Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы) .

Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 01.01.2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 ноября 2013 г. N 265

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Подробней на сайте base.garant.ru

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 утвержден

«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования».

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Федеральные Стандарты заменили собой ранее действующие «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» приказ № 655 от 23 ноября 2009г

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) .

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации) .

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями(законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Стандарт разработан на основеКонституцииРоссийской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетомКонвенцииООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

С чем связано введение ФГОС ДО?

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ФГОСнаписан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей) , социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:

• повышение социального статуса дошкольного образования;

• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы) ;

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

• способность выбирать себе род занятий;

• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;

• обладание чувством собственного достоинства;

• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;

• подчинение разным правилам и социальным нормам;

• проявление творческих способностей;

• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики) ;

• способность к волевым усилиям;

• склонность к наблюдению, экспериментированию;

• способность к принятию собственных решений.

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно - пространственной среды. Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями:родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО организация обязана:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

По теме:

Материал nsportal.ru

доктор психологических наук,

профессор.)

С 01.09.2013года сучетом вступления всилу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует нетолько доступность, нои качество образования наэтой ступени.

С 1января 2014года все дошкольные образовательные учреждения России переходят нановый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются вРоссийской Федерации всоответствии стребованием статьи 12 «Закона обобразовании» исогласно статье 2пункту 6нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований кдошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики инормативно-правовому регулированию всфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые вистории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта— поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых идетей ради развития способностей каждого ребенка.

Внастоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется вразличных моделях иформах, значительно различающихся ипо условиям осуществления образовательного процесса, ипо содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса вусловиях, неадекватных возрасту детей дошкольного возраста.

ФГОС ДОосуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий ирезультатов дошкольного образования вобъеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так ирезультатов освоения основной общеобразовательной программы.

Что является основными целямиФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка вполучении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня икачества образования наоснове единства обязательных требований кусловиям реализации основных образовательных программ, ихструктуре ирезультатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФотносительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо отнациональных, территориальных, имущественных идругих различий возможность достижения необходимого идостаточного уровня развития для последующего успешного обучения наследующем уровне системы непрерывного образования России.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности исамоценности дошкольного детства как важного этапа вобщем развитии человека;
  • полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка всоответствии сего возрастными ииндивидуальными особенностями исклонностями.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1.Требования кструктуре образовательной программы дошкольного образования;

2.Требования кусловиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают всебя:

2.1. Требования кпсихолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. Кразвивающей предметно-пространственной среде;

  • предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  • Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

- свободный доступ воспитанников киграм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. Ккадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. Кматериально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. Кфинансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.Требования крезультатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1.Социально-коммуникативное развитиенаправлено наусвоение норм иценностей, принятых вобществе, включая моральные инравственные ценности; развитие общения ивзаимодействия ребенка совзрослыми исверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности исаморегуляции собственных действий; развитие социального иэмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности ксовместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения ичувства принадлежности ксвоей семье ик сообществу детей ивзрослых вОрганизации; формирование позитивных установок кразличным видам труда итворчества; формирование основ безопасного поведения вбыту, социуме, природе.

2.Познавательно-речевое развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности ипознавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения итворческой активности; формирование первичных представлений осебе, других людях, объектах окружающего мира, освойствах иотношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части ицелом, пространстве ивремени, движении ипокое, причинах иследствиях идр.) , омалой родине иОтечестве, представлений осоциокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях ипраздниках, опланете Земля как общем доме людей, обособенностях ееприроды, многообразии стран инародов мира.

3.Художественно-эстетическое развитиепредполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения кокружающему миру; формирование элементарных представлений овидах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной идр.) .

4.Речевое развитиевключает владение речью как средством общения икультуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой иинтонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство скнижной культурой, детской литературой, понимание наслух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5.Физическое развитиевключает приобретение опыта вследующих видах деятельности детей: двигательной, втом числе связанной свыполнением упражнений, направленных наразвитие таких физических качеств, как координация игибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной имелкой моторики обеих рук, атакже справильным, ненаносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты вобе стороны) , формирование начальных представлений онекоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности исаморегуляции вдвигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами иправилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек идр.) .

ВСтандарт заложены требования ксодержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования крезультатам освоения представлены ввиде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры неподлежат непосредственной оценке, втом числе ввиде педагогической диагностики, ине являются основанием для ихформального сравнения среальными достижениями детей. Освоение Программы несопровождается проведением промежуточных аттестаций иитоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего оЕГЭ для дошкольников, ничего оконтроле итестировании дошкольных учреждений; онне сводится кшкольным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы поподготовке Стандарта. Поего словам, вотличие отдругих стандартов, вФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ несопровождается проведением промежуточных аттестаций иитоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо отформ реализации Программы, атакже отее характера, особенностей развития детей иОрганизации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником врамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной соценкой эффективности педагогических действий илежащей воснове ихдальнейшего планирования) .

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ;

2) оптимизации работы сгруппой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения ипроведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок— выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность всвоих силах, положительное отношение ксебе идругим, развитое воображение, способность кволевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада— эмоционально, коммуникативно, физически ипсихически развить ребенка. Сформировать устойчивость кстрессам, квнешней ивнутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это нете дети, что были вчера.

Пример: Ребенку3лет дали картинки изА. Пушкина, онприставил пальчики истал раздвигать эту картинку вкниге. Ноона, естественно, недвигалась, ион, обиженно вытянув губки, отбросил книгу.

Когда уже к 2.5-3годам дети приобщаются кинформационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это ичастные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование вобразовательной организации» Статья 44 «Закон Обобразовании вРФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: