Дошкольное образование в японии

В этой уникальной стране образование является культом, который поддерживают семья, государство и общество.

В Японии совершенно особенная методика воспитания детей.

До 5 лет здесь относятся к ребёнку, как к императору, никогда не наказывая его и даже не повышая на него голоса, после 5 и до 15 - как к рабу, применяя чуть ли не палочную дисциплину, а после 15 - как к равному.

В Японии 15-ти летний подросток - это ответственный взрослый человек, который подчиняется принятым в социуме правилам и несёт ответственность за себя, за свою семью и государство в целом.

В японских семьях и в обществе присутствует строгая субординация. Мужчина - безоговорочный глава семьи, мать воспитывает детей и создаёт уют в доме.

В Японии уважают старших - и по возрасту, и по служебному положению. Особенности образования в Японии - это строгое следование традициям и многовековому укладу.

Дошкольное образование в Японии

Посещение детских садов в Японии не является обязательным. Почти все дошкольные учреждения здесь частные.

Государственных детских садов в Японии очень мало, и чтобы туда попасть, родители должны предоставить администрации очень веские основания.

Воспитанием детей занимаются в основном матери.

Мать никогда не противится воле ребёнка, она может лишь предупредить его об опасности. Воздействие на японского ребёнка мать оказывает косвенным путём: она может показать, что огорчена его поведением или противопоставить его действия принятым в обществе правилам.

Япония - это страна групп и сообществ: быть вне определённого круга людей, оставаться в изоляции и одиночестве для японца - трагедия.

В детских садах Японии (даже в частных) всегда скромная, если не сказать аскетическая, обстановка.

Дети играют, обучаются, спят и едят в одной комнате.

Группы здесь небольшие, по 5-6 человек, причём каждые полгода состав детей меняется.

Меняются и воспитатели в группах. Это необходимо для развития у ребёнка навык общения с людьми.

Система дошкольного образования в Японии призвана сделать из маленьких японцев будущих членов коллективов или корпораций.

Реформа образования в Японии, которая была проведена несколько десятилетий назад, коснулась в первую очередь, дошкольного воспитания и обучения.

Большое внимания стало уделяться раннему развитию детей. Это случилось благодаря книге японского педагога (и по совместительству основателю концерна Sony) Масару Ибуки.

Всегда хотели получить образование по направлению психология? Дистанционное обучение - это прекрасная возможность осуществить задуманное не отвлекаясь от работы и других дел.

Узнать куда сходить в Лондоне можно здесь.

Его труд назывался «После трёх уже поздно», и в нём доказывалась необходимость развивать характер и способности детей с самого младшего возраста.

Школьное образование в Японии

Современное образование в Японии формирует основную цель государственной педагогики - подготовить человека для эффективной работы в коллективе.

Японцы редко меняют работу, и если устраиваются в компанию, то, как правило, на всю жизнь.

Школьное и последующее обучение призваны научить японца быть частью группы и приносить общественную пользу.

В японских школах все равны, и нет специальных программ для одарённых и отстающих детей.

Для индивидуальной подготовки существуют вспомогательные вечерние школы «дзюку».

Учебный год начинается в апреле и разделён на 3 триместра.

Школьное образование состоит из 3 ступеней:

  • начальная школа (6 классов) ;
  • средняя школа (3 класса) ;
  • старшая школа (3 класса) .

Первые два уровня школы обязательны для всех детей и являются бесплатными. Старшая школа хотя и платная, но поступают в неё 95% учащихся.

В начальной школе преподают общеобразовательные дисциплины, в средней школе к ним добавляются английский язык и ещё несколько предметов по выбору школьной администрации.

В старшей школе ученики получают возможность выбора нескольких специализированных предметов.

Большая часть учеников посещает дополнительные занятия (дзюку) . Обучение на вспомогательных курсах помогает учащимся подготовиться к дальнейшему образованию. После школ учёбу продолжают около 75% процентов учащихся.

Японское образование предусматривает многочисленные экзамены по завершении каждого триместра.

Переход из средних школ в старшие осуществляется по результатам экзаменов. Успевающие ученики поступают в престижные учебные заведения и получают возможность поступить в вузы.

