнодушные, мобильные, знающие (подсказывайте мне, какие это люди) .

Слайд № 28

А сейчас я предлагаю вернуться к нашему электронному голосованию. Вопрос тот же: Ваша позиция по отношению к переходу на ФГОС? (Анализ ответов) .

www.maam.ru

Мастер-класс "Я покажу тебе Москву" (уровень "Дошкольное образование")

Понедельник, 06 Октябрь 2014 12:56

Мастер-класс "Я покажу тебе Москву" (уровень "Дошкольное образование")

  • Печать

Уважаемые коллеги!

С 7 по 16 октября 2014 года в рамках проекта «Урок в Москве» будут организованы мастер-классы «Я покажу тебе Москву» (уровень «Дошкольное образование») .

Мастер-классы будут проходить на базе Екатерининского и Фестивального парков.

В ходе мастер-класса участники познакомятся с особенностями определения маршрутов для детей дошкольного возраста, выбора остановок для организации деятельности с детьми (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой) ; выполнения действий с рабочими листами, планами, схемами и пр.; проведения фотосъёмки объекта (фрагментов объекта) и др.

К участию в мастер-классах приглашаются педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных организаций и дошкольных структурных подразделений образовательных организаций города Москвы.

Участники (1 человек от организации) выбирают день и регистрируются на 1 мастер-класс. При себе иметь блокнот и ручку, фотоаппарат – по желанию. Рекомендуем: одежда по погоде, удобная обувь.

Электронная регистрация открывается отдельно на каждый мастер-класс:

мастер-класс 7октября (вторник) – регистрация на мероприятие 6октябряс 14:00;

мастер-класс 8октября (среда) – регистрация на мероприятие откроется 7октябряс 10:00;

мастер-класс 9октября (четверг) – регистрация на мероприятие откроется 8октябряс 10:00;

мастер-класс 10октября (пятница) – регистрация на мероприятие откроется 9октябряс 10:00

мастер-класс 14октября (вторник) – регистрация на мероприятие откроется 13октябряс 10:00

мастер-класс 15октября (среда) – регистрация на мероприятие откроется 14октябряс 10:00

Сбор участников мастер-классов: 9:50–10:00 на улице при выходе из ст. м. «Проспект Мира» (радиальная) .

Мастер-класс проводят методисты ГМЦ.

Житнякова Наталия Юрьевна, тел.: 8 (495) 912-60-14

Прочитано 3993 раз

Материал mosmetod.ru

Федеральный Институт Развития Образования » Blog Archiv » 8.04.2015 — мастер-класс «Использование подвижных игр и эстафет в работе с дошкольниками» (в рамках цикла семинаров и мастер-классов «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся»)

8 апреля 2015 г. состоится мастер-класс «Использование подвижных игр и эстафет в работе с дошкольниками».

Ведущий: М. М. Борисова, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ.

Время проведения:15:00–18:00.

Место проведения:г. Москва, ул. Пестеля, д. 8Д. ГБОУ СОШ №240, ДОО № 1266.

Метро «Ботанический сад», далее автобусом 603 до остановки «Ул. Пестеля д.4».

Семинар адресованспециалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, преподавателям физкультуры.

Тематический план семинара:

  • • Вклад отечественных и зарубежных исследователей в создание теории и методики подвижных игр и игр-эстафет.
  • • Понятие «подвижная игра», ее специфика, классификация.
  • • Методика проведения подвижных игр и игр-эстафет.
  • • Мастер-класс по использованию подвижных игр и игр-эстафет (всем участникам семинара нужно взять с собой спортивную форму) .

Подробная информация о семинаре – на сайте журнала «ОБРУЧ» http://www.obruch.ru/index.php?id=343

Контактная информация: 8-916-978-84-74 Ирина Львовна Чайка

Март 22, 2015 | Рубрика: ФГОС

Источник www.firo.ru

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников» - дошкольное образование, прочее

- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Ответы участников

Ведущий: Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах:

  1. Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;
  2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

2 часть мастер - класса

Сегодня в игровой форме на основе сказки мы представим вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Каждая группа участников мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите?

Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим имеет эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку.

Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) . Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз.

Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.

Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.

Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз.

А надо подняться на поверхность - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок добрался до берега и решил идти дальше.

Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? чьи это следы?

Опыт № 5

Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему идет дождь?