Остальные идут в школы без особых карьерных перспектив, где дают образование с уклоном в сельско-хозяйственную деятельность или домоводство.

Часть учащихся после средней школы поступает в технологические колледжи, где нужно учится 5 лет.

Однако поступить туда не так-то легко. Некоторые техникумы курируются крупными фирмами, и выпускники по окончании последнего курса сразу берутся на работу.

Среднее образование в Японии получают именно в этих учебных заведениях.

Высшее образование в Японии

Системе высшего образования в Японии присуща строгая иерархичность.

Вузы делятся на «университетский» сектор и «неуниверситетский».

На рынке труда высоко котируется лишь полное университетское образование.

Обучение в остальных японских вузах считается менее престижным. Всего в стране 4 вида высших учебных заведений:

  1. профессиональные колледжи;
  2. университеты;
  3. школы магистратуры, где осуществляется последипломное обучение.

В колледжах и технологических институтах обучение длится 2-3 года: уровень образования в этих вузах не так высок, как в университетах и аналогичен, скорее, уровню российских техникумов.

В университетах после 4-х годичного курса обучения выпускнику присваивается степень бакалавра.

Медицинское и экономическое образование в Японии являются наиболее престижными и желанными для абитуриентов.

Какие особенности имеет климат Канады: среднегодовые температуры воздуха, погода на побережьях, в центральной части и на севере страны.

Все про образование в Сингапуре, историю развития и современные основы преподавания, читайте тут.

Чем так престижна Лондонская школа бизнеса и финансов, узнайте об этом по адресу: http://inostudent.ru/obrazovanie/vysshie-shkoly/dejstvuyushhie-shkoly-politiki-i-biznesa-v-rossii-i-za-rubezhom.html.

Университеты Японии

Среди японских университетов также существует своя иерархия.

На высшей ступени престижа и популярности стоят несколько частных японских вузов.

Таковых немного, и к их числу относятся, например, такие университеты, как Нихон, Васэда или Университет Хоккайдо Токай.

Выпускники этих вузов составляют элиту экономики и политики страны.

Поступить в эти университеты без серьёзной подготовки и специальных рекомендаций практически невозможно.

Диплом любого из этих вузов даёт полную гарантию успешного трудоустройства независимо от оценок и иногда даже специальности.

Ступенью ниже располагаются несколько государственных университетов, занимающих высшие строчки в рейтингах вузов Японии. К ним относятся, например, Гос. Университет Иокогамы или Токийский технологический институт.

Плата за учёбу в этих вузах меньше, но конкурс очень большой.

Дальше идут остальные университеты, которые учреждены местными префектурами.

Плата за обучение здесь небольшая и конкурс довольно умеренный.

Самыми «непрестижными» считаются небольшие частные университеты.

Их отличает высокая плата за обучение и диплом, который невысоко котируется при приёме на работу.

Японская система образования является одной из самых грамотно выстроенных и эффективных в Азии и во всём мире, и именно она обеспечивает высокий уровень жизни и экономический рост в стране.

Вместе с этой статьей читают:

Материал с сайта inostudent.ru

Японская система образования — Психологос

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством.

Большая часть населения имеет примерно одинаковый уровень дохода.

До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

Разводы – редкость. Статистические данные: за 1996 год говорят, что на 1000 человек в Японии приходится 1,57 разводов.

Позднее вступление в брак. Средний возраст вступающих в брак для мужчин составляет 29,7 года, а для женщин - 27,1 года.

Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но чаще всего родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.

Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей.

Субординация прослеживается даже в отношениях братьев и сестер. Нет такого слова, как брат или сестра. Есть младший/старший брат и младшая/старшая сестра.

У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его.

Дошкольное воспитание

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко.

Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет.

Если с ребенком что-то случается, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях.

Японка не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Как правило, дети настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт.

Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе.

Японцы сторонники раннего развития ребенка. В разном возрасте, воспитание акцентируется на разных проблемах: 1 год: пробуждение уверенности в себе. 2 года: прикладное творчество, ручная работа. 3 года: воспитание обязанностей. 4 года: добро и зло.

5 лет: воспитание лидерских качеств: самостоятельность, умение составлять планы и выполнять их.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному. В сыне видят будущую опору семьи. Его учат преодолевать трудности.

Девочек готовят к домашней работе.

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад.

В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать.

В детских садах каждые пол года меняется состав детских групп и воспитателей. Если ребенок плохо начал в одной группе, есть шанс исправить положение в другой.

Особенности системы образования

Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Японская система образования как блины печет молодых людей, разбирающихся в математике и технике. В 1994 году 97,5% юношей пошли учиться в колледжи. Около 40% молодых японцев и 20% японок поступили в университеты.

Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад".

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо.

До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Принципы обучения в школе

Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей.

Нет в школах и "второгодников". Репетиторские школы (дзюку) помогают "выравниванию" детей.

Обычная школа дает знания массово, Дзюку более ориентирована на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку.

Принципы воспитания в школе

Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого.

Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют коллективные спортивные игры.

В школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли.

Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель - формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.

Задача средней школы – воспитание, задача старшей школы – передача знаний для поступления в вуз.

Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества.

Здоровье детей

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Особо тщательно разрабатывается меню для детишек. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Советы о «вкусной и здоровой пище» даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений.

Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя.

Ребенка приучают к чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

Культура, праздники и церемонии

В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны.

Сития — «седьмая ночь» или «надзукэ-но иваи» - праздник по случаю выбора имени ребенку.

Спустя 100 дней после рождения ребенка впервые несут в храм.

Когда ребенку исполняется год, перед ним раскладывают различные предметы (например, счеты, серп, кисточку для письма и т. д.) И по тому, какую вещь он возьмет первой, говорят о его будущем.

Третьего марта по всей Японии проходит "хинамацури" - праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которые выставляются изящные куклы, символизирующие императорскую семью.

Пятого мая проводится праздник "кодомо но хи". В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамен, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин.

Первое апреля - начало учебного года и своеобразная "инициация" на право быть японцем.

Прочее

Недавно в японских школах была введена еще одна замечательная традиция: привлекать старых японцев и японок, чтобы они преподавали детям ручные ремесла.

Идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине») .

Есть мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить.

Ссылки

Материал www.psychologos.ru

Система образования в Японии

Современная система образования в Японии

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами - короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов.

Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов.

Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Система дошкольного образования в Японии

Детские сады в Японии не являются обязательной ступенью в системе образования, поэтому все они частные. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех) . Также существуют и ясли с 1 года, но в них можно отдать ребенка только при наличии очень веской причины, по обязательному заявлению и предоставлению документов комиссии, которая может и отказать. Все дело в том, что это противоречит принципу домашнего воспитания.

Система школьного образования в Японии

Большинство школ в системе образования Японии - муниципальные и финансируются из бюджета, но примерно 5% - это частные школы, обучение в которых платное. Ученики в японских школах учатся 12 лет, что несколько больше в сравнении с другими странами.

Классы в школах как правило большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Обучение в 10-12-х классах не является обязательным, но 94% учеников учатся 12 лет.

Начальная школа - с 6 до 12 лет (1-6-й классы) ;

Средняя школа - с 13 до 15 лет (7-9-й классы) ;

Старшая школа - с 16 до 18 лет (10-12-й классы) .

По окончании школы 75,9% выпускников продолжают учиться в вузах, училищах, колледжах и т.д.

Система высшего образования в Японии

С высшим образованием в Японии ситуация практически противоположная - 80% университетов негосударственные. В Японии 726 университетов, в которых учится 2,8 млн студентов (для сравнения - в России 7,5 млн студентов) . Обучение в университетах проводится по двухуровневой схеме: бакалавриат (4 года) и магистратура (еще 2 года) . Лучшими в Японии считаются два вуза: Университет Киото и Токийский университет, также высокие позиции в мировых рейтингах занимают университеты Кэйо и Васэда.

Подробней www.examen.ru

Дошкольное образование - Презентация 16454-5

Япония

краткое содержание других презентаций о Японии

«Культура в Японии» - Архитектурные сооружения характеризуются естественной близостью к природному ландшафту. Поэтическая игра. «Найди окончание хокку». Духовно-религиозные основы японской культуры.