5. Почему остались следы на песке?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Задание участникам мастер - класса: Обсудите в группах развитию каких навыков, качеств у дошкольников способствует поисково - исследовательская деятельность.

Ответы участников.

В результате организации детского экспериментирования у детей:

- развивается познавательная активность,

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.) , о применении их человеком в своей деятельности.

- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Ведущий: Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер - классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Материал с сайта kopilkaurokov.ru

Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» - дошкольное образование, прочее

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Послушай - и ты узнаешь,

посмотри - и ты поймешь,

сделай сам - и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука - это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского - движение. Различают - крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. - все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание - это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни.

По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга) , его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки) , о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) . Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

Подробней kopilkaurokov.ru

Ведущий: - Так, что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность– это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки .

Реализация проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и людей (сверстниками, воспитателями и родителями) , в партнера и консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного метода в систему образовательной деятельности следует соблюдать следующие требования:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость полученных результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Использование исследовательских методов («Мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.)

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

  1. Выбор темы проекта, его типа и количества участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работ, распределения ролей.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  5. Промежуточное обсуждение полученных данных (например: «Вечерний сбор» - ежедневно) .
  6. Защита проектов (презентации, странички портфолио, выставки, стенгазеты, плакаты, макеты, подготовка группы для защитыи др.) . Видами презентации могут быть:деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д
  7. Рефлексия- коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы(проводится через неделю после защиты. Ответ на вопрос: «Что дал проект?») .

Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают её; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Работа в командах по методу «мозгового штурма»

Ведущий: Рассмотрим этапы проекта, выделенные Н. Ю. Пахомовой , :

  • погружение в проект;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

При их соблюдении можно говорить о том, что проектная деятельность выступает как инструмент для развития детской инициативности.

(таблица выполняемых действий со стороны воспитателя и детей см. приложение №1)

Тема: «Составляем программу действий».

Цель: организация оперативного поиска действий.

Маршрут поиска: работа над проектом.

Результат «мозгового штурма»: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.

Правила «мозгового штурма»:

1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.3.

Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

(Идёт работа по группам. Защита программ действий)

Воспитатель

Источник nsportal.ru

Мастер – класс для педагогов «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста» - дошкольное образование, мероприятия

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста

Задачи:

- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;

- показать продуктивные способы работы

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Тема мастер-класса «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста», на первый взгляд, не связана с темой воспитателя.

Вы можете сказать, что эта работа психолога.

Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Возьмите блок для записи, напишите на нем свое заветное желание, порвите лист, а затем сложите из обрывков текст. Чем быстрее вы соберете текст, тем быстрее ваше желание осуществится.

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других) . Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные) .

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию? (2-3 ответа)

Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: "грубиян", "нахал", "отвратительный", "хулиган" - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные

внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

В своей практике, я не стала исключением и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Я попробовала применить упражнения из арт-терапии и увидела положительные результаты.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли-ну для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получа-ется исцеление через самовыра-жение творческого потенциала.

Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызги-вание, смешение, подбор или им-пульсивное рисование красками - это будет красиво!

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная

на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения.

Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.

В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Арт-терапия:

- Создает положительный эмоциональный настрой.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким - либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам) . Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

- Развивает чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

-Повышает творческую самооценку и уверенность в себе

- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик. К ней относятся: живопись, графика, рисование и лепка также сказкотерапия,фототерапия, оригами, музыкотерапия, песочная терапия, и т.д.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с детьми. В своей работе я часто использую упражнения с детьми раннего возраста как индивидуально, так и с подгруппой.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии. Наша задача - научить ребенка справляться со своими эмоциями.

Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе. И сегодня я расскажу вам об этихих упражненениях, которые использую в своей работе и считаю наиболее эффективными.

Вы скорее всего сталкивались и даже применяли эти упражнения, но не знали, что позволяют снять проявления агрессии.

Упражнения:

Мятый лист (ситуативное применение)

При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства.

Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.

Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели рисунок. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия.

Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Монотипии

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.

Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Отпечатки

Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски

Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце

работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином

Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком.

Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена) , сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями.

Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Игры с песком

В песочнице на улице, в группе маленькими игрушками в зоне для игр с песком и водой.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение.

Ваши вопросы.

Ваши мнения о мастер-классе.

Благодарю за внимание.

Материал с сайта kopilkaurokov.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Фгос дошкольного образования 2015

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...