Японская архитектура. Гляжу – опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Театр Но, театр Кабуки, театр Дзёрури.

Японский театр и музыка.

«Архитектура Японии» - Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными.

«Красота японского искусства» - Павильон Сёкинтэй 17 век. Миниатюрная японская скульптура - нэцкэ. Простота и отсутствие вычурности Сохранение первозданной красоты самого предмета Недосказанность и незавершённость Соразмерность и гармоничность.

Деревья, камни, вода – неотъемлемые составные части Японского сада. Дворец Кацура. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни.

«Деловая культура Японии» - Все избранные в Совет директора возглавляют в фирме вполне определённые подразделения. Политический строй. Японцы стремятся построить деловые отношения на личной основе.

Левицкая Э. В. Чистова А. С. Точность – вежливость королей.. и японцев. Экономика. Подарок не должен быть рекламой вашей фирмы.

Организационная структура.

«Японский сад» - В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии, что выражается в различных композиционных решениях. Преобладают округлые формы. Сад в японском стиле.

Секрет воздействия такого сада состоит в усилении впечатления от окружающей среды при помощи хитрых художественных приемов.

«Образование в Японии» - Ученые степени. Общая численность студентов превышает 2, 5 миллиона человек. Обязательные дисциплины средней школы: Здесь изучаются: - электроника; - машиностроение; - строительство и др. В 12 классе ученик выбирает один из профилей обучения.

Вузовская система оценки знаний – 80 зачетных единиц при окончании школы.

Всего в теме «Япония» 30 презентаций

Материал 900igr.net

Образование в Японии

Отправить заявку на обучение в стране

Образование в Японии, как и многое другое в этой стране очень специфично и отличается высоким качеством. Одно из первых отличий в процессе обучения в Японии от всего другого мира заключается в учебном году, он начинается первого апреля, а не первого сентября как в других странах. Как и в других восточных странах: Китае, Сингапуре, Корее к обучению в Японии подходят очень основательно и ответственно.

Система образования в Японии

Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. А в университетах вообще нет групп и студенты учатся по индивидуальными планам, которые сами и составляют.

Система дошкольного образования в Японии

Детские сады в Японии не являются обязательными, соответственно не финансируются из бюджета, и все являются частными. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех) . Все дело в том, что это противоречит принципу воспитания в семье на котором основана вся японская культура.

Система школьного образования в Японии

Большинство школ в системе образования Японии - муниципальные и финансируются из бюджета. Классы в школах, как правило, большие, около 40 человек.

У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Частных школ в Японии не много - около 5% от общего количества.

Считается, что предоставляют они более качественное образование, чем государственные школы. Обучение в частных школах Японии имеет высокую стоимость и при этом конкуренция на поступление очень высока. Это обусловлено тем, что после частных школ легче поступить в университеты Японии, так как больше времени уделяется подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

Система высшего образования в Японии

Что касается высшего образования в Японии то оно представлено большим количеством вузов, которые делятся на государственные и частные. Как в тех, так и в других образование платное. Бесплатно могут учиться только очень талантливые студенты, которым удается получить несколько стипендий японского правительства, но получить их практически невозможно (например, в 2011 году их было выдано около ста на 2,8 млн. студентов) .

В отличие от большинства стран, с развитой системой международного образования таких, как: Англия, Америка, Франция, Австралия, Канада и Новая Зеландия все абитуриенты стремятся поступить в государственные университеты. Это происходит по тому, что образование там тоже платное, но значительно (примерно в 10 раз) дешевле, чем в частных вузах. Да и в международных рейтингах высших учебных заведений Япония представлена именно гос. вузами.

Путешествие в Японию - это уникальная возможность познакомиться с древнейшими восточными традициями и искусствами, полюбоваться на восхитительные города будущего, поражающие своей красотой и необычностью и увидеть, как цветет сакура. Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством.

С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Изучение японского языка в Японии - это уникальная возможность познакомиться с удивительной культурой и традициями этой страны.

Источник www.itecgroup.ru

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии. Реферат. Читать текст оnline -

. Система детских садов в Японии

. Особенности воспитательного процесса

. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Японии

Заключение

Список литературы

Введение

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения.

Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны) ; проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии.

1. Система детских садов в Японии

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике.

Ее автор, Мисару Ибука - директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.

Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков.

При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать.

Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу.

Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет.

Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты) . Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий.

Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность.

Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения.

Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают.

Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются.

Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага.

Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.

До недавнего времени Япония была сельскохозяйственной страной. А для крестьян весна - время начала посевных работ. Хотя Новый год японцы теперь справляют по западному григорианскому календарю, апрель по традиции - точка отсчета в деловой жизни японцев.

С этого момента вступают в действие заключенные контракты, начинают свою работу вновь нанятые сотрудники, запускаются новые проекты.

Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов.

В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится. Огромную роль в сохранении традиций играют праздники.

. Особенности воспитательного процесса

детский сад япония дошкольное образование

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации.

Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников.

Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо.

Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс.

Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина - умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы) . Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято.

Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях - побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Государственными праздниками в Японии считаются: 15 августа - День окончания второй мировой войны, 9 октября - День физкультуры, 23 ноября - День благодарности труду, 24 декабря - христианское Рождество.

День физкультуры - самый большой праздник в японском детском саду. Его отмечают спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями.

В День благодарности труду дети обычно отправляются на экскурсию: в полицейский участок, в управление пожарной охраны, на вокзал - то есть туда, где работают люди, служащие государству. Такую детсадовскую экскурсию легко узнать, потому что дети одеты в специальную форму. Обязательный элемент этой формы - шапочка: у мальчиков - белая, у девочек - красная.

Белый и красный - цвета национального флага Японии. Белый считается цветом чистоты, а красный - цветом солнца. Красный считается еще и женским цветом - возможно, потому, что напоминает кровь.

Под Новый год японцы едят рисовые лепешки. Рисовые лепешки считаются у них традиционным национальным блюдом, как у русских - каравай. Но современные городские японцы, конечно, не имеют условий, чтобы печь лепешки самим, и угощаются покупными.

В детских садах, однако, есть маленькие ступки, в которых дети сами толкут рис. Потом из этого размягченного риса взрослые в садовской кухне выпекают настоящие лепешки, которыми все лакомятся.

Говорят, что рисовые лепешки делают не только люди, но и лунные кролики. С началом сентября воспитатель дает детям домашнее задание: наблюдать за Луной и обещает им, что самые внимательные обязательно увидят, как кролики в полнолуние пекут на Луне лепешки.

Любимое развлечение японских детей под Новый год - запуск бумажного змея. Это традиция, которую японцы-христиане сохранили с древних времен.

Кроме государственных, японцы отмечают множество традиционных народных праздников.

День девочек (3 марта) и День мальчиков (5 мая) связаны с обрядами самураев.

В День девочек дома и в детском саду устраивают кукольную горку, которая символизирует иерархическую лестницу самураев, и едят цветные рисовые лепешки, напоминающие украшенные торты. На верхушке такого торта - фигурки императора и императрицы, перекочевавшие сюда с кукольной горки.

День мальчиков изначально был днем посвящения их в самураи. В этот день в японских детских садах делают бумажного карпа. Обладатель карпа будет мужественным и сильным.

Есть у японцев и День мам, чем-то напоминающий привычный для нас праздник 8 Марта. Но японцы в отличие от россиян воспевают не красоту женщин и не их таланты будить в мужчинах зверя, а способность родить и воспитать ребенка.

В этот день мамы приходят в детский сад, дети поздравляют их и дарят им гвоздики. Гвоздики в этот день дарят всем матерям по всей стране.

Кроме того, у японцев существует еще и День пап. Пап в детском саду чествуют по тому же сценарию, что и мам (кроме вручения гвоздик) . Таким образом соблюдается некое родительское равноправие, а главное - отмечается роль отца в воспитании ребенка.

Забавные праздники, сродни нашей Масленице, в Японии отмечают 4 февраля - в канун весны. Дети вместе с педагогами делают маски чудовищ и вешают их на стены. Эти чудовища - воплощения зла - должны быть изгнаны.

В решающий момент праздника являются `настоящие` ожившие чудовища - воспитатели в костюмах. Дети бросают в них бобы и кричат: `Чудовища, уходите! Пусть приходит счастье!` Бобы разбрасывают по всему детскому саду: они обладают магическим свойством изгонять злую силу.

Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании.

Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год.

Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы (вслед за американцами) , рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей.

Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память.

А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей. Как у нас.

И как везде.

3. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в

Японии

В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных программ.

Второй проблемой является повышение роли академических успехов детей (несмотря на декларируемую социальную направленность дошкольного образования) - ряд престижных детских садов принимает лишь одного из пяти трехлетних детей на основе конкурсного отбора. В результате в Японии появились учреждения, специализирующиеся на подготовке двухлетних детей к поступлению в детский сад.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство.

Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями.

Общая ориентация дошкольного образования на развитие рефлективности ребенка, поддержку его инициативы, организацию стабильного окружения позволяет говорить о различии содержательных акцентов деятельности дошкольных работников, что может выступить в качестве основания для осмысления организации отечественного дошкольного образования.

Заключение

Примерно 90-95% детей в возрасте от трех лет посещают дошкольные учреждения разного типа.

Воспитанию детей в коллективе японские педагоги придают особое значение. С их точки зрения, это одно из основных условий демократического воспитания, так как детский коллектив является моделью общества.

К дошкольным учреждениям относятся детские сады, центры дневного ухода и учреждения для детей с недостатками в развитии.

Существуют также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты, с которыми они связаны.

Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребенку выстраивать хорошие отношения со взрослыми и детьми, воспитывать в нем уважение к природе, формировать здоровые жизненные привычки.

Современные японские семьи нельзя назвать многодетными. Большинство семей имеет одного-двух детей. В связи с тем, что в японской семье уменьшается количество детей, их родители получают возможность давать своим детям более качественное и широкое образование.

Это заставляет дошкольные учреждения постоянно совершенствовать свои программы, чтобы победить в конкуренции за потенциальных клиентов.

Список литературы

1. Детский сад в Японии: Опыт развития детей в группе / Общ. ред. В. Т. Нанивской. - М., 1987.

2. За знаниями - по миру. Дошкольное образование в Японии // Дошкольное образование. - 2010. - №1. - с. 13-18.

. Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. - 1995. - №3.

. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность - М., Академия, 2008. - 240 с.

. Система образования стран запада: Справочник. Ч. II. - М.: РУДН, 2009. - 192 с.

Похожие работы

Подробней bibliofond.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольное образование в великобритании

    Бесплатное образование в Англии осуществляется на первых 3-х уровнях, за высшее образование надо платить. Дошкольное образование в Англии В Англии дошкольное образование происходит в яслях и детс...

  • Дошкольное образование в италии

    Образование в Италии — Википедия Система среднего образования Начальная школас 6 до 11 лет Начальная школа подразделяется на 2 ступени — scuola elementare 1 и scuola elementare 2. Обе эти ступени...

  • Развитие дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Дошкольное образование во франции

    Отличительная черта национального французского характера - это любовь к всякого рода нововведениям и экспериментам. Современное образование во Франции работает с самыми новаторскими и передовыми...

  • Система дошкольного образования

    Система дошкольного образования в России В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей. Ясли-сад Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже...

  • Становление развития дошкольного образования в россии

    Становление и развитие дошкольной педагогики Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­к...

  • История развития дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Методики дошкольного образования

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Дошкольное образование в швейцарии

    Современные системы дошкольного образования за рубежом. Дошкольное образование Швейцарии Современные системы дошкольного образования за рубежом. Дошкольное образование Швейцарии Система образован...

  • Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...

  • Дошкольное образование в россии реферат

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Дошкольное образование за рубежом

    Современные системы дошкольного образования за рубежом. Дошкольное образование Швейцарии Современные системы дошкольного образования за рубежом. Дошкольное образование Швейцарии Система образован...

  • Проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Проблемы дошкольного образования в россии

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...